Регулятор давления газа

 

Изобретение относится к автоматическому регулированию и может быть использовано в пневмосистемах различного назначения. Технический результат изобретения - уменьшение по величине и по времени отклонений выходного давления при увеличении отбора газа от регулятора. Регулятор содержит корпус 1 с входной 2 и выходной 3 полостями и первый клапан 4 между ними. Имеется первый чувствительный элемент - ступенчатый поршень 6, воздействующий на первый клапан 4 и в исходном положении контактирующий с подвижной втулкой 12, в которой установлен поршень 10 с вторым клапаном 17. Во втулке установлены третий клапан 12 и обратный клапан 21, второй обратный клапан 26 сообщает полость 7 между ступенями ступенчатого поршня с выходной полостью 3. Технический результат обеспечивается указанными признаками совместно с соотношением параметров конструктивных и газовой среды. 2 з. п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к автоматическому регулированию и может быть использовано в пневмосистемах различного назначения.

Известен регулятор давления газа, содержащий корпус с размещенным между входной и выходной полостями первым клапаном, первый чувствительный элемент в виде установленного в корпусе ступенчатого поршня, меньшая ступень которого связана с первым клапаном и образует с большей ступенью и корпусом первую полость, которая сообщена через дроссель с атмосферой, второй чувствительный элемент в виде поршня, нагруженного пружиной задания, и вторая полость, которая сообщена с выходной полостью и через второй клапан с первой полостью, при этом поршень размещен во втулке, установленной в корпусе между поршнем и большей ступенью ступенчатого поршня и снабженной седлом второго клапана, который размещен в поршне, вторая полость образована поршнем и втулкой, в которой выполнено седло третьего клапана, размещенного во втулке, которая образует с большей ступенью ступенчатого поршня третью полость, вторая и третья полости сообщены через третий клапан, причем в исходном положении втулка контактно связана с поршнем и большей ступенью ступенчатого поршня, третий клапан отжат от своего седла поршнем, а соединение третьего клапана с его седлом в положении их контакта выполнено с гарантированной негерметичностью [1].

При ступенчатом увеличении расхода газа через регулятор, особенно при переходе из безрасходного режима, когда давление в первой полости почти равно выходному, в режим полного расхода выходное давление может значительно понизиться. Величина понижения выходного давления и время его восстановления зависят от характера опоражнивания первой и третьей полостей. В рассматриваемом регуляторе не имеется технических решений, ограничивающих уменьшение выходного давления при увеличении расхода газа.

Известен регулятор давления газа, имеющий те же существенные признаки, что и рассмотренный выше аналог. Кроме того, в нем за третьим клапаном параллельно установлены дроссель и обратный клапан, обращенный выходом к третьей полости [2].

В этом регуляторе при ступенчатом включении расхода выходное давление резко понижается, поршень перемещает третий клапан, но отток среды через третий клапан и скорость падения давления в третьей полости ограничиваются дросселем.

Это решение способствует получению положительного технического результата, но в ряде случаев недостаточно.

Предлагается техническое решение, при котором уменьшается по величине и по времени отклонение выходного давления при увеличении отбора газа от регулятора.

Суть изобретения в том, что совокупность отмеченных выше существенных признаков, присущих аналогу и прототипу, дополнена группой новых существенных признаков.

Установлен второй обратный клапан, вход которого сообщен с первой полостью, а выход - с выходной полостью, и имеется соотношение параметров, соответствующих состоянию регулятора после ступенчатого увеличения расхода газа, > 1, , где f1 и f3 - сечения дросселей, установленных соответственно между первой полостью и атмосферой и между третьей и второй полостями; P1 и Р3 - давления соответственно перед сечениями f1 и f3; F1 и F3 - эффективные площади ступенчатого поршня, на которые действуют давления соответственно в первой и третьей полостях; K1= , где R - газовая постоянная; Т10 и V10 - начальные температуры газа в первой полости и ее объем; K3= , где Т30 и V30 - начальные температура газа в третьей полости и ее объем; А1 и А30 - коэффициенты, учитывающие параметры газовой среды и сечений f1 и f3 и определяющие расходы через эти сечения.

Кроме того, имеются формулы, определяющие начальные давления Р30 в третьей полости и Р10 в первой полости после увеличения газа через регулятор: P30= P, , где Рн - давление в выходной и третьей полостях (давление настройки) до увеличения расхода газа через регулятор; Vз.н. - объем третьей полости до увеличения расхода газа через регулятор, и
P10= P30- , где Тк - усилие на первом клапане, воспринимаемое ступенчатым поршнем.

Причем перед дросселем, сообщающим первую полость с атмосферой, установлен регулятор давления.

Существенность отличительных признаков изобретения видна из следующего.

Так как при ступенчатом увеличении расхода газа необходимо уменьшение давления в первой полости для отжатия первого клапана, а расход газа в атмосферу через дроссель на выходе полости ограничен, то второй обратный клапан, реагируя на резкое уменьшение давления в выходной полости, сбрасывает из первой полости значительное количество газа до выравнивания давления в ней с давлением в выходной полости.

После указанного предварительного опоражнивания первой полости становится приемлемым уменьшение давления в ней за счет умеренных утечек через дроссель. Так как после уменьшения выходного давления опорожняется через дроссель в выходную полость и третья полость, то необходимо иметь четкое условие, гарантирующее сравнительно быстрое восстановление выходного давления с учетом исходных и измененных объемах полостей, давлений в них, расходов через дросселирующие сечения и т.д. Это условие выражено в формуле изобретения соотношением параметров.

Формулы P30= P и P10= P30- позволяют найти параметры Р10 и Р30 как начальные значения имеющихся в соотношении параметров Р1 и Р3.

Установка регулятора давления перед дросселем облегчает задачу ограничения непроизводительного расхода из третьей полости и определения этого расхода для обеспечения имеющегося в формуле соотношения.

Вывод формул и соотношения следующий.

При выводе предположим максимальное ступенчатое увеличение расхода газа от G= 0 до G = Gмакс. После увеличения расхода выходное давление от настроечного значения Рн ступенчато уменьшается до значения Рвых.0. С учетом работы второго обратного клапана давление Рвых.0 устанавливается и в первой полости, т.е. в начальный момент после увеличения расхода газа давление Р10 в первой полости равно Рвых.0.

Можно записать уравнение статических сил
Р30 F3 - Рвых.0(F1 + Fвых.) - Тк = 0, (1) где Р30 - давление в третьей полости в начальный момент после ее расширения вследствие перемещения ступенчатого поршня;
F3 - эффективная площадь ступенчатого поршня, воспринимающая давление в третьей полости;
F1 - эффективная площадь ступенчатого поршня, воспринимающая давление в первой полости;
F вых - эффективная площадь ступенчатого поршня, воспринимающая выходное давление;
Тк - усилие на первом клапане после увеличения расхода, воспринимаемое ступенчатым поршнем.

Приняв процесс при расширении третьей полости политропным и давление в ней до расширения равным Рн (усилие Тк клапана полностью замкнутым на седле), записывают
РнVз.нn = Р30 V30n, где Vз.нn и V30n - объем третьей полости соответственно до и после ее расширения;
n - показатель политропы, или P30= P.. (2)
Так как Fвых + F1 = Fз, то с учетом выражения (1) P30 Fз-Pвых.0Fз = Tк или Pвых.о= P30- ..

С учетом Рвых.0 = Р10 P10= P30- (3)
Найденные по формулам (2) и (3) параметры входят как частные (начальные) значения в выводимое ниже соотношение и необходимы для расчета опорожнения первой и третьей полостей.

При ступенчатом отборе газа от регулятора выходное давление понижается до Рвых.0, второй клапан перекрывается, приток газа в первую полость через него прекращается и наряду с оттоком газа из нее в атмосферу будет отток газа из третьей полости через дроссель во втором обратном клапане.

Величина отжатия первого клапана и давление Рвых.0 некоторое время сохраняются, если поддерживается равенство
Р31F3 = Р11F1, (4) где Р31 и Р11 - скорости падения давлений в третьей и первой полостях.

Если равенства (4) нет, то при Р3'F3 > Р1'F1 давление в выходной полости Рвых уменьшается до некоторой минимальной величины. При Р3'F3 < P1'F1 (5) давление Рвых увеличивается до давления настройки Рн, что соответствует меньшему отклонению выходного давления.

На основании закона PV = GRT падение давления в полостях в общем случае можно записать
Pa- Pб= (Gа-Gб) или P = G ,, где Pa, Ga и Pб,Gб - начальные и конечные значения давлений и веса газа в полостях.

Секундные изменения можно записать
P= P= G . Приняв = Ki записывают для третьей и первой полостей Р= G3'0 K30 (6) и P'10 = G'10 K10. (7)
Обозначив G' = g, записывают
g = A f P (см. , например, Дмитриев В.Н., Гроздецкий В.Г. Основы пневмоавтоматики. М.: Машиностроение,1973, с.30) где f - дросселирующее сечение;
Р - давление на входе дросселя;
А - коэффициент, учитывающий параметры газовой среды и расходный коэффициент дросселирующего сечения.

Тогда g10 = f1 P10 A10 и g30 = f3 P30 A30, а равенства (6) и (7) имеют вид P30' = A30 f3 P30 K30 и P10' = A10 f1 P10 х хK10.
Подставив последнее выражение в выражение (5), получают
f3 P30 F30 K30 A30 < f1 P10 F10 K10 A10 или
> 1 . (8)
Параметры в последнем выражении соответствуют началу процесса после ступенчатого увеличения расхода газа через регулятор и обуславливают начало возрастания давления от значения Рвых.0.

Расход газа из третьей полости из-за падения давления перед сечением f3, скорость падения давления в ней и поэтому значение всего знаменателя соотношения могут только уменьшаться.

Обеспечение соответствующего значения числителя, имеющего в соотношении (8) начальные параметры, в большинстве случаев в условиях падения давления в первой полости проще всего решается путем стабилизации давления перед сечением f1. В этом случае для обеспечения соотношения (5) заранее установленный расход через сечение f1 также стабилизируется. Это достигается установкой малорасходного регулятора давления перед сечением.

Таким образом соотношение (8), обеспечивающее технический результат при начальных значениях параметров, оказывается справедливым и для их текущих значений,
т.е. > 1 ..

При этом некоторыми изменениями температуры газа в полостях в процессе опорожнения и изменением их объемов из-за малых перемещений первого клапана при расчете можно пренебречь и принять К1 = К10 и К3 = К30.

Регулятор давления газа схематично изображен на чертеже.

Регулятор содержит корпус 1 с размещенными между входной 2 и выходной 3 полостями первым клапаном 4 и седлом 5, первый чувствительный элемент, выполненный ступенчатым поршнем 6, своей меньшей ступенью связанным с первым клапаном 4 и образующим с большей ступенью и корпусом 1 первую полость 7, сообщенную через регулятор 8 давления и дроссель 9 с атмосферой. Имеется второй чувствительный элемент - поршень 10, нагружаемый пружиной 11 задания и образующий с втулкой 12 вторую полость 13, сообщенную каналом 14 с выходной полостью 3. На втулке 12, образующей с корпусом 1 и большей ступенью ступенчатого поршня 6 третью полость 15, установлено седло 16 для второго клапана 17, через которые вторая полость 13 может по каналу 18 сообщаться с первой полостью 7. Во втулке 12 установлены третий клапан 19 с седлом 20 и первый обратный клапан 21 с седлом 22, через которые и по каналу 23 с дросселью 24 вторая полость 13 может сообщаться с третьей полостью 15. Шток 25 связывает меньшую ступень ступенчатого поршня 6 с первым клапаном 4. Второй обратный клапан 26 обеспечивает по каналам 27 и 28 сброс избыточного давления из первой полости 7 через вторую полость 13 в выходную полость 3.

Третий клапан 19 при посадке на седло 20 обеспечивает негерметичность разобщения третьей 15 полости с второй 13 полостью. Переходник 29 с уплотняющими кольцами допускает перемещения ступенчатого поршня 6 относительно втулки 12.

Ступенчатый поршень 6 подвержен воздействию давления в выходной, первой 7 и третьей 15 полостях. В соответствии с этим применительно к показанному конструктивному варианту имеются эффективные площади: F1 - разность площадей большей и меньшей ступеней за вычетом площади переходника 29, F3 - площадь большей ступени за вычетом площади переходника 29, Fвых - площадь меньшей ступени.

Регулятор работает следующим образом.

В исходном положении втулка 12 через поршень 10 поджата пружиной 11 задания к корпусу 1. Первый клапан 4 штоком 25 и ступенчатым поршнем 6 отжат от седла 5. Второй клапан 17 с седлом 16 разобщают вторую 13 и первую 7 полости. Третий клапан 19, контактируя с поршнем 10, отжат от седла 20, а первый 21 и второй 26 обратные клапаны контактируют со своими седлами. Регулятор 8 давления настроен на выходное давление, которое ниже минимального возможного давления в первой полости 7, чем обеспечивается стабилизация расхода через дроссель 9.

При подводе входного давления во входную полость 2, газ через седло 5 заполняет выходную полость 3, по каналу 14 - вторую полость 13 и через седла 20 и 22 и дроссель 24 - третью полость 15.

По достижении некоторого давления в выходной 3 и третьей 15 полостях втулка 12 перемещается до упора в корпус 1, сжимая пружину 11 задания. При перекрытом седле 16 ступенчатый поршень 6 воздействует на первый клапан 4 с усилием, составляющим разницу усилий от давления газа на площади Fвых и F3.

Когда давление в выходной 3 и второй 13 полостях достигнет требующего давления настройка Рн, поршень 10 с вторым клапаном 17 перемещается и газ поступает по каналу 18 в первую полость 7. Увеличивающимся давлением в первой полости 7 на площадь F1 ступенчатый поршень 6 приводится в положение, соответствующее требующей величине отжатия первого клапана 4 от седла 5 и притоку газа в выходную полость 3.

В установившихся процессах регулирования давление в выходной полости 3 поддерживается автоматически за счет реакции поршня 10 на выходное давление и изменении притока газа через седло 16 в первую полость 7, при этом отток среды из первой полости 7 осуществляется через регулятор 8 и дроссель 9.

Заполнение третьей полости при выходе регулятора на режим регулирования с достаточной скоростью осуществляется через отжатый третий клапан 19 и первый обратный клапан 21 с дросселем 24. В установившихся режимах полное разобщение третьей полости 15 с второй полостью 13 исключается за счет гарантированной негерметичности посадки третьего клапана 19 на седло 20, что необходимо, например, при тепловом расширении - сжатии газа в третьей полости 15 или ее перенаполнении в переходных процессах.

При ступенчатом увеличении расхода газа через регулятор, например, при переходе из безрасходного режима в режим максимального расхода выходное давление также ступенчато уменьшается. Для быстрого выхода регулятора на установившийся режим регулирования с выходным давлением Рнпри меньших отклонениях выходного давления в переходном процессе необходимо меньшее понижение давления в третьей полости 16, которое понижается из-за расширения этой полости при открывании седла 5 и оттока газа через дроссель 24 во вторую полость 13, давление в которой оказывается еще более пониженным. Кроме того, необходимо также быстрое уменьшение давления в первой полости 7 как устранение противодействия открыванию седла 5. Быстрый и значительный сброс давления из первой полости 7 в этом случае осуществляется через второй обратный клапан 26. Для выхода на режим регулирования с давлением Рн необходимо, чтобы скорость уменьшения усилия на ступенчатый поршень 6 от давления в первой полости 7 была больше, чем скорость уменьшения усилия от давления в третьей полости 15.

Последнему условию соответствует соотношение параметров
> 1 ..

Итак, технический результат изобретения - уменьшение по величине и по времени отклонения выходного давления при увеличении отбора газа от регулятора относительно результата, имеющегося в прототипе, достигается предварительным сбросом давления из первой полости через второй обратный клапан и дальнейшим упорядочением опоражнивания первой и третьей полостей регулятора в соответствии с предлагаемым соотношением параметров. Для определения некоторых из них (Р1 и Р3) выведены формулы. При этом чем больше единицы значения соотношения параметров, тем более сокращается время достижения требующегося давления.


Формула изобретения

1. РЕГУЛЯТОР ДАВЛЕНИЯ ГАЗА, содержащий корпус с размещенным между входной и выходной полостями первым клапаном, первый чувствительный элемент в виде установленного в корпусе ступенчатого поршня, меньшая ступень которого связана с первым клапаном и образует с большей ступенью и корпусом первую полость, которая сообщена через дроссель с атмосферой, второй чувствительный элемент в виде поршня, нагруженного пружиной задания, и вторую полость, которая сообщена с выходной полостью и через второй клапан - с первой полостью, причем поршень размещен во втулке, установленной в корпусе между поршнем и большей ступенью ступенчатого поршня и снабженной седлом второго клапана, который размещен в поршне, вторая полость образована поршнем и втулкой, в которой выполнено седло третьего клапана, размещенного во втулке, которая образует с большей ступенью ступенчатого поршня третью полость, при этом вторая и третья полости сообщены через третий клапан и установленные за ним параллельно дроссель и первый обратный клапан, обращенный выходом к третьей полости, а втулка в исходном положении контактно связана с поршнем и большей ступенью ступенчатого поршня, третий клапан отжат от своего седла поршнем и соединение третьего клапана со своим седлом в положении их контакта выполнено с гарантированной негерметичностью, отличающийся тем, что имеется второй обратный клапан, вход которого сообщен с первой и выход с выходной полостями и имеется соотношение параметров, соответствующих состоянию регуляторов после ступенчатого увеличения расхода газа
> 1,,
где f1, f3 - сечение дросселей, установленных соответственно между первой полостью и атмосферой и между третьей и второй полостями;
P1, P3 - давления соответственно перед сечениями f1, f3;
F1, F3 - эффективные площади ступенчатого поршня, на которые воздействуют давления соответственно в первой и третьей полостях;
K1= ,
где R - газовая постоянная;
T10, V10 - начальные температура газа в первой полости и ее объем;
K3= ,
где T30, V30 - начальные температура газа в первой полости и ее объем;
A1, A3 - коэффициенты, учитывающие параметры газовой среды и сечений f1, f3, определяющие расходы через эти сечения.

2. Регулятор по п.1, отличающийся тем, что выполняются соотношения
P30= P,,
P10= P30- ,,
где P30 и P10 - соответственно начальные давления в третьей и первой полостях после увеличения расхода газа через регулятор;
Pн - давление в выходной и третьей полостях до увеличения расхода через регулятор;
Vзн - объем третьей полости до увеличения расхода через регулятор;
Tк - усилие на первом клапане после увеличения расхода газа через регулятор, воспринимаемое ступенчатым поршнем.

3. Регулятор по пп.1 и 2, отличающийся тем, что перед дросселем, сообщающим первую полость с атмосферой, установлен регулятор давления.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматическому регулированию и может быть использовано в пневматических системах различного назначения

Изобретение относится к автоматическим регуляторам давления газа и может найти применение в пневматических системах, в которых требуется автоматическое поддержание постоянного расхода рабочего тела при изменении входного давления

Редуктор // 2015528
Изобретение относится к агрегатостроению и предназначено для использования в газобаллонных системах подачи сжатого газа к потребителю

Изобретение относится к области энергетики и может быть применено на обратном магистральном трубопроводе тепловой сети с открытым водоразбором

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в питающей сети пневматического и пневмогидравлического привода тормозов автотранспортных средств

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к газовой промышленности и может быть использовано при транспортировке и потреблении природного газа

Изобретение относится к пневмоарматуре

Изобретение относится к области гидромашиностроения и может быть использовано в гидросистемах для управления редуцированным давлением

Изобретение относится к двигателестроении, в частности, к газовым двигателям внутреннего сгорания, а более конкретно - к устройствам для регулирования давления топливного газа в газовых двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, а более конкретно к устройствам для регулирования давления топливного газа в газовых двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, а более конкретно к устройствам для регулирования давления топливного газа в газовых двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, а более конкретно - к устройствам для регулирования давления топливного газа в газовых двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к устройству ограничения давления

Изобретение относится к двигателестроению, а более конкретно к устройствам для регулирования давления топливного газа в газовых двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к области гидравлических агрегатов автоматики, устанавливаемых в гидравлических системах энергетических установок, например в системах регулирования жидкостных ракетных двигателей

Изобретение относится к области гидропневмоавтоматики и может быть использовано для регулирования давления и ограничения расхода природного газа на выходе газораспределительных станций (ГРС)
Наверх