Способ создания шероховатости на поверхностях деталей

 

Использование: поверхностное пластическое деформирование, может быть использовано для обработки прямолинейных, цилиндрических, сферических и криволинейных поверхностей с целью получения шероховатости типа "песочной" с заданной размерностью. Сущность изобретения: способ заключается в том, что поверхность шлифуют, затем подвергают пескоструйной обработке при условии d=0,9(Rz-1)2+40 , где Rz , мкм - величина шероховатости поверхности; d, мкм - размер абразива, после чего поверхность никелируют. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для обработки прямолинейных, цилиндрических, сферических и криволинейных поверхностей с целью получения шероховатости типа "песочной" с заданной размерностью. Необходимость в этом возникает, в частности, при исследованиях, связанных с моделированием трения и теплоотдачи при течении высокоскоростного и высокотемпературного газа или жидкости вдоль шероховатой поверхности.

Известен способ получения шероховатости поверхности типа "песочной", основанный на наклеивании на поверхности абразивных материалов различной зернистости, например, абразивных шкурок.

Недостатком способа является малая надежность сцепления нанесенного слоя шероховатости с основным материалом в условиях высокоскоростных и высокотемпературных газовых потоков, так как абразив уносится потоком газов или жидкости, нарушая заданную (первоначальную) шероховатость поверхности.

Известен способ получения шероховатости на внутренних стенках, основанный на механическом изменении поверхностной геометрии поверхности (методом накатки, пескоструйной обработки и др.).

Известен способ поверхностной обработки деталей путем упрочнения и создания определенной шероховатости, заключающийся в том, что обрабатываемую поверхность фрезеруют, шлифуют, полируют, а затем обрабатывают струйным потоком микрочастиц.

Недостатком указанных способов является неустойчивое сохранение шероховатости в условиях сверхзвукового газового потока при больших температурах и большие трудности, возникающие при получении шероховатостей малых размеров (0,5- 30 мкм).

Техническим результатом, на достижение которого направлено описываемое техническое решение, является создание песочной шероховатости заданной размерности, устойчивой в условиях воздействия высокотемпературных, высокоскоростных агрессивных потоков.

Поставленная цель достигается тем, что в способе, основанном на механическом изменении геометрии поверхности, поверхность шлифуют, затем ведут пескоструйную обработку при условии: d = 0,9 (Rz -1)2 + 40, где Rz, мкм - величина шероховатости, поверхности; d, мкм - размер абразива, после чего производят никелирование поверхности до требуемой толщины покрытия.

Шлифовка перед пескоструйной обработкой обеспечивает получение высокой чистоты поверхности, которую затем обрабатывают абразивом при указанных условиях. Экспериментально полученная зависимость размеров песочной шероховатости от параметров зернистости абразивного порошка позволяет получить заданную шероховатость поверхностей. Для предохранения поверхностей от окисления при температурном или химическом воздействии в процессе, например, огневых испытаний, поверхность никелируют. При этом происходит некоторое улучшение параметров шероховатости.

На фиг.1 схематически изображена обработка поверхности полуцилиндрической оболочки с помощью форсунки сухой пескоструйной установки; на фиг.2 - график зависимости получаемой шероховатости от размеров зернистости абразивного порошка.

Проверка способа моделирования шероховатости осуществлялась на внутренних стенках цилиндрических насадков из бронзы БрХО8 (ТУ 48-21-197-72). Насадок предварительно разрезался вдоль продольной оси, после чего токарной обработкой обоих полуцилиндров обеспечивалась чистота поверхности 1,25 мкм. Далее производилось шлифование внутренней поверхности образца 1 для устранения следов токарной обработки, так как исходная шероховатость поверхности образца после механической обработки оказывает большое влияние на величину микронеровностей после пескоструйной обработки микропорошками. Для получения шероховатости в заданном диапазоне Rz = 0,5-30 (мкм) поверхность образца шлифовалась до 7-9 класса чистоты (Ra = 0,2-1,3 мкм).

После шлифования поверхности образца 1 производилась пескоструйная обработка с использованием форсунки 2, создающей поток 3 абразивного материала.

Пескоструйная обработка производилась при постоянном давлении технологического воздуха Рв = 4-6 (атм). Изменение расстояния от среза форсунки 2 до обрабатываемой поверхности образца 1 составляло 100+10 (мм), при данном диапазоне изменения дистанции достигается стабильность заданной шероховатости в пределах от Rz = 1 (мкм) до Rz = 20-30 (мкм). Пескоструйная обработка производилась абразивным порошком с зернистостью от 14 до 630 мкм.

Как очевидно из графика (фиг.2), при размере абразива d < 40 мкм определяющей остается исходная шероховатость (Rz 1 мкм) - участок 1 зависимости. При дальнейшем увеличении размера абразива получающийся размер шероховатости Rz возрастает по параболе, определяемой соотношением d = 0,9 (Rz -1)2 + 40 - участок II зависимости. Вертикальными отрезками на фиг.2 обозначен разброс экспериментальных значений Rz в различных образцах.

Последующее никелирование поверхности, имеющей заданную шероховатость, практически не изменяет исходное значение шероховатости, а стойкость поверхности образца против температурных воздействий и окисления увеличивается; во время проведения испытаний с использованием высокотемпературного газового потока характер и размеры исходной шероховатости не изменяются.

Использование предложенного способа по сравнению с существующими позволяет получить стабильные заданные размеры шероховатости в диапазоне от 1 до 30 мкм и получать поверхности с неизменными характеристиками шероховатости в процессе обтекания поверхности при высоких температурах и больших скоростях рабочей среды.

Формула изобретения

СПОСОБ СОЗДАНИЯ ШЕРОХОВАТОСТИ НА ПОВЕРХНОСТЯХ ДЕТАЛЕЙ, основанный на механическом изменении геометрии поверхности, включающем шлифование и последующую пескоструйную обработку, отличающийся тем, что пескоструйную обработку ведут при условии d = 0,9 (RZ - 1)2 + 40 , где Rz - величина шероховатости поверхности, мкм; d - размер абразива, используемого при пескоструйной обработке, мкм, после чего производят никелирование поверхности.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к тем его отраслям, где осуществляется производство турбин, и может быть использовано при изготовлении компрессорных и турбинных лопаток газотурбинных двигателей, лопаток турбокомпрессорных агрегатов жидкостных реактивных двигателей и различных паровых турбин

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к способам для обработки отверстий длинномерных изделий

Изобретение относится к обработке металлов поверхностным пластическим деформированием и может быть использовано для раскатывания отверстий сложной формы: с криволинейной образующей, многоступенчатых, а также цилиндрических и конических отверстий

Изобретение относится к машиностроению, в частности к инструментам для поверхностного пластического деформирова- ния, например для выглаживания

Изобретение относится к машиностроению, в частности к инструментам для поверхностного пластического деформирова- ния, например для выглаживания

Изобретение относится к технологии машиностроения и может найти применение при обработке деталей методом поверхностного пластического деформирования

Изобретение относится к технологии машиностроения и может найти применение при обработке деталей методом поверхностного пластического деформирования

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в оборудовании для динамического (ударного) упрочнения деталей машин, режущего инструмента и других металлических изделий

Изобретение относится к изготовлению инструментов для отделочной чистовой обработки внутренних поверхностей отверстий деталей машин

Изобретение относится к холодной обработке металлов давлением и может быть использовано в различных отраслях машиностроения для чистовой размерно-упрочняющей обработки деталей машин

Изобретение относится к металлообработке, в частности к обработке отверстий дорнованием

Изобретение относится к обработке металлов резанием и поверхностным пластическим деформированием и может быть использовано для чистовой обработки внутренних поверхностей отверстий деталей машин

Изобретение относится к машиностроению, в частности к технологии изготовления сферических шарниров подвески автомобиля

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при обработке гильз цилиндров

Изобретение относится к металлообработке, а именно, к чистовой обработке отверстий методом пластического деформирования
Наверх