Устройство для обучения радиотелеграфистов

 

Изобретение относится к автоматике, в частности к тренажерам, и может быть использовано для подготовки радиотелеграфистов передаче в ключе. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей путем определения ошибочных знаков. Устройство содержит телеграфный ключ 1, блок 2 памяти ошибочных знаков, блок управления, блок 4 анализа ответов, генератор 5(тактовых импульсов), формирователь 6 кодов Морзе, блок 7 синхронизации, формирователь 8 импульсов паузы между знаками и электроакустический преобразователь 9. Данное устройство позволяет фиксировать, а затем прослушивать неправильно переданные знаки кода Морзе. 2 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к автоматике, в частности к тренажерам, и может быть использовано для подготовки радиотелеграфистов передаче на ключе.

Известен тренажер радиотелеграфиста, содержащий телеграфный ключ, формирователь импульсов паузы между знаками, блок управления, генератор тактовых импульсов, формирователь кодов Морзе, блок анализа элементов знака, элемент задержки, элемент ИЛИ, блок индикации и электроакустический преобразователь.

Этот тренажер не позволяет определить какие знаки переданы с ошибкой, а также тренировать передаче текста с листа.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к изобретению является устройство для контроля передачи радиотелеграфиста, содержащее блок управления, блок фиксации знаков, блок анализа ответов, счетчик, блок фиксации исправленных знаков, блок синхронизации, формирователь импульсов паузы между знаками, генератор тактовых импульсов, формирователь кода Морзе и телеграфный ключ, выход которого соединен с первыми входами блока управления, блока фиксации исправленных знаков, блока синхронизации и с входом формирователя импульсов паузы между знаками, выход которого подключен к первому входу блока фиксации знаков, вторым входам блоков управления и фиксации исправленных знаков и к пятому входу блока анализа ответов, третий и четвертый входы которого соединены с первым и вторым выходами блока синхронизации соответственно, вторым входом подключенного к соответствующему выходу генератора тактовых импульсов, выход - с входом счетчика, первый и второй входы - с соответствующими выходами формирователя кода Морзе, шестой вход - с вторым выходом блока управления, а седьмой вход - с вторым выходом блока фиксации знаков, первый выход которого подключен к второму входу формирователя кода Морзе, первым входом соединенного с соответствующим выходом генератора тактовых импульсов, второй вход - к выходу блока фиксации исправленных знаков, а третий вход - к первому выходу блока управления, третий выход которого соединен с соответствующим входом блока синхронизации.

Однако данное устройство не позволяет определить знаки, в которых обучаемый допускает ошибки, что сужает его дидактические возможности.

Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства путем определения знаков, в которых допущены ошибки.

Цель достигается тем, что в устройство для обучения радиотелеграфистов, содержащее телеграфный ключ, выход которого соединен с входом формирователя импульсов между знаками и с тактовым входом блока синхронизации, первый информационный вход которого подключен к выходу генератора, второй информационный вход - к первому выходу блока управления, а первый выход - к соответствующему синхронизирующему входу блока анализа ответов, первый информационный вход которого соединен с соответствующим выходом формирователя кодов Морзе, синхронизирующий вход которого подключен к выходу генератора, согласно изобретению введены блок памяти ошибочных знаков и электроакустический преобразователь, один вход которого соединен с вторым выходом блока управления, а другой вход - с информационным выходом блока памяти ошибочных знаков, синхpонизирующий выход и первый и второй информационные входы которого соединены соответственно с входом и третьим и четвертым выходами блока управления, при этом первый управляющий вход блока памяти ошибочных знаков подключен к второму синхронизирующему входу блока анализа ответов и выходу генератора, синхронизирующий вход - к первому выходу формирователя кодов Морзе, а третий информационный и второй управляющий входы - соответственно к первому и второму выходам блока анализа ответов, второй информационный вход которого соединен с соответствующим выходом блока синхронизации, третий выход которого подключен к входу генератора, четвертый выход и третий информационный вход - соответственно к информационному входу и второму выходу формирователя кодов Морзе, а установочный вход - к выходу формирователя импульсов паузы между знаками, а также тем, что блок памяти ошибочных знаков содержит первый элемент ИЛИ, входы которого являются соответствующими информационными входами блока, распределитель импульсов, вход которого соединен с выходом первого элемента ИЛИ, а информационные выходы - с первыми входами соответствующих элементов И первой и второй групп, регистры, второй элемент ИЛИ, входы которых подключены к выходам соответствующих регистров, а выход является информационным выходом блока, причем вторые входы элементов И первой группы являются первым управляющим входом блока, а выходы соединены с первыми информационными входами соответствующих регистров, синхронизирующие входы которых являются соответствующим входом блока, а вторые информационные входы подключены к выходам соответствующих элементов И второй группы, вторые входы которых являются соответствующим управляющим входом блока, выход переполнения распределителя импульсов является синхронизирующим выходом блока, и тем, что блок синхронизации содержит триггеры, одновибратор, элементы запрета, элементы ИЛИ и элемент И, выход которого является вторым выходом блока, один вход соединен с выходом первого триггера, а другой вход - с синхронизирующим входом первого триггера, информационным входом первого элемента запрета, одним входом первого элемента ИЛИ и является тактовым входом блока, другой вход первого элемента ИЛИ является первым информационным входом блока и подключен к информационному входу первого триггера, а выход соединен с установочным входом первого триггера, управляющий вход первого элемента запрета подключен к выходу второго триггера, а выход - к входу одновибратора, выход которого является четвертым выходом блока и соединен с единичным входом второго триггера, нулевой вход которого является установочным входом блока и подключен к информационному входу второго элемента запрета, выход которого является первым выходом, а управляющий вход - третьим информационным входом блока и соединен с одним входом второго элемента ИЛИ, другой вход и выход второго элемента ИЛИ являются соответственно вторым информационным входом и третьим выходом блока.

На фиг. 1 представлена структура устройства; на фиг. 2 - функциональная схема блока памяти ошибочных знаков; на фиг. 3 - блока управления; на фиг. 4 - блока анализа ответов; на фиг. 5 - формирователя кодов Морзе; на фиг. 6 - блока синхронизации; на фиг. 7 - формирователя импульсов паузы между знаками; на фиг. 8 - электроакустического преобразователя; на фиг. 9 - временные диаграммы, поясняющие работу устройства.

Устройство для обучения радиотелеграфистов содержит телеграфный ключ 1, блок 2 памяти ошибочных знаков, блок 3 управления, блок 4 анализа ответов, генератор 5 (тактовых импульсов, частота которых изменяется), формирователь 6 кодов Морзе, блок 7 синхронизации (передаваемых знаков), формирователь 8 импульсов паузы между знаками и электроакустический преобразователь 9 со схемными соединениями.

Блок 2 памяти ошибочных знаков содержит распределитель 10 импульсов, элементы И 111-115 и 121-125, регистры 131-135 и элементы ИЛИ 14 и 15.

Блок 3 управления включает триггер 16, одновибраторы 17 и 18, счетчик 19, элемент 20 задержки, кнопки "Пуск" 21 и "Перевод" 22, индикаторы "Прослушай ошибки" 23 и "Работа" 24.

Блок 4 анализа ответов содержит регистры 25 и 26, элементы И 271-27n и 281-28n (n - максимальная сумма "1" и "0" в формуемом знаке кода Морзе), элементы ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ 291-29m, элемент ИЛИ 30, элемент 31 задержки и элемент 32 запрета.

Формирователь 6 кодов Морзе включает счетчик-дешифратор (распределитель) 33, переключатели 341-34m (m - число разных знаков), шифратор 35, регистр 36, элементы 37 и 38 задержки и элемент ИЛИ 39.

Блок 7 синхронизации содержит D-триггер 40, элемент И 41, элементы ИЛИ 42 и 43, элементы 44 и 45 запрета, триггер 46 и одновибратор 47.

Формирователь 8 импульсов паузы между знаками включает инвертор 48, одновибратор 49, элемент И 50 и формирователь 51 короткого импульса.

Электроакустический преобразователь 9 содержит генератор 52 тональной частоты, ключ 53 и головные телефоны 54.

Устройство работает следующим образом.

Предварительно переключателям 34 устанавливают последовательность предъявления знаков в соответствии с текстом радиограммы, а регулятором на генераторе 5 - скорость передачи знаков.

Включают питание. Распределитель 10, регистры 13, 25, 26, 36 и счетчик-дешифратор 33 устанавливаются в исходное положение, триггер 46 - в нулевое, а триггер 16 - во второе положение. Светится индикатор 23, указывающий на исправность устройства.

Обучаемый нажимает кнопку 21 "Пуск", импульс с выхода которой поступает на вход триггера 16, установив последний в первое положение. Индикатор 23 гаснет. Единичный потенциал с выхода триггера 16 поступает на вход одновибратора 17, вызвав появление на его выходе единичного импульса, который устанавливает счетчик 19 в исходное состояние и поступает через элемент ИЛИ 14 на вход распределителя 10, записав "единицу" в его первый разряд, т.е. обеспечив появление на первом выходе единичного потенциала, который прикладывается к входу элемента И 111.

Затем оператор передает первый знак текста радиограммы. Импульс (первый элемент знака) с выхода телеграфного ключа 1 (фиг. 9а) через элемент 44, на управляющий вход которого подан нулевой потенциал с выхода триггера 46, поступает на вход одновибратора 47, вызвав появление на его выходе короткого импульса (фиг. 9б). Этот импульс поступает на первый вход триггера 46, единичный потенциал с выхода которого прикладывается к управляющему входу элемента 44, предотвращая поступление следующих элементов знака на вход одновибратора 47, на входы счетчика-дешифратора 33 и элемента 37, обеспечив формирование в регистре 36 первого (контрольного) знака кода Морзе (фиг. 9в), соответствующего первому знаку радиограммы. Одновременно импульсы с выхода телеграфного ключа 1 подаются на вход триггера 40, один вход элемента И 41 и через элемент ИЛИ 42 на вход триггера 40, а также на вход формирователя 8.

Единичный потенциал первого элемента контрольного знака с выхода регистра 36 через элемент ИЛИ 39 (фиг. 9г) подается на управляющий вход элемента 45 и через элемент ИЛИ 43 - на вход включения генератора 5, запустив последний (фиг. 9д). Тактовые импульсы с выхода генератора 5 поступают на вход формирователя 6, обеспечив выдвижение двоичной комбинации контрольного знака с последнего выхода регистра 36 на вход регистра 26 и на входы регистров 13, на вход D-триггера 40 и через элемент ИЛИ 42 двоичной комбинации передаваемого знака, в котором точка соответствует "1", тире - "111", а пауза между элементами знака "0". Эта комбинация подается на вход регистра 25.

Одновременно тактовые импульсы с выхода генератора 5 поступают на входы С1 регистров 25 и 26 и через элемент И 111 на вход С1 регистра 131, обеспечив запись контрольной комбинации знака с первого выхода формирователя 6 в регистр 26 и в регистр 131 (фиг. 9е), а передаваемых комбинаций знака с выхода элемента И 41 в регистр 25 (фиг. 9ж). Кодовые комбинации знака с выходов регистров 25 и 26 прикладываются к входам элементов И 27 и 28.

По окончании передачи первого знака на выходе формирователя 8 появляется импульс (фиг. 9з) паузы между знаками, который через элемент 45 поступает на вход элемента 31 и вторые входы элементов И 27 и 28, обеспечив считывание информации с выходов регистров 25 и 26 на входы соответствующих элементов ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ 29.

Если обучаемый безошибочно воспроизвел знак, т.е. комбинации знаков, записанные в регистры 25 и 26, идентичны, то на выходах элементов ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ 29 потенциал не изменяется, на выходе элемента ИЛИ 30 нулевой потенциал. Импульс с первого выхода элемента 31 (время задержки которого равно сумме времени срабатывания элементов 27 (28), 29 и 30) проходит через элемент 32 на вход элемента И 121, на первый вход которого подан единичный потенциал с первого выхода распределителя 10, поступает на установочный вход регистра 131, возвратив последний в исходное положение, а задержанный импульс с второго выхода элемента 31 возвращает регистры 25 и 26 в исходное состояние.

Если оператор допустил ошибку при передаче знака, т.е. комбинации знаков, записанные в регистрах 25 и 26, не идентичны, то на выходе одного или нескольких элементов ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ 29 появляется импульс, который через элемент ИЛИ 30 и элемент ИЛИ 14 поступает на вход распределителя 10 и передвигает "единицу" с первого на второй выход, оставив в регистре 131 записанной комбинацию знака, который обучаемый передал с ошибкой.

Одновременно импульс паузы с выхода формирователя 8 поступает на второй вход триггера 46, обеспечив появление на его выходе нулевого потенциала, который прикладывается к управляющему входу элемента 44, подготовив цепь для выдвижения следующего знака с выхода формирователя 6. Работа элементов устройства при передаче следующего знака аналогична вышеописанному.

При допущении оператором пятой ошибки "единица" в распределителе 10 передвигается на шестой выход, единичный потенциал с которого поступает на второй вход триггера 16, обеспечив появление на его втором выходе единичного потенциала, который засвечивает индикатор 23 "Прослушай ошибки" и, поступая на второй управляющий вход ключа 53, подготавливает цепь для прослушивания знака, в котором обучаемый допустил ошибку.

Прекратив передачу, оператор нажимает кнопку 22 "Перевод" для прослушивания первого ошибочно переданного знака. Импульс (единичный потенциал) с выхода кнопки 22 поступает на вход элемента 20 и на вход одновибратора 18, вызвав появление на его выходе единичного импульса, на вход счетчика 19, фиксирующего прослушивание первого ошибочного знака, и через элемент ИЛИ 14 на вход распределителя 10, передвинув "единицу" с шестого выхода на первый. Задержанный импульс с выхода элемента 20 через элемент ИЛИ 43 поступает на вход генератора 5, запустив последний.

Тактовые импульсы с выхода генератора 5 через элемент И 111, на первый вход которого подан единичный потенциал с первого выхода распределителя 10, поступают на вход С1 регистра 131, производя выдвижение записанной в последнем двоичной комбинации знака, которая через элемент ИЛИ 15 и первый вход ключа 53 подается в головные телефоны 54. Обучаемому предъявляется звуковой образ неправильно переданного знака кода Морзе.

Аналогично производится прослушивание второго-пятого знаков. Оператор запоминает знаки и вместе с преподавателем выявляет причину их неправильной передачи.

После шестого нажатия кнопки 22 на выходе счетчика 19 появляется импульс, который засвечивает индикатор 24 "Работа", указывающий на продолжение тренировки. Для повтора радиограммы обучаемый нажимает кнопку 21 и приступает к передаче.

Если оператор при передаче радиограммы допустил менее пяти ошибок, то для их прослушивания необходимо нажатием кнопки 22 передвинуть единицу в распределителе 10 на шестой выход, а затем прослушать ошибочно переданные знаки аналогично описанному выше.

Использование изобретения в устройствах для подготовки радиотелеграфистов передаче на ключе позволяет расширить дидактические возможности устройства за счет указания знаков, которые обучаемый передал неправильно, путем их прослушивания при накоплении пяти ошибок или окончании передачи радиограммы. Выявление знаков, в которых обучаемый допускает ошибку, дает возможность инструктору (оператору) определить причину их появления и своевременно применить соответствующие методики, способствующие их устранению, а также сократить сроки наращивания скорости передачи.

Формула изобретения

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РАДИОТЕЛЕГРАФИСТОВ, содержащее телеграфный ключ, выход которого соединен с входом формирователя импульсов паузы и с тактовым входом блока синхронизации, первый информационный вход которого подключен к выходу генератора, второй информационный вход - к первому выходу блока управления, а первый выход - к соответствующему синхронизирующему входу блока анализа ответов, первый информационный вход которого соединен с соответствующим выходом формирователя кодов Морзе, синхронизирующий вход которого подключен к выходу генератора, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены блок памяти ошибочных знаков и электроакустический преобразователь, один вход которого соединен с вторым выходом блока управления, а другой вход - с информационным выходом блока памяи ошибочных знаков, синхронизирующий выход и первый и второй информационные входы которого соединены соответственно с входом и третьим и четвертым выходами блока управления, первый управляющий вход блока памяти ошибочных знаков подключен к второму синхронизирующему входу блока анализа ответов и выходу генератора, синхронизирующий вход - к первому выходу формирователя кодов Морзе, а третий информационный и второй управляющий входы - соответственно к первому и второму выходам блока анализа ответов, второй информационный вход которого соединен с соответствующим выходом блока синхронизации, третий выход которого подключен к входу генератора, четвертый вход и третий информационный вход - соответственно к информационному входу и второму выходу формирователя кодов Морзе, а установочный вход - к выходу формирователя импульсов паузы.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что блок памяти ошибочных знаков содержит первый элемент ИЛИ, входы которого являются соответствующими информационными входами блока, распределитель импульсов, вход которого соединен с выходом первого элемента ИЛИ, а информационные выходы - с первыми входами соответствующих элементов И первой и второй групп, регистры, второй элемент ИЛИ, выходы которых подключены к выходам соответствующих регистров, а выход является информационным выходом блока, причем вторые входы элементов И первой группы являются первым управляющим входом блока, а выходы соединены с первыми информационными входами соответствующих регистров, синхронизирующие входы которых являются соответствующим входом блока, а вторые информационные входы подключены к выходам соответствующих элементов И второй группы, вторые входы которых являются соответствующим управляющим входом блока, выход переполнения распределителя импульсов является синхронизирующим выходом блока.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что блок синхронизации содержит триггеры, одновибратор, элементы запрета, элементы ИЛИ и элемент И, выход которого является вторым выходом блока, один вход соединен с выходом первого триггера, а другой вход - с синхронизирующим входом первого триггера, информационным входом первого элемента запрета, одним входом первого элемента ИЛИ и является тактовым входом блока, другой вход первого элемента ИЛИ является первым информационным входом блока и подключен к информационному входу первого триггера, а выход соединен с установочным входом первого триггера, управляющий вход первого элемента запрета подключен к выходу второго триггера, а выход - к входу одновибратора, выход которого является четвертым выходом блока и соединен с единичным входом второго триггера, нулевой вход которого является установочным входом блока и подключен к информационному входу второго элемента запрета, выход которого является первым выходом, а управляющий вход - третьим информационным входом блока и соединен с одним входом второго элемента ИЛИ, другой вход и выход второго элемента ИЛИ являются соответственно вторым информационным входом и третьим выходом блока.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для исследования психофизиологических реакций

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при проведении профессионального отбора

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к обучающим устройствам, и может быть использовано для контроля за работой при передаче ключом

Изобретение относится к автоматике

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для контроля за работой радиотелеграфиста при передаче на ключе

Изобретение относится к обучающим устройствам

Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам для обучения радиотелеграфистов приему знаков кода Морзе на слух

Изобретение относится к тренажерам для обучения методам измерения характеристик кабельных линий связи, в частности для обучения измерению величины затухания методом обратного отражения в волокно-оптических линиях связи, и может быть использовано как в учебных целях, так и для объективной оценки квалификации специалистов

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при профессиональном отборе радиотелеграфистов
Наверх