Редуктор трансмиссии трактора

 

Использование: в редукторах трансмиссий тракторов, посредством которых изменяется скорость и направление движения машин. Сущность изобретения: редуктор состоит из вала муфты сцепления, первичного и промежуточного валов коробки перемены передач, установленных в стаканах корпусов муфты сцепления и коробки перемены передач. На концах валов муфты сцепления и первичного и в стакане промежуточного вала размещены связанные друг с другом шестерни. Вал муфты сцепления, снабженный зубчатым венцом, посредством зубчатой муфты попеременно соединяется с двумя шестернями. Новым в редукторе является то, что подшипниковый стакан вала муфты сцепления оснащен отверстием с размещенной в нем осью, на которой установлена промежуточная шестерня. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к редукторам трансмиссий тракторов, посредством которых изменяется скорость и направление движения машин.

Известен редуктор трансмиссии трактора, состоящий из валов муфты сцепления и коробки перемены передач, связывающих их шестерен и механизма управления последним (Трактор "Беларусь" МГЗ-50. Руководство по эксплуатации и уходу. Минск: Сельхозгиз БССР, 1963, фиг. 29).

Существенный недостаток известного редуктора - ограниченные функциональные возможности, обусловленные тем, что редуктор обеспечивает лишь изменение передаточных чисел трансмиссии трактора, и, следовательно, изменение скоростей движения машины и не может без кардинальных конструктивных и технологических переделок обеспечить изменение направления движения трактора, т.е. обеспечить быстрый переход с движения передним ходом на движение задним ходом и наоборот.

Известен редуктор трансмиссии трактора, состоящий из вала муфты сцепления, первичного и промежуточного валов коробки перемены передач, установленных на подшипниках в стаканах корпусов муфты сцепления и коробки перемены передач, на концах вышеупомянутых валов и на стаканах промежуточного вала размещены связанные друг с другом шестерни, вал муфты сцепления, снабженный зубчатым венцом, поперечно соединяется с шестерней, установленной на нем, и шестерней, размещенной на первичном валу коробки перемены передач посредством переключаемой зубчатой муфты, расположенной на зубчатом венце и снабженной механизмом управления (Тракторы "Беларусь" МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л, МТЗ-82Н, МТЗ-82ЛН. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Минск: Ураджай, 1984 г, рис, 33, с. 63, рис. 34, с. 66).

Известный редуктор является устройством, наиболее близким к предлагаемому техническому решению, и поэтому принимается в качестве прототипа.

Недостатки прототипа: ограниченные функциональные возможности, обусловленные тем, что редуктор обеспечивает лишь изменение передаточных чисел трансмиссии трактора и, следовательно, изменение скоростей движения машины и не может обеспечить изменение направления движения трактора, т.е. обеспечить быстрый переход с движения передним ходом на движение задним ходом и наоборот (быстрый реверс); неприспособленность редуктора к расширению его функциональных возможностей, путем введения в его конструкцию минимального количества сменных деталей, для обеспечения использования его и как понижающего редуктора, и как редуктора быстрого реверса - реверсивного редуктора.

Цель изобретения - расширение функциональных возможностей путем использования его в качестве понижающего редуктора и редуктора быстрого реверса посредством введения в конструкцию минимального количества сменных деталей.

Поставленная цель достигается тем, что редуктор трансмиссии трактора, состоящий из вала муфты сцепления, первичного и промежуточного валов коробки перемены передач, установленных на подшипниках в стаканах корпусов муфты сцепления и коробки перемены передач, на концах вышеупомянутых валов и на стакане промежуточного вала, размещены, связанные друг с другом шестерни, вал муфты сцепления, снабженный зубчатым венцом, попеременно соединяется с шестерней, размещенной на нем, и шестерней, установленной на первичном валу коробки перемены передач, посредством зубчатой переключаемой муфты, расположенной на зубчатом венце вала муфты сцепления и снабженной механизмом переключения, в отличие от прототипа, подшипниковый стакан вала муфты сцепления оснащен отверстием с размещенной в нем осью, на которой установлена промежуточная шестерня, связанная с шестерней вала муфты сцепления и шестерней, установленной на стакане промежуточного вала коробки перемены передач. Редуктор снабжен набором сменных шестерен, устанавливаемых на валу муфты сцепления, первичном валу и в стакане промежуточного вала коробки перемены передач. В качестве возможного варианта исполнения редуктора зубчатые венцы шестерен, установленных на валу муфты сцепления, первичном валу и стакане промежуточного вала коробки перемены передач, а также ось промежуточной шестерни выполнены съемными.

Наличие отличительных признаков в заявленном техническом решении в сравнении с прототипом свидетельствует о его соответствии критерию "новизна".

Проведенный сопоставительный анализ каждого отличительного признака предлагаемого технического решения показал, что ни один из них не обнаружен в просмотренной автором патентной и научно-технической литературе. Это позволило сделать вывод о соответствии предлагаемого технического решения критериям "существенные отличия" и "изобретательский уровень".

Предлагаемый редуктор трансмиссии трактора по сравнению с прототипом обеспечивает: расширение функциональных возможностей редуктора, а следовательно, трансмиссии трактора и трактора в целом, путем оснащения машины, как понижающим редуктором, так и редуктором быстрого полного реверса, в зависимости от желания потребителя; снижение материальных и финансовых затрат на организацию производства на заводах тракторов с понижающим редуктором и редуктором быстрого полного реверса. Тракторы МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л, Т-70С и Т-70В могут выпускаться на Минском и Кишиневском тракторных заводах как с редуктором быстрого полного реверса, так и с понижающим редуктором, для чего необходимо и достаточно организовать производство лишь 6 деталей (стакана вала муфты сцепления с отверстием для оси промежуточной шестерни, оси промежуточной шестерни, самой промежуточной шестерни, шестерен, установленных на валу муфты сцепления, первичном валу и стакане промежуточного вала КПП), что не требует больших затрат; возможность оборудования колесных и гусеничных тракторов либо понижающими редукторами, либо редукторами быстрого реверса; увеличение общего числа передач переднего и заднего хода вдвое (так у тракторов Т-70С и Т-70В, выпускаемых Кишиневским тракторным заводом вместо 8 передач переднего хода и 2 передач заднего хода при оснащении их редуктором быстрого полного реверса будет 10 передач переднего хода и 10 передач заднего хода).

Вышеизложенное определяет соответствие предлагаемого технического решения критериям "положительный эффект" и "промышленная применимость".

На фиг. 1 показан предлагаемый редуктор, продольный разрез; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - сечение Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 - сечение В-В на фиг. 2.

Редуктор трансмиссии трактора состоит из вала 1 муфты сцепления, первичного вала 2 и промежуточного вала 3 коробки перемены передач, установленных на подшипниках в стаканах 4, 5 и 6 корпуса 7 муфты сцепления и корпуса 8 коробки перемены передач. На конце вала 1, снабженном зубчатым венцом 9, свободно установлена шестерня 10, также снабженная зубчатым венцом 11, а на первичном валу 2 КПП жестко установлена шестерня 12 с зубчатым венцом 13. Подшипниковый стакан 4 вала 1 муфты сцепления оснащен отверстием 14 с размещенной в нем осью 15, на которой на подшипниках установлена промежуточная шестерня 16, связанная с шестерней 10 и с шестерней 17, установленной на подшипниках на стакане 18 промежуточного вала 3. Шестерня 17 выполнена в виде блока из двух зубчатых венцов 19 и 20. Венец 19 связан с промежуточной шестерной 16, а венец 20 - с шестерней 12 первичного вала 2 КПП. На зубчатом венце 9 вала 1 расположена переключаемая зубчатая муфта 21, снабженная механизмом переключения, состоящим из вилки 22 и рычага переключения 23, посредством которых муфта 21 попеременно соединяется с зубчатым венцом 11 шестерни 10 или зубчатым венцом 13 шестерни 12 первичного вала.

Для выполнения функции понижающего редуктора редуктор снабжен набором сменных шестерен 10, 12 и 17 или зубчатые венцы вышеупомянутых шестерен выполняются съемными. Съемной выполняется и осью промежуточной шестерни 15. В случае использования редуктора как понижающего из его конструкции удаляется промежуточная шестерня 16, а шестерни 10, 12 и 17 заменяются сменным набором с другим числом зубьев шестерни 10 и зубчатого венца 19 шестерни 17. Шестерни 10 и 17 взаимодействуют непосредственно друг с другом, минуя удаленную промежуточную шестерню 16. При использовании съемных венцов последние устанавливаются на ступицы шестерен 10, 17 и при необходимости корректировки передаточного числа понижающего редуктора - на ступицу шестерни 12.

Редуктор трансмиссии трактора работает следующим образом.

При необходимости движения трактора передним ходом переключаемая зубчатая муфта 12 посредством рычага 23 и вилки 22 вводится в зацепление с зубчатым венцом 13 шестерни 12 (при этом в коробки перемены передач включена заранее выбранная необходимая передача). В этом случае мощность от двигателя через муфту сцепления и ее вал 1, через зубчатый венец 9 вала 1, зубчатую муфту 21 передается зубчатому венцу 13 шестерни 12 и через последние первичному валу 2 коробки перемены передач и далее движителям трактора.

В случае необходимости движения трактора задним ходом с той же скоростью зубчатую муфту 21 посредством рычага 23 и вилки 22 перемещают в обратном направлении, вводя муфту 21 в зацепление с зубчатым венцом 11 шестерни 10. Шестерня 10 жестко соединяется с валом 1 муфты сцепления, и мощность от двигателя через вал 1 шестерню 10 передается промежуточной шестерне 16 и далее, через зубчатые венцы 19 и 20 шестерни 17, - шестерне 12 и первичному валу 2 коробки перемены передач и затем движителям трактора. Направление вращения первичного вала 2 КПП меняется на противоположное и трактор движется задним ходом.

В сравнении с прототипом заявляемый редуктор позволяет: расширить функциональные возможности трактора, оснастив его (по желанию потребителя) понижающим редуктором или редуктором быстрого реверса при минимальных усложнениях конструкции (вводятся лишь 4 дополнительные детали - шестерня 10, ось 15, промежуточная шестерня 16 и шестерня 17, все остальные элементы конструкции остаются без изменения); снизить материальные и финансовые затраты на организацию производства трактора с понижающим редуктором и редуктором быстрого реверса в зависимости от желания потребителя; обеспечить оборудование тракторов в условиях эксплуатации либо понижающим редуктором, либо редуктором быстрого и полного реверса; увеличить общее число передач переднего и заднего хода вдвое.

Формула изобретения

1. РЕДУКТОР ТРАНСМИССИИ ТРАКТОРА, состоящий из вала муфты сцепления, первичного и промежуточного валов коробки перемены передач, установленных на подшипниках в стаканах корпусом муфты сцепления и коробки перемены передач, при этом на концах упомянутых валов и на стакане промежуточного вала размещены связанные одна с другой шестерни, а вал муфты сцепления снабжен зубчатым венцом и выполнен с возможностью попеременного соединения с шестерней, установленной на нем, или с шестерней, размещенной на первичном валу коробки перемены передач, посредством зубчатой переключаемой муфты, расположенной на зубчатом венце и снабженной механизмом переключения, отличающийся тем, что подшипниковый стакан вала муфты сцепления оснащен отверстием с размещенной в нем осью, на которой установлена промежуточная шестерня, связанная с шестерней вала муфты сцепления и шестерней, установленной на стакане промежуточного вала коробки перемены передач, а редуктор снабжен набором сменных шестерен, устанавливаемых на валу муфты сцепления, первичному валу и стакане промежуточного вала коробки перемены передач.

2. Редуктор по п.1, отличающийся тем, что ось промежуточной шестерни и зубчатые венцы шестерен, установленных на валу муфты сцепления, первичном валу и стакана промежуточного вала коробки перемены передач, выполнены съемными.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автомобильным коробкам передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым на самоходных машинах типа тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к конструкциям ступенчатых коробок передач мотоцикла

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссии транспортных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах

Изобретение относится к переключающему устройству для автоматической коробки передач автомобиля
Наверх