Технологическое масло для холодной обработки металлов давлением

 

Сущность изобретения: масло содержит, мас.%: 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол 0,7 - 1,0; аминную соль изобутилизооктилдитиофосфорной кислоты 0,3 - 0,5; ди-n-октиловый эфир о-фталевой кислоты 0,7 - 1,0; кислый эфир алкенилянтарной кислоты 0,01 - 0,05 и нефтяное масло остальное. 2 табл.

Изобретение относится к составам технологических смазочно-охлаждающих средств, предназначенных для смазывания охлаждения валков и лент при холодной прокатке черных и цветных металлов.

Основными требованиями к маслам подобного назначения являются снижение силовых и тепловых нагрузок на валки, чистота металла после прокатки, удаление продуктов износа и окалины.

Для смазывания валков и лент черных и цветных металлов применяются специальные масла.

Известно применение нефтяного масла для обработки металлов давлением, содержащее и алкилдитиофосфат цинка, трансизомеризованное рафинированное растительное масло, трибутиловый эфир фосфорной кислоты.

Для смазывания валков и лент при холодной прокатке используется состав на основе нефтяного масла с добавлением дифениламина, амидов дитиофосфорных кислот, синтетических жирных спиртов, диалкилдитиофосфата цинка. Недостатком этого состава является невысокие охлаждающие и обезжиривающие свойства, а также загрязнение полосы после обжига.

Наиболее близким к заявляемому составу является технологическое масло для холодной обработки металлов давлением. Высокие смазывающие и антиокислительные свойства прототипа обеспечиваются содержанием диалкилдитиофосфата цинка, эфира - пентаэритрита и синтетических жирных кислоты фракции С59. Недостатком известного состава является его склонность образовывать после обжига на прокатанной полосе нагарные пятна, что ограничивает использование этого масла при прокатке цветных металлов, где обезжиривание технологией не предусмотрено.

Для устранения отмеченных недостатков и дальнейшего улучшения смазывающих свойств состава предлагается в нефтяное масло, содержащее 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол, дополнительно ввести аминную соль изобутилизооктилдитиофосфорной кислоты, ди-изооктиловый эфир о-фталевой кислоты и кислый эфир алкенилянтарной кислоты при следующем соотношении компонентов, мас.%: 4-Метил-2,6-ди-трет-бутил- фенол 0,7-1,0 Аминная соль изобутилизо- октилдитио- фосфорной кислоты 0,3-0,5 ди-изооктиловый эфир о- фталевой кислоты 0,7-1,0 кислый эфир алкенилян- тарной кислоты 0,01-0,05 нефтяное масло До 100 В состав масла вводятся присадки АДТФ по ТУ 38.1011005-84 с изм. 1 и 2 для улучшения противоизносных свойств; ДОФ по ГОСТу 8728-88 для улучшения антифрикционных свойств; ионол по ОСТу 38 01420-87 для увеличения антиокислительной стабильности; В15/14 по ТУ 6-14-866-77 для повышения защитных свойств масла.

Примеры составов масла согласно предлагаемому изобретению и их свойства представлены в табл.1.

Предлагаемый состав масла не вызывает нагарообразных отложений на металле, что подтверждается данными из табл.1 (значения по зольности, коксуемости и нагарообразование для нового состава меньше, чем для прототипа, соответственно на 95, 80 и 45%. Нагарообразование приведенных образцов определялось специальной методикой, разработанной в КФ ВНИИНЦ. Метод заключается в том, что масло, находящееся на металлической поверхности в виде тонкого слоя, подвергается нагреванию и выдерживается при определенной температуре, в результате чего масло испаряется с образованием остатка, который характеризует склонность масла к нагарообразованию.

Исследования по смазывающей способности на машине ИМТ-1 и трибометре SRV показали также преимущество предлагаемого состава, причем совместное введение АДТФ и ДОФ в заданных концентрациях усиливает смазывающий эффект (примеры 2-4), что говорит о возникновении синергетического эффекта взаимодействия этих присадок.

Сравнительные испытания прототипа и предлагаемого состава проводили на станах "дуо" и "кварто", оборудованных системой подачи масел в очаг деформации полосы. В табл.2 представлены данные по изменению коэффициента трения и усилия прокатки. Пластины из стали 08КП катали на стане "дуо"; рулоны из кинескопной (марка 08КП) и электротехнической сталей - на стане "кварто".

На основании полученных сопоставительных данных (см.табл.2) установлено преимущество образца N 3, по сравнению с прототипом. Так, при прокатке кинескопной стали среднее удельное давление снижается на 14%, при прокатке электротехнической стали - на 10%.

Формула изобретения

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ МАСЛО ДЛЯ ХОЛОДНОЙ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛОВ ДАВЛЕНИЕМ, содержащее нефтяное масло и 4-метил-2,6-дитребутилфенол, отличающееся тем, что масло дополнительно содержит аминную соль изобутилизооктилдитиофосфорной кислоты, ди- п- октиловый эфир о-фталевой кислоты и кислый эфир алкенилянтарной кислоты при следующем соотношении компонентов, мас.%: 4-метил-2,6-дитретбутилфенол 0,7 - 1,0 Аминная соль изобутилизооктилдитиофосфорной кислоты 0,3 - 0,5
Ди-п-октиловый эфир о-фталевой кислоты 0,7 - 1,0
Кислый эфир алкенилянтарной кислоты 0,01 - 0,05
Нефтяное масло Остальное

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к получению антифрикционных покрытий, применяемых в узлах трения и эксплуатирующихся при высоких удельных нагрузках

Изобретение относится к смазкам для обработки металлов давлением, в частности при волочении проволоки, механически очищенной от окалины

Изобретение относится к смазкам для обработки металлов давлением, в частности при волочении проволоки, механически очищенной от окалины

Изобретение относится к механической обработке металлов, в частности к смазочно-охлаждающим жидкостям (СОЖ), используемым при обработке титановых сплавов и сталей

Изобретение относится к механической обработке металлов, в частности к смазочно-охлаждающим жидкостям (СОЖ), используемым при обработке титановых сплавов и сталей

Изобретение относится к составам смазочных композиций, используемых для тяжелонагруженных узлов трения (подшипники качения и скольжения, направляющие станков, тяговые и приводные цепи, шарнирные соединения), и может быть использовано в химической, текстильной, нефтехимической, автомобильной и станкостроительной отраслях промышленности

Изобретение относится к получению антифрикционных покрытий, применяемых в узлах трения и эксплуатирующихся при высоких удельных нагрузках

Изобретение относится к смазкам для обработки металлов давлением, в частности при волочении проволоки, механически очищенной от окалины

Изобретение относится к смазкам для обработки металлов давлением, в частности при волочении проволоки, механически очищенной от окалины

Изобретение относится к механической обработке металлов, в частности к смазочно-охлаждающим жидкостям (СОЖ), используемым при обработке титановых сплавов и сталей

Изобретение относится к механической обработке металлов, в частности к смазочно-охлаждающим жидкостям (СОЖ), используемым при обработке титановых сплавов и сталей

Изобретение относится к составам смазочных композиций, используемых для тяжелонагруженных узлов трения (подшипники качения и скольжения, направляющие станков, тяговые и приводные цепи, шарнирные соединения), и может быть использовано в химической, текстильной, нефтехимической, автомобильной и станкостроительной отраслях промышленности
Наверх