Тормоз наката

 

Использование: в конструкциях прицепов легковых и грузовых автомобилей с гидравлической системой тормозов. Сущность изобретения: тормоз наката содержит сцепное устройство, установленное с возможностью возвратно-поступательного перемещения в корпусе дышла. Сцепное устройство жестко связано со штоком привода поршня главного цилиндра привода тормозов. Тормоз наката снабжен магистралью слива тормозной жидкости из главной тормозной магистрали в расширительный бачек главного цилиндра через электрогидрокран, получающий питание от сети внутреннего освещения прицепа посредством реле и срабатывающий по команде электросети фонарей освещения заднего хода. Положение электрогидрокрана контролируется сигнальной лампочкой, установленной на переднем борту прицепа в зоне видимости водителя и включаемой концевым включателем. Для аварийного отключения тормоза в случае неисправности электросети или электромагнита предусмотрена кнопка или кран. Во время торможения прицепа срабатывает датчик, включающий сигнальную лампочку. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано в конструкциях прицепов с гидравлической системой тормозов.

Известен тормоз наката прицепа автомобиля содержащий подвижный плунжер в дышле прицепа, где на последнем установлена механическая защелка, управляемая электромагнитом, подключенным к электросети фонарей освещения заднего хода автомобиля.

Недостаток этой конструкции - ненадежность отключения при движении задним ходом на подъем, т.к. на уклонах дорог прицеп накатывается на стоящий заторможенный автомобиль, перемещая подвижную часть дышла прицепа назад в положение, при котором защелка уже не сможет заблокировать перемещение механизма торможения.

Известен тормоз наката, содержащий сцепное устройство, зацепленное с возможностью возвратно-поступательного перемещения в корпусе дышла со штоком привода поршня главного цилиндра. Гидросистема тормоза снабжена электромагнитным клапаном, перекатывающим магистральный трубопровод тормозов с целью отключения тормоза.

Недостаток этой конструкции - невозможность отключения тормоза, если он уже заторможен накатом на крутом спуске. Электромагнитный клапан перекрывает трубопровод, находящийся уже под давлением накатного торможения, магистраль запирается клапаном, а прицеп остается заторможенным.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому, выбранным в качестве прототипа, является тормоз наката, содержащий главный цилиндр, поршень которого связан со сцепным устройством, наполнительный бачок, соединенный через сливную магистраль и управляемый клапан с тормозной магистралью для отключения тормоза наката.

Недостаток известной конструкции - ненадежность, так как управляемый клапан имеет открытый механический привод, расположенный у колеса в зоне наибольшего загрязнения и замерзания. Отсутствует принудительное отключение тормоза на случай отказа клапана. Отсутствует сигнализация о работоспособности самого тормоза и системы отключения.

Цель изобретения - повышение надежности автоматического гидроотключения накатного торможения при движении задним ходом, обеспечение принудительного отключения накатного торможения, удобство эксплуатации.

Поставленная цель достигается тем, что в известном тормозе наката содержащем главный цилиндр, поршень которого связан со сцепным устройством, а рабочая полость подключена тормозной магистралью к колесным цилиндрам, наполнительный бачок, соединенный посредством сливной магистрали и управляемого клапана с тормозной магистралью, управляемый клапан выполнен в виде нормально закрытого электромагнитного клапана, подключенного посредством реле к цепи датчика заднего хода. Магистраль слива выполнена в виде двух ветвей, в одной из которых установлен кран принудительного отключения тормоза. На переднем борту прицепа в зоне видимости водителя, установлены сигнальные лампочки разного цвета, одна из которых соединена с дополнительно установленным в тормозной магистрали датчиком, другая -с цепью питания электромагнитного клапана.

Таким образом, заявляемое техническое решение соответствует критерию "новизна". Анализ известных технических решений в исследуемой области позволяет сделать вывод об отсутствии в них признаков, сходных с существенными отличительными признаками в предлагаемом тормозе наката, что позволяет признать заявляемое техническое решение соответствующим критерию "существенные отличия".

На фиг.1 показаны тормоз наката и электросхема автоматического управления отключением тормоза и контрольная сигнализация его работоспособности (электромагнитный клапан является одновременно краном принудительного отключения); на фиг.2 - тормоз наката, где электромагнитный клапан используется только для автоматического отключения тормоза, а кран принудительного отключения установлен параллельно электромагнитному клапану.

Тормоз наката содержит сцепное устройство 1, установленное в корпусе 2 дышла 3. Сцепное устройство 1 жестко связано со штоком 4 привода поршня 5 главного цилиндра 6 привода тормозов. Между сцепным устройством 1 и корпусом 2 установлена пружина 7. Тормоз наката снабжен магистралью слива 8 тормозной жидкости из главной тормозной магистрали в наполнительный бачок 9 главного цилиндра 6 через электромагнитный клапан 10, получающий питание от сети внутреннего освещения прицепа 11 посредством реле 12 по команде электросети фонарей освещения заднего хода 13. Положение электромагнитного клапана 10, при котором тормоз отключен, контролируется сигнальной лампочкой 14 зеленого цвета через концевой выключатель 15. Для аварийного отключения тормоза в случае неисправности электросети или электромагнита предусмотрена кнопка 16 аварийного отключения тормоза. Электросети 11 и 13 получают питание через штепсельный разъем 17 автопоезда. При появлении давления в тормозе прицепа срабатывает датчик 18, зажигая сигнальную лампочку 19 красного цвета.

На фиг.2 показан упрощенный вариант электромагнитного клапана 10, который не имеет концевого выключателя и кнопки, а для принудительного (аварийного) отключения тормоза предусмотрен кран 20 ручного управления, установленный параллельно электромагнитному клапану 10.

Работа тормоза наката осуществляется следующим образом. При движении автопоезда вперед электросеть 13 фонарей освещения заднего хода обесточена, обесточена обмотка реле 12, которая замыкает цепь питания электромагнитного клапана 10. Электромагнитный клапан 10 перекрывает магистраль слива 8.

Таким образом, тормоз наката находится во включенном состоянии и при появлении наката прицепа на автомобиль происходит торможение, сопровождающееся загоранием сигнальной лампочки 19 красного цвета по команде датчика 18. Заторможенный прицеп уменьшает усилие наката и разгружает сцепное устройство, уменьшая тормозной путь автопоезда.

Перед осуществлением движения задним ходом, водитель включает заднюю передачу автомобиля, при этом загораются фонари освещения заднего хода через электросеть 13, срабатывает реле 12. Электромагнитный клапан 10, получающий питание через реле 12 от сети 11 внутреннего освещения прицепа, срабатывает и пропускает на слив в наполнительный бачок тормозную жидкость. Тормоз отключается и движение задним ходом свободно. Срабатывание электромагнитного клапана сопровождается загоранием сигнальной лампочки зеленого цвета и означает движение задним ходом свободно. Реле 12 выполняет функцию разгрузки электросети 13 фонарей освещения заднего хода. Эта сеть нагружена мощными лампами фонарей как автомобиля, так и прицепа, а сеть внутреннего освещения прицепа во время движения свободна от нагрузки. При неисправности электросети или электромагнитного клапана, аварийное отключение тормоза производится перемещением кнопки 16 или крана 20 принудительного (ручного) управления, установленного параллельно электромагнитному клапану.

Гидравлическое отключение тормоза через сливную магистраль, как автоматическое, так и аварийное, является высоко эффективными и надежным, оно не боится появления люфтов и зазоров, попадания грязи и влаги по сравнению с известными механическими и электрохимическими видами отключения. Гидравлическое отключение свободно срабатывает на уже заторможенном прицепе, стоящем на крутом спуске.

Формула изобретения

1. ТОРМОЗ НАКАТА, содержащий главный цилиндр, поршень которого связан со сцепным устройством, а рабочая полость подключена тормозной магистралью к колесным тормозным цилиндрам, наполнительный бачок, соединенный посредством сливной магистрали и управляемого клапана с тормозной магистралью, отличающийся тем, что управляемый клапан выполнен в виде нормально закрытого электромагнитного клапана, подключенного посредством реле к цепи датчика заднего хода.

2. Тормоз по п.1, отличающийся тем, что магистраль слива выполнена в виде двух ветвей, в одной из которых установлен кран принудительного отключения.

3. Тормоз по п.1, отличающийся тем, что на переднем борту прицепа, в зоне видимости водителя, установлены сигнальные лампочки разного цвета, одна из которых соединена с дополнительно установленными в тормозной магистрали датчиком, другая - с цепью питания электромагнитного клапана.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к органам управления тормозами, приспособленными для прицепов, приводимыми в действие силой инерции (тормоза наката)

Прицеп // 1782820

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к органам управления тормозами, приспособленными для прицепов, приводимых в действие силой инерции (тормоза наката)

Изобретение относится к автомобильному транспорту, а именно к инерционным тормозным системам прицепов преимущественно легковых автомобилей

Изобретение относится к автомобильному транспорту, а именно к инерционным тормозным системам прицепов преимущественно легковых автомобилей

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к тормоз™ ным системам прицепов

Изобретение относится к транспортному машиностроению и предназначено для использования в автотранспортных прицепах

Изобретение относится к тормозам наката автомобильных прицепов

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано на прицепах, входящих в состав автопоезда с тягачами из легковых автомобилей

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к органам управления тормозами, приспособленными для прицепов, приводимым в действие от тормозной системы автомобиля-тягача, и может быть использовано на прицепах с гидравлической тормозной системой, преимущественно одноосных прицепах легковых автомобилей

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности, к замково-тормозным устройствам прицепов транспортных средств

Изобретение относится к рабочим машинам. Рабочая машина содержит двигатель внутреннего сгорания, соединенный с бесступенчатой трансмиссией, и датчик требуемой скорости, соединенный с приводом. Электрическая цепь обработки данных увеличивает передаточное отношение трансмиссии в зависимости от сигнала датчика таким образом, что передача эффективного крутящего момента, подаваемого обратно с входа бесступенчатой трансмиссии на выход двигателя, по существу, равна нулю. Электрическая цепь обработки данных увеличивает передаточное отношение трансмиссии в зависимости от первого выходного сигнала таким образом, что вход бесступенчатой трансмиссии обеспечивает обратный привод выхода двигателя. Машина может дополнительно содержать тормозной привод, тормозной датчик и рабочий тормоз. В способе эксплуатации рабочей машины перемещают привод для обеспечения скорости относительно земли; определяют положение привода и обеспечивают выходной сигнал, указывающий сниженную скорость. Также увеличивают передаточное отношение бесступенчатой трансмиссии; приводят в действие тормозной привод; определяют приведение в действие тормозного привода и увеличивают передаточное отношение бесступенчатой трансмиссии в зависимости от выходного сигнала. Исключается резкое замедление машины. 3 н. и 10 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх