Кожух приводного устройства двигателя внутреннего сгорания

 

Использование: в двигателях внутреннего сгорания, снабженных гибким приводным устройством. Цель изобретения - снижение материалоемкости и упрощение техобслуживания. Для этого в задней крышке выполнены пазы , образованные, например, путем деформации крышки. Клиновидные выступы передней крышки имеют боковые наклоны относительно вертикальной оси крышки, поверхности. Передняя крышка установлена с возможностью скольжения ее клиновидных выступов в пазах. Крышка может быть снабжена отражательной пластиной. 7 з.п. ф-лы, 15 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) транс- портных средств, имеющих гибкие приводные устройства.

Известен кожух приводного устройства двигателя ВАЗ 2105 (Легковые автомобили ВАЗ. Конструкция и техническое обслуживание. Ершов Б.В., Юрченко М. А., Киев: Высшая школа, 1984, с. 55), состоящий из трех частей: верхней, средней и нижней. Все эти части крепятся болтами к блоку цилиндров.

Эта конструкция трудоемка в изготовлении и обслуживании в период эксплуатации из-за наличия большого количества деталей, в т. ч. крепежа, находящегося в труднодоступных местах моторного отсека.

Наиболее близким аналогичным решением является кожух приводного устройства ДВС [1], содержащий блок цилиндров, снабженный отдельно упором, заднюю и переднюю крышки, связанные между собой и снабженные соответственно установочными фланцами и клиновидными выступами, размещенными в упомянутом упоре с возможностью контакта один с другим. Причем клиновидные выступы установлены в упоре с возможностью осевого перемещения.

Недостатком данной конструкции являются повышенная материалоемкость, трудоемкость изготовления и техобслужи- вания, обусловленная необходимостью изготовления относительно большого количества деталей и неудобством монтажа и демонтажа при техобслуживании и ремонте.

Замена приводного ремня двигателя, снабженного кожухом приводного устройства является трудоемкой операцией, а в дорожных условиях связана со значительным дискомфортом, так как для ее выполнения необходимо в стесненных условиях, лежа под днищем автомобиля, отвернуть крепление упора на блоке цилиндров, обязательно снять упор, а после замены приводного ремня закрепить его снова.

Целью изобретения является упрощение монтажа и демонтажа кожуха приводного устройства за счет изменения конструк- ции крепежных элементов.

Цель достигается тем, что кожух приводного устройства ДВС содержит переднюю и заднюю крышки, связанные между собой и с блоком цилиндров, упор блока, причем нижняя часть передней крышки снабжена по меньшей мере одним клиновидным выступом, выполненным с возможностью контакта с упором блока и осевого перемещения, упор выполнен в виде паза на задней крышке.

Кожух приводного устройства может быть выполнен так, что по меньшей мере одна боковая поверхность клиновидного выступа расположена под острым углом к наружной (торцовой) поверхности паза, размещенной со стороны верхней части задней крышки: одна или две стороны паза являются открытыми. При этом поверхность, образующая одну из сторон паза, является одновременно отражательной пластиной, защищающей приводное устройство от возможного воздействия на него твердых частиц, проникающих через нижнюю часть кожуха.

Клиновидный выступ может быть выполнен в виде двух и более плоских поверхностей, расположенных под углом друг к другу, либо в виде криволинейной поверхности, либо их сочетания.

При реализации ЗТР существенно снижается трудоемкость обслуживания и ремонта двигателя, связанная с заменой приводного ремня, так как отпадает необходимость демонтажа и последующей установки упора, расположенного в труднодо- ступном месте в нижней части моторного отсека, т. е. можно осуществить замену приводного ремня без использования подъемника для автомобиля или заменяющего его устройства, не работая лежа под автомобилем, что важно при незапланированной замене ремня в дорожных условиях.

Благодаря тому, что упор выполнен в виде паза на задней крышке как одно целое с ней, снижается материалоемкость изделия за счет совмещения функций надежной защиты приводного устройства от возможного попадания посторонних тел и надежной взаимной фиксации нижней части передней и задней крышек кожуха.

Кроме того уменьшается количество и номенклатура применяемых деталей в связи с тем, что отпадает необходимость в использовании отдельного упора, крепежных болтов и др. деталей.

Снижается трудоемкость процесса изготовления кожуха приводного устройства и улучшаются возможности автоматизации этого процесса за счет совмещения операций штамповки. При этом снижается потребление энергоносителей, уменьшается количество применяемого оборудования и оснастки, высвобождаются производственные площади под них.

Кроме того улучшается коэффициент использования материалов, применяемых при изготовлении кожуха.

Улучшаются весовые показатели кожуха и изделия в целом.

Улучшается удобство установки передней крышки на двигатель во время его техобслуживания и ремонта благодаря наличию боковых скосов на клиновидных выступах и выполнению наружной (торцовой) поверхности упомянутого паза, расположенной со стороны верхней части задней крышки под углом к горизонтальной оси задней крышки.

Выполнение клиновидных выступов с заходной частью, имеющей больший угол конусности (ловитель) способствует улучшению условий монтажа передней крышки за счет уменьшения вероятности контакта заходной части с верхней торцовой поверхностью паза и экономии материала.

Улучшается надежность взаимной фиксации передней и задней крышек за счет действия сил, вызванных упругой деформацией клиновидных выступов, образованных путем деформации плоской поверхности передней крышки.

На фиг. 1 изображен кожух приводного устройства ДВС; на фиг. 2 - то же, вид слева (шкив не показан); на фиг. 3 - нижняя часть передней крышки; на фиг. 4 - нижняя часть задней крышки; на фиг. 5 - сечение А-А на фиг. 2; на фиг. 6 - то же, с упругодеформируемым клиновидным выступом; на фиг. 7 - вариант выполнения нижней части задней крышки; на фиг. 8 - сечение Б-Б на фиг. 7; на фиг. 9 - сечение В-В на фиг. 7; на фиг. 10 - вариант выполнения нижней части задней крышки; на фиг. 11 - то же, вид слева; на фиг. 12 - сечение Г-Г на фиг. 10; на фиг. 13 - вариант выполнения нижней части задней крышки; на фиг. 14 - то же, вид слева; на фиг. 15 - вариант выполнения нижней части задней крышки с отражательной пластиной.

Кожух приводного устройства 1 содержит переднюю крышку 2 и заднюю крышку 3, которая закреплена на блоке цилиндров 4. Передняя крышка 2 имеет в нижней части клиновидные выступы 5, а задняя крышка 3 имеет упоры, выполненные в виде пазов 6 путем ее деформации, в которых крышки 2 и 3 фиксируются друг относительно друга. В верхней части передняя 2 и задняя 3 крышки жестко соединены между собой крепежным болтом 7 (фиг. 1).

Плоскость 8 контакта передней крышки 2 и плоскость 9 контакта задней крышки 3 расположены под углом к горизонтальной оси ДВС для снижения трудоемкости монтажа и демонтажа передней крышки 2 перемещением ее в наиболее удобном направлении.

Передняя крышка 2 установлена с возможностью скольжения ее клиновидных выступов 5 в пазах 6.

Наружная (торцовая) поверхность 10 паза 6 (фиг. 4), размещенная со стороны верхней части задней крышки, выполнена под углом к горизонтальной оси крышки 3.

Боковые поверхности 11 и 12 клиновидных выступов 5 расположены под углом к вертикальной оси передней крышки 2 и сопряжены между собой (фиг. 3).

Возможны и другие варианты, например, упомянутый паз сформирован путем загиба части заготовки (фиг. 7, 13). При этом одна или две боковые стороны 13, 14 паза 6 являются открытыми.

Использование этих вариантов технических решений (фиг. 10 и 13) обуславливает некоторое увеличение материалоемкости изделия по сравнению с вышеописанным вариантом (фиг. 2). Вместе с тем их использование позволяет не только реализовать все указанные преимущества заявляемого технического решения по сравнению с прототипом, но и более полно использовать производственные возможности в случае необходимости применения отражательной пластины 15 (фиг. 15) для улучшения защиты приводного устройства 1 от проникновения посторонних частиц. Отражательная пластина 15 может быть выполнена в виде отдельной детали, установленной на задней крышке 3 или на наружной поверхности 16 паза 6 с возможностью поворота вокруг оси 17 и др.

Отражательная пластина 15 может быть выполнена как одно целое с задней крышкой 3 одновременно с формированием паза 6.

Клиновидные выступы 5 могут быть снабжены заходной частью 18, расположенной в их нижней части (фиг. 3), для облегчения установки задней крышки 3 в пазы 6.

Клиновидные выступы 5 могут быть образованы путем деформации нижней части передней крышки 2 (фиг. 6).

Кожух приводного устройства работает следующим образом.

При демонтаже кожуха устройства 1 производится отворачивание крепежных болтов 7. Затем при поднятии передней крышки 2 вверх со скольжением вдоль плоскости прилегания к задней крышке 3 ее выступы 5 выводят из пазов 6. Далее передняя крышка 2 свободно вынимается из моторного отсека, в результате чего обеспечивается доступ к приводному устройству 1 для ремонта и обслуживания.

При замене приводного ремня не требуется дополнительных операций, предшествующих его непосредственному снятию, что упрощает монтаж и демонтаж, сокращает время обслуживания и повышает удобство обслуживания и ремонта двигателя.

При монтаже кожуха передняя крышка 2 клиновидными выступами 5 фиксируется в пазах 6, а верхние части крышек 2 и 3 фиксируются крепежным болтом 7. При этом благодаря тому, что клиновидные выступы 5 снабжены поверхностями 11 и 12, расположенными под острым углом к наружной (торцовой) поверхности 10 паза 6 и заходной части поверхности 18, облегчается первоначальная ориентация выступов 5 в пазах 6, что важно в условиях ограниченного визуального контроля за месторасположением нижней части крышки 2 при монтаже в моторном отсеке, так как при установке передней крышки в мотоотсеке автомобиля ее нижняя часть закрыта: с боковых сторон - деталями двигателя и кузова, а сверху - выступающими частями передней крышки.

Наклонные поверхности 10, 11, 12, 18 выполняют роль направляющих элементов.

При реализации заявляемого технического решения снижается материалоемкость, трудоемкость изготовления, обслуживания и ремонта двигателя, улучшается удобство техобслуживания и ремонта, связанного с заменой приводного ремня, повышается коэффициент использования материалов и пр., что повышает технический уровень и снижает себестоимость изделия.

Формула изобретения

1. КОЖУХ ПРИВОДНОГО УСТРОЙСТВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащий переднюю и заднюю крышки, связанные между собой и с блоком цилиндров, упор блока, причем нижняя часть передней крышки снабжена по меньшей мере одним клиновидным выступом, выполненным с возможностью контакта с упором блока и осевого перемещения, отличающийся тем, что упомянутый упор выполнен в виде паза на задней крышке.

2. Кожух по п.1, отличающийся тем, что одна из боковых сторон паза выполнена открытой.

3. Кожух по пп. 1 - 3, отличающийся тем, что две боковые стороны паза выполнены открытыми.

4. Кожух по п. 1, отличающийся тем, что выступ снабжен по меньшей мере одной боковой поверхностью, которая расположена под острым углом к наружной торцевой поверхности упомянутого паза, размещенной со стороны верхней части задней крышки.

5. Кожух по пп. 1 - 4, отличающийся тем, что выступ выполнен путем деформации нижней части передней крышки.

6. Кожух по пп.1 - 6, отличающийся тем, что выступ выполнен в виде по меньшей мере двух расположенных под углом одна к другой плоских поверхностей.

7. Кожух по пп. 1 - 6, отличающийся тем, что выступ выполнен в виде криволинейной поверхности.

8. Кожух по пп. 1 - 5, отличающийся тем, что задняя крышка снабжена отражательной пластиной.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания со вставными мокрыми гильзами цилиндров и рубашкой охлаждения цилиндров коробчатой формы

Изобретение относится к двигателестроению

Изобретение относится к поршневым ДВС, а именно к конструкции цилиндропоршневой группы ДВС с жидкостным охлаждением

Изобретение относится к способам сни1 жения виброактивности и воздушного шума поршневой машины и позволяет существенно снизить виброактивность и воздушный шум поршневых машин: двигателей внутреннего сгорания, компрессоров,насосов и т.д

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к двигателям внутреннего сгорания с верхним расположением распределительного вала механизма распределения

Изобретение относится к машиностроению, в частности к приводу механизма газораспределения двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к самоходным транспортным средствам и касается их навесного оборудования, в частности компрессора кондиционера и генератора электрического тока

Изобретение относится к элементам ременного привода газораспределительного механизма (ГРМ) двигателя внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к элементам зубчато-ременных приводов механизмов двигателя внутреннего сгорания (ДВС), в частности газораспределительного механизма (ГРМ) ДВС или его вспомогательных агрегатов

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к корпусным деталям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению, в частности двигателестроению, а именно к механизмам привода газораспределения (ГРМ) и привода вспомогательных агрегатов (масляного насоса) ДВС преимущественно с цепным приводом

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано на двигателях внутреннего сгорания (ДВС) для натяжения ремней (цепи) привода основных и вспомогательных агрегатов (генератора, кондиционера и т
Наверх