Спасательное средство

 

Сущность изобретения: спасательное средство содержит плот и аэродинамический обтекатель из эластичного материала, в полости которого размещены плот и жидкий или сыпучий наполнитель. Плот связан с аэродинамическим обтекателем быстроразъемными соединениями и состоит из камер плавучести, тента и поддерживающих его надувных арок, а также водобалластных карманов и системы газонаполнения надувных арок. Аэродинамический обтекатель выполнен со сливоналивным или насыпным приспособлением для наполнителя, а также с грузозахватными приспособлениями. 2 ил.

Изобретение относится к спасательным средствам для спасения на море, а именно к спасательным плотам сбрасываемого типа, предназначенным для спасения людей с гибнувшего корабля.

Известно судовое спасательное средство, содержащее спасательный плот, состоящий из полых камер и защитного тента.

Недостатком известной конструкции спасательного средства является низкая точность доставки спасательного плота к месту аварии корабля с помощью летательных аппаратов, что затрудняет проведение и снижает надежность спасательных операций.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является спасательное средство, содержащее плот, состоящий из камер плавучести, тент, надувные арки для поддержания тента, водобалластные карманы и систему газонаполнения надувных арок.

Недостатком прототипа является низкая точность доставки спасательного средства к месту аварии судна с помощью летательных аппаратов, что снижает надежность спасательных операций.

Известно, что за минимальное время спасательные средства к месту аварии в открытом море можно доставить только с помощью летательных аппаратов, с которых происходит сбрасывание спасательных средств потерпевшим. Однако на точность попадания спасательных средств к месту аварии, кроме точности прицеливания, оказывают влияние аэродинамические силы, действующие на падающее спасательное средство. Аэродинамические силы приводят к уносу падающего спасательного средства, что приводит к снижению надежности спасательных операций.

При движении (полете) спасательного средства основными возмущениями, вызывающими отклонения точек падения от расчетных, являются отклонение метеорологических условий от стандартных в районе спасения (наличие ветра, сносящего падающее спасательное средство в направлении действия ветра); аэродинамический эксцентриситет спасательного средства, под которым понимают аэродинамическую асимметрию спасательного средства, вызванный неравномерностью распределения масс на спасательном средстве, вследствие которого сила сопротивления воздуха при нулевом угле атаки направлена не по продольной оси симметрии спасательного средства, а под некоторым углом к ней, при этом возникает боковая сила, уводящая спасательное средство с необходимой траектории; взаимное расположение центра масс и центра давления спасательного средства.

Наличие различных вспомогательных устройств (сосредоточенных масс) - элементов системы газонаполнения, наружных спасательных лееров, трапа, входящих в состав известного спасательного средства, приводит к неравномерному распределению масс по площади спасательного средства и тем самым к смещению центра масс от продольной (поперечной) оси симметрии, что вызывает боковой увод спасательного средства с необходимой траектории.

Известно, что на динамические характеристики падающего тела (спасательного средства) оказывает влияние взаимное расположение центра масс и центра давления тела (спасательного средства). Если центр давления находится впереди центра масс, то тело является статически неустойчивым, момент подъемной аэродинамической силы действует у такого тела на увеличение угла атаки, появление опрокидывающего аэродинамического момента, что приводит к уводу тела с необходимой траектории. Величина опрокидывающего момента определяется по формуле MZ1 Y(xцд - хцм), где Y - подъемная сила; хцд - расстояние от начала тела до центра давления; хцм - расстояние от начала тела до центра масс.

Если же центр давления находится позади центра масс, то момент подъемной аэродинамической силы действует на уменьшение угла атаки, вызывая стабилизирующее воздействие. Тело с таким расположением центра давления и центра масс является статически устойчивым.

Таким образом, для повышения точности доставки спасательного средства потерпевшим с летательного аппарата необходимо, чтобы спасательное средство было статически устойчивым, т.е. центр масс был впереди центра давления, и центр масс располагался на оси симметрии спасательного средства.

Целью изобретения является повышение надежности спасательной операции при сбрасывании спасательного средства с летательного аппарата.

Это достигается тем, что спасательное средство содержит плот, состоящий из камер плавучести, тент, водобалластные карманы, надувные арки для поддержания тента, систему газонаполнения надувных арок, при этом плот размещен в аэродинамическом обтекателе из эластичного материала с жидким (сыпучим) наполнителем (например, водой), который снабжен линиями ослабленной прочности, сливоналивными (насыпными) и грузозахватными приспособлениями. Плот связан с аэродинамическим обтекателем при помощи быстроразъемных соединений.

Аэродинамический обтекатель в виде конуса из эластичного материала с жидким (сыпучим) наполнителем предназначен для предания сбрасываемому спасательному средству статической устойчивости при полете за счет придания спасательному средству аэродинамической формы и гарантированного размещения центра масс на продольной оси симметрии спасательного средства впереди центра давления. Это достигается за счет заполнения аэродинамического обтекателя жидким (сыпучим) наполнителем. Линии ослабленной прочности предназначены для разгерметизации аэродинамического обтекателя при ударе его о морскую поверхность (при приводнении). Сливо-наливные (насыпные) приспособления предназначены для наполнения (слива) аэродинамического обтекателя наполнителем (при подготовке к спасательной операции). Грузозахватные приспособления предназначены для погрузки и крепления подготовленного к спасательной операции спасательного средства на борту летательного аппарата.

Быстроразъемные соединения, обеспечивающие связь спасательного плота с аэродинамическим обтекателем, предназначены для быстрого отсоединения спасательного плота от аэродинамического обтекателя после приводнения спасательного средства (при необходимости).

Сущность предлагаемого изобретения состоит в том, что размещение спасательного плота в аэродинамическом обтекателе из эластичного материала, заполненного жидким (сыпучим) наполнителем, придает спасательному средству обтекаемую аэродинамическую форму и обеспечивает статическую устойчивость при полете за счет размещения центра масс на продольной оси симметрии спасательного средства впереди центра давления, что позволяет повысить точность доставки спасательного средства потерпевшим. Выполнение в аэродинамическом обтекателе линий ослабленной прочности и соединение спасательного плота с аэродинамическим обтекателем при помощи быстроразъемных соединений позволяет при ударе о морскую поверхность (приводнении) удалить наполнитель из аэродинамического обтекателя и освободить плот, что в комплексе позволяет повысить надежность спасательной операции.

Положительный эффект, заключающийся в повышении надежности спасательной операции, может быть достигнут при реализации изобретения.

Размещение плота в аэродинамическом обтекателе из эластичного материала с жидким (сыпучим) наполнителем приводит к повышению статической устойчивости спасательного средства. Так как центр давления в этом случае находится позади центра масс, то возникающий момент подъемной аэродинамической силы Y действует на уменьшение угла атаки, является стабилизирующим аэродинамическим моментом MZ1 Y(xцд - хцм).

При ударе аэродинамического обтекателя о воду происходит разгерметизация его по линиям ослабленной прочности (разрыв линий ослабленной прочности). Максимальная сила удара, действующая на аэродинамический обтекатель при ударе о воду, определяется из выражения Pмакс= f , ,v2o где m - масса спасательного средства; - плотность воды;
В - ширина спасательного средства;
vo - начальная скорость падения;
g - ускорение силы тяжести.

В частном случае, когда аэродинамический обтекатель имеет форму конуса
Pмакс= C где L - длина аэродинамического обтекателя
C3= где - угол килеватости конуса.

Эта сила приводит к возникновению напряжений в корпусе аэродинамического обтекателя, разрыву линий ослабленной прочности и освобождению плота.

На фиг. 1 изображено спасательное средство (плот в аэродинамическом обтекателе в собранном положении); на фиг. 2 - то же, вид сверху.

Спасательное средство содержит аэродинамический обтекатель 1 с линиями ослабленной прочности 2, сливоналивными (насыпными) приспособлениями 3, грузозахватными приспособлениями 4, плот 5, состоящий из камер плавучести, тент 6, надувные арки 7 для поддержания тента, водобалластные карманы 8, систему газонаполнения надувных арок 9. Плот связан с аэродинамическим обтекателем при помощи быстроразъемных соединений 10.

Подготовка к выбросу происходит следующим образом. Аэродинамический обтекатель 1 через сливоналивные (насыпные) приспособления 3 заполняется жидким (сыпучим) наполнителем, например водой, до полного заполнения. После заполнения сливоналивные приспособления 3 герметизируются. Плот 5 складывается в транспортное положение и размещается в аэродинамическом обтекателе 1. При этом плот 5 связан с аэродинамическим обтекателем 1 с помощью быстроразъемных соединений 10. Спасательное средство готово к транспортировке. При помощи грузозахватных приспособлений 4 спасательное средство размещается в летательном аппарате.

Спасательное средство работает следующим образом.

После сбрасывания его с летательного аппарата за счет размещения центра тяжести спасательного средства впереди центра давления и размещения центра тяжести на продольной оси симметрии спасательное средство устойчиво движется к месту аварии. При ударе о поверхность воды происходит нарастание давления наполнителя, которое, воздействуя на стенки аэродинамического обтекателя, растягивает его до допустимых величин напряжений эластичного материала. При дальнейшем нарастании давления происходит разгерметизация аэродинамического обтекателя по линиям ослабленной прочности. Происходит удаление наполнителя из аэродинамического обтекателя. При ударе о поверхность моря морская вода воздействует на аэродинамический обтекатель с силой, с которой аэродинамический обтекатель воздействует на морскую воду (3-й закон Ньютона). Плот 5 выстреливается из аэродинамического обтекателя 1 и разворачивается в рабочее положение. При необходимости плот можно освободить от аэродинамического обтекателя путем расфиксирования быстроразъемных соединений 10.

Технические преимущества изобретения по сравнению с прототипом состоят в том, что размещение плота в аэродинамическом обтекателе из эластичного материала с жидким (сыпучим) наполнителем, снабженным линиями ослабленной прочности, сливоналивными (насыпными) и грузозахватными приспособлениями, приводит к повышению надежности спасательной операции при сбрасывании спасательного средства с летательного аппарата.

Применение аэродинамического обтекателя позволяет повысить надежность спасательной операции путем повышения точности и надежности доставки спасательного средства. Известно, что уменьшить аэродинамические силы, действующие на летящий предмет, можно (при заданных размерах) путем уменьшения коэффициентов пропорциональности Схи Сy, входящих в выражения силы лобового сопротивления и подъемной силы. Эти коэффициенты зависят от формы тела и его углового положения по отношению к вектору скорости. Применение аэродинамического обтекателя с наполнителем позволяет спасательному средству двигаться при нулевом угле атаки. Кроме того, в работе (Беспилотные летательные аппараты. Под ред. Л.С.Чернобрывкина, М.: Машиностроение, 1967, с. 62) приведены величины коэффициентов силы лобового сопротивления тел различной формы. Значение Сх для пластины (плота) Сх = =1,0-1,2 для конуса (аэродинамический обтекатель) Сх = 0,01-0,1. Таким образом, применение аэродинамического обтекателя позволяет приблизительно в 10 раз уменьшить аэродинамические силы, действующие при полете на спасательное средство, тем самым повысить точность доставки спасательного средства, что в конечном итоге позволяет повысить надежность спасательной операции.


Формула изобретения

СПАСАТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО, содержащее плот, состоящий из камер плавучести, тента, надувных арок для поддержания тента, водобалластных карманов и системы газонаполнения надувных арок, отличающееся тем, что оно снабжено аэродинамическим обтекателем из эластичного материала, в полости которого размещены плот и жидкий или сыпучий наполнитель, причем аэродинамический обтекатель выполнен с участками ослабленной прочности, а также со сливоналивным или насыпным приспособлением и грузозахватными приспособлениями, при этом плот связан с аэродинамическим обтекателем быстроразъемными соединениями.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к морским перевозкам , а именно к контейнерам, предназначенным для хранения надувных спасательных плотов

Изобретение относится к спасательной технике, а именно к камерам плавучести надувных спасательных средств, например плотов

Изобретение относится к спасательным средствам, а именно к надувным спасательным плотам сбрасываемого типа, предназначенным для спасения людей с гибнувшего корабля

Изобретение относится к средствам спасения на море , в частности, к конструкциям подводной части надувных спасательных плотов

Изобретение относится к саням как к средству передвижения по снежной поверхности

Изобретение относится к спасательным средствам на воде, а именно к устройству для развертывания в воздухе спасательного оборудования

Изобретение относится к спасательным средствам, в частности к спасательным плотам, используемым преимущественно авиационными средствами доставки к месту катастрофы или аварии на воде

Изобретение относится к индивидуальным спасательным средствам малого класса для спасения на воде и предназначено для спасения человека при кораблекрушении. Предлагаемый спасательный плот представляет собой наполняемую пеной легкую конструкцию, выполненную в виде надувной лодки с суженными и высоко поднятыми носовой и кормовой оконечностями, между которыми располагается прозрачный двухскатный полог. Корпус плота сформирован посредством двух или нескольких полотнищ ткани, раскроенных и сшитых (склеенных) между собой таким образом, что формируют удлиненные продольные полости, сужающиеся к носу и корме. Концы продольных полостей оканчиваются отверстиями, которыми сообщаются с полостями впускного и выпускного коллекторов. Впускной коллектор находится на конце носовой оконечности, сообщается с полостями плота, представляет собой воздухонепроницаемый мешочек овальной (прямоугольной) формы. На впускном коллекторе имеется разъем для крепления шланга от баллона. Выпускной коллектор находится на конце кормовой оконечности, внутренняя полость коллектора сообщается с полостями плота, выполнен также в виде мешочка овальной (прямоугольной) формы из текстильного материала, свободно пропускающего воздух, но наглухо забивающегося пеной из баллона. Баллон крепится снизу в центре днища плота, после приведения в действие и наполнения пеной полостей плота выполняет роль статического балласта и удерживает пустой плот в нормальном, рабочем положении, не позволяет ему лечь на бок под действием волн и ветра. На передней части баллона установлено пусковое устройство с гидростатом. Два ремня образуют замкнутые кольца, крепятся к плоту вдоль его наружной поверхности днища, в верхней части на коллекторах сходятся вместе и образуют двойной, сшитый внахлест, ремень между носовой и кормовой оконечностями. Ремень, пришиваемый сверху, немного длиннее нижнего ремня, в средней части верхний ремень отстает от нижнего и образует петлю Ω-образной формы. Петля предназначена для захвата и поднятия плота на борт вертолета или судна. В надутом состоянии верхние оконечности плота удерживают сдвоенные ремни в натянутом состоянии. К этим же ремням крепится двухсторонний полог, выполненный из прозрачного полиэтилена, с наружной стороны имеющий зеркальное покрытие оранжевого цвета. К корпусу плота полог крепится неразъемным герметичным соединением. С каждой стороны полог разделен одним вертикальным и двумя горизонтальными замками типа молния. Каждая половинка полога в нижней части имеет карман для сбора дождевой воды. Снаружи по обоим бортам на корпусе имеются спасательные леера. Внутри плота уложен подогреватель в виде тонкостенного коврика. Плот снабжен сигнальным позиционирующим устройством КСАСС, автономным источником питания с ручным приводом, складными веслами и комплектом выживания. Предлагаемый спасательный плот может использоваться на всех типах судов: военных, научных, спасательных, транспортных, добывающих, пассажирских. Кроме того, такие плоты подойдут и для морской авиации. Данный плот прост в использовании, привести его в действие и воспользоваться им может абсолютно не подготовленный человек. 2 з.п. ф-лы, 11 ил.
Изобретение относится к спасательным средствам, а именно к спасательным плотам. Надувной спасательный плот содержит камеру плавучести с днищем, плавучие поручни в виде гибких труб, источник сжатого газа, дополнительные плавучие поручни, пенопластовую доску, балластный груз, источник тока, замыкатель, систему подсветки, редукционный и обратный клапаны. Токопроводники расположены на внутренней поверхности трубы плавучих поручней с источником тока и лампочками. Лампочки установлены в герметичных плафонах и расположены на вилкообразных муфтах. Замыкатель кинематически связан с приводным механизмом и токопроводниками. Внутренняя поверхность камеры плавучести снабжена эластичной оболочкой, внутри которой размещены силиконовые нагревательные элементы. Нагревательные элементы соединены с источником тока через токопроводник. Внутри пенопластовой доски размещены энергосберегающие нагревательные панели со встроенным терморегулятором. Достигается расширение функциональных возможностей использования.

Изобретение относится к изделиям спасательной техники. Материал прорезиненный для изготовления надувных спасательных средств включает текстильную несущую основу и граничащие с ним наружный лицевой и наружный нелицевой слои на основе синтетического каучука. Текстильная несущая основа, содержащая внутренний слой, представляет собой двухслойную диагонально-дублированную ткань, имеющую в диагональном слое хлопчатобумажную ткань высокой плотности, в параллельном слое - полиамидную ткань с адгезионным внутренним подслоем на основе этиленпропилен-диенового каучука. Наружный лицевой слой включает этиленпропилен-диеновый каучук и бутилкаучук в массовом соотношении 1:1, а наружный нелицевой слой и внутренний слой текстильной несущей основы включают этиленпропилен-диеновый каучук и высокомолекулярный полиизобутилен в массовом соотношении 1:1. В качестве хлопчатобумажной ткани используют перкаль. Данный материал прорезиненный преимущественно используют для частей надувных спасательных средств, создающих необходимый запас плавучести. Изобретение также относится к конструкции материалов для частей надувных спасательных средств, предназначенных для размещения пользователей вне водной поверхности и для защиты пользователей от неблагоприятных внешних условий, клеевой композиции, которая включает натуральный каучук, органический растворитель - бензин и этилацетат в массовом соотношении 1:2 соответственно, сшивающий агент в количестве 4,4 мас.ч., включающий дифенилметандиизоцианат, и к клеевой композиции герметизирующей для герметизации клеевых, клеепрошивных и прошивных швов соединения деталей спасательных средств и способу изготовления надувных спасательных средств с применением описанных материалов. 5 н. и 12 з.п. ф-лы, 5 табл.

Изобретение относится к спасательным морским самовосстанавливающимся плотам. Плот надувной спасательный самовосстанавливающийся содержит корпус из нижней и верхней камер плавучести, которые выполнены в виде трубчатых замкнутых оболочек, надувное днище, системы газонаполнения и две параллельно расположенные на расстоянии друг от друга надувные стойки. Надувные стойки представляют собой надувные трубчатые элементы в виде арок, которые состоят из секций. Каждая надувная стойка простирается от одного борта корпуса плота к другому и вверх и наружу от периметра корпуса плота под углом от перпендикуляра к корпусу плота. В плане секции каждой надувной стойки вписываются в полуокружность, центр которой находится на пересечении вертикальной оси симметрии и верхней касательной плоскости трубчатой оболочки верхней камеры плавучести. Достигается безопасность конструкции плота при возвращении из перевернутого положения плота в рабочее вертикальное без вмешательства человека. 17 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к водным спасательным средствам, а именно касается надувного спасательного плота спускаемого типа. Плот надувной спасательный спускаемого типа содержит корпус из нижней и верхней камер плавучести, надувное днище, систему газонаполнения, спускаемое устройство. Спускаемое устройство содержит систему строп и включает устройство спуска наружного. Устройство спуска наружного состоит из системы фиксированных наружных строп, которые выполнены в форме хвостовой петли и подвижных наружных строп. Фиксированные наружные стропы в верхней части петли жестко прикреплены со стороны углов к верхней камере плавучести. Хвостовая часть фиксированных наружных строп приклеена к внешнему наружному слою надувного днища посредством накладок. Подвижные наружные стропы прикреплены к верхней части петли с возможностью их перемещения. Устройство спуска внутреннего представляет собой систему внутренних строп, которые проходят внутри плота и приклеены к внешнему наружному слою надувного днища посредством накладок. Накладки содержат металлические диски с прорезью. Достигается надежность спускаемого устройства. 17 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх