Устройство концевой заделки синтетического каната

 

Сущность изобретения: устройство концевой заделки синтетического каната содержит обойму с конической полостью, два эластичных элемента и две антифрикционные прокладки. Внутри конической полости обоймы размещен конический вкладыш с эластичным элементом, вдоль эластичного элемента равномерно по его образующей - расплетенные пряди каната. Между одним эластичным элементом и коническим вкладышем установлена одна антифрикционная прокладка, между конической полостью обоймы и другим эластичным элементом другая антифрикционная прокладка. Каждый эластичный элемент выполнен из волкнистого материала, волокна которого сориентированы вдоль образующих конической полости обоймы или вкладыша. Антифрикционная прокладка может быть выполнена в виде полимерной пленки. Оба эластичных элемента могут быть жестко соединены с расплетенным канатом вне конической полости обоймы. Волокнистый материал эластичного элемента может быть выполнен с модулем продольной упругости, равным или превышающим модуль продольной упругости волокнистого материала каната. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к канатной технике, в частности к устройствам, предназначенным для крепления концов синтетических канатов.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является устройство для крепления конца каната, в котором с целью повышения надежности внешняя поверхность полого конического вкладыша выполнена эластичной [1].

На чертеже показано устройство концевой заделки синтетического каната.

Устройство концевой заделки синтетического каната состоит из обоймы 1 с конической полостью 2, внутри которой размещается конический вкладыш 3, эластичный элемент 7, дополнительный эластичный элемент 6 и две антифрикционные прокладки 5 и 8. Эластичные элементы в узле 9 неподвижно соединены с расплетенным канатом на участке, расположенном вне конической полости обоймы.

Эластичный элемент 8 и дополнительный эластичный элемент 6 выполнены из волокнистого материала, волокна в котором расположены преимущественно параллельно нитям каната, сориентированы вдоль образующих конической полости обоймы (вкладыша) и неподвижно соединены с канатом, а эластичный элемент и дополнительный эластичный элемент отделены соответственно от вкладыша и конической полости антифрикционными прокладками, изготовленными из полимерной пленки.

Материал и конструкция эластичных элементов позволяют повысить равномерность распределения сжимающей и растягивающей нагрузки, действующей на волокна каната в зоне его смятия, т.е. в зазоре, образованном поверхностями вкладыша и конической полости. Антифрикционные прокладки обеспечивают снижение сил трения, возникающих при установке вкладыша в рабочее положение и защищают от разрушения эластичные прокладки. Введение в состав устройства эластичных элементов, изготовленных из волокнистого материала, а также антифрикционных прокладок повышает надежность устройства концевой заделки синтетического каната.

П р и м е р 1. Синтетический канат из СВМ комплексных нитей оснащен устройством концевой заделки, в состав которого входят два эластичных элемента из СВМ материала и две антифрикционные прокладки из лавсановой пленки толщиной 10 мк. Эластичные элементы неподвижно соединены с канатом.

Результат испытаний: наблюдается незначительное, не более 5...7% от общей площади разрушение антифрикционной прокладки; местам разрушения пленки соответствуют места частичного разрушения эластичных элементов; материал каната в пределах зазора корпус-вкладыш не содержит заметных разрушений.

П р и м е р 2. Синтетический канат из СВМ комплексных нитей оснащен устройством концевой заделки, в состав которого входят два эластичных элемента, соединенные неподвижно с канатом.

Результаты испытаний: материал эластичного элемента, прилегающий к поверхности конической полости, частично разрушен на площади, равной 20...45% от общей площади поверхностей, ограничивающих область сжатия каната; материал каната в пределах зоны сжатия не содержит заметных разрушений.

П р и м е р 3. Синтетический канат из СВМ комплексных нитей оснащен устройством концевой заделки без эластичных элементов и антифрикционных прокладок.

Результаты испытаний: волокнистый материал каната частично разрушен со стороны конической полости на площади, равной 40...60% от общей площади поверхности, ограничивающей области сжатия каната.

П р и м е р 4. Синтетический канат из СВМ комплексных нитей оснащен устройством концевой заделки, в состав которого входят два эластичных элемента, не соединенные с канатом, и две антифрикционные прокладки.

Результаты испытаний: наблюдается комкование материала эластичных элементов. В местах комкования антифрикционные прокладки разрушены и визуально регистрируется частичное разрушение или разрыв отдельных нитей каната.

Как следует из приведенных выше результатов, максимальный положительный эффект достигается в том случае, когда устройство концевой заделки содержит два эластичных элемента, неподвижно соединенные с канатом, и две антифрикционные прокладки, снижающие силы трения и защищающие эластичные элементы от разрушения.

Предлагаемое устройство работает следующим образом.

Конец каната 4 с распушенными прядями пропускается через отверстие (коническую полость) обоймы и в центре распушенного конца размещается эластичный элемент 7, по поверхности которого затем равномерно распределяются волокна конца каната. По наружной поверхности конца каната равномерно распределяется волокнистый материал дополнительного эластичного элемента 6, после чего в узле 9 выполняется неподвижное соединение эластичных элементов 6 и 7 с канатом 4.

Затем антифрикционная прокладка 8 закрепляется на поверхности вкладыша 3 и с ней вкладыш размещают по оси каната 4, причем нити эластичного элемента 7 ориентируют вдоль образующей вкладыша и равномерно распределяют по поверхности антифрикционной прокладки 6.

Затем волокна конца каната 4 и эластичной дополнительной прокладки 6 также равномерно распределяют по периметру вкладыша, а на наружной поверхности дополнительного эластичного элемента 7 закрепляется, например, с помощью бандажа антифрикционная прокладка 5.

Полученная сборка, состоящая из вкладыша с закрепленными по его периметру двумя антифрикционными прокладками, двумя эластичными элементами и волокнистым материалом конца каната, втягивается в коническую полость с помощью растягивающей нагрузки, приложенной к канату, вкладыш устанавливается в рабочее положение.

Использование изобретения обеспечивает оптимальные условия материалу каната, находящегося в пределах устройства для восприятия сминающих и растягивающих нагрузок, что повышает надежность устройства.

Формула изобретения

1. УСТРОЙСТВО КОНЦЕВОЙ ЗАДЕЛКИ СИНТЕТИЧЕСКОГО КАНАТА, содержащее обойму с конической полостью, внутри которой размещен конический вкладыш с эластичным элементом, вдоль которого равномерно по образующей размещены расплетенные пряди каната, отличающееся тем, что оно снабжено дополнительным эластичным элементом и двумя антифрикционными прокладками, одна из которых установлена между эластичным элементом и коническим вкладышем в контакте с ними, а другая - между конической полостью обоймы и дополнительным эластичным элементом в контакте с ними, при этом каждый эластичный элемент выполнен из волокнистого материала, волокна которого сориентированы вдоль образующих конической полости обоймы или вкладыша.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что антифрикционная прокладка выполнена в виде полимерной пленки.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что оба эластичных элемента жестко соединены с расплетенным канатом вне конической полости обоймы.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что волокнистый материал эластичного элемента выполнен с модулем продольной упругости, равным или превышающим модуль продольной упругости волокнистого материала каната.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в грузоподъемных механизмах для закрепления концов каната

Изобретение относится к машиностроению, в частности к канатным устройством

Изобретение относится к общему машиностроению , в частности к способам крепления тросов к деталям грузоподъемных машин
Наверх