Приводной блок зубчатой передачи

 

Использование: в силовых передачах и трансмиссиях. техническая сущность: приводной блок зубчатой передачи содержит смонтированную на валу шестерню, набранную из пакета дисков, каждый из которых образован зубчатым венцом и ступичным участком, имеющим отверстие для посадки на вал. С торцов шестерни установлены стяжные элементы , навернутые на резьбу вала для сжатия пакета дисков. Диски установлены на валу посредством шлицевого соединения, образованного выступами, выполненными на валу, параллельными оси вала, и ответными им пазами, выполненными в посадочных отверстиях дисков и параллельными оси шестерни. Выступы и пазы объединены между собой упругой связью, которая может быть образована упругими вставками, расположенными по всей длине между шлицевыми выступами и обращенными к ним ответными поверхностями пазов. Каждая вставка расположена с одной стороны выступа и ориентирована в окружном направлении. Упругая связь может быть образована посредством монолитной упругой вставки, установленной в шлицевых пазах ступичных участков дисков пакета и вставка обхватывающая шлицевые выступы вала в окружном и радиальном направлениях. Вал выполнен с осевым каналом и радиальными каналами, которые выведены в зону ступичного участка шестерни. Диски могут быть выполнены тарельчатыми и скомплектованы в секции, в которых пластины обращены основаниями друг к другу. Пакет может быть набран из чередующихся металлических дисков и дисков из антифрикционного материала. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к силовым передачам, в частности к приводным блокам зубчатых передач.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому техническому результату к изобретению является приводной блок зубчатой передачи, содержащий вал, шестерню, набранную из пакета дисков, каждый из которых образован зубчатым венцом и ступичным участком с центральным посадочным отверстием, и установленную на валу посредством шлицевого соединения, образованного выступами, выполненными на валу, параллельными оси вала, и ответными им пазами, выполненными в посадочных отверстиях дисков, параллельными оси шестерни, и установленные на валу с торцов шестерни стяжные элементы.

Недостатком этого приводного блока является то, что он не обеспечивает достижение технического результата, состоящего в повышении надежности, поскольку известный блок зубчатой передачи имеет повышенные напряжения при передаче крутящего момента и отсутствует смазка в зоне зацепления блока со смежным блоком.

Цель изобретения - повышение надежности за счет снижения напряжений при передаче крутящего момента, обеспечения смазки в зоне зацепления блока со смежным блоком и упрощения конструкции блока зубчатой передачи.

Это достигается тем, что в известном приводном блоке зубчатой передачи, содержащем вал, шестерню, набранную из пакета дисков, каждый из которых образован зубчатым венцом и ступичным участком с центральным посадочным отверстием, и установленную на валу посредством шлицевого соединения, образованного выступами, выполненными на валу, параллельными оси вала, и ответными им пазами, выполненными в посадочных отверстиях дисков, параллельными оси шестерни и установленные на валу с торцов шестерни стяжные элементы, диски выполнены тарельчатыми и скомплектованы в смежные секции, в которых они обращены основаниями друг к другу. При этом вал выполнен с осевым каналом и радиальными каналами, выведенными в среднюю зону ступичного участка шестерни для подвода смазки между дисками, а пакет набран из чередующихся металлических дисков и дисков из антифрикционного материала.

На фиг. 1 изображен приводной блок зубчатой передачи, продольный разрез; на фиг. 2 - то же, вид с торца; на фиг. 3 - узел I на фиг. 1; на фиг. 4 - то же, с монолитной вставкой между валом и дисками; на фиг. 5 - приводной блок, на котором представлены смазочные каналы и пластины тарельчатой конструкции, продольный разрез; на фиг. 6 - приводной блок, выполненный в виде чередующихся металлических пластин и пластин из антифрикционного материала.

Приводной блок зубчатой передачи содержит смонтированную на валу 1 шестерню, набранную из пакета дисков 2. Каждый диск образован зубчатым венцом 3 и ступичным участком 4 с центральным посадочным отверстием на вал. С обеих сторон пакета около торцов шестерни установлены стяжные элементы 5, навернутые на резьбу вала для сжатия по торцам пакета дисков. Последние установлены на валу посредством шлицевого соединения, образованного выступами 6, выполненными на валу, параллельными оси вала, и ответными им пазами 7, выполненными в посадочных отверстиях дисков и параллельными оси шестерни.

Выступы и пазы объединены между собой упругой связью, которая может быть образована упругими вставками 8, 9, расположенными по всей длине между шлицевыми выступами 6 и обращенными к ним ответными поверхностями пазов 7. Каждая вставка расположена с одной стороны выступа 6 и ориентирована в окружном направлении (фиг. 3). Упругая связь может быть образована посредством монолитной упругой вставки 10, установленной в шлицевых пазах 11 ступичных участков пакета дисков. Вставка 10 охватывает шлицевые выступы 12 вала в окружном и радиальном направлениях.

Вал 1 выполнен с осевым каналом 13 и радиальными каналами 14, которые выведены в зону ступичного участка шестерни. Диски 2 могут быть выполнены тарельчатыми и скомплектованы в секции 15, в которых диски обращены основаниями друг к другу (фиг. 5). Пакет дисков может быть набран из чередующихся металлических дисков 16 и дисков 17 из антифрикционного материала. В прямозубой шестерне шлицевые пазы каждого диска пакета ориентированы относительно зубчатого венца одинаковым образом, а в косозубой, шевронной червячной шестерне шлицевые пазы каждого смежного диска смещены относительно зубчатого венца на угол, определяемый толщиной диска и углом зацепления.

При сборке приводного блока в случае выполнения его дисков 2 тарельчатыми они сжимаются посредством стяжных элементов 5, что приводит к распрямлению дисков, в которых создаются предварительные внутренние напряжения, компенсирующие напряжения в шестерне, возникающие при передаче крутящего момента (например, аксиальные напряжения в зубьях шевронной передачи имеют знак, обратный знаку предварительных напряжений в дисках, возникших при их монтаже), что обеспечивает повышение надежности приводного блока. При передаче крутящего момента в конструкции блока, представленной на фиг. 3, за счет деформации в окружном направлении упругих вставок 8, 9 при любом направлении вращения блока происходит снижение окружных динамических нагрузок и выравнивание эпюры окружных напряжений по длине зубьев за счет поворота дисков на валу относительно друг друга, обусловленного упругостью вставок 8, 9 и величиной диссипативных сил на поверхностях смежных дисков. Кроме того, в косозубых передачах описанная конструкция приводит к возможности, во-первых, автоматического изменения угла наклона зубьев ведущей и ведомой шестерен при изменении величины крутящего момента, во-вторых, к компенсации зазора в зацеплении зубьев шестерен в результате износа. При передаче крутящего момента в конструкции блока, представленной на фиг. 4, за счет деформации в окружном направлении зоны вставки 10, расположенной между боковыми поверхностями шлицевых выступов вала и радиальными участками шлицевых пазов, происходит снижение окружных динамических нагрузок. За счет деформации зоны вставки 10, расположенной между окружными поверхностями шлицевых выступов вала и окружными поверхностями шлицевых пазов происходит снижение радиальных динамических нагрузок и выравнивание эпюр радиальных напряжений по длине зубьев.

При работе блока для повышения его долговечности подают смазку в осевой канал 13, из которого она поступает в радиальные каналы 14 и далее между дисками пакета - до выхода из них в зону зацепления данного блока со смежным блоком, обеспечивая смазку из зубчатого зацепления.

Пакет дисков блока может быть образован из чередующихся металлических дисков 16 и дисков 17 из антифрикционного материала, например бакелита, бронзы и др. При этом обеспечивается возможность изготовления несмазывающихся передач, способных передавать значительный крутящий момент при сохранении высокой работоспособности.

Формула изобретения

1. ПРИВОДНОЙ БЛОК ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ, содержащий вал, шестерню, набранную из пакета дисков, каждый из которых образован зубчатым венцом и ступичным участком с центральным посадочным отверстием, и установленную на валу посредством шлицевого соединения, образованного выступами, выполненными на валу, параллельными оси вала, и ответными им пазами, выполненными в посадочных отверстиях дисков, параллельными оси шестерни, и установленные на валу с торцов шестерни стяжные элементы, отличающийся тем, что диски выполнены тарельчатыми и скомплектованы в смежные секции, в которых они обращены основаниями друг к другу.

2. Блок по п.1, отличающийся тем, что вал выполнен с осевым каналом и радиальными каналами, выведенными в среднюю зону ступичного участка шестерни.

3. Блок по п.1, отличающийся тем, что пакет набран из чередующихся металлических дисков и дисков из антифрикционного материала.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения , а именно к составным зубчатым колесам, содержащим венец и ступицу, сопряженные посредством демпфирующего элемента

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях различных машин и механизмов, где требуется переналадка зубчатого колеса с одного диаметра на другой

Изобретение относится к машиностроению , к составным зубчатым колесам

Изобретение относится к машиностроению , к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в механизмах для передачи движения - вращения, например в приводах тяжелосредних сепараторов , в горно-химической, рудной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к машиностроению , а именно к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах для регулирования взаимного расположения сопрягаемых зубчатых колес Целью изобретения является повышение точности ориентирования зубчатого колеса относительно сопрягаемых с ним зубчатых колес Зубчатое колесо 1 установлено на валу 9 на опорах качения 12

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в конструкциях зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению , а именно к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению , к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах

Изобретение относится к системе подвески мотоцикла, а также к звездочке для такой системы

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано при создании новых конструкций зубчатых передач

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в зубчатых колесах, работающих с ударными нагрузками. Зубчатое колесо содержит тело (1), зубчатый венец с зубьями (2) и пару кольцевых торцевых накладок, укрепленных на теле и перекрывающих торцы зубьев. Зубчатый венец выполнен из отдельных, не связанных между собой зубьев. Каждый зуб (2) укреплен шарнирно в накладках с возможностью проворачивания в обе стороны в плоскости вращения колеса. Между основаниями зубьев и телом выполнены зазоры, заполненные упругим материалом (13). Изобретение направлено на повышение надежности зубчатых колес. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в зубчатых колесах, работающих с ударными нагрузками. Зубчатое колесо, содержит тело (1), зубчатый венец с зубьями (2) и пару кольцевых торцевых накладок, укрепленных на теле и перекрывающих торцы зубьев. Зубчатый венец выполнен из отдельных зубьев (2), не связанных с телом колеса. Каждый зуб (2) установлен в кольцевых накладках посредством оси (8) с возможностью проворачивания на ней в плоскости вращения колеса. Основание каждого зуба представляет собой две плоскости (13, 14), перпендикулярные плоскости симметрии зуба и разнесенные относительно друг друга по высоте зуба. Плоскости расположены между боковыми поверхностями (11, 12) зуба и плоскостью его симметрии. Одна плоскость (13) опирается в ненагруженном ударной нагрузкой состоянии зуба на тело (1) колеса по площадке, выполненной на окружной поверхности тела колеса, перпендикулярной плоскости симметрии зуба и равной по площади проекции основания зуба на тело. Другая плоскость (14), ближе расположенная к вершине зуба, опирается на тело посредством упругой прокладки (16), равной по площади этой плоскости и обеспечивающей проворачивание зуба на его оси при превышении величины действующей на него нагрузки номинального значения. Изобретение направлено на повышение надежности зубчатых колес. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано для изготовления колес зубчатых передач. Способ изготовления зубчатого колеса включает раздельное изготовление тела (1) и венцового колеса, состоящего из обода (2) с расположенным на нем зубчатым венцом с зубьями (3), и последующую их сборку. Тело (1) изготавливают в виде цилиндрического диска диаметром, меньшим, чем диаметр внутренней поверхности обода (2). Обод выполняют со шлицами (4), расположенными на его внутренней поверхности по плоскостям симметрии зубьев (3) зубчатого венца, перпендикулярно торцам (7) обода. Высоту шлицов (4) выполняют большей, чем разница радиусов внутренней поверхности обода и окружной поверхности тела. По окружности тела выполняют пазы (10), ответные по отношению к шлицам обода и с сечением, большим, чем сечение шлицов. Венцовое колесо и тело совмещают соосно друг с другом с расположением их торцов в одной плоскости и фиксируют их в этом положении. Полости между телом и ободом заполняют расплавленным материалом, например пластмассой; выдерживают расплав до затвердевания, после чего с изготовленного зубчатого колеса фиксацию снимают. Изобретение направлено на упрощение процесса изготовления зубчатого колеса и повышение его прочности. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах с неодинаковыми величинами передаваемого вращательного момента при прямом и обратном вращениях. Зубчатое колесо содержит тело (1) и зубчатый венец с зубьями (2), имеющими по две боковые поверхности. У каждого зуба одна боковая поверхность (4), нагружаемая максимально, имеет расчетный профиль по всей ширине зуба, а другая боковая поверхность, менее нагружаемая, имеет расчетный профиль (5) на части ширины зуба, а остальная ее часть имеет профиль в виде плоскости (6, 7). Соотношение участков обоих боковых рабочих поверхностей, имеющих расчетный профиль, прямо пропорционально соотношению величин их нагружения. Расчетный профиль (5) менее нагружаемой поверхности расположен по оси симметрии зуба. В результате достигается оптимизация конструкции зубчатых колес, снижается их материалоемкость. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в нереверсивных зубчатых колесах. Зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями. Каждый зуб выполнен в виде половины расчетного зуба для данного колеса для его работы в реверсивном режиме. Боковая рабочая поверхность каждого зуба идентична боковой рабочей поверхности расчетного зуба, боковая нерабочая поверхность каждого зуба выполнена в виде плоскости, проходящей по оси симметрии расчетного зуба - от его вершины до основания. На торцах зубьев и теле колеса жестко укреплены торцевые кольцевые накладки. В результате оптимизируется конструкция зубчатых колес нереверсивных передач, уменьшается расход материала на их изготовление. 1 ил.

Изобретение относится к зубчатым передачам и может быть использовано в тяжелонагруженных зубчатых колесах. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых кольцевых накладок. Накладки выполнены разновеликой толщины в радиальной плоскости колеса: в области головок зубьев толщина накладок максимальна, а в области ножек зубьев и тела колеса - минимальна, причем изменение толщины выполнено одноступенчато. В результате снижается материалоемкость зубчатого колеса без ухудшения его работы. 1 ил.
Наверх