Сварной барабанный ротор турбомашины

 

Изобретение относится к трубостроению, может быть использовано в конструкциях роторов паровых и газовых турбин, трубокомпрессоров и позволяет повысить надежность ротора путем преобразования растягивающих осевых напряжений от центробежных сил в корне сварных швов в сжимающие. Сварной барабанный ротор содержит соединенные между собой сварными швами 5 по сварным перемычкам в барабанные части 1 с участками а, имеющие диски 2 или пазы 3 для крепления рабочих лопаток 4, и межлопаточными перемычками б. Внутренняя расточка участков в и соседних с ними участков а выполнена диаметром, большим диаметра внутренней расточки межлопаточных перемычек б, например, за счет выполнения кольцевых выступов 6 на участках б или за счет внутренней подрезки 7 на участках а и в. При вращении ротора выступы 6 "придерживают" изнутри участки а в радиальном направлении только с одной стороны. За счет разности радиальных перемещений участки а, например, с дисками 2 поворачиваются в плоскости оси вращения ротора, изгибая сварную перемычку в выпуклостью от оси вращения ротора, преобразуя растягивающие усилия в корне 8 сварных швов 5 в сжимающие. 2 ил.

Изобретение относится к турбостроению и может быть использовано в конструкциях сварных роторов паровых и газовых турбин, турбокомпрессоров.

Целью изобретения является повышение надежности ротора путем преобразования растягивающих осевых напряжений от центробежных сил в корне сварных швов в сжимающие напряжения.

На фиг. 1 представлен фрагмент (3-7-я ступени) сварного барабанного ротора турбомашины, продольный разрез; на фиг.2 фрагмент ротора, поясняющий его работу.

Сварной барабанный ротор содержит барабанные части 1 с внутренней расточкой, имеющие участки а с дисками 2 или пазами 3 крепления рабочих лопаток 4 и межлопаточные перемычки б. Барабанные части 1 соединены между собой сварными швами 5 по сварным перемычкам в. Внутренняя расточка участков в и а выполнена большим диаметром, чем расточка участков б, т.е. d1 и d2 > d3. При этом диаметр d2 может быть равным, большим или меньшим d1. Конструктивно увеличение диаметров d1 и d2 внутренней расточки участков в и а относительно d3 участка б может быть достигнута за счет кольцевых выступов 6 на внутренней расточке участка б или за счет кольцевой подрезки 7 внутренней расточки на участках а и в. Возможно также комбинированное выполнение: с кольцевой подрезкой 7 на участке а и в и выступами 6 на участке б.

Величину разности диаметров d1, d2 и d3 участков в, а и б выбирают расчетным путем (например, методом конечных элементов) такой, чтобы в корне 8 сварного шва 5 при вращении ротора возникали сжимающие напряжения заданной величины, а именно результирующие напряжения от весовых нагрузок и центробежных сил должны быть отрицательными, т.е. сжимать корень 8 сварного шва с заданным усилием.

Ротор работает следующим образом.

При вращении ротора, например, с дисками 2 вокруг оси Z от центробежных сил рабочих лопаток 4 и дисков 2 из-за различных по величине радиальных перемещений UrA и UrB сторон А и Б (фиг.2) возникают изгибающие моменты М в плоскости оси вращения ротора. Разность радиальных перемещений UrA и UrБ обусловлена тем, что сторона А как бы придерживается выступом 6, а сторона Б свободна в радиальном направлении. Под действием моментов А диски 2 поворачиваются, изгибая участок в со сварным швом выпуклостью от оси вращения ротора. При этом растягивающие осевые напряжения в корне 8 сварных швов 5 преобразуются в сжимающие осевые напряжения, благодаря чему повышается надежность ротора.

Формула изобретения

СВАРНОЙ БАРАБАННЫЙ РОТОР ТУРБОМАШИНЫ, содержащий барабанные части с участками крепления лопаток и межлопаточными перемычками, соединненные между собой сварными швами по сварным перемычкам, диаметр внутренней расточки которых больше диаметра внутренней расточки межлопаточных перемычек, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем преобразования растягивающих осевых напряжений в сжимающие напряжения в корне сварных швов от цетробежных сил, внутренняя расточка соседних к сварному шву участков крепления лопаток выполнена диаметром, большим диаметра внутренней расточки межлопаточных перемычек.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к конструкции сварных роторов для турбин большой единичной мощности и позволяет повысить надежность ротора

Изобретение относится к турбиностроению и может быть использовано в паровых турбинах

Изобретение относится к области турбиностроения и может быть использовано в многоступенчатых турбинах

Изобретение относится к турбокомпрессоростроению и может применяться при создании паровых и газовых турбин и компрессоров

Изобретение относится к области энергетического машиностроения и может быть использовано в конструкциях сварных роторов паровых и газовых турбин большой единичной мощности Целью изобретения является повышение надежности ротора, что достигается выполнением на наружных и внутренних поверхностях перемычек в зоне сварных швов дополнительных масс, равномерно распределенных по окружности и выполненных в виде выступов

Изобретение относится к энергетическому машиностроению и может быть использовано преимущественно в паровых турбинах с рабочими лопатками (Л) последних ступеней, не снабженных бандажными полками

Изобретение относится к турбиностроению и может быть использовано в многоступенчатых паровых турбинах

Изобретение относится к области авиационного и наземного двигателестроения, а именно роторов компрессора турбореактивного двигателя

Изобретение относится к трубостроению, а более конкретно - к турбинам газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к области турбостроения, а именно к высокотемпературным турбинам газотурбинных двигателей

Изобретение относится к авиационным газотурбинным двигателям, а точнее - к ротору турбины ГТД

Изобретение относится к области турбостроения, а точнее к турбинам газотурбинных двигателей

Изобретение относится к производству газотурбинных двигателей авиационного и наземного назначений
Наверх