Компенсационная муфта

 

Использование: в машиностроении для соединения валов и передачи крутящего момента при перекосах и смещениях осей валов соединяемых агрегатов. Сущность изобретения: ведущая полумуфта выполнена в виде шлицевого вала 1 и двух фланцев 2 и 3, один из которых жестко закреплен на шлицевом валу 1, а другой установлен на нем с возможностью осевого перемещения. Ведомая полумуфта выполнена в виде стакана 4 с отверстиями 5 в дне и установлена концентрично шлицевому валу. Гибкое звено 6 последовательно пропущено сквозь отверстия 5 в стакане и в отверстия 7 во фланцах ведущей полумуфты. Направляющими гибкого звена служат сухари 8 полукруглой формы. Натяжение гибкого звена осуществляется пружиной сжатия 9, находящейся в контакте одним концом с неподвижным фланцем 2, а другим концом - с подвижным фланцем 3 ведущей полумуфты. При вращении происходит выравнивание натяжения ветвей гибкого звена 6 с равномерным распределением нагрузки между ними. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения валов и передачи крутящего момента в условиях наличия перекосов и смещения осей валов соединяемых агрегатов.

Известна упругая муфта [1] содержащая две фланцевые полумуфты, соединенные с помощью упругих элементов, выполненных в виде отрезков троса, в которой для повышения компенсирующих свойств и снижения давления на валы она снабжена кольцом, расположенным между полумуфтами, а упругие элементы выполнены в виде скоб, радиально огибающих кольцо, и соединенных обоими концами с одной из полумуфт, при этом соседние упругие элементы соединены с разными полумуфтами.

Недостатком известной муфты является наличие осевых сил на валах, соединенных муфтой, агрегатов при передаче крутящего момента, которые отрицательно влияют на долговечность подшипниковых узлов этих агрегатов, кроме этого, у них низкая надежность в работе, допускают сравнительно небольшие величины рассогласований соосности валов агрегатов, сложны при монтаже упругих элементов.

Известна упругая муфта [2] содержащая две полумуфты, имеющие на торцах фланцев отверстия, через которые пропущен соединяющий их гибкий трос, в которой для улучшения пусковых характеристик муфты одна из ее полумуфт снабжена установленной соосно подпружиненной и подвижной в осевом направлений фланцевой обоймой с отверстиями на торце для упомянутого троса, соединяющего ее с обеими полумуфтами.

Недостатком известной муфты являются осевые силы, действующие на подшипниковые узлы соединяемых агрегатов и возникающие в связи с тем, что жестко сидящие на валах агрегатов полумуфты при передаче крутящего момента стремятся подтянуть торцы соединяемых валов друг к другу.

Наиболее близким устройством по конструкции к изобретению является компенсационная муфта [3] содержащая две полумуфты, соединенные посредством гибкого звена, средняя часть которого расположена в выполненных на одной из полумуфт равномерно по окружности отверстиях, а концы закреплены на другой полумуфте, а также средство натяжения гибкого звена, выполненное в виде пружины сжатия, в которой для повышения надежности и долговечности путем снижения осевых усилий на полумуфты при их осевом смещении, полумуфты расположены концентрично, внутренняя полумуфта выполнена в виде шлицевого вала и двух установленных на нем с возможностью осевого перемещения шлицевых втулок, гибкое звено выполнено в виде отдельных отрезков, концы которых закреплены на шлицевых втулках, отверстия под средние части отрезков выполнены на наружной полумуфте, и расположены в зоне средней части участка шлицевого вала между втулками, а пружина сжатия расположена между взаимообращенными торцами последних.

При вращении ведомой полумуфты по мере возрастания прикладываемого момента концы гибких звеньев начинают тянуть шлицевые втулки вдоль вала навстречу друг другу. Находящаяся между ними пружина сжатия препятствует их сближению, позволяя лишь частично приблизиться друг к другу. Благодаря возможности осевого смещения фланцевых втулок по шлицевому валу устраняется возможность передачи осевых усилий на валы соединяемых агрегатов, возникающих при натяжении канатных ветвей полумуфты, а наличие гибкой связи позволяет эффективно передавать крутящий момент при значительных рассогласованиях соосности валов соединяемых агрегатов.

Недостатком известной муфты является низкая ее надежность и незначительная долговечность. Это связано, во-первых, с наличием отдельных ветвей гибкого звена, которым из-за сложности крепления на фланцах трудно обеспечить одинаковую длину при монтаже, что вызывает различное их натяжение при работе, а значит и преждевременный выход из строя наиболее нагруженной ветви, во-вторых, места крепления ветвей гибкого звена на фланцах полумуфты являются слабыми звеньями, что резко снижает надежность работы муфты.

Целью изобретения является повышение надежности и долговечности компенсационной муфты путем обеспечения равномерного распределения нагрузки.

Это достигается тем, что в компенсационной муфте, содержащей две концентрично расположенные полумуфты, внутренняя полумуфта выполнена в виде шлицевого вала и двух фланцев, один из которых жестко закреплен на шлицевом валу, а другой установлен на нем с возможностью перемещения, наружная полумуфта выполнена в виде стакана с отверстиями в дне, гибкое звено, пропущенное сквозь отверстия в стакане и связанное с внутренней полумуфтой, а также пружину сжатия, установленную в контакте с подвижным фланцем, согласно изобретению она снабжена сухарями полукруглой формы, закрепленными на торцах фланцев с их внешней стороны между отверстиями, гибкое звено выполнено непрерывным, во фланцах внутренней полумуфты выполнены равномерно расположенные по окружности отверстия, соосные отверстиям в дне стакана, в которые последовательно пропущено гибкое звено с образованием петель, охватывающих сухари, а второй конец пружины сжатия размещен в контакте с неподвижным фланцем внутренней полумуфты.

На фиг. 1 изображена компенсационная муфта, продольный разрез; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 разрез Б-Б на фиг. 2.

Устройство компенсационной муфты содержит две концентрично расположенные полумуфты: ведущую полумуфту в виде шлицевого вала 1 и двух фланцев 2 и 3, один из которых жестко закреплен на шлицевом валу, а другой установлен на нем с возможностью осевого перемещения; ведомую полумуфту в виде стакана 4 с отверстиями 5 в дне. Гибкое звено 6, последовательно пропущенное сквозь отверстия 5 в стакане и отверстия 7 во фланцах ведущей полумуфты, направляется в них при помощи сухарей полукруглой формы 8. Причем отверстия 5 и 7 расположены равномерно по окружности и соосны. Натяжение гибкого звена осуществляется пружиной сжатия 9, один из концов которой контактирует с неподвижным фланцем, а другой с подвижным фланцем ведущей полумуфты.

При приложении крутящего момента к ведущей полумуфте отверстия 7, расположенные на ее фланцах, опережают отверстия 5, расположенные в дне стакана ведомой полумуфты, на которую действует момент сопротивления, на некоторый угол. Это вызывается тем, что крутящий момент передается от шлицевого вала 1 на фланцы 2 и 3 через гибкое звено 6, последовательно пропущенное через отверстия 5 и 7, на стакан ведомой полумуфты.

Так как со стороны ведомой полумуфты действует момент сопротивления, то средняя часть ветвей гибкого звена, опирающаяся на поверхность отверстий 5 стакана, начинает следовать за ведущей полумуфтой после преодоления ею момента сопротивления с отставанием на некоторый угол. При начале вращения ведомой полумуфты по мере возрастания прикладываемого момента ветви гибкого звена будут испытывать увеличивающееся натяжение, увлекая за собой подвижный вдоль оси шлицевого вала фланец 3, который будет стремиться сблизиться с жестко закрепленным фланцем 2. Находящаяся между ними пружина сжатия 9 препятствует этому сближению, сжимаясь пропорционально величине момента сопротивления.

За счет единой связи отдельных ветвей гибкого звена и возможности их направления сухарями полукруглой формы 8 в отверстия фланцев ведущей полумуфты происходит выравнивание натяжения ветвей гибкого звена с равномерным распределением нагрузки между ними. Наличие рассогласования соосности валов соединяемых агрегатов компенсируется в муфте за счет возможности осевого перемещения вдоль ветвей непрерывного гибкого звена одной полумуфты относительно другой, за счет частичного смещения, ограничиваемого пружиной сжатия, подвижного фланца ведущей полумуфты, за счет перераспределения натяжения ветвей гибкого звена. Использование непрерывного гибкого звена с улучшением условий его работы в связи с применением направляющих сухарей, а также отсутствием многочисленных мест заделок концов ветвей гибкого звена позволило повысить надежность и долговечность компенсационной муфты в три раза.

Компенсационная муфта позволяет использовать ее в тяжелонагруженных машинах и механизмах большой мощности.

Формула изобретения

КОМПЕНСАЦИОННАЯ МУФТА, содержащая две концентрично расположенные полумуфты, внутренняя полумуфта выполнена в виде шлицевого вала и двух фланцев, один из которых жестко закреплен на шлицевом валу, а другой установлен на нем с возможностью перемещения, наружная полумуфта выполнена в виде стакана с отверстиями в дне, гибкое звено, пропущенное сквозь отверстия в стакане и связанное с внутренней полумуфтой, а также пружину сжатия, установленную в контакте с подвижным фланцем, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности путем обеспечения равномерного распределения нагрузки, она снабжена сухарями полукруглой формы, закрепленными на торцах фланцев с их внешней стороны между отверстиями, гибкое звено выполнено непрерывным, во фланцах внутренней полумуфты выполнены равномерно расположенные по окружности отверстия, соосные с отверстиями в дне стакана, в которые последовательно пропущено гибкое звено с образованием петель, охватывающих сухари, а второй конец пружины сжатия размещен в контакте с неподвижным фланцем внутренней полумуфты.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи крутящего момента между несоосными валами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения валов машин и механизмов в условиях повышенных перекосов и смещений их осей

Изобретение относится к машиностроению и двигателестроению, в частности к приводу датчика тахометра, и может быть использовано в различных областях техники для двусторонней компенсации неравномерности вращения, снижения и плавного восприятия динамических знакопеременных нагрузок

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения валов в механизмах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях машины для защиты элементов привода от ударных нагрузок и перегрузок

Изобретение относится к машиностроению, в частности к упругим муфтам

Изобретение относится к машиностроению, а именно к муфтам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения валов машин и механизмов, передающих крутящий момент в условиях перекосов и смещений осей соединяемых валов

Изобретение относится к муфтам, компенсирующим перекос и осевое смещение ведущего и ведомого валов при передаче крутящего момента между ними, и может быть использовано в общем машиностроении, приборостроении, автомобиле- и станкостроении и точной механике

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для передачи вращательного движения между валами и компенсации смещений и перекосов осей вала

Муфта // 2548265
Изобретение относится к области упругих неопорных соединений, а именно к муфтам. Муфта содержит ведущую и ведомую части, размещенный между ними змеевидный тросовый упругодемпфирующий элемент в форме решетки с петлями и двумя парами наружной и внутренней опорных планок. Средства установки троса в опорных планках выполнены в виде полукруглых поперечных пазов с перемычками. Перемычки выполнены укороченными и закругленными. Наружные части петель троса решетки выходят за пределы планок. Средство крепления концов троса выполнено в виде петли, концы троса обращены во внутреннюю сторону опорных планок. Тросовые решетки с опорными планками размещены между ведущей и ведомой частями муфты в пределах площади их окружности и образуют каркас с параллельными решетками, или трехгранный каркас, или четырехгранный каркас, или пятигранный каркас, или шестигранный каркас, или радиальный каркас. Достигается упрощение конструкции, хорошая демпфирующая способность и возможность регулирования жесткости при кручении. 17 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к передачам с бесконечным гибким элементом. Разъединитель изолятора содержит шкив (5), пружину кручения (6), содержащую конец (61), зацепленный со шкивом, и нагружаемую в направлении разматывания, держатель (8) односторонней муфты и одностороннюю муфту (14). Муфта (16) расположена между валом (1) и держателем (8) односторонней муфты. Разъединитель также содержит витую пружину (7), зацепляемую с внутренней поверхностью (81) держателя (8) односторонней муфты. Витая пружина (7) соединена с пружиной кручения (6). Витая пружина (7) нагружается в направлении разматывания так, что с помощью трения способна фиксированно зацепляться с внутренней поверхностью (81) в направлении привода. Достигается снижение шума. 3 н. и 8 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к муфтам с универсальной самоцентрирующейся системой. Муфта с универсальной самоцентрирующейся системой содержит тормозную шестерню и универсальную самоцентрирующуюся систему. В указанную систему входят входной вал, внешнее и внутреннее основания, ролики, шестерни или звездочки вращения, которые соединены между собой замкнутым тросом, цепью или ремнем. Входной вал соединен с внешним основанием, которое совпадает по направлению движения с валом на внутреннем основании. Соосно с шестернями внешнего основания закреплены шестерни разного диаметра, передающие вращающий момент тормозной шестерне, которая состоит из двух спаренных шестерней разного диаметра. Вращающий момент с входного вала на тормозную шестерню передают путем смещения оси вала на внутреннем основании относительно оси внешнего основания. Достигается упрощение конструкции. 10 ил.
Наверх