Устройство автоматического регулирования работы вентилятора

 

Использование: в машиностроении, а именно в конструкциях устройств автоматического регулирования работой вентилятора системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания. Сущность изобретения: лопатки турбинного колеса 5 выполнены с тангенциальным наклоном в сторону, противоположную вращению колеса, лопатки насосного колеса 8 с тангенциальным наклоном - в сторону вращения колеса, а регулятор 3 имеет байпасное отверстие 12 для постоянной подачи минимального количества рабочей жидкости в гидромуфту 2. 1 з. п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкциям устройств автоматического регулирования работы вентилятора системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания.

Известно устройство автоматического регулирования работы вентилятора, содержащее осевой вентилятор, гидромуфту переменного наполнения, турбинное колесо которой связано с рабочим колесом вентилятора, а насосное с коленчатым валом двигателя и регулятора, подключенного к трубопроводу, подающему рабочую жидкость в гидромуфту.

Недостатком данного технического решения является то, что постоянно существующие силы трения в опорах гидромуфты создают момент ведения турбинного колеса, который не позволяет полностью остановить связанное с ним рабочее колесо вентилятора. Это приводит к ухудшению топливной экономичности двигателя за счет затрат мощности на привод вентилятора и за счет переохлаждения двигателя. Организация непрерывной смазки опор гидромуфты ее рабочей жидкостью усугубляет этот недостаток, так как она всегда частично заполнена, а следовательно, всегда передает момент от коленчатого вала двигателя вентилятору.

Целью изобретения является улучшение топливной экономичности двигателя.

Это достигается тем, что в устройстве автоматического регулирования работы вентилятора, содержащем вентилятор, гидромуфту переменного наполнения, турбинное колесо которой связано с рабочим колесом вентилятора, а насосное с коленчатым валом двигателя и регулятора, подключенного к трубопроводу, подающему рабочую жидкость в гидромуфту, лопатки турбинного колеса выполнены с тангенциальным наклоном в сторону, противоположную вращению колеса, лопатки насосного с тангенциальным наклоном в сторону вращения колеса, а регулятор имеет байпасное отверстие для постоянной подачи минимального количества рабочей жидкости в гидромуфту. Кроме того, лопатки колес гидромуфты выполнены с дополнительным наклоном к плоскости гидромуфты, причем лопатки насосного колеса в сторону вращения, а лопатки турбинного колеса в сторону противоположную вращения.

На фиг.1 показано устройство автоматического регулирования работы вентилятора с продольным сечением вентилятора; на фиг.2 турбинное колесо гидромуфты; на фиг.3 насосное колесо гидромуфты.

Устройство состоит из осевого вентилятора 1, гидромуфты 2 переменного заполнения и регулятора 3, подключенного к трубопроводу 4, подающему рабочую жидкость в гидромуфту 2. Турбинное колесо 5 гидромуфты 2 связано с рабочим колесом 6 вентилятора 1 через вал 7 гидромуфты 2. Насосное колесо 8 гидромуфты 2 связано с коленчатым валом двигателя через вал вентилятора 9. Лопатки 10 турбинного колеса 5 выполнены с тангенциальным наклоном в сторону, противоположную вращению колеса. Лопатки 11 насосного колеса 8 выполнены с тангенциальным наклоном в сторону вращения колеса. Регулятор 3 имеет байпасное отверстие 12 для постоянной подачи минимального количества рабочей жидкости в гидромуфту. Лопатки 11 насосного колеса 8 образуют межлопаточные каналы 13, а лопатки 10 турбинного колеса 5 межлопаточные каналы 14.

Для поддержания оптимального температурного режима работы двигателя на регулятор 3 подается управляемый работой вентилятора 1 сигнал, например температура головки цилиндра. В зависимости от величины сигнала регулятор 3 изменяет подачу рабочей жидкости в гидромуфту 2. Она в сою очередь изменяет величину скольжения турбинного колеса 5 относительно насосного 8, связанного с коленчатым валом двигателя. Таким образом меняется число оборотов рабочего колеса 6 вентилятора 1, связанного с турбинным колесом 5.

При максимальных подачах рабочей жидкости в гидромуфту 2 ею полностью заполняются межлопаточные каналы 13 насосного колеса 8. Они формируют выходящий из них поток с необходимой дополнительной окружной скоростью в направлении вращения колеса, что делает оптимальным вход рабочей жидкости в межлопаточные каналы 14 турбинного колеса 5. Гидромуфта 2 работает с минимальным скольжением. При отключении рабочего колеса 6 вентилятора 1 регулятор 3 полностью перекрывает трубопровод 4, подающий рабочую жидкость в гидромуфту 2, но она частично заполняется через байпасное отверстие 12. Частично заполненные межлопаточные каналы 13 насосного колеса 8 мало влияют на формирование выходящего из них потока, который не приобретает необходимой дополнительной окружной скорости в направлении вращения колеса. Вход рабочей жидкости в межлопаточные каналы 14 турбинного колеса 5 становится неоптимальным. Кроме того, угол атаки входа по отношению к лопаткам 10 становится отрицательным. Возникающий момент стремится повернуть колесо 5 в сторону, противоположную его вращению, и уравновешивает момент ведения за счет трения в опорах гидромуфты 2. Это приводит к полной остановке турбинного колеса 5 и связанного с ним рабочего колеса 6 вентилятора 1.

Таким образом использование предлагаемого устройства позволяет полностью его остановить, осуществить непрерывную смазку опор гидромуфты и устранить переохлаждение двигателя, что в свою очередь улучшает топливную экономичность двигателя.

Формула изобретения

1. УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАБОТЫ ВЕНТИЛЯТОРА системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания, содержащее гидромуфту переменного наполнения, турбинное лопаточное колесо которой связано с рабочим колесом вентилятора, а насосное лопаточное колесо с коленчатым валом двигателя, и регулятор расхода, подключенный к трубопроводу подачи рабочей жидкости в гидромуфту, отличающееся тем, что лопатки турбинного колеса установлены с тангенциальным наклоном в сторону, противоположную вращению колеса, лопатки насосного колеса с тангенциальным наклоном в сторону вращения колеса, а трубопровод подачи рабочей жидкости имеет байпасный трубопровод, байпасирующий регулятор расхода.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что лопатки колес гидромуфты установлены с наклоном к плоскости колес, причем лопатки насосного колеса в сторону вращения, а лопатки турбинного колеса в сторону, противоположную вращению.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к системам жидкостного охлаждения двигателей и позволяет повысить экономичность

Изобретение относится к машиностроению, а именно к системам охлаждения силовых установок (двигателей и трансмиссий) тяжелых транспортных машин

Изобретение относится к области транспортного двигателестроения, в частности к системам охлаждения

Изобретение относится к устройствам облегчения пуска двигателей внутреннего сгорания в условиях низких температур окружающей среды

Изобретение относится к силовой установке с приводным двигателем, с системой охлаждения для охлаждения приводного двигателя, включающей в себя контур теплоносителя, охлаждающее устройство и согласованный с охлаждающим устройством вентилятор; вентилятор находится с приводным двигателем в приводном соединении, отличающейся тем, что между приводным двигателем и вентилятором установлена управляемая или регулируемая муфта; причем муфта образована в виде гидродинамической муфты, включающей в себя первичное колесо и вторичное колесо, которые между собой образуют заполняемую рабочим средством рабочую камеру; причем с муфтой согласована система подачи рабочего средства; при этом предусмотрены средства для оказания влияния на передаточное отношение гидродинамической муфты

Изобретение относится к нагнетателям воздуха для автотранспортных средств

Изобретение относится к устройству и способу управления приводом вентилятора охладителя наддувочного воздуха, поступающего в двигатель внутреннего сгорания. Устройство управления имеет регулирующее устройство для управления приводом вентилятора, в котором регулирующее устройство выполнено с возможностью упреждающего регулирования привода вентилятора в зависимости от параметров двигателя, и/или окружающей температуры, и/или плотности окружающего воздуха. Техническим результатом является снижение шума привода вентилятора и уменьшение потребления энергии. 2 н. и 9 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к охладителям надувочного воздуха для двигателей внутреннего сгорания. Представлен способ снижения коррозии охладителя наддувочного воздуха и предотвращения пропусков зажигания из-за образования конденсата. При образовании конденсата в охладителе наддувочного воздуха выполняют регулировку вентилятора охлаждения двигателя транспортного средства, перемещая область образования конденсата в другое место в охладителе наддувочного воздуха. Работой вентилятора также можно управлять в зависимости от рабочих условий транспортного средства и погодных условий, способствующих образованию конденсата. Изобретение обеспечивает улучшение охлаждения двигателя и оптимизацию потребления топлива. 4 н. и 19 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к регулированию температуры энергетической установки транспортного средства. Автоматическая микропроцессорная система регулирования температуры энергетической установки транспортного средства включает в себя охлаждающее устройство, насос охлаждающей жидкости, вентилятор, плавно управляемый электропривод вентилятора, микропроцессорный контроллер, датчик температуры энергетической, датчик мощности энергетической установки, датчик температуры наружного охлаждающего воздуха, датчик частоты вращения вала энергетической установки, датчик частоты вращения вала вентилятора, сравнивающие устройства, устройство коррекции коэффициента передачи регулятора температуры. Плавно управляемый электропривод вентилятора выполнен на основе инвертора с блоком управления, неуправляемого выпрямителя и двух асинхронных двигателя с фазными роторами. Система регулирования температуры энергетической установки содержит автоматическую микропроцессорную систему регулирования напряжения синхронного генератора. Технический результат изобретения заключается в повышении надежности системы регулирования температуры энергетической установки транспортного средства. 1 табл., 9 ил.

Изобретение относится к регулированию температуры энергетической установки транспортного средства. Автоматическая микропроцессорная система регулирования температуры энергетической установки транспортного средства включает в себя охлаждающее устройство, насос охлаждающей жидкости, вентилятор, плавно управляемый электропривод вентилятора, микропроцессорный контроллер, датчик температуры энергетической, датчик мощности энергетической установки, датчик температуры наружного охлаждающего воздуха, датчик частоты вращения вала энергетической установки, датчик частоты вращения вала вентилятора, сравнивающие устройства, устройство коррекции коэффициента передачи регулятора температуры. Плавно управляемый электропривод вентилятора выполнен на основе инвертора с блоком управления, неуправляемого выпрямителя и двух асинхронных двигателя с фазными роторами. Система регулирования температуры энергетической установки содержит автоматическую микропроцессорную систему регулирования напряжения синхронного генератора. Технический результат изобретения заключается в повышении надежности системы регулирования температуры энергетической установки транспортного средства. 1 табл., 9 ил.

Изобретение может быть использовано в сельскохозяйственных рабочих машинах. Сельскохозяйственная рабочая машина (1) содержит приводной двигатель (5) и радиатор охлаждения (9). Радиатор охлаждения (9) содержит вентилятор (10) с изменяемым числом (n4) оборотов. Рабочая машина имеет трансмиссию (11) для вентилятора (10), содержащую входной вал (12), выходной вал (14) и вариатор (15). Выходной вал (14) приводит в действие вентилятор (10). Входной вал (12) расположен поперечно выходному валу (14) и соединен с приводным двигателем (5). Вариатор (15) расположен между входным валом (12) и выходным валом (14). Технический результат заключается в повышении удобства монтажа привода для вентилятора, пригодного для поперечно расположенного приводного двигателя. 14 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх