Замково-прижимное устройство окна железнодорожного вагона

 

Использование: в области железнодорожного транспорта, в частности в устройствах для крепления прижимной рамы и прижатия опускного пакета окна аварийного выхода ж/д вагона. Сущность изобретения: устройство имеет корпус с замковым отверстием, маховик и дисковый ригель 3 с винтовой рабочей плоскостью, срезом и осью, имеющей торцовой паз, перпендикулярный плоскости среза. Кулачок 8 фиксирующего механизма кинематически связан с ригелем с помощью торцового выступа своей оси, соответствующего пазу оси ригеля, и имеет радиальные впадины 9, оси которых расположены под углом приблизительно 45° друг к другу, причем ось из радиальных впадин совпадает с осью торцового выступа. Накладка фиксирующего механизма крепится на корпусе и имеет фиксирующую пружину 13, форма которой соответствует форме радиальных впадин кулачка, и упор 14. Пружина 13 установлена на накладке с возможностью взаимодействия с радиальными впадинами кулачка, а упор - с возможностью взаимодействия со стопором 10 кулачка, ось которого находится приблизительно под углом 75° к оси торцового выступа. 4 ил.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к устройствам для крепления прижимной рамы и прижатия опускного пакета окна аварийного выхода железнодорожного вагона.

Известно замково-прижимное устройство окна железнодорожного вагона, содержащее корпус с замковым отверстием, в котором установлен имеющий срез дисковый ригель с осью.

Недостатком известного устройства является невозможность быстрого снятия прижимной рамы окна, а значит и опускного оконного пакета (и наружной решетки, если она есть) для использования всего оконного проема для эвакуации из вагона при авариях.

Указанные недостатки устраняются тем, что замково-прижимное устройство снабжено фиксирующим механизмом, состоящим из кулачка с радиальными впадинами, стопором и осью и закрепленной на корпусе накладки с установленными на ней фиксирующей пружиной и упором, причем ригель кинематически связан с кулачком посредством перпендикулярного плоскости среза торцового паза, который выполнен в оси ригеля, и соответствующего торцового выступа, который выполнен на оси кулачка, ось симметрии одной из радиальных впадин расположена на продольной оси выступа, другой под углом 45о, а ось стопора под углом 75о к этой же продольной оси, при этом форма указанной пружины конгруэнтна форме радиальных впадин кулачка и она установлена с возможностью взаимодействия с ними в положениях "Открыто" и "Свободный ход", а упор расположен с возможностью взаимодействия со стопором в положении "Открыто".

На фиг. 1 показано устройство в положении "Открыто"; на фиг.2 сечение А-А на фиг.1 (вид на ригель); на фиг.3. 4 сечение Б-Б на фиг.1 (вид на фиксирующий механизм в положениях "Открыто", "Свободный ход" и "Закрыто", последнее показано тонкими линиями.

Замково-прижимное устройство состоит из корпуса 1 с замковым отверстием 2, дискового ригеля 3, имеющего ось 4, винтовую рабочую поверхность 5 и срез 6, и фиксирующего механизма 7. Разница между размерами утолщенной и утонченной частей диска ригеля соответствует зазору между прижимной рамой и опускным оконным пакетом в положении ригеля "Свободный ход".

Фиксирующий механизм 7 состоит из кулачка 8 с радиальными впадинами 9, стопором 10 и осью 11 и накладки 12, закрепленной на корпусе 1. Накладка имеет жестко закрепленную фиксирующую пружину 13 и упор 14.

Ось 4 ригеля имеет торцовый паз 15, перпендикулярный плоскости среза 6, а ось 11 кулачка 8 выступ 16, посредством которого кулачок взаимодействует с ригелем, передавая крутящий момент.

Ось одной радиальной впадины 9 совпадает с продольной осью выступа 16, ось другой впадины находится приблизительно под углом 45о к ней. Величина угла выбрана из условия обеспечения свободного перемещения оконного пакета при установке ригеля в положении "Свободный ход". Для этого в замковом отверстии 2 (и соответственно в пазу рамы) должен находиться необходимый и достаточный по величине сегмент тонкой части диска ригеля. Первая впадина фиксирует положение ригеля "Открыто", а вторая "Свободный ход".

Фиксирующая пружина 13 имеет форму, соответствующую форме радиальных впадин 9 кулачка, и установлена на накладке 12 так, что имеет возможность взаимодействия с ними в положениях ригеля "Открыто" и "Свободный ход".

Ось стопора 10 находится под углом приблизительно 75о к продольной оси выступа 16. Величина угла выбрана из условия жесткого стопорения ригеля в положении "Открыто" от дальнейшего поворота. Для этого на накладке 12 имеется упор 14. При этом в положении "Закрыто" стопор 10 упирается в пружину 13 (на фиг. 4 показано тонкими линиями) в тот момент, когда утолщенная часть диска ригеля уже находится в замковом отверстии 2, т.е. стопор не препятствует прижатию оконного пакета прижимной рамой.

Прижимная рама окна аварийного выхода снабжается четырьмя замково-прижимными устройствами (по два с каждой стороны), управляемыми с помощью маховиков 17. Опускной пакет, прижимаемый рамой, устанавливается на штырях, закрепленных в нижней части оконного проема.

Замково-прижимное устройство работает следующим образом.

При необходимости уплотнить окно ригель 3 каждого устройства маховиком 17 с помощью находящихся в зацеплении выступа 16 и паза 15 переводится в положение "Закрыто", при котором утолщенная часть диска оказывается в замковом отверстии 2 и попадает в соответствующий паз на оконном проеме. В таком положении срез 6 ригеля устанавливается под углом к плоскости замкового отверстия 2. В положении ригеля "Закрыто" опускной оконный пакет не может опускаться вниз, т.к. прижимная рама фиксирует его в оконном проеме.

Для установки оконного пакета с возможностью перемещения ригель 3 устанавливается в положение "Свободный ход", для чего маховик 17 каждого устройства поворачивается до тех пор, пока в замковом отверстии 2 не оказывается тонкая часть диска ригеля, одновременно находящаяся в пазу оконного проема, и не произойдет щелчок, свидетельствующий о том, что фиксирующая пружина 13 вошла в радиальную впадину 9 кулачка 8, находящуюся под углом 45о к продольной оси выступа 16. В этом положении срез 6 ригеля также располагается под углом к плоскости замкового отверстия.

В случае аварии маховик 17 каждого устройства поворачивается и переводит ригель в положение "Открыто". При этом срез 6 диска ригеля устанавливается параллельно плоскости замкового отверстия (ригель утапливается в корпусе), торцовый паз 15 оси 4 перпендикулярно ей, а щелчок подтверждает попадание фиксирующей пружины 13 во вторую радиальную впадину 9 кулачка, ось которой совпадает с осью выступа 16. В этом положении стопор 10 упирается в упор 14 накладки, препятствуя дальнейшему повороту кулачка.

В положении "Открыто" прижимная рама снимается с окна полностью, затем снимается опускной оконный пакет, установленный на двух штырях, и оконный проем полностью освобождается. В случае установки на окне наружной металлической решетки она также может быть снята изнутри после снятия опускного оконного пакета.

Заявляемое замково-прижимное устройство не трудоемко в изготовлении, надежно и удобно в эксплуатации. Оно является универсальным и может быть использовано на окнах пассажирских и других вагонов, т.к. позволяет прижимать опускной оконный пакет к оконному проему в холодное время года, опускать оконный пакет, открывая окно на 1/3 оконного проема в теплое время и полностью снимать прижимную раму, опускной оконный пакет (и решетку, если она есть), превращая обычное опускное окно в окно аварийного выхода с использованием в аварийной ситуации всего оконного проема.

Формула изобретения

ЗАМКОВО-ПРИЖИМНОЕ УСТРОЙСТВО ОКНА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА, содержащее корпус с замковым отверстием, в котором установлен имеющий срез дисковый ригель с осью, отличающееся тем, что оно снабжено фиксирующим механизмом, состоящим из кулачка с радиальными впадинами, стопором и осью и закрепленной на указанном корпусе накладки с установленными на ней фиксирующей пружиной и упором, причем указанный ригель кинематически связан с кулачком посредством перпендикулярного к плоскости среза торцевого паза, который выполнен в оси ригеля, и соответствующего торцевого выступа, который выполнен на оси кулачка, ось симметрии одной из радиальных впадин расположена на продольной оси выступа, другой расположена под углом 45o, а ось стопора под углом 75o к этой же продольной оси, при этом форма указанной пружины конгруэнтна форме радиальных впадин кулачка и она установлена с возможностью взаимодействия с ними в положении "Открыто" и "Свободный ход", а упор расположен с возможностью взаимодействия со стопором в положении "Открыто".

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 05.09.2005

Извещение опубликовано: 27.08.2006        БИ: 24/2006




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к блочной конструкции окон железнодорожных вагонов

Изобретение относится к вагоностроению Цель изобретения повышение надежности и удобства в эксплуатации

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, преимущественно пассажирским вагонам

Изобретение относится к окнам транспортных средств, в частности к блочной конструкции окон железнодорожных вагонов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно:к шторке окна, преимущественно транспортного средства

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, преимущественно к конструкции пассажирских вагонов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается устройства для эвакуации пассажиров из железнодорожного вагона в случае аварийной ситуации

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции окон вагонов

Изобретение относится к транспорту, а именно к механизмам экстренного перемещения и торможения оконных пакетов-стекол в пассажирских вагонах

Изобретение относится к транспортным средствам, преимущественно высокоскоростным, и может быть использовано при разработке технологии остекления корпусов рельсовых, дорожных наземных, водных и воздушных транспортных средств, а также закрепления остекления осветительных приборов, радио и звукопрозрачных обтекателей приемопередающих и других аналогичных устройств

Изобретение относится к конструкциям вагонов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к конструкциям окон

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к конструкциям оконных блоков железнодорожных вагонов

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к конструкциям оконных блоков железнодорожных вагонов

Изобретение относится к конструкции транспортных средств, в частности к конструкциям оконных блоков железнодорожных вагонов

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Кабина машиниста поезда или аналогичного транспортного средства содержит ограничивающий внутренний объем (3а) каркас (3) кабины с по меньшей мере одним верхним проемом (3b) для установки стекол, стеклянный потолок (2), образующий комплекс в виде единой детали, закрепленный на каркасе (3) таким образом, чтобы перекрывать верхний проем (3b) каркаса и закрывать внутренний объем (3а) кабины. Стеклянный потолок содержит опорную раму (10) со стойками (11), ограничивающими между собой по меньшей мере два проема, и по меньшей мере два стекла (4, 5, 6), перекрывающие соответственно каждый проем. При сборке кабины устанавливают каркас (3) кабины машиниста поезда, собирают стеклянный потолок (2), прикрепляя стекла (4, 5, 6) к потолочной раме (10), устанавливают в кабине (1) приборы, опуская их через верхний проем (3b) каркаса (3) кабины машиниста поезда, и крепят собранный потолок (2) к каркасу (3). Изобретение упрощает сборку и сокращает количество операций. 7 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх