Самостопорящееся резьбовое соединение

 

Использование: в конструкциях крепежных деталей для крепления верхнего строения пути. Сущность изобретения: самостопорящееся резьбовое соединение, преимущественно для клеммного крепления рельсов, включает в себя болт, гайку и пружинную двухвитковую шайбу с дугообразно изогнутыми выступами на концах. На обращенных встречно поверхностях клеммы и гайки выполнены радиусные углубления для размещения в них ответных по форме выступов на концах пружинной шайбы. 10 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях крепежных деталей для крепления верхнего строения железнодорожного пути.

Известно резьбовое соединение, содержащее болт, установленный в отверстии накладки, навинченную на болт гайку и размещенную между накладкой и гайкой двухвитковую пружинную шайбу (патент США N 1826316, кл. Е 01 В 9/12, 1991).

Однако в данной конструкции отсутствует стопорение гайки относительно шайбы и шайбы относительно накладки.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является резьбовое соединение, содержащее болт, установленный в отверстии клеммы, навинченную на болт гайку и размещенную на болте между клеммой и гайкой двухвитковую пружинную шайбу (патент Германии N 883615, кл. 19а 9/08, 1953).

Недостаток данной конструкции малая степень надежности стопорения гайки вследствие того, что поверхности гайки и клеммы, контактирующие с двухвитковой пружинной шайбой, не имеют стопорящих элементов.

Цель изобретения повышение надежности стопорения резьбового соединения.

Указанная цель достигается тем, что на поверхностях гайки и клеммы выполняются радиусные углубления, поперечное сечение которых очерчено кривой, соответствующей дугообразному выступу конца двухвитковой шайбы.

На фиг.1 изображено самостопорящееся резьбовое соединение для крепления рельса железнодорожного пути; на фиг.2 гайка, общий вид; на фиг.3 то же, план; на фиг.4 то же, разрез, вид сбоку; на фиг.5 клемма, разрез; на фиг.6 то же, вид сбоку; на фиг.7 сечение А-А на фиг.5; на фиг.8 шайба, общий вид; на фиг.9 то же, вид сбоку; на фиг.10 развернутое положение шайбы.

Самостопорящееся резьбовое соединение для крепления рельса 1 к рельсовой подкладке 2 содержит болт 3, укрепленный в проушинах 4 рельсовой прокладки 2. На болте размещены клемма 5, двухвитковая пружинная шайба 6 и гайка 7.

Шайба 6 выполнена с дугообразно изогнутыми наружу выступами на концах 8. На взаимообращенных поверхностях гайки 7 и клеммы 5 выполнены радиусные углубления 9 и 10, поперечное сечение которых очерчено кривой, соответствующей дугообразному выступу концов 8 шайбы 6. Выступы шайбы 6 размещены в упомянутых углублениях 9 и 10.

При закручивании гайки 7 на болт 3 выступы концов 8 двухвитковой шайбы 6 ложатся в радиусные углубления 10 клеммы 5. Это обеспечивает стопорение шайбы 6 относительно клеммы 5. После затяжки гайки 7 до требуемого усилия может быть два варианта взаиморасположения двухвитковой шайбы 6 и гайки 7.

В первом случае радиусные углубления 9 гайки 7 совпадают с дугообразным выступом 8 конца шайбы 6. Это обеспечивает стопорение гайки 7 относительно двухвитковой шайбы 6.

Таким образом, все резьбовое соединение, изображенное на фиг.1, самостопорится.

Во втором случае радиусное углубление 9 гайки 7 не совпадает с дугообразным выступом 8 конца шайбы 6. Самостопорение гайки 7 не обеспечено. При самоотвинчивании гайки 7 на угол до 90о радиусное углубление 9 гайки 7 совпадает с дугообразным выступом 8 конца шайбы 6, гайка 7 самостопорится, обеспечивая самостопорение всего резьбового соединения, изображенного на фиг.1.

Формула изобретения

САМОСТОПОРЯЩЕЕСЯ РЕЗЬБОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ преимущественно для клеммного крепления рельсов, включающее в себя установленный в отверстии клеммы болт, на который навинчена гайка, и размещенную на болте между клеммой и гайкой пружинную двухвитковую шайбу с дугообразно изогнутыми выступами на концах, контактирующими в положении окончательного монтажа соответственно с клеммой и гайкой, отличающееся тем, что на обращенных встречно поверхностях клеммы и гайки выполнены радиусные углубления для размещения в них ответных по форме указанных дугообразно изогнутых выступов на концах пружинной шайбы.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при стопорении резьбовых соединений

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для стопорения резьбовых соединений

Изобретение относится к машиностроению и служит для стопорения резьбовых соединений

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при стопорении резьбовых соединений (болтов, шпилек)

Изобретение относится к рельсовым скреплениям, преимущественно на криволинейных участках пути

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути, в частности к промежуточным рельсовым скреплениям

Изобретение относится к транспортным конструкциям железнодорожного и промышленного транспорта и предназначено преимущественно для скоростного движения при скорости движения 450...500 км/час и интенсивной непрерывной эксплуатации

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути, а именно к устройствам для прикрепления рельсов к железобетонному основанию путей горнорудной промышленности с большими осевыми нагрузками и участков пути малого радиуса, а также трамвайных путей

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта

Изобретение относится к креплению рельсов, в том числе для подкрановых путей

Изобретение относится к подкладной пластине для места крепления рельса. Подкладная пластина для места (В) крепления рельса имеет боковой опорный участок (9, 19), который имеет боковую поверхность (14, 24) прилегания, ограничивающую образованную на верхней стороне (О) подкладной пластины (1) опорную поверхность (15) для подошвы (SF) насаживаемого на подкладную пластину (1) рельса (S). Для проведения костыля (50) шпалы в смежную с боковой поверхностью (14, 24) прилегания кромочную зону (10, 20) опорного участка (9, 19) сформировано ведущее от верхней стороны (О) к нижней стороне (U) опорного участка (9, 19) проходное отверстие (28-31), которое имеет в поперечном сечении многогранную основную форму. Поверхность (11, 21) кромочной зоны (10, 20) встречается с поверхностью (14, 24) прилегания в верхней кромке (13, 23). Сопряженная с поверхностью (14, 24) прилегания боковая поверхность (32) проходного отверстия (28-31), по меньшей мере, посредством части своей высоты (Н) переходит в наклонную поверхность (36), которая в направлении верхней кромки (13, 23) поверхности (14, 24) прилегания осуществлена с подъемом и заканчивается на поверхности (11, 21) кромочной зоны (10, 20). Изобретение касается также места крепления рельса, в котором рельс для рельсового транспортного средства закреплен на основании, включающее в себя шпалу (7), упомянутую подкладную пластину (1) и, по меньшей мере, один костыль (50). В результате высокие эксплуатационные свойства подкладной пластины обеспечиваются в течение длительного времени, достигается надежное закрепление рельса. 2 н. и 22 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх