Муфта

 

Изобретение позволяет повысить нагрузочную способность муфты. На взаимообращенных цилиндрических поверхностях встречных фланцев полумуфт (П) 1 и 2 выполнены аксиальные гнезда, в которых расположены соединительные элементы (Э) 3, зафиксированные от осевого смещения гайками 4. В зоне аксиальных гнезд и Э3 выполнены на П 1 и 2 кольцевые канавки прямоугольного сечения. За счет увеличения суммарной площади среза Э 3 при работе повышается нагрузочная способность муфты. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для передачи вращающего момента между соосными валами.

Известна муфта, содержащая две соосные полумуфты с встречными фланцами, стянутыми аксиально расположенными болтами (Ряховский О.А. и Иванов С.С. Справочник по муфтам. Л. Политехника, 1991, с.9, рис.1.2).

Муфта обладает низкой нагрузочной способностью.

Наиболее близкой к изобретению по совокупности признаков является муфта, содержащая две полумуфты, в гнездах, образованных полумуфтами, расположены соединительные элементы в форме цилиндров, зафиксированные от осевого смещения крышкой.

Недостаток известной муфты состоит в невысокой нагрузочной способности вследствие малой суммарной площади сдвига соединительных элементов.

Задача изобретения повышение нагрузочной способности муфты за счет увеличения суммарной площади сдвига соединительных элементов.

Это решается тем, что в муфте, содержащей две соосные полумуфты с встречными фланцами, соединительные элементы в форме цилиндров, расположенные в аксиальных гнездах, образованных полумуфтами, и средства осевой фиксации соединительных элементов, на цилиндрических поверхностях в зоне аксиальных гнезд полумуфт выполнены кольцевые канавки прямоугольного сечения, глубина которых определяется из соотношения: b1 где d диаметр соединительного элемента; а ширина канавки.

На фиг.1 изображена муфта, общий вид, в продольном разрезе; на фиг.2 расчетная схема; на фиг.3 разрез А-А на фиг.2.

Муфта содержит две соосные одна другой полумуфты 1 и 2 с встречными фланцами. Фланец полумуфты 1 обхватывает фланец полумуфты 2. В аксиальных гнездах (отверстиях), образованных на стыке охватывающего и охватываемого фланцев полумуфт 1 и 2, расположены соединительные элементы в виде болтов 3, зафиксированных от выпадания гайками 4.

На охватывающей (внутренней) и охватываемой (наружной) цилиндрических поверхностях фланцев полумуфт 1 и 2 выполнены в зоне аксиальных гнезд кольцевые канавки прямоугольного сечения. Канавки полумуфты 1 расположены напротив канавок полумуфты 2 и в сборе образуют замкнутые кольцевые полости (фиг.1, 2).

Муфта работает следующим образом. Передача вращающего момента от одной полумуфты к другой осуществляется посредством соединительных элементов 3, вследствие чего в сечениях последних, образованных линией разъема фланцев полумуфт 1 и 2, совпадающей с осью соединительных элементов, и контурами кольцевых канавок, возникают напряжения сдвига (среза), предельная величина которых определяет уровень нагрузочной способности муфты.

Установим величину площадей сдвига для муфты-прототипа и рассматриваемой муфты. Очевидно, что для муфты-прототипа площадь сдвига (для одного соединительного элемента) составляет: F Ld, (1) где L длина гнезда под соединительный элемент; d диаметр соединительного элемента.

Для рассматриваемой муфты площадь сдвига (для одного соединительного элемента) равна: F1 F2 + F3 + F4, (2) где F2 площадь сдвига, расположенная по оси соединительного элемента 3; F3 площадь сдвига, расположенная по боковым поверхностям кольцевых канавок, перпендикулярным оси соединительного элемента; F4 площадь сдвига, расположенная по дну кольцевой канавки.

Поскольку конструктивное исполнение соединительных элементов и средств их фиксации в общем случае может отличаться от приведенного на фиг.1 (например, быть таким же, как у прототипа), площадь сдвига, совпадающая с торцами взаимообращенных фланцев полумуфт 1 и 2, при расчете во внимание не принимается, а расчет проводится для эквивалентных схем установки соединительных элементов.

Найдем слагаемые в формуле (2). Первое слагаемое, исходя из расчетной схемы по фиг.2, определяется по выражению: F2 (L an) d, (3) где а ширина кольцевой канавки;
n число кольцевых канавок на одной полумуфте.

Второе слагаемое, на основании схем по фиг.2 и фиг.3, вычисляется по формуле:
F3 2nF5, (4) где F5 площадь заштрихованного участка на фиг.3.

Из фиг.3 следует:
F5 F6-F7, (5) где F6 площадь полукруга (фиг.3);
F7 площадь сегмента с центральным углом, равным .

Имеем:
F6
(6)
F7
(7) где LI длина дуги, стягиваемой центральным углом 2 r d/2;
С хорда, стягивающая дугу LI
C=2BC=
h высота сегмента:
h Из ОВС находим:
=arccos где b удвоенная глубина кольцевой канавки (фиг.2).

Третье слагаемое в равенстве (2) вычисляется по формуле:
F4 2anBC, где
2BC= что следует из решения ОВС. Тогда
F4=an
(8)
Подставив выражения (3), (4) и (8) в равенство (2), с учетом фоpмул (5-7) получим:
F1=(L-an)d+2n + +an
(9)
Анализ полученного выражения показывает, что данная функция имеет максимум, для нахождения которого приравняем нулю первую производную по b. Получаем квадратное уравнение вида:
3b2+4ab-d + 1=0
(10)
Принимая
+ 1 1 поскольку 0,009 получим корень уравнения (10):
b
Второй корень квадратного уравнения (10) отбрасываем, поскольку его значение является отрицательным, что противоречит физическому смыслу величины b.

Соответственно, глубина кольцевой канавки составит
b1
(11)
При L= 50 мм, d 20 мм, а 5 мм и n 4 b1=4,3 мм, тогда, в соответствии с формулами (1) и (9) имеем: F 1000 мм2, F1 1875 мм2. Соответственно этому заявляемая муфта может передать более высокий вращающий момент при прочих равных параметрах элементов муфт.

Число кольцевых канавок на каждой полумуфте выбирается из условия прочности материала соединительного элемента 3 на смятие, поскольку канавки уменьшают площадь смятия. Площадь смятия соединительного элемента 3 (фиг.2) определяется из выражения:
Fсм=L an
(12)
Условие прочности на смятие имеет вид:
[см]
(13) где Р окружная сила, действующая на соединительный элемент 3;
[ допускаемое напряжение смятия.

Но
P
(14) где Т передаваемый муфтой вращающий момент;
К число соединительных элементов 3;
r расстояние от оси соединительного элемента до оси муфты.

Подставив в неравенство (13) значения из выражений (12) и (14), получим:
n
(15)
Использование изобретения позволит повысить нагрузочную способность муфты.


Формула изобретения

МУФТА, содержащая две соосные полумуфты с встречными фланцами, соединительные элементы в форме цилиндров, расположенные в аксиальных гнездах, образованных полумуфтами, и средства осевой фиксации соединительных элементов, отличающаяся тем, что на цилиндрических поверхностях в зоне аксиальных гнезд полумуфт выполнены кольцевые канавки прямоугольного сечения, глубина которых определяется из соотношения

где d диаметр соединительного элемента;
a ширина канавки.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Муфта // 2016279
Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для передачи вращающего момента между соосными валами

Разъем // 1803625

Изобретение относится к общему машиностроению , в частности к упругим муфтам, предназначенным для соединения валов машин и механизмов в труднодоступных местах при повышенных требованиях к надежности муфт

Изобретение относится к машиностроению и касается соединения соосных валов силовых передач, в том числе реверсивных, тяжелонагруженных машин

Изобретение относится к области общего машиностроения, вакуумной технике и может быть использовано для герметичного соединения цилиндрических деталей, работающих под давлением, в частности к производству тонкостенных сосудов давления

Изобретение относится к машиностроению, а именно к установке в механизмах соосности валов редукторов с гибким соединением

Муфта // 2057258
Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для передачи вращающего момента между соосными валами

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для передачи вращающего момента между соосными валами

Муфта // 2078261

Устройство для соединения двух валов зубчатым зацеплением содержит на конце одного из валов соединительную часть, предназначенную для зубчатого зацепления с дополнительной соединительной частью другого вала. Соединительная часть содержит две центрирующие зоны, между которыми расположено множество шлицов. Шлицы соединительной части имеют профиль, выполненный постоянным в средней зоне соединительной части. В первой зоне, продолжающей среднюю зону между боковыми сторонами шлица, профиль шлицов соединительной части имеет толщину, которая меньше толщины того же шлица в средней зоне. Шлицы соединительной части продолжаются за первой зоной, где они имеют уменьшенную толщину, до центрирующей зоны, которая находится с той же стороны, что и первая зона, относительно средней зоны. Шлицы, а также донья шлицов представляют собой в зоне соединения между центрирующей зоной и первой зоной, где они имеют уменьшенную толщину, профиль, непрерывно соединяющий шлицы и донья шлицов с поверхностью центрирующей зоны. Другое изобретение группы относится к валу, включающему упомянутую выше соединительную часть для соединения с другим валом. Еще одно изобретение группы относится к турбомашине, содержащей компрессор, вал которого приводится во вращение валом турбины и соединен с ним указанным выше устройством для соединения двух валов. Группа изобретений позволяет повысить срок службы устройства зубчатого соединения двух валов, а также повысить передаваемый вращающий момент. 3 н. и 9 з.п. ф-лы, 7 ил.
Наверх