Рюкзак

 

Использование: дорожные принадлежности, а именно рюкзаки, снаряжение для пеших туристов, рыбаков, охотников, грибников и садоводов. Сущность изобретения: рюкзак содержит три основных элемента: мешок с элементами, присущими чистому рюкзаку, рамчатый каркас со съемным дугообразным удлинителем и крышку, шарнирно связанную с каркасом. Рюкзак снабжен карманами, выполненными на задней стенке, которые заполнены эластичными и герметичными воздушными емкостями, а также элементами его взаимосвязи с жестким трубчатым каркасом, снабженным колесной парой, при этом каркас может быть преобразован в стул, тележку или в санки. Рюкзак прост по конструкции и в изготовлении, а главное удобен в эксплуатации. 5 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к дорожным принадлежностям, а именно к рюкзакам, и может быть использовано в качестве снаряжения пеших туристов, рыболовов, грибников и охотников.

В снаряжение пешего рыболова, грибника и т.д. входит множество предметов, например рюкзак для переноски посильного груза, раскладной походный стул, накидка от непогоды (дождь, снег, солнечные лучи), специальная оснастка, например для рыболова удочки, закидушки, сачки, нажива и т.д. теплые вещи или спальный мешок (при условии ночевки), продукты питания и т.д. Однако рюкзак для пешехода является главным предметом в качестве емкости для переноса и транспортировки любого груза в пределах допустимых нагрузок для человека.

В настоящее время в конструкцию рюкзака входят значительные количества различных элементов, которые частично позволяют приобрести рюкзаку новые качества, например качество кресла, стола или койки, палатки или плота (см. авт. св. СССР N 1419660; 1602429), где в одном случае рюкзак (мешок) используется в качестве укрытия (палатки), а в другом случае рюкзак универсал: рюкзак, кровать, стол и стул. Однако оба рюкзака не приспособлены для переноски груза, особенно для пешего туриста, рыбака, грибника и охотника, так как мала емкость при большом весе вcего оборудования.

Таким образом широкая универcальность рюкзака при насыщении каждого предмета оптимальным количеством элементов приводит к тому, что основной предмет, например рюкзак, теряет главные технические и эксплуатационные характеристики, а конкретно он теряет свой объем под переносимый груз и становится многократно тяжелее.

Известен рюкзак (см. авт.св. СССР N 1158158, кл. А 45 F 3/04), содержащий корпус с закрепленным клапаном, выполненным в виде дополнительной емкости с ремнями вертикальной стяжки, заплечные ремни задней стенки корпуса, ремни балансировки центра тяжести рюкзака, соединенные с заплечными ремнями, стягивающий шнур горловины рюкзака и арматуры, ремни вертикальной стяжки корпуса рюкзака с регулируемыми застежками, которые одними концами связаны с верхней задней частью корпуса, а другими концами с передней частью днища корпуса, при этом ремни балансировки и один из концов ремней вертикальной стяжки дополнительной емкости прикреплены к верхней кромке задней стенки корпуса, а другой конец вертикальной стяжки дополнительной емкости соединен через регулируемую застежку с частью ремней вертикальной стяжки корпуса, проходящей по передней стенке, причем заплечные ремни закреплены в углах днища задней стенки, а стягивающий шнур закреплен с возможностью разъема на части ремней вертикальной стяжки передней части корпуса.

Приведенная конструкция рюкзака обеспечивает увеличение срока службы, так как содержит кроме эластичного материала еще и жесткую арматуру днища и задней стенки, а так же обеспечивает возможность увеличения емкости с возможностью регулировки центра тяжести груза относительно опорных частей корпуса пешехода.

Недостатком этого рюкзака является то, что он может использоваться только в качестве емкости для переноски груза, хотя имеет жесткую арматуру, причем его невозможно преобразовать в другой предмет без потери основных характеристик рюкзака.

Известен рюкзак (см.авт.св. СССР N 1528432, кл. А 45 F 4/06), содержащий корпус, выполненный из гибкосочлененных водонепроницаемых полотнищ с возможностью раскладывания в одной плоскости, заплечные и стяжные ремни, при этом полотнища выполнены из жестких теплоизолирующих и амортизирующих пластин, а развертка корпуса выполнена в виде прямоугольника и трапеции, при этом жесткие пластины выполнены из пенополиуретана.

Данная конструкция обеспечивает определенную жесткость корпуса и имеет достаточную емкость для груза.

Недостатком известного рюкзака является то, что его невозможно использовать одновременно с рюкзаком в качестве другого предмета с присущими ему основными характеристиками.

В качестве прототипа выбран рюкзак по авт.св. СССР N 1602429, кл.А 45 F 4/06, 1990.

Целью изобретения является улучшение удобства пользования, облегчение переноски груза и расширение функциональных возможностей путем преобразования его в стул или транспортное средство без ухудшения его основных технических характеристик.

Для этого рюкзак, содержащий рамный каркас, выполненный из продольных и поперечных трубчатых стержней и снабженный колесной парой, средства фиксации рюкзака к элементам каркаса, причем рамный каркас выполнен в виде жестко связанных между собой прямоугольных по площади лицевой и двух боковых рамок с общими продольными стержнями соседних рамок, которые жестко связаны между собой двумя поперечными скобообразными стержнями, образуя лицевую рамку, и снабжены со стороны их верхней части быстросъемным П-образным и изогнутым по дуге у поперечной полки трубчатым удлинителем, при этом верхние концы общих продольных трубчатых стержней со стороны боковых рамок в их плоскости снабжены сквозными продольными пазами с жестко закрепленными симметрично их проушинами, в которых через отверстие Г-образные проушины закреплена жесткая, рифленая с отбуртовкой по периметру крышка, использованная в качестве клапана горловины мешка и снабженная с внутренней стороны карманом под водонепроницаемую эластичную накидку, а по бокам крышки закреплены упругие пластинчатые фиксаторы под поперечные верхние стержни боковых рамок с возможностью использования крышки в качестве сиденья, причем в нижней части, в плоскости скобообразного стержня боковые рамки связаны между собой опорной сеткой со свободным концом, имеющим возможностью его закрепления на противоположном верхнем скобообразном стержне при преобразовании рюкзака в транспортное средство, а на нижнем поперечном стержне каждой боковой рамки выполнено посадочное гнездо под крепление подвески колеса в походном и транспортном положениях, причем на задней стенке по всей длине мешка выполнены параллельные между собой закрывающие карманы с эластичными воздушными емкостям, при этом средства фиксации мешка к элементам каркаса выполнены в виде вшитых в боковые кромки мешка продольных эластичных кнопочных хлястиков, связанных с продольными стержнями рамок, и в виде вшитых в верхнюю кромку задней стенки мешка эластичных петель, зашнурованных шнуром на верхнем скобообразном стержне лицевой рамки, на котором в средней части съемно закреплена обойма с щелевыми направляющими под верхние части заплечных ремней, причем с целью использования крышки в качестве дополнительной грузовой платформы при преобразовании рюкзака в санки в отбуртовке крышки с передней стороны по центру выполнен сквозной горизонтальный паз под фиксатор, который жестко закреплен на оси, установленной с возможностью поворота в поперечной полке удлинителя, при этом высота карманов под воздушные емкости относительно задней стенки мешка выполнена равной 1,0-1,3 длины ножек поперечных скобообразных стержней, а длина карманов равна 0,8-0,9 расстояния между скобообразными стержнями, причем суммарная грузоподъемность воздушных емкостей на воде выполнена равной 20-25 кГ, а длина боковых рамок выполнена равной 1,2-1,3 длины лицевой рамки, при этом разница в длине боковых рамок использована в качестве ножек стула, причем гнездо под крепление подвески колеса снабжено упорной шайбой и подпружиненным фиксатором транспортного и походного положений колеса, при этом наружный диаметр удлинителя равен диаметру общих продольных стержней, а концы удлинителя снабжены цилиндрическими вкладышами.

На фиг. 1 изображен предлагаемый рюкзак, у которого колесная пара в транспортном положении, общий вид; на фиг. 2 рамчатый каркас рюкзака, преобразованный в санки (подвеска колес условно не показана); на фиг. 3 рюкзак в его прямом функциональном назначении; на фиг. 4 крепление крышки и удлинителя; на фиг. 5 крепление подвески колеса; на фиг. 6 обойма с щелевыми направляющими под заплечные ремни; на фиг. 7 фиксатор крышки, используемой в качестве дополнительной грузовой платформы.

Рюкзак содержит полотняный мешок 1, сшитый с прямоугольным сечением по горизонтали, образуя днище, переднюю, заднюю и две боковые стенки с горловиной в верхней части, стягивающейся эластичным шнуром 2, при этом боковые стенки снабжены карманами 3, а передняя карманом 4 с клапанами 5 и 6. В боковые кромки мешка 1 вшиты продольные хлястики 7, снабженные кнопочным креплением (кнопками) 8. В верхней части задней стенки мешка вшиты эластичные петли 9, которые образуют два параллельных ряда и снабжены эластичным шнуром 10, при этом на задней стенке по всей ее поверхности пришиты карманы 11, в которых размещены герметичные полиэтиленовые емкости, надутые воздухом, а выше карманов по центральной оси мешка 1 вшиты верхние части заплечных ремней 12, нижние части 13 которых с пряжками (пряжки не показаны) пришиты к днищу мешка 1, который помещен в жесткий рамный трубчатый каркас, выполненный в виде жестко связанных между собой прямоугольных по площади лицевой и двух боковых рамок с общими продольными стержнями 15 и с поперечными стержнями 16 боковых рамок, при этом у лицевой рамки поперечные стержни 17 имеют скобообразную форму и скреплены (приварены) своими ножками с передней стороны стержней 14. В нижней части, в плоскости стержней 17, боковые рамки связаны между собой эластичной опорной сеткой 18 со свободным концом 19, выполненным с возможностью его съемного закрепления между стержнями 17. Верхние концы общих стержней 14 снабжены быстросъемным П-образным и изогнутым по дуге у поперечной полки трубчатым удлинителем 20, при этом верхние концы (см. фиг. 4) стержней 14 со стороны боковых рамок, в их плоскости снабжены сквозными продольными пазами 21 с приваренными симметрично им проушинами 22, в которых через стяжки-болты 23 с барашком 24 шарнирно через ответные Г-образные проушины 25 закреплена алюминиевая рифленая с отбуртовкой по периметру крышка 26, снабженная с внутренней стороны карманом 27 под водонепроницаемую эластичную накидку 28 (см. фиг. 2), а по бокам крышки у передней кромки закреплены упругие пластинчатые фиксаторы 29, выполненные в виде скобок, охватывающих поперечные верхние стержни 16 боковых рамок. Удлинитель 20 снабжен вкладышем 30, при этом наружный диаметр удлинителя 20 равен наружному диаметру стержней каркаса, в том числе стержней 14, у которых внутренний диаметр равен наружному диаметру вкладыша 30. На нижних поперечных стержнях 16 боковых рамок выполнено посадочное гнездо под крепление подвески колеса 31 (см. фиг. 5), включающее ось 32, вилку 33 и втулку 34, надетую на стержень 16, при этом посадочное гнездо содержит приваренную ограничительную шайбу 35, вертикальный паз 36, в котором посредством оси 37 установлен подпружиненный пружиной 38 фиксатор 39 с выступом, а на втулке 34 на диаметрально противоположных сторонах в плоскости колеса 31 и вилки 33 выполнены сквозные пазы 40 под выступ фиксатора 39, при этом на стержне 16 закреплена уравнительная опорная втулка 41.

На поперечной полке удлинителя 20 по продольной оси в центре выполнен сквозной паз (см. фиг. 7), в котором посредством оси 42 установлен плоский треугольный фиксатор 43, под который в отбуртовке крышки 26 выполнена щель 44.

С целью переноса части нагрузки от заплечных ремней с полотна мешка на каркас в центральной части на верхнем скобообразном стержне 17 съемно (см. фиг. 6) закреплена обойма 45 с щелевыми направляющими (щелями) 46 под заплечные ремни 12, выполненными под углом, например равным 120о. Общий вес каркаса с крышкой и колесной парой составляет 1,0-1,3 кГ, а совместно с мешком 1,5-1,8 кГ. Это обусловлено тем, что каркас изготовлен из алюминия или его сплавов, а ткань мешка из современных легких и прочных тканей.

Для удобства переноски груза на плечах продольные карманы 11 с воздушными емкостям, снабженными штуцерами 47 для надувания, расположены между стержнями 17, занимая объем, ограниченный расстоянием между стержнями 17 и длиной (высотой) их ножек. Это позволяет получить подушку между спиной человека и переносимым грузом. Для этого высота карманов 11 относительно задней стенки мешка выполнена равной 1,0-1,3 длины ножек стержня 17, а длина карманов 11 выполнена равной 0,8-0,9 расстояния между стержнями 17. С учетом площади, занимаемой карманами 11, и их количества, а так же объема воздушных герметичных емкостей легко определить их суммарную грузоподъемность в положении на воде. В предлагаемом случае она равна 20-25 кГ, что достаточно для непотопляемости рюкзака с грузом.

Необходимо заметить и то, что длина боковых рамок равна 1,2-1,3 длины лицевой рамки, при этом разница в длине у боковых рамок использована с нижней стороны, что позволяет эту разницу использовать в качестве ножек стула, а это в свою очередь обеспечивает пространство, разделяющее днище мешка от грунта.

Предлагаемая конструкция рюкзака может использоваться как без металлического каркаса, так и совместно с металлическим каркасом.

В первом случае при домашнем использовании для переноски небольших по весу, но объемных грузов.

Во втором случае при рыбалке, охоте, сборе грибов и в туристических походах, когда необходима транспортировка (перенос) груза, значительного по весу.

Для соединения мешка 1 с рамчатым каркасом необходимо колесную пару повернуть на 180о в плоскость боковой рамки (см. фиг. 3), для чего (см. фиг. 5) нажать на фиксатор 39 до выхода его выступа из паза 40, а затем повернуть втулку 34 с вилкой 33 на 180о и опустить фиксатор 39, выступ которого войдет в противоположный паз 40. В этом положении каркас можно поставить на опору затем поднять крышку 26 и зафиксировать фиксатором 4 3, повернув последний вершиной треугольника в сторону крышки 26 и введя в щель 44. Свободный конец 19 сетки сложить на сетку 18 и поставить мешок 1 на нее, пропустить хлястики 7 вокруг стержней 14 и 15 и застегнуть на кнопки 8. Затем при помощи шнура 10 и петель 9 закрепить верхнюю кромку мешка 1 на поперечном верхнем стержне 17, а ремни 12 пропустить через щели 46 обоймы 45 и соединить с нижними концами 13. В этом положении удобно производить укладку предметов для транспортировки, после которой застегнуть клапана 5 и 6 карманов 3 и 4 и затянуть горловину мешка шнуром 2, а затем опустить крышку 26 на поперечные верхние стержни 16 и зафиксировать фиксаторами 29. В этом положении крышка 26 используется в качестве клапана горловины мешка 1. Поворотом барашков 24 ослабить сцепление между стержнями 14 и удлинителем 20, затем удлинитель 20, повернув поперечной полкой в сторону от мешка 1, обратно установить в стержни 14 и при помощи барашков 24 зафиксировать. Рюкзак готов для использования (см. фиг. 3), т.е. для переноски на плечах. Сняв с плеч, рюкзак можно использовать в качестве стула, так как оребренная (рифленая) с отбуртовкой крышка 26 используется в качестве сиденья, удлинитель 20 в качестве спинки, а боковые рамки, связанные между собой фиксаторами 29 крышки 26, в качестве ножек стула. Это качество рюкзака очень ценно на рыбалке, в турпоходе, на охоте, при сборе грибов.

В условиях города и хороших грунтовых дорог при значительном весе груза рюкзак можно преобразовать в тележку. Для этого необходимо повернуть колесную пару на 180о, что осуществляется выше описанным способом. Таким образом, рюкзак (см. фиг. 1) можно использовать в качестве тележки.

В условиях зимы при необходимости рюкзак легко преобразуется в санки (см. фиг. 2). Для этого необходимо удлинитель 20 повернуть своей поперечной полкой в сторону мешка 1, колесную пару повернуть на 180о и зафиксировать, крышку 26 повернуть в сторону поперечной полки удлинителя 20 и зафиксировать фиксатором 43. Охватывающие хлястики 7 стержни 14 отстегнуть и посредством кнопок 8 зафиксировать без стержней 14. Свободный конец 19 сетки 18 пропустить под заднюю спинку мешка 1 и в натянутом положении зафиксировать на верхнем скобообразном стержне 17. Санки готовы к употреблению как с мешком 1, так и без него (при необходимости). В этом положении крышка 26 используется в качестве дополнительной грузовой платформы. Однако крышку 26 можно не откидывать. В качестве поводка можно использовать шнур 2 горловины мешка 1 или шнур 10, если другого не оказалось.

Если например, рюкзак выпал из лодки, то воздушные емкости, размещенные в карманах 11, не позволят ему утонуть. Кроме того, воздушные емкости постоянно служат в качестве подушки для спины при переноске груза человеком. При необходимости воздух можно выпустить через штуцер 47 (см. фиг. 1). Накидка 28 служит укрытием в непогоду (дождь, снег, жгучее солнце).

Таким образом, предлагаемый рюкзак является новым, так как патентно-информационные исследования не выявили аналогичного рюкзака, а сам объект защиты имеет изобретательский уровень, так как в конструкцию вошел ряд новых элементов и узлов с неизвестными ранее взаимосвязями и связями с известными элементами и узлами, что являлось бы очевидным для специалиста в данной области. Кроме того, защищаемый объект является промышленно применимым.

В целом предлагаемый рюкзак можно легко изготовить, так как он не содержит каких-либо сложных узлов и механизмов, удобен в эксплуатации, легко преобразуется при надобности в транспортное средство; летом в двухколесную тележку, зимой в санки, всегда используется в качестве стула для отдыха при марше, рыбалке, сборе грибов и т.д.

Формула изобретения

1. РЮКЗАК, содержащий мешок из гибкого материала, имеющий прямоугольное сечение в горизонтальной плоскости, снабженный заплечными ремнями, стягивающим шнуром и защитным клапаном горловины и карманами, включающими карман, расположенный по всей длине задней стенки мешка, жесткий рамный каркас, образованный продольными и поперечными трубчатыми стержнями, и быстроразъемные средства фиксации мешка на каркасе, отличающийся тем, что каркас состоит из пары прямоугольных рам, расположенных по бокам мешка и жестко связанных между собой двумя скобообразными поперечными стержнями, выгнутыми в сторону задней стенки мешка, при этом верхние концы задних продольных стержней обеих рам соединены П-образным съемным элементом, участки вертикальных полок которого, присоединенные к горизонтальной полке, выполнены дугообразными, при этом в верхней части каркаса установлена деталь в виде жесткой рифленой крышки с отбуртовкой по периметру, выполненной с возможностью закрытия горловины мешка и одновременного использования в качестве сиденья стула, а с внутренней стороны крышка снабжена карманом для размещения водоотталкивающей эластичной накидки, причем крышка соединена с верхними поперечными стержнями рам посредством пластинчатых фиксаторов, а с задними продольными стержнями рам посредством пары Г образных проушин, жестко закрепленных на крышке, концы которых выполнены с возможностью размещения в сквозных продольных пазах, образованных на верхних концах продольных стержней рам, и шарнирно соединены с ними посредством стяжных болтов и проушин, установленных симметрично относительно продольных пазов, при этом нижний скобообразный поперечный стержень соединен с рамами посредством упругой опорной сетки, свободный конец которой выполнен с возможностью закрепления на верхнем скобообразном поперечном стержне для преобразования рюкзака в транспортное средство, а на нижнем поперечном стержне каждой рамы образовано посадочное гнездо для крепления подвески колеса, установленной с возможностью поворота на 180o для преобразования в тележку, причем карман, размещенный на задней стенке мешка, разделен продольными параллельными перегородками и снабжен емкостями для заполнения их воздухом.

2. Рюкзак по п.1, отличающийся тем, что быстроразъемные средства фиксации мешка на каркасе выполнены в виде вшитых в боковые кромки мешка продольных эластичных кнопочных хлястиков для охвата продольных стержней каждой рамы, и в виде вшитых в верхнюю кромку задней стенки мешка эластичных петель, через которые пропущен эластичный шнур для охвата верхнего скобооразного стержня, на котором в средней части съемно закреплена обойма с щелевыми направляющими под заплечные ремни.

3. Рюкзак по п.1, отличающийся тем, что для использования крышки в качестве дополнительной грузовой платформы при преобразовании рюкзака в транспортное средство в виде санок в отбуртовке крышки с передней стороны, по центру выполнен сквозной горизонтальный паз под фиксатор, который жестко закреплен на оси, установленной с возможностью поворота на горизонтальной полке П образного элемента.

4. Рюкзак по п.1, отличающийся тем, что наружная стенка каждого кармана, снабженного эластичной емкостью, отстоит от плоскости задней стенки мешка на расстояние, равное 1 1,3 длины вертикальной полки скобообразного стержня, а длина кармана равна 0,8 0,9 расстояния между скобообразными стержнями.

5. Рюкзак по п.1, отличающийся тем, что нижний скобообразный стержень установлен с зазором относительно каждого нижнего поперечного стержня рам для использования зазора в качестве пространства для размещения колесной пары, а выступающих нижних частей рам в качестве ножек стула.

6. Рюкзак по п.1, отличающийся тем, что гнездо под крепление подвески колеса снабжено упорной шайбой и подпружиненным фиксатором транспортного и походного положений колеса.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7



 

Наверх