Состав для устройства шлакоминеральных оснований автомобильных дорог

 

Использование: дорожное строительство. Сущность изобретения: состав для устройства шлакоминеральных оснований автомобильных дорог содержит, мас. песчаный грунт 56,5; отсев дробления доменных шлаков 30,0; цемент 2,5; 30% -ный раствор карбидного ила с pH 13 11. Прочность при сжатии полученных водонасыщенных образцов: 28-суточных 3,3 МПа, 90-суточных 4,7 МПа, коэффициент морозостойкости 0,8. 3 табл.

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к составам смесей, используемых для устройства шлакоминеральных оснований конструктивных слоев дорожных одежд.

Известен состав смеси для укрепления грунтов отходами производства витамина А 12, включающий глинистый грунта, смесь карбидного ила и гипсосодержащих отходов в отношении 1:2 при следующем соотношении компонентов, мас. Глинистый грунт 90 Отходы производства витамина А 10 Недостатком данного состава является наличие около 67% гипсосодержащих отходов, которые увеличивая прочность материала, уменьшают морозостойкость и долговечность конструкции, так как гипс не является гидравлическим вяжущим и при попеременном замораживании и оттаивании или при частом увлажнении происходит разрушение материала, особенно во II-III дорожно-климатических зонах повышенного и избыточного увлажнения.

Наиболее близким к предлагаемому способу является смесь для устройства оснований 3, включающая песчаный грунт, гранулированный доменный шлак, в качестве активатора цемент и воду при следующем соотношении компонентов, мас. Песчаный грунт 76 Граншлак 5 Цемент 5 Вода 14 Недостатком указанной смеси является большой расход цемента, недостаточная морозостойкость и прочность получаемого дорожного основания.

Задача изобретения снижение расхода цемента, повышение морозостойкости и прочности дорожного основания.

Задача решается тем, что в состав смеси, состоящей из песчаного грунта, гранулированного доменного шлака, активной добавки цемента и воды вводится карбидный ил в виде 30%-ного раствора жидких щелочных отходов с рН 13 и щелочностью 70-80 Мг/экв, количество цемента уменьшается на 50% граншлак заменяется на отсев дробления доменных шлаков при следующем соотношении компонентов, мас. Песчаный грунт 56,5 Отсев дробления доменных шлаков 30 Цемент 2,5 Щелочной раствор карбид- ного ила 11 Предлагаемый состав отличается от известного тем, что вводится щелочной раствор карбидного ила, который обеспечивает протекание реакции взаимодействия активных составляющих шлака и цемента с достаточно высокой скоростью, так как является активатором твердения отвального доменного шлака, что дает возможность уменьшить расход цемента на 50% Отсев дробления выполняет роль не только скелетной составляющей, повышающей сдвигоустойчивость материала, но и более активного чем граншлак связующего, так как содержит в составе 25-15% частиц мельче 0,071 мм, что обеспечивает повышение морозостойкости и прочности шлакоминерального основания.

П р и м е р. В лаборатории готовят смеси по предлагаемому и известному составам, которые представлены в табл.1.

Методика испытания смесей выбрана по ГОСТ 23558-90 "Материалы нерудные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими, для дорожного строительства. Технические условия", а также по Пособию по строительству покрытий и оснований автодорог и аэродромов из грунтов, укрепленных вяжущими материалами. Оптимальное количество воды и водных растворов смеси определяли по результатам стандартного уплотнения на приборе СоюздорНИИ, образцы формовали на прессе в формах диаметром 50,5 мм под давлением 150 кг/см3.

Из приведенных в табл. 2 данных видно, что при увеличении концентрации раствора карбидного ила от 20% до 30% происходит улучшение прочностных показателей и морозостойкости, дальнейшее увеличение концентрации не приводит к существенному увеличению прочностных показателей, поэтому был выбран состав с 30%-ной концентрацией раствора карбидного ила.

Раствор щелочных отходов с рН 13 и щелочностью 70-80 Мг/экв является сильнощелочным и поэтому не увеличивали более его концентрацию по соображениям охраны труда при работе с подобными растворами и достаточностью достигаемого эффекта.

В табл. 3 представлено сравнение составов прототипа (состав N 4) и предлагаемого (состав N 3). С увеличением расхода цемента от 1,5% до 2,5% и щелочного раствора карбидного ила от 9% до 11% (см. табл.1) улучшаются прочностные показатели и морозостойкость. Уже при расходе цемента 2% свойства составов N 2 и N 4 становятся одного порядка. А при расходе цемента 2,5% показатели предлагаемого состава выше, чем прототипа.

Формула изобретения

СОСТАВ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ШЛАКОМИНЕРАЛЬНЫХ ОСНОВАНИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ, включающий песчаный грунт, доменный шлак, цемент и жидкость затворения, отличающийся тем, что в качестве доменного шлака используют отсев дробления доменных шлаков, а в качестве жидкости затворения 30%-ный раствор карбидного ила с рН 13 при следующем соотношения компонентов, мас.

Песчаный грунт 56,5 Отсев дробления доменных шлаков 30,0 Цемент 2,5 30%-ный раствор карбидного ила с рН 13 11

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительству на вечномерзлых грунтах, в частности к наличию в них локальных ослабленных зон, таких как засоленный грунт, засыпанные хозяйственными отходами овраги с постоянно действующими фильтрационными потоками воды, линзы льда и т.д

Изобретение относится к строительству, а именно к устройствам для укрепления грунтов, преимущественно под основаниями зданий и сооружений

Изобретение относится к строительству и может быть использовано для стабилизации грунтов при создании оснований автомобильных и железных дорог, аэродинамики, плотин, площадок различного назначения, фундаментов зданий и сооружений

Изобретение относится к строительству и может быть использовано для укрепления грунтов при устройстве оснований автомобильных и железных дорог, аэродромов, плотин, площадок различного назначения, фундаментов зданий и сооружений
Изобретение относится к строительству, в частности к созданию противофильтрационной завесы в массиве лессового грунта

Изобретение относится к строительству, в частности к устранению просадочных свойств лессовых грунтов путем их уплотнения в основании зданий и сооружений
Изобретение относится к области строительства, а именно к упрочнению грунтов под возводимые на них сооружения

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и аэродромов и может быть использовано в районах, характеризующихся глубоким сезонным промерзанием грунтов и высоким уровнем грунтовых вод
Изобретение относится к области строительства, преимущественно транспортного и гидротехнического, и может быть применено при возведении насыпных сооружений при отрицательных температурах воздуха

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при строительстве насыпей на вечномерзлых грунтах, в частности при стабилизации оснований насыпей из слабых при оттаивании вечномерзлых грунтов на марях

Изобретение относится к строительству, в частности к сооружению дорожного полотна на слабых грунтах, болотах и устройству берегоукрепления, откосов, выполненных из отходов шинной и резинотехнической промышленности

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве оснований автомобильных и железных дорог, аэродромов, площадок различного назначения, фундаментов зданий и сооружений, свалок городского мусора и промышленных отходов, ядер плотин и т.п
Наверх