Движитель плавсредства

 

Применение: в судостроении, а именно движителях легких плавсредств. Движитель имеет ручку 1, горизонтальный вал 2 редуктора, на котором расположены зеркально относительно одна другой две обгонные муфты, наружные полумефты 5,6 которых жестко связаны с внутренней боковой поверхностью конических шестерен 3,4, свободно закрепленных на валу 2, а внутренние полумуфты 7, 8 жестко закреплены на том же валу. Разнонаправленное движение вала 2 посредством шестерен 3, 4 и 9 преобразуется в однонаправленное движение вертикального вала, которое передается угловой передачей на гребной винт. 2 ил.

Изобретение относится к судостроению, в частности к движителям плавсредств, преимущественно спасательных плотов, легких лодок для отдыха на воде.

Известно судно с ручным приводом, содержащее две синхронизированные рукоятки, расположенные слева и справа перед сидением гребца и соединенные с гребными винтами, расположенными с противоположных сторон под кормой судна.

Управление и движение шлюпки обеспечивается участием рук и ног пользователя.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является подвесной движитель для легких плавсредств, использующий мускульную силу рук.

Движитель содержит редуктор, включающий шестерни, храповые механизмы, вал, маховик, угловую передачу, винт, румпель двойного назначения для управления и привода движителя.

Переменное движение, задаваемое румпелю пользователем, преобразуется в однонаправленное вращательное движение вала при помощи шестерни, сцепленной под прямым углом с диаметрально разнесенными храповыми механизмами, воздействующими в одном направлении на вал. Управление обеспечивается поворотом всего устройства при помощи румпеля.

Известное устройство имеет сложную кинематическую схему. Кроме того, наличие храпового механизма не обеспечивает бесшумность работы движителя, что делает его неудобным при применении по указанному назначению отдых на воде, любительское рыболовство.

Целью изобретения является повышение надежности конструкции, снижение эксплуатационного шума.

На фиг.1 схематически изображена конструкция предлагаемого движителя; на фиг.2 вид по стрелке А на фиг.1.

Предлагаемый движитель содержит съемную ручку 1, жестко закрепленную на горизонтальном валу 2, конические шестерни 3, 4, свободно вращающиеся на валу 2, две обгонные муфты, наружные полумуфты которых 5, 6 жестко закреплены на внутренней боковой поверхности конических шестерен 3, 4, а внутренние полумуфты 7, 8 жестко закреплены на горизонтальном валу 2, коническую шестерню 9 вертикального вала 10, конические шестерни угловой передачи 11, 12 и гребной винт 13.

Предлагаемое устройство работает следующим образом.

Ручка 1 установлена на горизонтальном валу 2 с возможностью перемещения в вертикальной плоскости для совершения качательных движений. Разнонаправленное движение ручки 1, приводимой в движение мускульной силой пользователя, передается на горизонтальный вал 2. Обгонные муфты расположены зеркально на валу 2 одна относительно другой, поэтому при движении ручки вверх усилие будет передаваться с горизонтального вала 2 шестерней 3 на шестерню 9 вертикального вала 10, а при движении ручки вниз заклинивается обгонная муфта с полумуфтами 6, 8 и вращается шестерня 4, передавая вращение шестерне 9 в ту же сторону.

Таким образом, разнонаправленное движение горизонтального вала 2 посредством конических шестерен 3, 4, находящихся в зацеплении с шестерней 9, преобразуется в однонаправленное движение вертикального вала 10. С вертикального вала 10 усилие посредством угловой передачи 11, 12 передается на гребной винт 13 и плавательное средство приводится в движение.

Изменение направления движения достигается посредством поворота всего движителя с помощью ручки вокруг вертикальной оси.

Переменное движение, задаваемое мускульной силой пользователя, преобразуется в однонаправленное и усиливается за счет разности диаметров шестерен 3, 4 и шестерни 9. Это позволяет при скорости качания ручки 60 раз/мин развивать небольшому плавательному судну скорость до 8 км/ч. Обороты винта рассчитаны таким образом, что КПД его максимален.

Предлагаемое устройство позволяет управлять лодкой с помощью одной руки, оставляя вторую свободной, и не занимает полезное пространство лодки.

Компактность конструкции позволяет переносить его в рюкзаке на дальние расстояния. Бесшумность работы движителя делает его безвредным для окружающей среды.

Формула изобретения

ДВИЖИТЕЛЬ ПЛАВСРЕДСТВА, содержащий ручку, шестеренчатый редуктор с горизонтальным валом, вертикальный вал, угловую передачу, гребной винт, отличающийся тем, что на горизонтальном валу редуктора жестко закреплены внутренние полумуфты двух обгонных муфт, расположенных напротив друг друга, при этом наружные полумуфты жестко закреплены на внутренних боковых поверхностях шестерен, свободно закрепленных на горизонтальном валу.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам для перемещения как по суше, так и по воде с использованием мускульной энергии человека

Изобретение относится к малогабаритным сборно-разборным плавучим транспортным средствам индивидуального пользования и может быть применено для отдыха на воде, туризма, спортивных состязаний, преодоления водных преград охотниками, рыбаками, геологами и т

Уключина // 2025407
Изобретение относится к судостроению, в частности к прогулочным лодкам

Изобретение относится к средствам плавания по поверхности воды за счет мускульных усилий человека

Изобретение относится к водному транспорту

Изобретение относится к устройствам , предназначенным для развлечения и отдыха на воде

Изобретение относится к спортивному судостроению

Изобретение относится к плавучим средствам и оборудованию для них

Уключина // 2025407
Изобретение относится к судостроению, в частности к прогулочным лодкам

Изобретение относится к транспортным средствам для перемещения как по суше, так и по воде с использованием мускульной энергии человека
Наверх