Способ буксирования танка и устройство для его осуществления

 

Изобретение относится к способам и устройствам для эвакуации поврежденной бронетанковой техники, преимущественно танков, масса которых больше массы тягача. Сущность: способ буксирования танков и устройство для его осуществления посредством установленного на тягаче Z-образного рычага 8 позволяет осуществлять подъем части танка и его фиксацию. Посредством установленных на тягаче буксирных штанг 2 осуществляется передача тягового усилия на танк. На нижнем плече Z-образного рычага 8 закреплен упор 4. 2 с.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к способам и устройствам для эвакуации поврежденной бронетанковой техники, преимущественно танков, масса которых больше массы тягача.

Известны буксирные средства для эксплуатации бронетанковой техники, в качестве которых используются бронированные и небронированные тягачи, бронированные ремонтно-эвакуационные машины (БРЭМ), машины техничеcкой помощи (МТП). Например, тягачи: БТС-2, БТС-4, ЮТС-4А, БТС-4В, ВТ-55А, АТ-Т, АТ-С, АТС-59Г, МО-Т; бронированные ремонтно-эвакуационные машины: БРЭМ-1, БРЭМ-2; машины технической помощи: МТП, МТП-2 и др.

Все эти тягачи для буксирования танков с исправной ходовой частью применяют мягкие параллельную сцепку, перекрестную сцепку, cцепку треугольником, сцепку одним тросом по диагонали.

Известна также жесткая сцепка, применяемая для буксирования неуправляемых машин.

Выполнение работ при эвакуации танков существующими способами требует обязательного выхода экипажа из тягача. Это либо затрудняет, либо делает невозможным эвакуацию танков из-под огня противника, из зон радиоактивного, химического, бактериологического заражения, а также делает невозможным спасение оставшегося в живых экипажа поврежденного танка. Кроме того опыт выполнения эвакуационных работ, подтвержденный математическими расчетами, показывает, что в достаточно большом количестве случаев буксирование современных танков с помощью существующих эвакосредств (тягачей, БРЭМ) становится невозможным в результате несоответствия тяговых усилий тягачей потребному усилию для буксирования танков.

Это объясняется тем, что масса современных танков достигла 40-50 т, а масса существующих наиболее распространенных в войсках тягачей составляет: 31,4 т (БТС-4), 32,0 т (БТС-2), а БРЭМ-1 40,8 т. Это приводит к тому, что, как показывают расчеты, потребное тяговое усилие для буксирования танков массой 40-45 т с исправной ходовой частью для усредненных условий снежной дороги (коэффициент сопротивления движению f 0,17) составляет 6,8-7,65 т, максимальное тяговое усилие на крюке тягача при установившемся движении, обеспечиваемое двигателем, при тех же условиях составляет 9,8 тс (БРЭМ-1 14,2 тс), а максимальное тяговое усилие на крюке тягача по условиям сцепления гусениц с грунтом (коэффициент сцепления = 0,3) составляет всего 4,1-5,3 тс, что на 1,5-3,55 тс с меньше потребного тягового усилия для буксирования. А в случае, если у буксируемого танка гусеницы заклинены, то практически во всех дорожных условиях буксирование его невозможно как по тяговому усилию, обеспечиваемому двигателем, так и по сцеплению.

Целью предлагаемого изобретения является увеличение эффективности буксирования танков, масса которых больше массы тягача.

Указанная цель достигается тем, что под танк подводят подъемное приспособление, поднимают переднюю или заднюю часть танка, фиксируют в поднятом состоянии, сцепляют тягач с ведущими или направляющими колесами танка и выполняют движение.

Указанная цель достигается с помощью предлагаемого устройства. За прототип принято техническое решение по патенту Франции N 2619778, кл. В 62 D 49/02, 1989.

Недостатком прототипа является необходимость выхода экипажа тягача для установки на крюки буксируемого танка сцепных приспособлений и соединения с ними буксирных штанг, установленных предварительно на тягаче.

Этот недостаток устраняется тем, что в буксирные штанги выполнены криволинейной формы в виде боковых захватов (краб), на которые может воздействовать привод со стопором, кроме того на тягаче установлено подъемное приспособление с упором, которое может подводиться под танк с передней или задней его части, это приспособление выполнено Z-образной формы, верхняя горизонтальная часть которого шарнирно прикреплена к тягачу, а нижняя может подводиться под танк, причем к наклонной части подъемного приспособления шарнирно прикреплен корпус рабочего гидроцилиндра, а шток его соединен шарнирно с корпусом тягача, в гидроцилиндре установлен гидрозамок.

На фиг. 1, 2 приведен общий вид устройства для осуществления способа буксирования танков, где приняты следующие обозначения: 1 тягач, 2 буксирная штанга, 3 привод со стопором, 4 упор, 5- ведущее колесо, 6 боковой захват (краб), 7 танк, 8 подъемное приспособление, 9 шарнир, 10 рабочий гидроцилиндр с гидрозамком.

Способ буксирования танков и устройство для его осуществления заключаются в следующем. Перед началом эвакуации механик-водитель тягача 1 разводит в противоположные стороны буксирные штанги 2 с помощью привода 3. Затем тягач 1 подъезжает задним ходом к танку 7, предназначенному для эвакуации, механик-водитель опускает до касания с грунтом подъемное приспособление 8, которое подвешено на корпусе тягача 1 посредством шарнира 9, и переводит рабочий гидроцилиндр 10 в плавающий режим. Тягач движется задним ходом до соприкосновения корпуса танка 7 с упором 4 подъемного приспособления 8. Взаимное расположение тягача 1 по отношению к танку 7 обеспечивается маневрированием тягача, при этом механик-водитель ведет наблюдение посредством зеркал заднего вида или любого другого известного средства (в данной заявке не патентуется), например телевизионной установки. При этом требования к точности взаимного расположения танка и тягача невысокие. После соприкосновения корпуса танка 7 с упором 4 механик-водитель включает рабочий гидроцилиндр 10 и приводит в действие подъемное приспособление 8. По достижении установленного усилия гидроцилиндр 10 становится на гидрозамок. Затем механик-водитель включает привод 3, посредством которого буксирные штанги 2 перемещаются по направлению к танку 7 и входят боковыми захватами (крабами) 6 в зацепление с ведущими (или направляющими) колесами 5 танка. В таком положении буксирные штанги 2 фиксируются стопорами. Далее производится буксирование в ближайшее укрытие из-под огня противника или из зараженной зоны.

Таким образом, за счет уcилия, развиваемого в рабочем гидроцилиндре 10, как бы уменьшается масса буксируемого танка 7 и увеличивается масса тягача 1. При этом задние подвески тягача должны быть разгружены любым известным способом (в данной заявке не патентуется). В результате этого потребное усилие для буксирования уменьшается, а максимальное тяговое усилие на крюке тягача по условиям сцепления гусениц с грунтом увеличивается. Величина этих изменений зависит от установленного максимального усилия в рабочем гидроцилиндре. При реализации заявляемого способа буксирования танков и устройства для его осуществления не требуется выполнения подготовительных работ и работ по обеспечению перематывания гусениц. Кроме того для осуществления такой сцепки не требуется выхода экипажа из тягача и из танка, что обеспечивает надежную их защиту от поражающих факторов оружия противника.

Формула изобретения

1. Способ буксирования танка, включающий подвод подъемного приспособления под переднюю или заднюю части танка, приподнимание танка и его фиксацию в приподнятом положении, отличающийся тем, что передача тягового усилия осуществляется посредством дополнительной жесткой сцепки.

2. Устройство для буксирования танка, содержащее шарнирно связанный с тягачом верхним горизонтально расположенным плечом Z-образный рычаг, выполненный с возможностью перемещения в вертикальной плоскости посредством гидроцилиндра и нижнее горизонтально размещенное плечо которого имеет возможность взаимодействия с днищем танка, отличающееся тем, что на тягаче шарнирно установлены с возможностью поворота в горизонтальной плоскости посредством привода и фиксации в требуемом положении буксирные штанги, свободные концы которых выполнены с возможностью взаимодействия с ведущими или направляющими колесами танка, причем гидроцилиндр снабжен гидрозамком, а на нижнем плече Z-образного рычага закреплен упор.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам, а более конкретно к устройствам для соединения полурам сочлененных транспортных средств

Изобретение относится к транспортным средствам, конкретно к устройствам для соединения полурам сочлененных транспортных средств

Изобретение относится к автомобильному транспорту, а именно к сочлененным, многоосным транспортным средствам для перевозки крупногабаритных и тяжелых грузов

Изобретение относится к оборудованию для лесозаготовительной промышленности

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к сочлененным транспортным средствам со сцепным устройством шарового типа
Наверх