Вворачиваемый штуцер для выпуска воздуха из тормозной системы транспортного средства

 

Использование: в транспортном машиностроении, в частности в тормозных системах автомобилей. Сущность изобретения: вворачиваемый штуцер дополнительно снабжен упругим уплотнительным элементом, закрепленным на запорном конусе и выступающим за рабочую поверхность последнего. Уплотнительный элемент может быть выполнен в виде кольца, размещенного в проточке на основании запорного конуса, либо в форме гриба, армированного отрезком проволоки, свободный конец которого смонтирован в дополнительном сверлении в вершине конуса. При этом продольные габариты выступающей части уплотнительного элемента превышают шаг резьбы центральной части вворачиваемого штуцера. 4 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в конструкциях тормозных систем автомобилей.

Известен штуцер для выпуска воздуха из тормозной системы автомобиля, включающий центральную резьбовую часть с головкой под ключ, осевым и радиальным отверстиями, запорный элемент, оголовок и присоединенный к нему клапан, образованный нижним толстостенным заглушенным патрубком с выпускным отверстием и прилегающим к нему эластичным тонкостенным патрубком.

В обычном положении штуцер полностью ввернут в резьбовое гнездо бобышки тормозного цилиндра автомобиля так, что запорный элемент перекрывает выпускной канал цилиндра.

Для прокачивания тормозной системы штуцер частично выворачивают из бобышки. При нажатии на тормозную педаль автомобиля в полости толстостенного патрубка создается давление, которое отжимает эластичный тонкостенный патрубок от выпускного отверстия. При отпускании тормозной педали, когда давление падает, эластичный патрубок вновь закрывает выпускное отверстие в стенке толстостенного патрубка.

Недостатком известной конструкции является низкая надежность работы, так как при частичном выворачивании штуцера практически невозможно обеспечить герметичность резьбового соединения. Другим недостатком является слабая защищенность клапана от случайных, в том числе механических воздействий (из-за наружного его размещения).

Известен вворачиваемый штуцер для выпуска воздуха из тормозной системы автомобиля, включающий центральную резьбовую часть с головкой под ключ, запорный конус, оголовок для присоединения защитного колпачка, закрывающего выходное отверстие осевого сверления, или гибкого сливного (спускного) шланга, а также связанное с осевым сквозное радиальное сверление.

Известный штуцер в обычном положении завернут в резьбовое гнездо бобышки рабочего гидроцилиндра колеса автомобиля так, что запорным конусом плотно перекрывает выпускной канал гидроцилиндра, обеспечивая тем самым герметичность (нормальную работу) тормозной системы. При этом устанавливаемый на оголовок штуцера резиновый защитный колпачок предотвращает попадание загрязнений в осевое сверление штуцера.

Известный штуцер используют для заполнения гидроцилиндра тормозной жидкостью следующим образом. На оголовок штуцера вместо защитного колпачка надевают гибкий шланг, свободный конец которого опускают в сосуд с тормозной жидкостью. После этого несколько раз нажав на педаль рабочей тормозной системы автомобиля, создают в гидросистеме повышенное давление и при утопленной педали отворачивают штуцер на 0,5-0,75 оборота для стравливания воздуха. По завершении выделения пузырьков воздуха из сливного шланга штуцер вновь закручивают и весь цикл неоднократно повторяют.

Недостатком известного штуцера является то, что при его частичном выворачивании из бобышки для осуществления выпуска воздуха из гидроцилиндра полость последнего сообщается с атмосферой. В результате без принятия специальных мер, существенно усложняющих процесс заполнения гидросистемы тормозной жидкостью, невозможно предотвратить обратное проникновение воздуха из атмосферы в гидроцилиндр. При этом многократные выкручивания и закручивания штуцера способствуют ускоренному износу резьбы и, что особенно опасно, смятию седла выпускного отверстия гидроцилиндра или запорного конуса. При случайном падении давления в гидроцилиндре в период стравливания воздуха (например, при случайном отпускании педали тормозной системы) возможно обратное засасывание воздуха и даже сторонних загрязнений по неплотностям резьбы штуцера. При этом загрязнения, попадая в зазор между седлом и запорным конусом, могут нарушить работу последнего.

Целью изобретения является повышение долговечности и надежности работы, а также эксплуатационных качеств штуцера.

Это достигается тем, что штуцер, включающий центральную резьбовую часть с головкой под ключ, запорный конус, оголовок для присоединения защитного колпачка или сливного шланга, осевое и радиальное сверления, дополнительно содержит упругий уплотнительный элемент, смонтированный на запорном конусе и выступающий за рабочую поверхность последнего. Кроме того, продольные габариты выступающей части упругого уплотнительного элемента не меньше шага резьбы штуцера. Кроме того, уплотнительный элемент выполнен в виде кольца, закрепленного на основании запорного конуса.

Уплотнительный элемент может быть выполнен грибовидной формы и установлен в сверлении вершины запорного конуса. Кроме того, уплотнительный элемент может быть армирован металлическим элементом в виде отрезка проволоки, свободный конец которой выступает из уплотнительного элемента и закреплен в сверлении вершины запорного конуса с возможностью относительного вращения.

На фиг.1 показан вворачиваемый штуцер, разрез; на фиг.2 размещение штуцера в бобышке тормозного цилиндра (исходное положение); на фиг.3 то же, (в рабочем положении); на фиг.4 вариант исполнения штуцера с упругим уплотнительным элементом грибовидной формы; на фиг.5 то же, с упругим уплотнительным элементом, армированным металлическим элементом в виде отрезка проволоки.

Вворачиваемый штуцер для выпуска воздуха из тормозной системы транспортного средства состоит из центральной резьбовой части 1 с головкой 2 под ключ, оголовка 3 под съемный защитный колпачок 4 и запорного конуса 5. В теле штуцера выполнены соединяющиеся между собой глухое осевое 6 и сквозное радиальное 7 сверления. Упругий уплотнительный элемент 8 смонтирован в проточке на запорном конусе 5 так, что частично выступает за рабочую поверхность последнего (за образующую L конусной поверхности). При этом продольные габариты h выступающей части уплотнительного элемента 8 (расстояние между параллельными L и L', измеренное вдоль оси штуцера) превышают шаг Т резьбы 1 штуцера.

В варианте исполнения (см. фиг.2) упругий уплотнительный элемент 8 выполнен в виде резинового кольца, размещенного на малом основании запорного конуса 5, на его шейке 9.

В варианте (см. фиг.4) упругий уплотнительный элемент 8 выполнен грибовидной формы и смонтирован в сверлении 10 в вершине запорного конуса 5.

В варианте (см. фиг.5) уплотнительный элемент 8 армирован металлическим элементом в виде отрезка поволоки 11, свободный конец которой смонтирован в сверлении 10 в вершине запорного конуса 5 с возможностью относительного вращения.

В исходном положении штуцер полностью ввернут резьбовой частью 1 в соответствующее гнездо бобышки 12 тормозного цилиндра (не показан) с посадкой запорного конуса 5 на седло 13 перекрываемого канала 14 бобышки 12 (фиг.2). Выходное осевое отверстие 6 штуцера закрыто съемным колпачком 4, закрепленным на оголовке 3.

Работает устройство следующим образом.

В исходном положении (фиг. 2) канал 14 из полости тормозного цилиндра перекрыт благодаря посадке с натягом запорного конуса 5 на седло 13 бобышки 12 и тормозная система автомобиля герметизирована. Уплотнительный элемент 8 деформирован и упруго поджат к поверхности седла 13 (в других вариантах размещен в канале 14 и упруго поджат к его стенкам).

Для осуществления прокачки тормозной системы автомобиля на оголовок 3 штуцера вместо защитного колпачка 4 надевают гибкий шланг для сбора сливаемой тормозной жидкости и штуцер частично выворачивают из гнезда бобышки 12 посредством проворота на 0,5-0,75 оборота головки 2 гаечным ключом. Вращение головки 2 сопровождается осевым смещением штуцера относительно бобышки 12 и открытием канала 14 вследствие снятия запорного конуса 5 с седла 13. При этом уплотнительный элемент 8 частично распрямляется, сохраняя тем не менее упругое взаимодействие с поверхностью седла 13. Тем самым общая герметичность тормозной гидросистемы автомобиля сохраняется.

Для выпуска воздуха из тормозного цилиндра по открытому каналу 14 в тормозной системе создают избыточное давление путем неоднократного нажатия на тормозную педаль автомобиля. При этом в процессе нажатия на педаль воздух и избыток тормозной жидкости с продуктами ее разложения воздействуют на уплотнительный элемент 8 и, по достижении определенного давления в гидросистеме, деформируя элемент 8, выходят по сверлениям 6, 7 и гибкий шланг наружу. При отпускании педали или случайном падении давления в гидросистеме упругий элемент 8 восстанавливает герметичность тормозной гидросистемы, препятствуя обратному засасыванию воздуха. Поскольку обратный поток воздуха полностью исключен и нет необходимости периодически перекрывать канал 14 при отпускании педали, прокачка тормозной системы существенно упрощается, а долговечность штуцера повышается (уменьшается износ седла 13 и рабочей поверхности запорного конуса 5, а также резьбовой части 1). Долговечность и надежность работы штуцера также несколько повышается благодаря тому, что резьбовая часть 1 всегда оказывается поджатой к одной стороне зубьев резьбы бобышки 12 (давлением в гидросистеме и усилием упругого элемента 8). В результате такого уплотнения резьбового соединения сливаемая тормозная жидкость оказывается менее загрязненной (пригодна к повторному использованию).

Аналогичным образом работает штуцер и при иных вариантах исполнения. Выполнение габаритов выступающей части упругого уплотнительного элемента 8 больше чем один шаг резьбы штуцера позволяет исключить нарушение герметизации тормозного цилиндра при ошибочном чрезмерном выкручивании штуцера.

Выполнение уплотнительного элемента 8 в виде кольца (см. фиг.2), размещенного на малом основании запорного конуса 5, упрощает конструкцию штуцера и монтаж последнего в отверстии бобышки 12 тормозного цилиндра, а также уменьшает поперечную деформацию элемента 8 при вкручивании штуцера.

Выполнение упругого уплотнительного элемента 8 в форме гриба (см. фиг.4) с размещением последнего внутри канала 14 позволяет исключить зависимость требуемого при прокачке давления в гидросистеме от величины (угла) поворота штуцера. Кроме того, за счет несимметричной в плане формы элемента 8 можно существенно снизить минимально необходимое для прокачки давление в гидросистеме без нарушения надежности герметизации (поскольку упругие свойства и деформация элемента 8 будут зависеть от направления потока по каналу 14).

Армирование упругого элемента 8 металлическим элементом (например, в виде отрезка проволоки) 11, свободный конец которой смонтирован в сверлении 10 вершины запорного конуса 5 с возможностью относительного вращения, исключает скручивание уплотнительного элемента 8 при монтаже штуцера (см.фиг.5).

Особенностью работы штуцера в варианте исполнения (см. фиг.4 и 5) является то, что при обратном ходе педали тормоза, когда в полости тормозного цилиндра создается разрежение, последнее приводит к дополнительному радиальному расширению упругого уплотнительного элемента 8 с увеличением силы его прижатия к стенкам канала 14 и к лучшей герметизации полости тормозного цилиндра. Кроме того, благодаря более низкому необходимому для деформации уплотнительного элемента 8 давлению при нажатии на тормозную педаль происходит более интенсивное истечение воздуха (и избытка тормозной жидкости) с динамическим омыванием поверхности запорного конуса 5 и седла 13, что способствует их очистке от загрязнений.

Формула изобретения

1. ВВОРАЧИВАЕМЫЙ ШТУЦЕР ДЛЯ ВЫПУСКА ВОЗДУХА ИЗ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, включающий центральную резьбовую часть с головкой под ключ, запорный конус, оголовок для подсоединения защитного колпачка или сливного шланга, осевое и радиальное сверления, отличающийся тем, что штуцер дополнительно снабжен упругим уплотнительным элементом, смонтированным на запорном конусе и выступающим за рабочую поверхность последнего.

2. Штуцер по п.1, отличающийся тем, что продольные габариты выступающей части уплотнительного элемента не меньше шага резьбы штуцера.

3. Штуцер по п.1, отличающийся тем, что уплотнительный элемент выполнен в виде кольца, закрепленного на основании запорного конуса.

4. Штуцер по п.1, отличающийся тем, что уплотнительный элемент выполнен грибообразной формы и установлен в сверлении вершины запорного конуса.

5. Штуцер по п.4, отличающийся тем, что уплотнительный элемент армирован металлическим элементом, конец которого выступает из уплотнительного элемента и закреплен в сверлении вершины запорного конуса с возможностью относительного вращения.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к трубопроводной арматуре, в частности к устройствам для сброса избыточного давления самосрабатывающим и приводным, содержащим разрушаемые элементы

Изобретение относится к области арматуростроения и может быть использовано при транспортировке газа по трубопроводам

Изобретение относится к элементам автоматики в пневмогидравлических системах и может найти применение в низконапорных пневмосистемах для предохранения их от перегрузок

Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано при транспортировке газов по трубопроводам

Изобретение относится к системам гидроавтоматики и может быть использовано в гидростатических приводах

Изобретение относится к системам гидропневмоавтоматики и может найти применение для защиты подвижных цистерн от давления

Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано на гидрофицированных машинах

Изобретение относится к клапанам ограничения давления для защиты гидравлических блоков, особенно гидравлической шахтной крепи в подземных разработках и при проходке туннелей от внезапной перегрузки при горном ударе или подобных воздействиях

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается конструкции тормозной камеры с пружинно-пневматическим энергоаккумулятором

Изобретение относится к технической диагностике, в частности к устройствам для определения параметров тормозного процесса транспортного средства, и может быть использовано для контроля и диагностирования тормозных систем колесных транспортных средств в процессе их технического обслуживания, ремонта и изготовления

Изобретение относится к средствам контроля тормозов моторвагонного поезда

Изобретение относится к технической диагностике транспортных средств, конкретнее к диагностированию тормозных систем транспортных средств

Изобретение относится к диагностированию технического состояния транспортных средств, а именно к способам диагностирования тормозных систем, и может быть использовано для контроля и диагностирования тормозных систем колесных транспортных средств в процессе их технического обслуживания, ремонта и изготовления

Изобретение относится к технической диагностике транспортных средств, а именно к способам диагностирования тормозных систем, и может быть использовано при проверке технического состояния тормозов, качества их обслуживания и ремонта

Изобретение относится к транспорту и может быть использовано в системах контроля и учета работы транспортных средств, в устройствах счета осей, измерения скорости и ускорения движения железнодорожных составов
Наверх