Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания

 

Сущность изобретения: устройство содержит блок измерения температуры 3, датчик состава охлаждающий жидкости 4, электроклапаны 9, компаратор 7, исполнительный механизм 8, при этом датчики температуры 3 установлены в радиаторе 1 и блоке цилиндров двигателя 2 и соединены с блоком измерения температуры, а датчик состава жидкости 4 размещен в радиаторе 1 и соединен с компаратором 7, который в свою очередь входом соединен с блоком измерения температуры, а выходом с электроклапанами 9 через исполнительный механизм 8. 2 ил.

Изобретение относится к автомобильной, автотракторной и другой технике и может быть использовано в других отраслях науки и техники для повышения надежности эксплуатации техники в холодное время года.

Актуальность разработки данного устройства обусловлена следующими основными факторами: резкими колебаниями температур, вызывающими необходимость контроля за фазовым состоянием охлаждающей жидкости, находящейся в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания; частым выходом техники из строя вследствие образования трещин в картере и радиаторе при резком понижении температуры окружающего воздуха с залитой охлаждающей жидкостью; необходимостью разработки автоматизированных устройств для контроля фазового состояния охлаждающей жидкости и ее слива без участия личного состава, занимающегося эксплуатацией техники.

Известно устройство системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащее радиатор, насос, термостат [1] Однако данное устройство имеет низкую степень надежности вследствие отсутствия автоматизированных систем для контроля за фазовым состоянием охлаждаемой жидкости и принятия решения для быстрого удаления ее из системы охлаждения, нет защиты от ошибочных действий личного состава при принятии решения на слив охлаждаемой жидкости вследствие резкого понижения температуры окружающего воздуха.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является устройство жидкостного охлаждения двигателя, содержащее радиатор, жидкостный насос, рубашку охлаждения двигателя, термостат, вентилятор [2] Однако данное устройство имеет низкую степень надежности (практически отсутствует информация за фазовым состоянием охлаждаемой жидкости и тем самым не могут быть приняты меры по сливу жидкости в случае понижения температуры ниже температуры, допускаемой работу системы на данном виде охлаждаемой жидкости); нет возможности автоматического слива жидкости и тем самым предотвращения размораживания головки блока цилиндров.

Целью изобретения является повышение надежности и расширения возможностей.

Указанная цель достигается тем, что устройство дополнительно содержит блок измерения температуры, датчик состава охлаждающей жидкости, электроклапаны, компаратор, исполнительный механизм, при этом датчики температуры установлены в радиаторе и блоке цилиндров двигателя и соединены с блоком измерения температуры, а датчик состава жидкости размещен в радиаторе и соединен с компаратором, который в свою очередь своим входом соединен с блоком измерения температуры, а выходом с электроклапанами через исполнительный механизм.

Таким образом повышение надежности достигается за счет введения в устройство блока измерения температуры; датчика состава охлаждающей жидкости, электроклапанов, компаратора и исполнительного механизма.

Введение данных элементов позволяет контролировать состав охлаждающей жидкости и тем самым знать температуру ее застывания для того, чтобы не допустить размораживания блока головки цилиндров. Состав жидкости легко определяется по плотности.

Наличие указанных элементов позволяет произвести слив охлаждающей жидкости и не допустить выхода из строя блока головки цилиндров двигателя.

Расширение возможностей устройства достигается за счет введения датчика состава охлаждающей жидкости; компаратора; исполнительного механизма.

Указанные элементы позволяют иметь информацию о составе охлаждающей жидкости и принимать своевременные меры по предотвращению выхода техники из строя.

На фиг. 1 и 2 приведена принципиальная схема устройства.

Устройство состоит из радиатора 1, двигателя 2, датчика и измерителя температуры 3, анализатора жидкости 4, генератора 5, измерителя характеристик датчика 6, компаратора 7, исполнительного механизма 8, электроклапанов 9.

Датчик состава охлаждающей жидкости устанавливается в радиаторе и соединяется с генератором и через него с компаратором. Датчик температуры размещен в радиаторе и блоке головки цилиндров и соединен с измерителем. Выход компаратора соединен с исполнительным механизмом, а тот в свою очередь с электроклапанами. Датчик состава охлаждающей жидкости представляет собой кварцевый резонатор.

Устройство работает следующим образом.

При помощи датчика состава охлаждающей жидкости определяется (предполагаемая) температура застывания. Это достигается путем предварительной калибровки установления уровня сигнала датчика, находящегося в охлаждающей жидкости и записи данного уровня в компаратор. Уровень сигнала датчика является функцией от состава охлаждающей жидкости и является экспериментально установленной зависимостью (фиг. 2). Данная информация заносится в компаратор и также заносится уровень сигнала датчика при температуре, выше на 2-3оС температуры застывания залитой охлаждающей жидкости.

В дальнейшем устройство работает следующим образом.

При достижении температуры на 2-3оС выше указанной температуры охлаждающей жидкости сигнал от измерителя температуры поступает на компаратор, который выдает сигнал на исполнительный механизм, открывающий электроклапаны. Жидкость через клапаны выливается из системы охлаждения, чем предотвращается размораживание блока головки цилиндра.

П р и м е р. Устройство было проверено на макете в лабораторных условиях. Для проверки брали в качестве датчика состава охлаждающей жидкости кварцевый резонатор с частотой собственных колебаний 51 кГц. Включали в схему вынужденных колебаний и калибровали. Для этого брали первоначально воду (как охлаждающую жидкость), затем марки 40 и 60. Производили измерение амплитуды колебаний резонатора и строили графическую зависимость (фиг. 2). В дальнейшем данный уровень сигналов, полученный при работе именно этого резонатора, был внесен в компаратор. Также уровень сигнала при температурах соответствующих температурам застывания указанных жидкостей был занесен в компаратор. В дальнейшем при соответствии уровня сигнала датчика состава жидкости и сигнала с датчика температуры происходило срабатывание компаратора и он выдавал сигнал на исполнительный механизм.

Изобретение позволяет быстро и достоверно без участия личного состава предотвратить размораживание системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания.

Формула изобретения

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащая последовательно соединенные рубашку охлаждения с подводящим и отводящим трубопроводами, термостат, радиатор и циркуляционный насос, два датчика температуры охлаждающей жидкости и два электроклапана, размещенные соответственно в радиаторе и блоке цилиндров, и исполнительный механизм, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, она снабжена блоком измерения температуры охлаждающей жидкости, датчиком состава охлаждающей жидкости и компаратором с входом и выходом, причем датчик состава охлаждающей жидкости соединен с компаратором, связанным входом с блоком измерения температуры, а выходом через испытательный механизм с электроклапанами.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к управлению конфигурацией воздушного потока охлаждающего вентилятора транспортного средства

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению и, в частности, к конструкции системы воздушного охлаждения

Изобретение относится к мототранспортным средствам с радиатором, предназначенным для охлаждения двигателя. Транспортное средство (10) включает верхний радиатор (40), расположенный над передним колесом и впереди двигателя (19), и нижний радиатор (50), расположенный за верхним радиатором (40) и между передним колесом и двигателем (19). Верхняя возвратная труба (98) предназначена для возврата охлаждающей воды в двигатель (19) и продолжается к задней стороне транспортного средства от верхнего, расположенного ниже по потоку бачка (43), и нижняя возвратная труба (103) продолжается к задней стороне транспортного средства от верхнего участка (101) нижнего, расположенного ниже по потоку бачка (53). Верхняя и нижняя возвратная труба сходятся на стороне водяного насоса выше по потоку и продолжаются вдоль двигателя. Достигается обеспечение угла наклона при увеличении размеров радиатора. 6 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение предназначено для применения на транспорте и относится к охлаждающим устройствам работающего оборудования дизельных локомотивов. Радиатор сотового типа для охлаждения масла и воды состоит из охлаждающих трубок круглого сечения с шестигранными основаниями, расположенными горизонтально по направлению движения тепловоза для обеспечения прохождения воздуха по трубке, при этом в охлаждающие трубки круглого сечения впаиваются турбулизирующие вставки, причем толщина пластины турбулизирующей вставки уменьшается от края трубки к ее центру. Форма боковых стенок корпуса радиатора изменена в форме волны таким образом, чтобы один радиатор по волне входил в другой, с возможностью добавления в габаритные параметры радиатора дополнительных трубок. Изобретение обеспечивает увеличение площади радиатора, омываемой воздухом, и улучшение габаритных показателей радиатора при сотовом расположении вставок. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.

Кожух // 2612977
Изобретение относится к кожуху для системы охлаждения двигателя механического транспортного средства. Кожух (1) содержит раму (2), имеющую основное отверстие (3), ограниченное основной стенкой (4), и по меньшей мере одно вторичное отверстие (5), ограниченное вторичным отверстием (6), для прохождения потока охлаждающего воздуха; установочную систему (7) для вентилятора, связанную с рамой (2), чтобы поддерживать вентилятор в основном отверстии (3); панель (10) для закрывания вторичного отверстия (5), соединенную с рамой (2) и выполненную с возможностью перемещения путем поворота между опущенным положением и поднятым положением, причем кожух содержит стержень (11), определяющий ось (R) поворота панели (10), проходящий через вторичное отверстие (5) и имеющий первый и второй концы (11а, 11b), соединенные соответственно с первой и второй секциями (6а, 6b) вторичной стенки (6), напротив друг друга, а также пару крючков (12а, 12b), выполненных в панели (10) для соединения со стержнем (11). Изобретение обеспечивает улучшение охлаждения транспортного средства. 7 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение может быть использовано в устройствах для теплообмена внутри транспортных средств с использованием контуров охлаждения двигателей внутреннего сгорания. Система (10) двигателя для транспортного средства содержит двигатель (12), турбонагнетатель (20), выполненный с возможностью сжатия всасываемого воздуха (30) перед тем, как всасываемый воздух принимается в двигателе (12). Система (10) двигателя содержит охладитель (40) наддувочного воздуха, функционально расположенный между турбонагнетателем (20) и двигателем (12), и систему (50) охлаждения. Система (50) охлаждения выполнена с возможностью работы в первом режиме для обеспечения первого контура охлаждения для охлаждения двигателя (12) и второго отдельного контура охлаждения для охлаждения воздуха, проходящего через охладитель (40) наддувочного воздуха. Система (50) охлаждения выполнена с возможностью переключения для работы в по меньшей мере втором режиме для обеспечения третьего контура охлаждения, в котором хладагент из двигателя (12) передается в охладитель (40) наддувочного воздуха для нагрева перед рециркуляцией обратно в двигатель (12) для нагрева двигателя. Технический результат заключается в уменьшении времени повышения температур хладагента и моторного масла двигателя. 23 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх