Цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания

 

Сущность изобретения: цилиндропоршневая группа (ЦПГ) содержит цилиндр 1, размещенный в нем поршень с верхним поршневым кольцом прямоугольного сечения. На внутренней боковой поверхности цилиндра 1 выше верхней плоскости верхнего поршневого кольца 4 выполнена кольцевая проточка 7, диаметр которой равен диаметру максимально изношенного цилиндра. Проточка 7 в сечении выполнена трапециевидной с большим основанием на рабочей поверхности цилиндра углами при этом основании нижним от 42 - до 2° и верхним 990 1°. При этом длина большего основания меньше толщины самого тонкого кольца ЦПГ. Такое выполнение позволить улучшить технологические и эскплуатационные свойства ЦПГ. 2 ил. 1 табл.

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить технологические и эксплуатационные свойства цилиндропоршневой группы (ЦПГ).

Известна конструкция ЦПГ двигателя внутреннего сгорания, выбранная в качестве прототипа, включающая цилиндр, имеющий рабочую поверхность с установленным в нем поршнем. В верхней канавке поршня расположено прямоугольное в сечении поршневое кольцо.

На внутренней боковой поверхности цилиндра выше точки пересечения верхней плоскости поршневого кольца (при расположении поршня в верхней мертвой точке) и рабочей поверхности цилиндра имеется проточка глубиной 1,5-2,5 мм. К недостатку можно отнести возможность попадания поршневых колец в проточку цилиндра (из-за их пружинения) при сборке при толщине проточки большей, чем самое узкое поршневое кольцо (при варианте установки поршня со стороны головки блока), что может привести к поломке либо кольца, либо поршня.

При достаточном износе в сопряжениях деталей цепочки: поршневое кольцо поршень палец шатун коленчатый вал цилиндр, верхнее поршневое кольцо своей рабочей контактной поверхностью входит в зону проточки цилиндра, что снижает компрессионные свойства ЦПГ из-за уменьшения длины рабочей поверхности контакта поршневого кольца со стенкой цилиндра, а также из-за уменьшения силы прижима кольца к стенке цилиндра в связи с появлением бокового паразитного давления газа на рабочей поверхности контакта поршневого кольца.

Кроме того, при толщине проточки цилиндра, соизмеримой с удлинением из-за износа указанной выше цепочки, возможны удары верхней плоскости верхнего поршневого кольца о верхнюю плоскость проточки цилиндра при максимально допустимых оборотах коленчатого вала из-за дополнительного удлинения цепочки деталей от инерционных сил, что может повредить поршневое кольцо.

Целью изобретения является улучшение технологических и эксплуатационных свойств ЦПГ.

Это достигается тем, что на внутренней боковой поверхности цилиндра выше верхней плоскости верхнего поршневого кольца при положении поршня в верхней мертвой точке выполнена кольцевая проточка трапециевидной формы, большее основание которой лежит на рабочей поверхности цилиндра, а максимальный диаметр равен диаметру максимально изношенного цилиндра, причем нижний и верхний углы при основании трапеции соответственно равны 42-2о; 90-1о, при этом размер большего основания трапеции меньше толщины самого тонкого поршневого кольца ЦПГ.

На фиг. 1 показана цилиндро-поршневая группа, общий вид; на фиг.2 аналитическая схема, поясняющая механизм снижения компрессионных свойств прототипа.

Цилиндро-поршневая группа включает цилиндр 1, имеющий рабочую поверхность 2, с установленным в нем поршнем 3. В верхней канавке поршня 3 расположено прямоугольное в сечении поршневое кольцо 4. На внутренней боковой поверхности цилиндра 1 выше точки 5 пересечения верхней плоскости 6 поршневого кольца 4 (при расположении поршня в верхней мертвой точке) и рабочей поверхности 2 цилиндра 1 имеется трапециевидная кольцевая проточка 7 глубиной К.

Угол наклона при основании трапеции определяется соотношением tg где К максимально допустимый износ рабочей поверхности 2 цилиндра 1 (в радиусном выражении); i суммарное дополнительное удлинение цепочки деталей: поршневое кольцо поршень палец шатун коленчатый вал цилиндр, вызванный максимально допустимым износом сопрягающихся поверхностей, влияющих на это удлинение, а также с учетом дополнительного удлинения в пределах упругости этой же цепочки деталей, вызванное инерционными силами, возникающими в них при номинальных оборотах коленчатого вала.

Геометрическое место расположения точек остановки "компрессионной" кромки 5 поршневого кольца 4 в процессе износа ЦПГ очень близко совпадает с линией нижней боковой стороны трапеции, что исключает возможность появления ступеньки на стенке цилиндра 1, ударов кольца 4 о верхнюю поверхность проточки 7, значительного выхода компрессионной кромки 5 в зону проточки 7 и как следствие снижения компрессии кольца 4.

Это дает возможность сохранять высокие компрессионные свойства ЦПГ, вплоть до капитального ремонта.

Размер меньшего основания трапеции в проточке определяется дополнительным удлинением указанной выше проточки деталей, вызванным максимально возможными оборотами коленчатого вала максимально изношенной ЦПГ.

Размер большего основания трапеции должен быть меньше толщины самого тонкого поршневого кольца, но не меньше, чем дополнительные удлинения указанной выше цепочки деталей новой ЦПГ при максимально возможных оборотах коленчатого вала, в противном случае возможны удары верхнего поршневого кольца о верхнюю поверхность проточки, даже при незначительном износе стенки цилиндра.

Исходя из допустимых зазоров и износов, имеющихся в литературных источниках (например, по двигателям ВАЗ: Шувалов Л.П. "Автомобили "Жигули" изд. ДОСААФ, 1974 г.) имеем следующие значения, сведенные в таблицу.

Суммарный максимальный износ может быть 0,285 мм, а минимальный суммарный износ 0,15 мм.

Удлинение цепочки деталей, вызванное инерционными силами в пределах упругости, в основном приходится на наиболее протяженную деталь шатун.

Расчетом деформации остальных деталей цепочки можно пренебречь, увеличив деформацию шатуна на 5-10% Примем расчетную длину шатуна 105 мм. По формуле найдем относительное удлинение шатуна при максимальных растягивающих напряжениях , считая, что они не превышают половины допустимых значений [ 110 кг/мм2 для хороших сталей.

Модуль упругости Е 2х104 кг/мм2.

Относительное удлинение при этом 2,7510-3 Абсолютное удлинение шатуна определяем по формуле l l 2,75 10-3 105 0,289 мм Учитывая, что номинальные и максимальные режимы работы двигателя внутреннего сгорания соотносятся примерно как 3 к 9,5 и учитывая десятипроцентную добавку можно принять lмакс 0,289 + 0,1 0,289 0,318 мм lмин= 0,318 0,1 мм Теоретический износ стенки цилиндра может быть
Кмакс 0,15 мм;
Кмин 0,04 мм
Практически износ доходит до 0,2 мм. Исходя из вышеизложенного определяем
tgмакс=
макс= arctg 39
мин= arctg arctg 7
Учитывая, что другие модели двигателей внутреннего сгорания могут иметь иные материалы деталей и режимы работы, принимаем
макс 42о;
мин 2о
Угол определяется из соотношения меньшего и большего основания трапеции, а также величинами i и К.

Например, при максимально изношенной ЦПГ имеем i0,285 мм.

Возможное удлинение цепочки деталей: поршень палец шатун коленвал цилиндр будет небольшим так как двигатель не может достигнуть очень высоких оборотов коленчатого вала из-за износа поршневых колец, поэтому можно принять l lмин0,1 мм. Возможное удлинение деталей новой ЦПГ может быть достаточно большим. Принимаем lнов lмакc 0,318 мм. Геометрическое построение трапеции из этих исходных данных дает угол 90о.

В случае применения иных материалов и режимов i может иметь значение до 0,15 мм и меньше, а lмакс может быть значительно больше. Геометрические построения показывают, что угол может иметь величину до 5о.

Исходя из вышеизложенного и учитывая разнообразие форм, размеров и материалов ЦПГ, а также различие режимов работы, принимается угол 90-1о.


Формула изобретения

ЦИЛИНДРОПОРШНЕВАЯ ГРУППА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащая цилиндр, размещенный в нем поршень с верхним поршневым кольцом прямоугольного сечения, на внутренней боковой поверхности цилиндра выше верхней плоскости верхнего поршневого кольца при положении поршня в верхней мертвой точке выполнена кольцевая проточка, диаметр которой равен диаметру максимально изношенного цилиндра, отличающаяся тем, что проточка в сечении выполнена трапециевидной с большим основанием на рабочей поверхности цилиндра и углами при этом основании: нижним от 42 до 2o и верхним от 90 до 1o, при этом длина большего основания меньше толщины самого тонкого кольца поршневой группы.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к уплотнениям поршней двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению

Изобретение относится к области машиностроения, в частности двигателестроения, а именно к поршневым уплотнениям для двигателей внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к двигателестроению и направлено на повышение эффективности эксплуатации поршневых машин за счет оперативной оценки остаточного ресурса поршневых колец и улучшения условий смазки пары трения поршневое кольцо - втулка цилиндра

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано для двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, к конструкции маслосъемного поршневого кольца Изобретение позволяет повысить долговечность и маслосъемную эффективного поршневого уплотнения Поршневое уплотнение вкмю11дст иасчосъемиые пластинчатые сегменты 1 и тат г пы альный расширитель, состоящий из гтчл -

Изобретение относится к машиностроению и ремонту машин, а именно к конструкциям головки дизельных двигателей с непосредственным впрыском топлива

Изобретение относится к цилиндрам двухтактных двигателей внутреннего сгорания с кривошипно-камерной продувкой

Изобретение относится к поршневым двигателям внутреннего сгорания (ДВС) жидкостного охлаждения

Изобретение относится к двигателестроению и направлено на повышение эффективности охлаждения головки блока цилиндров, преимущественно, форсированного двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания (ДВС), а именно к устройствам для уплотнения и виброизоляции масляного поддона ДВС

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для уплотнения коренных подшипников двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить эксплуатационные и технологические свойства цилиндропоршневой группы путем упрощения конструкции верхнего поршневого кольца и введением проточки на внутренней боковой поверхности цилиндра выше верхней мертвой точки верхней плоскости верхнего поршневого кольца, соединенной с рабочей поверхностью цилиндра фаской под углом = 48...88о

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано для увеличения срока службы двигателей внутреннего сгорания
Наверх