Протектор шины дорожного транспорта

 

Сущность: протектор шины снабжен повышающими его сцепляемость с дорогой элементами из фрикционного материала, которые закреплены на выступах протектора посредством расклинивающих элементов, размещенных в пазах выступов. 4 з. п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к дорожному транспорту и может быть использовано при конструировании и изготовлении протекторов шин дорожного транспорта.

Известен протектор шины дорожного транспорта, содержащий основание, выступы, выполненные заодно с основанием и образованные боковой поверхностью фасонной формы и ходовой повеpхностью, которая снабжена несущими нагрузку элементами, повышающими сцепляемость протектора с дорогой, канавки, отделяющие выступы друг от друга.

К недостаткам данной конструкции протектора относятся: слабая защита от износа протектора, так как сохраняется сцепляемость материала протектора с поверхностью дороги; сложность заделки несущих нагрузку элементов в протектор; низкая техника безопасности из-за возможности выворачивания несущих нагрузку элементов при движении транспорта; высокая стоимость шин; Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является протектор шины дорожного транспорта, содержащий основание, выступы, выполненные заодно с основанием и образованные боковой поверхностью фасонной формы и ходовой поверхностью, которая снабжена несущими нагрузку элементами, повышающими сцепляемость протектора с дорогой, канавки, отделяющие выступы друг от друга.

К недостаткам данной конструкции протектора относятся: износ протектора, так как сохраняется сцепляемость материала протектора с поверхностью дороги; сложность заделки несущих нагрузку элементов в протектор; трудоемкость изготовления несущих нагрузку элементов; низкая техника безопасности из-за возможности выворачивания несущих нагрузку элементов при движении транспорта; высокая стоимость шин.

Целью изобретения является повышение ресурса и технологичности изготовления.

Цель достигается тем, что наружная поверхность основания протектора выполнена рифленой, на ходовой поверхности выступа выполнены по крайней мере два открытых сквозных паза, часть боковой поверхности выступа выполнена несущей и контактирующей с внутренней поверхностью паза, выполненного на рифленой плоскости несущего нагрузку элемента из фрикционного материала, имеющего форму пластины с боковой поверхностью фасонной формы, закрепленной на выступе сочленением рифленых поверхностей основания и пластины, сочленением несущих боковых поверхностей выступа и паза пластины, а также по крайней мере двумя расклинивающими элементами, расположенными внутри пазов, выполненных на ходовой поверхности выступа. Причем выступ может быть двух вариантов исполнения, как с боковой наружной поверхностью круглой конической формы, имеющей наклон в виде ласточкина хвоста, равномерно разделенной прямолинейными пазами, перпендикулярными к ходовой поверхности, с криволинейными пазами на ходовой поверхности, так и с боковой наружной поверхностью, состоящей по крайней мере из четырех участков, два из которых прямолинейны и параллельны друг другу с боковыми наружными сторонами, имеющими наклон в виде ласточкина хвоста, с прямолинейными пазами на ходовой поверхности.

Кроме того, несущий нагрузку элемент может быть выполнен как с пазом, выполненным на рифленой плоскости, в виде глухого круглого отверстия с боковой внутренней поверхностью круглой конической формы, имеющей наклон в виде ласточкина хвоста, равномерно разделенной прямолинейными пазами, перпендикулярными к рифленой плоскости, причем на наружной боковой поверхности пластины выполнена прорезь, совпадающая с пазами, выполненными на ходовой поверхности выступа круглой формы, так и со сквозным пазом, выполненным на рифленой плоскости, имеющим две прямолинейные и параллельные друг другу внутренние поверхности, имеющие наклон в виде ласточкина хвоста.

Расклинивающий элемент может быть выполнен с боковыми поверхностями, как параллельными между собой, так и непараллельными, а наружная поверхность пластины несущего нагрузку элемента может быть как с противоскользящим рельефом, так и гладкой.

На фиг. 1 изображен протектор шины без несущих нагрузку элементов; на фиг.2 протектор шины с несущими нагрузку элементами; на фиг.3 сечение А-А на фиг.1; на фиг.4 сечение Б-Б на фиг.1; на фиг.5 сечение В-В на фиг.1; на фиг. 6 вид по стрелке Г на фиг.5; на фиг.7 сечение Д-Д на фиг.2; на фиг.8 сечение Е-Е на фиг.2; на фиг.9 сечение Ж-Ж на фиг.8; на фиг.10 расклинивающий элемент.

Протектор шины содержит основание 1, наружная поверхность которого выполнена с рельефом 2, выступы 3, выполненные заодно с основанием 1 и образованные боковой поверхностью 4 фасонной формы и ходовой поверхностью 5, на которой выполнены сквозные пазы 6. На выступах 3 с помощью расклинивающих элементов 7 закреплены несущие нагрузку элементы 8 из фрикционного материала, а выступы 3 отделены друг от друга канавками 9. Выступ 3 может быть двух вариантов исполнения, как с боковой наружной поверхностью 4 круглой формы, имеющей наклон в виде ласточкина хвоста, равномерно разделенной прямолинейными пазами 10, перпендикулярными к ходовой поверхности 5, с криволинейными сквозными пазами 6 на ходовой поверхности, так и с боковой наружной поверхностью 4, состоящей по крайней мере из четырех участков, два из которых прямолинейны и параллельны друг другу, с боковыми наружными сторонами 11, имеющими наклон в виде ласточкина хвоста, с прямолинейными пазами 6 на ходовой поверхности. Несущий нагрузку элемент 8 может быть двух вариантов исполнения, как с пазом 12, выполненным на рифленой плоскости 13, в виде глухого круглого отверстия с боковой внутренней поверхностью 14 круглой конической формы, имеющей наклон в виде ласточкина хвоста, равномерно разделенной прямолинейными пазами 15, перпендикулярными к рифленой плоскости 13, причем на наружной боковой поверхности 16 пластины выполнена прорезь 17, совпадающая с пазами 6, выполненными на ходовой поверхности 5 выступа 3 круглой формы, так и со сквозным пазом 18, выполненным на рифленой плоскости 19, имеющим две прямолинейные и параллельные друг другу внутренние поверхности 20, имеющие наклон в виде ласточкина хвоста. Расклинивающий элемент 7 может быть выполнен с боковыми поверхностями 21, как параллельными между собой, так и непараллельными 22. При этом боковые поверхности могут быть как прямолинейные, так и волнистые. Наружная поверхность 23 пластины несущего нагрузку элемента 8 может быть как с противоскользящим рельефом, так и гладкой.

Сборка протектора осуществляется в зависимости от варианта исполнения выступа 3 и несущего нагрузку элемента 8. В случае, если выступ 3 выполнен с боковой наружной поверхностью 4 круглой конической формы, имеющей наклон в виде ласточкина хвоста, то с ним сочленяется несущий нагрузку элемент 8 с пазом 12, выполненным на рифленой плоскости 13, в виде глухого круглого отверстия с боковой внутренней поверхностью 14 круглой конической формы, имеющей наклон в виде ласточкина хвоста. Для обеспечения сочленения выступа 3 и несущего нагрузку элемента 8 необходимо в прямолинейные пазы 10 выступа 3 ввести участки боковой внутренней поверхности 14 элемента 8, имеющие наклон в виде ласточкина хвоста, и повернуть элемент 8 на выступе 3 до совмещения прорези 17, выполненной на наружной боковой поверхности 16 элемента 8, с криволинейными пазами 6, выполненными на ходовой поверхности 5 выступа 3. После этого через прорезь 17 в пазы 6 вводятся расклинивающие элементы 7. При этом между контактирующими боковыми поверхностями выступа 3 и паза 12 элемента 8, имеющими наклон в виде ласточкина хвоста, возникает усилие, которое передается в зону контакта рифленой наружной поверхности основания 1 с рифленой плоскостью 13 несущего нагрузку элемента 8. Сочленение рельефа основания 1 с рельефом плоскости 13 исключает проворот элемента 8 относительно выступа 3.

Наличие в пазах 6 выступа 3 расклинивающих элементов 7 обеспечивает высокую жесткость выступа 3, обеспечивая при этом надежную фиксацию поверхности выступа 3 с поверхностью элемента 8, имеющих наклон в виде ласточкина хвоста, исключая одновременно возможность вертикального перемещения элемента 8 относительно выступа 3. Наличие волнистости на боковой поверхности 21 расклинивающего элемента 7 или непараллельности боковых поверхностей 22 обеспечивает затекание упругого материала боковых поверхностей паза 6 выступа 3 во впадины волнистой поверхности элемента 7 или создание клина при непараллельных боковых поверхностях 22 элемента 7. Это обеспечивает надежную фиксацию расклинивающих элементов 7 в пазах 6 выступа 3.

В случае, если выступ 3 выполнен с боковой наружной поверхностью 4, состоящей по крайней мере из четырех участков, два из которых прямолинейны и параллельны друг другу с боковыми наружными сторонами 11, имеющими наклон в виде ласточкина хвоста, то с таким выступом сочленяется несущий нагрузку элемент 8 со сквозным пазом 18, выполненным на рифленой плоскости 19, имеющим две прямолинейные и параллельные друг другу внутренние поверхности 20, имеющие наклон в виде ласточкина хвоста. Для обеспечения сочленения выступа 3 и несущего нагрузку элемента 8 необходимо совместить паз 18 элемента 8 с двумя участками боковой наружной поверхности 4 выступа 3, имеющими прямолинейные и параллельные друг другу боковые наружные стороны 11 с наклоном в виде ласточкина хвоста, после чего в прямолинейные пазы 6 выступа 3 вводятся расклинивающие элементы 7. Эффект от расклинивающих элементов 7 и рельефа основания 1 и рельефа плоскости 19 несущего нагрузку элемента 8 аналогичен описанному выше.

Наличие расклинивающих элементов 7 в пазах выступа 3 обеспечивает высокую жесткость выступа 3 в момент установки на нем несущего нагрузку элемента 8 и одновременно извлечение расклинивающего элемента 7 из паза 6 выступа 3 обеспечивает повышенную упругую податливость выступа 3 при разборке и сборке несущего нагрузку элемента 8 с выступом 3.

Достигаемый положительный эффект заключается в следующем: обеспечивается повышенный ресурс эксплуатации шины с протектором, выполненным в соответствии с предложенным изобретением, благодаря исключению контакта материала шины с дорожным покрытием, необходимой заменой изношенного несущего нагрузку элемента на новый, использованием для изготовления несущего нагрузку элемента материала с повышенной износостойкостью и прочностью; обеспечивается эффект противоскольжения благодаря исполнению соответствующего рельефа на наружной поверхности несущего нагрузку элемента; обеспечивается высокая техника безопасности при движении транспорта благодаря надежной фиксации несущего нагрузку элемента на выступе протектора; обеспечивается высокая технологичность и простота изготовления протектора благодаря легкости сборки выступа с несущим нагрузку элементом и простоте изготовления самого несущего нагрузку элемента.

Формула изобретения

1. ПРОТЕКТОР ШИНЫ ДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА, включающий основание, выступы, выполненные за одно с основанием и образованные боковой поверхностью фасонной формы и ходовой поверхностью, которая снабжена несущими нагрузку элементами, повышающими сцепляемость протектора с дорогой, канавки, отделяющие выступы друг от друга, отличающийся тем, что наружная поверхность основания протектора выполнена рифленой, на ходовой поверхности выступа выполнены по крайней мере два открытых сквозных паза, часть боковой поверхности выступа выполнена несущей и контактирующей с внутренней поверхностью паза, выполненного на рифленой плоскости несущего нагрузку элемента из фрикционного материала, имеющего форму пластины с боковой поверхностью фасонной формы, закрепленной на выступе сочленением рифленых поверхностей основания и пластины, сочленением несущих боковых поверхностей выступа и паза пластины, а также по крайней мере двумя расклинивающими элементами, расположенными внутри пазов, выполненных на ходовой поверхности выступа.

2. Протектор по п.1, отличающийся тем, что выступ выполнен с боковой поверхностью круглой конической формы, имеющей наклон в виде ласточкина хвоста, равномерно разделенной прямолинейными пазами, перпендикулярными ходовой поверхности, с криволинейными пазами на ходовой поверхности, или с боковой наружной поверхностью, состоящей по крайней мере из четырех участков, два из которых прямолинейны и параллельны друг другу, с боковыми наружными сторонами, имеющими наклон в виде ласточкина хвоста, с прямолинейными пазами на ходовой поверхности.

3. Протектор по п.1, отличающийся тем, что несущий нагрузку элемент выполнен с пазом, выполненным на рифленой плоскости, в виде глухого отверстия с боковой внутренней поверхностью круглой конической формы, имеющей наклон в виде ласточкина хвоста, равномерно разделенной прямолинейными пазами, перпендикулярными к рифленой плоскости, причем на наружной боковой поверхности пластины выполнена прорезь, совпадающая с пазами, выполненными на ходовой поверхности выступа круглой формы, или со сквозным пазом, выполненным на рифленой плоскости, имеющим две прямолинейные и параллельные одна другой внутренние поверхности, имеющие наклон в виде ласточкина хвоста.

4. Протектор по п.1, отличающийся тем, что расклинивающий элемент выполнен с боковыми поверхностями, параллельными между собой, или непараллельными, прямолинейными или волнистыми.

5. Протектор по п.1, отличающийся тем, что наружная поверхность пластины несущего нагрузку элемента выполнена с противоскользящим рельефом или гладкой.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к шинной промышленности , в частности к пневматическим шинам со съемным протектором

Изобретение относится к шинной промышленности

Изобретение относится к конструкции транспортных средств и может быть использовано для изготовления колес низкого давления для вездеходов

Изобретение относится к автомобильной промышленности

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для очень больших транспортных средств, имеющих диаметры шин свыше 3,05 м, таких, как карьерные самосвалы, использующих шины, со съемным протектором

Изобретение относится к конструкции транспортных средств и может быть использовано для изготовления колес низкого давления для вездеходов

Изобретение относится к конструкции протектора автомобильной шины. Протектор содержит множество ребер (9), ограниченных вырезами. Каждое ребро (9) имеет в основном форму параллелепипеда и имеет длину (L) и ширину (W), причем ширина (W) определена между первой боковой поверхностью (15а) ребра и второй боковой поверхностью (15b) ребра. Ширина (W) меньше длины (L). По меньшей мере, одно ребро (9) из множества ребер содержит, по меньшей мере, одну полость (17), размещенную внутри ребра, причем полость проходит в основном в длину (L) ребра. Протектор содержит прорезь (21), проходящую в основном по длине (L) ребра, причем прорезь выходит на первую боковую поверхность (15а) ребра и в полость (17), при этом образуя отверстие (23). Длина (Lo) отверстия, определенная в длине (L) ребра, соответствует, по меньшей мере, 80% длины (Lc) полости, определенной в длине (L) указанного ребра. Технический результат - улучшение сцепления протектора шины с дорожной поверхностью. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 8 ил.
Изобретение относится к автомобильной технике. Антипробуксовочная система состоит из лент, которые сделаны из прочной резины или морозостойкого полимера, армированных металлическим или пластиковым кордом. Верхняя и нижняя поверхности лент рифленые. В нижнюю часть лент вмонтированы металлические или пластиковые шипы. Одна из крайних частей лент выполняется с выемкой в виде буквы П. Достигается повышение проходимости транспортного средства при попадании на дорогу с гололедом или снежным накатом.

Изобретение относится к автомобильной промышленности. Способ включает построение компьютерной модели выбранной конструкции протектора, выбор целевых функций и ограничений на входные и выходные переменные, численное решение задачи оптимизации целевых функций путем поиска экстремального значения, определение оптимальных значений существенных параметров деталей протектора и материалов для его изготовления и проверку возможности достижения найденных в ходе решения задачи оптимизации значений параметров путем компьютерного моделирования технологических процессов изготовления деталей протектора и его сборки и расчета зависимостей «состав - свойства» резин. В качестве обязательной целевой функции на этапе оптимизации выбирают отсутствие схода протектора с поверхности шины в процессе движения при компьютерном моделировании движения шины с протектором в различных режимах. Съемный протектор имеет нижнюю поверхность криволинейной формы, аппроксимируемой тремя радиусами R1, R2, R3 кривизны, величина которых убывает от центра поперечного сечения протектора к периферии в соотношении 1:0,9:0,8. Технический результат – повышение надежности фиксации съемного протектора на беговой дорожке шины за счет оптимизации его конструкции для шин заданного типоразмера. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх