Рулежно-демпфирующее устройство шасси самолета

 

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к взлетно-посадочным устройствам летательных аппаратов. Целью изобретения является повышение надежности и упрощение конструкции. Рулежно-демпфирующее устройство шасси самолета содержит амортизационную стойку 1, зубчатое колесо 2, взаимодействующее с зубчатой рейкой 3, на концах которой закреплены поршни 4. Рейка 3 с поршнями 4 размещена в трубе 5, при этом на гладкой стороне зубчатой рейки 3 закреплены упоры 6, выполненные в виде ползунов с цилиндрической поверхностью, которые контактируют с внутренней поверхностью трубы 5. Труба установлена в амортизационной стойке 1. Внутренняя поверхность трубы 5 эксцентрична ее внешней поверхности, в зоне зацепления зубчатого колеса 2 с рейкой 3 в трубе выполнено окно. 2 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к взлетно-посадочным устройствам летательных аппаратов.

Известно рулежно-демпфирующее устройство шасси самолета, содержащее амортизационную стойку с гильзами, зубчатую рейку и зубчатое колесо, взаимодействующее с зубчатой рейкой и соединенное с колесами самолета.

Недостатками известного устройства являются сложность конструкции, обусловленная большим количеством деталей, а также невысокая надежность работы ввиду малой опорной базы упоров.

Технической задачей изобретения является повышение надежности работы и упрощение конструкции.

Решение задачи достигается тем, что рулежно-демпфирующее устройство шасси самолета содержит амортизационную стойку с гильзами, зубчатую рейку и зубчатое колесо, взаимодействующее с зубчатой рейкой и соединенное с колесами самолета, поршни, закрепленные на концах рейки и размещенные в гильзах амортизационной стойки с возможностью прямолинейно-возвратного движения, упоры для ограничения прогиба рейки и фиксаторы, причем гильзы выполнены в виде трубы с окном в зоне зацепления зубьев зубчатого колеса с зубчатой рейкой, упоры выполнены в виде ползунов, закрепленных на обратной стороне рейки и контактирующих с внутренней поверхностью трубы, при этом труба установлена в амортизационной стойке с возможностью поворота вокруг своей продольной оси и снабжена фиксатором, а внешняя цилиндрическая поверхность трубы выполнена эксцентричной к ее внутренней поверхности в месте крепления к амортизационной стойке.

На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, продольный разрез; на фиг. 2 сечение А-А на фиг. 1.

Устройство содержит амортизационную стойку 1, зубчатое колесо 2, взаимодействующее с зубчатой рейкой 3, на концах которой закреплены поршни 4. Рейка 3 с поршнями 4 размещена в трубе 5, при этом на стороне рейки 3, обратной стороне с зубьями, закреплены упоры 6, выполненные в виде ползунов с цилиндрической поверхностью, которые контактируют с внутренней поверхностью трубы 5. Труба установлена в амортизационной стойке 1, причем внутренняя поверхность трубы эксцентрична ее внешней поверхности в месте крепления к амортизационной стойке 1, а в зоне зацепления зубчатого колеса 2 с рейкой 3 в трубе 5 выполнено окно 7. На амортизационной стойке 1 закреплен фиксатор 8.

Рулежно-демпфирующее устройство шасси самолета работает следующим образом.

При подаче рабочей жидкости под давлением в надпоршневые полости трубы 5 происходят линейное перемещение рейки 3, вращение зубчатого колеса 2 и поворот соединенных с ним колес самолета. При возникновении автоколебаний колес усилия передаются через зубчатое колесо 2 на рейку 3 и рабочую жидкость на блок управления, чем достигается демпфирование колебаний колес самолета. Как при рулении, так и при демпфировании колебаний возникает сила, прижимающая рейку 3 через упоры-ползуны 6 к внутренней поверхности трубы 5. Благодаря тому, что упоры-ползуны 6 размещены по всей длине рейки 3, возможность перекоса рейки исключается. Кроме того, наличие у упоров 6 цилиндрической поверхности позволяет рейке 3 свободно поворачиваться вокруг продольной оси трубы 5 и самоустанавливаться по зубьям зубчатого колеса. Это обеспечивает выравнивание нагрузки по длине зуба, что повышает надежность работы.

Регулирование величины зазора в зубчатом зацеплении осуществляется путем поворота трубы 5 относительно амортизационной стойки 1, при этом благодаря эксцентриситету трубы 5 рейка 3 изменяет свое положение относительно зубчатого колеса 2. После регулирования величины зазора зубчатого зацепления труба 5 стопорится фиксатором 8.

Формула изобретения

РУЛЕЖНО-ДЕМПФИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ШАССИ САМОЛЕТА, содержащее амортизационную стойку с гильзами, зубчатую рейку и зубчатое колесо, взаимодействующее с зубчатой рейкой и соединенное с колесами самолета, поршни, закрепленные на концах рейки и размещенные в гильзах амортизационной стойки с возможностью прямолинейно-возвратного движения, упоры для ограничения прогиба рейки и фиксаторы, отличающееся тем, что гильзы выполнены в виде трубы с окном в зоне зацепления зубьев зубчатого колеса с зубчатой рейкой, упоры выполнены в виде ползунов, закрепленных на обратной стороне рейки и контактирующих с внутренней поверхностью трубы, при этом труба установлена в амортизационной стойке с возможностью поворота вокруг своей продольной оси и снабжена фиксатором, а внешняя цилиндрическая поверхность трубы выполнена эксцентричной к ее внутренней поверхности в месте крепления к амортизационной стойке.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к органам приземления летательных аппаратов

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к механизмам для управления поворотом передней опоры шасси самолета

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в конструкции шасси летательных аппаратов

Изобретение относится к авиации, в частности к оборудованию системы бортовых измерений

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в системе управления поворотом колес передней опоры шасси как устройство, исполняющее все ее гидромеханические функции управления и демпфирования колебаний

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к устройствам управляопор шасси летательных аппаратов

Изобретение относится к области авиации, а более конкретно - к взлетно-посадочным устройствам и предназначено для обеспечения взлета, посадки, передвижения и стоянки легких самолетов на земле Известна передняя опора шасси самолета (см

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к летательным аппаратам

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам управления рулежным устройством передней опоры шасси самолета

Изобретение относится к области самолетостроения, более конкретно к механизму поворота посадочного шасси летательного аппарата

Изобретение относится к авиации, в частности к взлетно-посадочным устройствам, и предназначено для управления движением самолета на взлете, посадке и рулении по аэродрому

Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к мотодельтапланам
Изобретение относится к области авиации, более конкретно к шасси летательного аппарата
Наверх