Муфта свободного хода

 

Изобретение может быть использовано для соединения валов и элементов механизмов для передачи крутящего момента в заданном направлении и разобщения валов при превышении скорости ведомого звена скорости ведущего звена. Сущность изобретения: между обоймой 1 и ступицей 2 расположена винтовая пружина 5. Пружина размещена в винтовой канавке в виде ходовой резьбы 6 на ступице. Профиль канавки и пружины трапецеидальный. Торец пружины упирается в бурт 7. При затяжке пружины осевым усилием ее первый виток заклинивается между ступицей и обоймой, обеспечивая передачу крутящего момента. Средний диаметр пружины равен среднему диаметру винтовой канавки. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения валов и элементов механизмов для передачи крутящего момента в заданном направлении и разобщения валов при превышении скорости ведомого звена скорости ведущего звена.

Известна муфта свободного хода, содержащая ведущий и ведомый элементы, в виде ступицы и охватывающей ее с радиальным зазором обоймы. В зазоре установлена винтовая пружина, направление навивки которой противоположно вращению ведущего звена, упирающаяся одним концом в бурт, выполненный на ступице.

Недостатком данной муфты является невысокая нагрузочная способность.

Для повышения нагрузочной способности в муфте свободного хода, содержащей ведущий и ведомый элементы, расположенные концентрично с радиальным зазором один относительно другого, установленную в зазоре винтовую пружину с упором одного ее конца в бурт на внутреннем элементе, на наружной поверхности которого выполнена ходовая резьба с трапецеидальным профилем, направление навивки и поперечное сечение витка винтовой пружины соответствует форме профиля винтовой канавки резьбы, средний диаметр резьбы равен среднему диаметру пружины, которая размещена в винтовой канавке с возможностью взаимодействия с наружным элементом.

На фиг.1 изображена муфта, продольный разрез; на фиг.2 исходное положение первого витка пружины; на фиг.3 заклиненное положение первого витка пружины.

Муфта содержит наружное звено в виде обоймы 1, установленной концентрично и с радиальным зазором по отношению к внутреннему звену в виде ступицы 2, которая связана в окружном направлении с валом 3, например, посредством натяга или шпонки. Ступица фиксируется в осевом направлении шлицевыми гайками 4. В зазоре между обоймой 1 и ступицей 2 концентрично им установлен упругий элемент в виде винтовой пружины 5. На наружной поверхности ступицы 2 выполнена ходовая резьба 6 с трапецеидальным профилем. Поперечное сечение витков пружины 5 и направление ее навивки соответствует форме профиля винтовой канавки резьбы 6. Пружина установлена в канавке резьбы с возможностью взаимодействия с внутренней поверхностью обоймы 1.

Ступица 2 выполнена с буртом 7 для упора в него конца пружины 5. В зоне торцового соединения ступицы и обоймы расположено лабиринтное уплотнение 8 для предотвращения вытекания смазки, подаваемой в радиальный зазор по каналу 9. Обойма и ступица могут быть выполнены разъемными. На обойме 1 может быть установлено зубчатое колесо 10 для передачи крутящего момента. Средний диаметр резьбы Dср равен среднему диаметру пружины 5. На торце пружины 5 выполнены гнезда 11 под монтажный инструмент.

Муфта работает следующим образом.

От зубчатого колеса 10, являющегося ведущим звеном, через обойму 1 и пружину 5 крутящий момент передается на ступицу 2. Для обеспечения этого режима работы необходимо предварительно произвести заклинивание первого витка пружины 5 по поверхности обоймы 1. При действии крутящего момента со стороны торцового ключа на пружину 5 обеспечивается выборка бокового и радиального зазоров в резьбе ступицы 2 (бокового полностью, радиального частично). Дальнейшая компенсация радиального зазора рад происходит во время опрокидывания витка (витков) при затяжке пружины 5. В процессе нагружения обоймы 1 (ведущего звена) моментом Т имеет место изгибающее действие обоймы 1 на виток пружины 5 (фиг.2). При этом виток под действием нагрузки Р занимает новое положение.

Радиальные перемещения витка при отсутствии зазора (после выборки его) вызывают деформацию поверхности обоймы 1. Величина этой деформации соответствует прессовой посадке. Эта посадка имеет место на 1/4 части наружной поверхности первого витка пружины 5. Сила, необходимая для заклинивания первого витка пружины, превышает расклинивающую силу, поэтому при вращении ступицы в режиме обгона достаточно легко происходит расклинивание витка.

Подача смазки производится перед началом работы через подводной канал 9 циклически (по аналогии с подшипниками скольжения) с целью поддержания жидкостного режима трения при свободном вращении обоймы 1 и ступицы 2.

Эффект заклинивания пружины 5 при вращении ведущего звена обоймы в направлении, обратном свивке его (или ступицы по направлению свивки), определяет работоспособность муфты. Результаты проведенных аналитических исследований показывают, что с увеличением момента на обойме 1 (соответственно силы Р на фиг.3) увеличивается величина перемещений (деформаций обоймы 1), т.е. увеличивается нагрузочная способность муфты. При этом заклинивание витка имеет место практически на одной четвертой части его наружной поверхности заклинивание происходит практически мгновенно. При частоте вращения ведущего звена n=1000 об/мин время срабатывания муфты средних размеров составляет сотые доли секунды.

Следствием практически мгновенного срабатывания муфты может являться резкое повышение температуры контактных деталей и снижение работоспособности передающих валов (кроме гибких валов).

При ведущем звене ступице 2 направление вращения совпадает с направлением навивки пружины 5. Длина поверхности контакта пружины с обоймой, а также величина зазора между наружной повеpхностью пружины и обоймой зависят от величины крутящего момента на ведущем звене.

Формула изобретения

МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА, содержащая ведущий и ведомый элементы, расположенные концентрично с радиальным зазором относительно друг друга, установленную в зазоре винтовую пружину с упором одного ее конца в бурт на внутреннем элементе, отличающаяся тем, что на наружной поверхности внутреннего элемента выполнена ходовая резьба с трапецеидальным профилем, направление навивки и поперечное сечение витка винтовой пружины соответствуют форме профиля винтовой канавки резьбы, средний диаметр резьбы равен среднему диаметру пружины, которая размещена в винтовой канавке с возможностью взаимодействия с наружным элементом.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено для передачи вращения в одном направлении

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для передачи вращательного движения в одном направлении с одновременной компенсацией смещений валов

Изобретение относится к разъединяющему изолятору

Изобретение относится к изолирующему разъединителю

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в генераторах двигателя внутреннего сгорания. Разъединитель генератора содержит вал (100) генератора, обгонную муфту (70), находящуюся в зацеплении с валом генератора, первую охватывающую пружину (40), находящуюся в разъемном зацеплении с обгонной муфтой, и вторую охватывающую пружину (50), находящуюся в разъемном зацеплении с обгонной муфтой. Вторая охватывающая пружина расположена параллельно первой охватывающей пружине, обе охватывающие пружины находятся во вложенном отношении друг к другу, располагаясь между витками другой, каждая из охватывающих пружин имеет концевой элемент (41, 51), выполненный с возможностью разъемного зацепления с торцевой крышкой (90), а торцевая крышка фиксированно соединена с внешним корпусом (10). Каждая из охватывающих пружин последовательно соединена с торсионной пружиной (20), при этом торсионная пружина находится в зацеплении с внешним корпусом, а внешний корпус находится в зацеплении с ротором (110) генератора. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изолирующий разъединитель содержит вал (12), шкив (1), находящийся во вращательном зацеплении с валом, спиральную пружину (2), расположенную между шкивом и держателем (5) пружины, который приспособлен для перемещения относительно вала и шкива, одностороннюю муфту (8), установленную на валу, первую торсионную пружину (30) и вторую торсионную пружину (31), расположенные между держателем пружины и односторонней муфтой. Первая торсионная пружина и вторая торсионная пружина находятся в разъемном фрикционном зацеплении с односторонней муфтой. Первая торсионная пружина и вторая торсионная пружина содержат смежные параллельные звенья и имеют одинаковый диаметр. Первая торсионная пружина и вторая торсионная пружина приспособлены для зацепления со шкивом. Первая торсионная пружина или вторая торсионная пружина выходят из фрикционного зацепления с односторонней муфтой при ее зацеплении со шкивом. Повышается надежность устройства. 2 н. 8 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к передачам с бесконечным гибким элементом. Разъединитель изолятора содержит шкив (5), пружину кручения (6), содержащую конец (61), зацепленный со шкивом, и нагружаемую в направлении разматывания, держатель (8) односторонней муфты и одностороннюю муфту (14). Муфта (16) расположена между валом (1) и держателем (8) односторонней муфты. Разъединитель также содержит витую пружину (7), зацепляемую с внутренней поверхностью (81) держателя (8) односторонней муфты. Витая пружина (7) соединена с пружиной кручения (6). Витая пружина (7) нагружается в направлении разматывания так, что с помощью трения способна фиксированно зацепляться с внутренней поверхностью (81) в направлении привода. Достигается снижение шума. 3 н. и 8 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к устройствам настройки генератора, а более конкретно к шкивам изолирующего разъединителя. Изолирующий разъединитель содержит вал, шкив, установленный на валу на втулке с низким коэффициентом трения, держатель пружины, торсионную пружину, соединенную между шкивом и держателем пружины, и пружинную обгонную одностороннюю муфту. Муфта расположена радиально внутри торсионной пружины и вокруг вала. Шкив является временно зацепляемым с концом пружинной обгонной односторонней муфты в направлении размотки. Временный контакт между концом витой пружинной односторонней муфты и шкивом будет временно уменьшать фрикционное зацепление муфты с валом. 3 н. и 4 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно - к механическим устройствам для передачи вращения. Фрикционный планетарный редуктор включает корпус, колеса и водило с дисками. Неподвижное центральное колесо удерживается от проворачивания за счет фрикционного взаимодействия с пружиной, навитой снаружи неподвижного центрального колеса, один из концов которой закреплен в корпусе. Вращение центрального подвижного колеса передается сателлитам, которые осями вставлены в пазы дисков водила и обкатываются по внутренней поверхности неподвижного центрального колеса с косым разрезом. Достигается повышение ресурса работы редуктора. 1 ил.

Изолирующая разъединительная муфта, содержащая ступицу для соединения с ведущим валом, шкив, пружину, пружину односторонней муфты, а также инерционный элемент, сцепленный со ступицей через демпфирующий элемент. Шкив соединен соосно со ступицей и имеет поверхность зацепления для ремня. Пружина зацеплена между ступицей и держателем пружины и радиально расширяется в направлении нагрузки. При этом пружина односторонней муфты сцепления выполнена с возможностью сцепления со ступицей, посредством чего фрикционное сцепление пружины односторонней муфты сцепления со шкивом может быть постепенно высвобождено в направлении разгрузки. Достигается повышение надежности. 3 н. и 13 з.п. ф-лы, 9 ил.
Наверх