Способ получения дизельного топлива из сернистых нефтей

 

Использование: нефтехимия. Сущность изобретения: сернистую нефть перегоняют на фракции. Смесь прямогонной фракции 160 400°С и фракции легкого газойля каталитического крекинга 170 340°С при содержании последней 5,0 40,0 мас. подвергают гидроочистке. Смесь фракции каталитического крекинга 340 360 и 280 300°С при содержании последней 70,0 98,0 мас. подвергают селективной очистке с получением рафината. Целевой продукт дизельное топливо получают компаундированием продукта гидроочистки, рафината селективной очистки и прямогонной фракции 160 400°С при следующем соотношении компонентов, мас. продукт гидроочистки 50,0 67,0: рафинат селективной очистки 3,0 23,0: прямогонная фракция остальное. 4 табл.

Изобретение относится к способам получения дизельного топлива и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности с целью получения дизельного топлива для быстроходных дизелей.

Известен способ получения дизельного топлива путем прямой перегонки нефти на фракции с последующим компаундированием прямогонных утяжеленных дистиллятов с гидроочищенным компонентом стандартного дизельного топлива, а также фракций выше 300оС процесса "Парекс" [1] Недостатком данного способа является необходимость использования узких фракций (300-360оС) блока подготовки сырья процесса "Парекс", что приводит к снижению отборов дизельного топлива, а также к усложнению технологии его получения.

Известен также способ получения дизельного топлива из малосернистых нефтей путем компаундирования прямогонных утяжеленных фракций: тяжелых дистиллятов нижнего стрипинга К-3/3 установок АТ, атмосферных газойлей, первого вакуумного погона, фракций выше 300оС установок процесса "Парекс" [2] Недостатком данного способа является значительная ограниченность сырьевой базы способа получения дизельного топлива, использование узких фракций, что также приводит к снижению выхода дизельного топлива.

Наиболее близким к заявляемому является способ получения дизельного топлива путем перегонки нефти на легкие и тяжелые фракции, гидрокаталитической обработкой их при давлении 4-8 МПа, объемной скорости подачи сырья 0,5-4,0 ч-1 и циркуляции водородсодержащего газа к сырью 200-500 нм33с на специальном катализаторе. Гидроочищенная тяжелая фракция подвергается каталитическому крекингу системы FCC, с последующим выделением фракции каталитического крекинга 200-300оС и компаундированием ее с прямогонной аналогичной фракцией. Выход дизельного топлива по данному способу составляет 24 мас. Недостатком данного способа является необходимость подвергать гидроочистке не только легкие, но и тяжелые дистилляты на специальном катализаторе, отличающемся тем, что он содержит матрицу на основе окиси алюминия, никеля и молибдена, цеолит типа У с внутрикристаллическим модулем 15-90, который покрыт слоем смеси окиси алюминия и никеля. Недостатком данного способа является также низкий выход дизельного топлива.

Цель изобретения является повышение эффективности процесса получения дизельного топлива за счет упрощения технологии процесса, увеличения выхода дизельного топлива и его цетанового числа.

Поставленная цель достигается тем, что при перегонки нефти выделяют фракции 160-400оС на установке АТ и на установке АВТ фракцию 280-500оС. Гидроочистке подвергают смесь прямогонных фракций 160-400оС и фракции каталитического крекинга 170-340оС при содержании последней 5-40 мас. с образование продукта гидроочистки. Смесь фракций каталитического крекинга 340-360оС и 280-500оС при содержании последней 70-98% подвергают селективной очистке фурфуролом с получением рафината. Целевое дизельное топливо получают компаундированием продукта гидроочистки, рафината селективной очистки с прямогонной фракцией 160-400оС при следующем соотношении компонентов, мас.

Продукт гидро- очистки 50,0-67,0 Рафинат селек- тивной очистки 3,0-23,0 Прямогонная фракция 160-400оС до 100 Сущность способа заключается в том, что высокосмолистые соединения, би- и трициклические ароматические углеводороды, а также азотистые соединения и серосодержащие концентрируются в концевых фракциях легкого газойля каталитического крекинга (см. табл. 1) и при гидроочистке являются основными компонентами, которые способствуют дезактивации катализатора гидроочистки. Кроме того, именно эта часть легкого газойля каталитического крекинга оказывает основное влияние на снижение цетанового числа дизельного топлива, так как ароматические углеводороды продуктов каталитического крекинга имеют короткие цепи и характеризуются низким цетановым числом (табл. 1). В связи с этим выделение фракции 340-360оС из легкого газойля каталитического крекинга приводит не только к увеличению срока службы катализатора процесса гидроочистки, но и к улучшению пусковых свойств дизельного топлива, определяемых цетановым числом. Кроме того, наличие во фракции 340-360оС высокого содержания би- и трициклических ароматических углеводородов (19,3%) позволяет при селективной очистке фурфуролом получать дополнительное количество ароматических концентратов. Повышение четкости ректификации продуктов каталитического крекинга приводит к снижению наложения фракций и получению более качественного тяжелого газойля каталитического крекинга для процесса селективной очистки фурфуролом.

Таким образом, предлагаемый способ позволяет существенно повысить эффективность процесса гидроочистки и селективной очистки, а также улучшить выход и цетановое число дизельного топлива. В отличие от прототипа гидроочистке подвергают смесь фракций прямогонных (160-400оС) и каталитического крекинга (170-340оС) в определенном соотношении. Тяжелую фракцию кат.крекинга подвергают селективной очистке, а получающийся при этом рафинат, характеризующийся низким содержанием серы и ароматических углеводородов, используют в качестве компонента дизельного топлива.

П р и м е р 1 (прототип). Нефть подвергают перегонке на средний дистиллят, фракцию 200-360оС и более высококипящую фракцию. Далее фракцию 200-360оС подвергают гидроочистке при давлении 4 МПа, циркуляции водородсодержащего газа 210 нм33с и объемной скорости подачи сырья 2 ч-1 на катализатора специальной обработке, содержащем, мас. Окись никеля в цеолите 3,6 Окись алюминия в цеолите 16,4 Цеолит типа У 25,0 Окись никеля в матрице 4,5 Окись молибдена в матрице 16,6 Тяжелые дистилляты подвергали гидроочистке при 5-8 МПа объемной скорости подачи сырья 0,5-3,0 ч-1 и циркуляции водородсодержащего газа 300-500 нм33с. Далее гидроочищенный тяжелый дистиллят подвергали каталитическому крекингу системы FCC. Из катализата выделяют фракцию 200-360оС и смешивают ее с гидроочищенным легким дистиллятом в соотношении 1750 и 150 кг/ч. Выход готового дизельного топлива составляет 24 мас.

П р и м е р 2. Нефть подвергают перегонке с получением прямогонной фракции 160-400 и 280-500оС. Фракцию 280-500оС подвергают каталитическому крекингу при давлении 0,15 МПа, температуре 490оС, кратности циркуляции катализатора 10 нм33. Полученный катализат подвергают фракционированию с выделением фракции 170-340оС, промежуточной 340-360оС и тяжелого газойля каталитического крекинга 280-500оС.

Смесь фракций прямогонной 160-400оС и каталитического крекинга 170-340оС в соотношении 95:5% подвергают гидроочистке при температуре 390оС, давлении 4 МПа, объемной скорости подачи сырья 4 ч-1 и циркуляции водородсодержащего газа 500 нм33 сырья. Смесь фракций каталитического крекинга 340-360 и 280-500оС, взятых в соотношении 2:98, подвергали селективной очистке фурфуролом. Расход сырья 34 т/ч, растворителя 34 т/ч, температура низа колонны 50оС и верха 60оС. Полученный рафинат содержит серы 0,31% Гидроочищенный дистиллят, фракцию 160-400оС, полученный рафинат, фр. 280-500оС и прямогонную фр. 160-400оС направляют на смешение в массовом соотношении 50: 3: 47. Выхода топлива за счет применения прямогонной фракции с концом кипения 400оС увеличивается на 2,1% Срок службы катализатора до регенерации при глубине гидрирования сернистых соединений не менее 90% увеличился с 12 до 16 мес. Цетановое число дизельного топлива в результате применения в нем рафината и более тяжелых фракций прямогонных компонентом возросло на 2 пункта (табл. 3).

П р и м е р 3. Нефть подвергают перегонке с выделением фракций по примеру 1. Широкую вакуумную фракцию 280-500оС подвергают каталитическому крекингу по примеру 1.

Фракцию прямой перегонки 160-400оС совместно с газойлем каталитического крекинга фр. 180-340оС в соотношении 60:40 направляют на гидроочистку в присутствии катализатора ГО-117 в условиях, аналогичных примеру 1. Фракции газойлей каталитического крекинга 340-360 и 280-500оС в соотношении 30:70 подвергают селективной очистке фурфуролом в условиях, аналогичных примеру 1. Полученный рафинат имеет содержание серы 0,23 мас. Гидроочищенный дистиллят рафинат и прямогонную фракцию 160-400оС направляют на смешение в соотношении 67: 23:10. Выход топлива за счет вовлечения рафината возрастает на 1,5% Срок службы катализаторов до регенерации увеличился с 12 до 24 мес. Цетановое число в результате вовлечения в топливо 23% рафината, характеризующегося высоким содержанием парафиновых углеводородов, возрастает с 47 до 52.

П р и м е р 4. Нефть подвергают перегонке с выделением фракций по примеру 1. Широкую вакуумную фракцию подвергают каталитическому крекингу. Смесь фракций каталитического крекинга 340-360 и 280-500оС в соотношении 16:84 направляют на селективную очистку в условиях примера 1. Смесь фракций 160-400оС прямой перегонки и 170-340оС каталитического крекинга направляют на установку гидроочистки в массовом соотношении 75:25 в условиях примера 1. Гидрогенизат, рафинат и прямогонную фракцию 160-400оС смешивают в соотношении 50: 13: 37. Рафинат имеет содержание серы 0,2 мас. Выход дизельного топлива по данному варианту его производства составит 36,3% цетановое число равно 50 ед.

Из приведенных в примерах данных видно, что по заявленной технологии выход дизельного топлива на нефть увеличивается до 32,6% Цетановое число дизельного топлива возрастает с 50 до 52 ед. При увеличении в сырье гидроочистки фракции 160-400оС выше 96% снижается глубина гидроочистки с 95 до 95% Содержание в топливе серы возрастает с 0,22 до 0,25% При увеличении в сырье гидроочистки фракции 180-340оС выше 40% также снижается глубина очистки сырья и период работы катализатора до регенерации. При снижении в сырье селективной очистки концентрации фракции 340-360оС ниже 2% снижается выход рафината и дизельного топлива. При снижении в сырье селективной очистки фракции 280-500оС ниже 70% и увеличении фракции 340-360оС выше 30% снижается как качество рафината, так и экстракта. При увеличении в дизельном топливе фракции 160-400оС выше 47% возрастает в дизельном топливе содержание серы. При увеличении содержания в топливе рафината выше 23% возрастает температура выкипаемости 50% топлива выше нормы ТУ (291 вместо не менее 290оС). При снижении в топливе рафината менее 3% цетановое число снижается до 47 ед.

В табл. 2 представлены данные по компонентному составу топлива, в табл. 3 качество компонентов, а в табл. 4 показатели качества топлива.

Формула изобретения

СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА ИЗ СЕРНИСТЫХ НЕФТЕЙ путем перегонки нефти на фракции с использованием процесса гидроочистки и каталитического крекинга, отличающийся тем, что при перегонке получают прямогонную фракцию 160-400oС, гидроочистке подвергают смесь прямогонной фракции 160-400oС и фракции легкого газойля каталитического крекинга 170-340oС при содержании последней 5-40 мас. с образованием продукта гидроочистки, смесь фракций каталитического крекинга 340-360oС и 280-300oС при содержании последней мас. 70-98 подвергают селективной очистке с получением рафината и целевой продукт получают компаундированием продукта гидроочистки, рафината селективной очистки и прямогонной фракции 160-400oС при следующем соотношении компонентов, мас.

Продукт гидроочистки 50-67
Рафинат селективной очистки 3-23
Прямогонная фракция 160-400oС Остальное



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к способам получения дизельных топлив из продуктов прямой перегонки нефти и вторичного происхождения

Изобретение относится к жидким углеводородным топливам и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к способам переработки газовых конденсатов и может быть использовано в нефте- и газоперерабатывающей промышленности
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к способу получения моторных топлив
Изобретение относится к области нефтепереработки, в частности к способу переработки нефтяного сырья с получением дизельных топлив, отвечающих современным требованиям уровня качества (Евро-4 и Евро-5)

Изобретение относится к получению моторных топлив и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности для получения высокооктановых низкосернистых бензинов

Изобретение относится к технической области крекинга углеводородного сырья
Наверх