Цифровая система стабилизации скорости

 

Изобретение относится к системам автоматического регулирования и может быть использовано в прецизионных системах стабилизации скорости вращения электродвигателей. Целью изобретения является повышение точности стабилизации скорости электродвигателя. В цифровую систему стабилизации скорости введены датчик нулевого положения, счетчик импульсов, задатчик режима, цифровой фильтр, регистр сдвига, формирователь сигнала сдвига и запоминающее устройство, вход данных которого соединен через цифровой фильтр с выходом формирователя ошибки по углу, адресный вход соединен с выходом счетчика импульсов, вход управления соединен с выходом задатчика режима, первый вход которого соединен с выходом формирователя ошибки по скорости, а второй с выходом датчика нулевого положения. Выход запоминающего устройства соединен с первым входом регистра сдвига, выход которого соединен с третьим входом сумматора, а второй вход регистра сдвига соединен через формирователь сигнала сдвига с выходом задатчика скорости, при этом первый и второй входы счетчика импульсов подключены соответственно к выходам импульсного датчика и датчика нулевого положения. 3 ил.

Изобретение относится к системам автоматического регулирования и может быть использовано в прецизионных системах стабилизации скорости вращения электродвигателей.

Известно устройство для стабилизации скорости электродвигателя, содержащее задатчик скорости, частотно-фазовый дискриминатор, импульсный датчик скорости, электронный ключ, электродвигатель[1] В этом устройстве сигнал управления электродвигателем зависит как от разности частот задатчика скорости и импульсного датчика, так и от фазового рассогласования этих сигналов. Недостатком данного устройства является малая стабильность мгновенной скорости при наличии внешних возмущающих моментов, а также ограниченный диапазон стабилизируемых скоростей, что связано с ограничением частоты переключения электронного ключа.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является устройство стабилизации скорости вращения электродвигателя содержащее задатчик скорости, подключенный через формирователь задающих импульсов к первому входу формирователя ошибки по углу, второй вход которого соединен с выходом импульсного датчика скорости, формирователь ошибки по скорости, первый вход которого соединен с выходом задатчика скорости, а второй с выходом импульсного датчика скорости, сумматор, входы которого подключены к выходам формирователей ошибок по углу и по скорости, цифроаналоговый преобразователь, связанный с выходом сумматора, усилитель мощности и электродвигатель, вал которого соединен с валом импульсного датчика. Таким образом имеется два канала формирования ошибки по углу и по скорости [2] Недостатком этого устройства является наличие ошибки по углу, связанной с воздействием возмущающих моментов. Наличие этой ошибки ведет к нестабильности мгновенной скорости вращения. Уменьшение ошибки по углу может быть обеспечено путем увеличения коэффициента усиления системы. Однако это не всегда возможно из-за ограниченной жесткости механического соединения вал исполнительного двигателя нагрузка.

Целью изобретения является повышение точности стабилизации скорости электродвигателя.

Поставленная цель достигается тем, что в цифровую систему стабилизации скорости введены датчик нулевого положения, связанный с валом электродвигателя, задатчик режима, первый вход которого соединен с выходом формирователя ошибки по скорости, а второй вход соединен с выходом датчика нулевого положения, цифровой фильтр, вход которого соединен с выходом формирователя ошибки по углу, счетчик импульсов, первый вход которого соединен с выходом импульсного датчика, а второй вход подключен к выходу датчика нулевого положения, запоминающее устройство, вход данных которого соединен с выходом цифрового фильтра, вход управления подключен к выходу задатчика режима, а адресный вход соединен с выходом счетчика импульсов, формирователь сигнала сдвига, вход которого соединен с выходом задатчика скорости, регистр сдвига, первый вход которого соединен с выходом запоминающего устройства, а второй вход подключен к выходу формирователя сигнала сдвига, при этом выход регистра сдвига соединен с третьим входом сумматора.

На фиг. 1 представлена функциональная схема цифровой системы стабилизации скорости; на фиг. 2 приведены диаграммы работы системы, где на диаграмме 2а показана угловая ошибка системы, на диаграмме 2б показана последовательность сигналов с импульсного датчика, на диаграмме 2в показаны сигналы с датчика нулевого положения, на диаграмме 2г показан сигнал на выходе ЗУ.

На фиг. 3 представлена блок-схема алгоритма работы цифрового фильтра.

Цифровая система стабилизации скорости содержит задатчик скорости 1, подключенный через формирователь задающих импульсов 2 к первому входу формирователя ошибки по углу 3, второй вход которого соединен с выходом импульсного датчика 4, формирователь ошибки по скорости 5, первый вход которого соединен с выходом задатчика скорости 1, а второй с выходом импульсного датчика 4, сумматор 6, два входа которого подключены к формирователям ошибки по углу 3 и по скорости 5, а третий вход подключен к выходу регистра сдвига 7, первый вход которого соединен с выходом запоминающего устройства (ЗУ) 8, а второй вход через формирователь сигнала сдвига 9 подключен к выходу задатчика скорости 1, при этом вход управления ЗУ 8 соединен с выходом задатчика режима 10, первый вход которого соединен с выходом формирователя ошибки по скорости 6, а второй вход задатчика режима 10 соединен с выходом датчика нулевого положения 12, адресный вход ЗУ 8 соединен с выходом счетчика импульсов 11, первый вход которого соединен с выходом импульсного датчика 4, а второй вход соединен с выходом датчика нулевого положения 12, вход данных ЗУ 8 соединен через цифровой фильтр 13 с выходом формирователя ошибки по углу 3, последовательно соединенные цифроаналоговый преобразователь (ЦАП) 14, подключенный к выходу сумматора 6, усилитель мощности (УМ) 15 и электродвигатель 16, вал которого связан с импульсным датчиком 4 и датчиком положения 12.

Устройство работает следующим образом.

На выходе задатчика скорости 1 устанавливается цифровой код заданной скорости. Формирователь задающих импульсов 2 вырабатывает последовательность импульсов с частотой, пропорциональной величине заданной скорости. Формирователь ошибки по углу 3 измеряет фазовый сдвиг между задающими импульсами и импульсами с импульсного датчика 4. Формирователь ошибки по скорости 5 измеряет разность между заданным и измеренным периодами следования импульсов. Таким образом в каждом периоде импульсов импульсного датчика 4 формируется цифровое значение ошибки по углу и скорости. Задатчик режима 10 управляет работой ЗУ 8.

После включения системы в задатчике режима 10 осуществляется сравнение текущего значения ошибки по скорости, которое выдает формирователь 5, с заданным значением ошибки, при котором система переходит в режим стабилизации скорости. После того как текущее значение ошибки по скорости становится меньше этого значения происходит запись сигнала угловой ошибки на одном обороте в ЗУ 8, при этом используется сигнал с датчика нулевого положения 12.

Ошибка по углу, которая возникает от воздействия низкочастотной составляющей возмущающего момента, действующего на ротор электродвигателя, носит регулярный характер (повторяется на каждом обороте).

Случайная составляющая ошибки от воздействия возмущающего момента имеет высокочастотный характер и фильтруется цифровым фильтром 13 перед записью ошибки в ЗУ 8. С приходом каждого импульса с импульсного датчика 4 (диаграмма 2б) на выходе счетчика импульсов 11 формируется адрес ячейки, в которую записывается цифровое значение угловой ошибки. На последующих оборотах задатчик режима 10 переключает ЗУ 7 на чтение записанной угловой ошибки, причем адрес ячейки памяти в режиме считывания формируется аналогично (диаграмма 2г).

Импульсы с датчика нулевого положения 12, которые поступают один раз за оборот вала электродвигателя (диаграмма 2,в), служат для обнуления счетчика импульсов 11, при этом устанавливается начальный адрес ячейки ЗУ 8. Кроме того, сигнал с датчика нулевого положения 12 используется для управления задатчиком режима 10.

Таким образом после записи сигнала на первом обороте происходит только считывание информации на ЗУ 8. Компенсирующий сигнал с выхода ЗУ 8 (диаграмма 2, г) поступает на вход регистра сдвига, в котором происходит временная задержка компенсирующего сигнала, необходимая, чтобы учесть фазовый сдвиг, который имеет моментная составляющая ошибки при увеличении скорости вращения и, следовательно, частоты возмущающих воздействий. Величина задержки регулируется формирователем сигнала сдвига 9, в котором происходит вычитание значения заданной скорости, при котором происходила запись сигнала угловой ошибки в ЗУ 8, и текущего значения заданной скорости. При этом величина полученной разности определяет временную задержку (фазовый сдвиг) компенсирующего сигнала в регистре сдвига 7. Далее сигнал с выхода регистра сдвига 7 складывается в сумматоре 6 с сигналами ошибок по углу и скорости. Суммарный сигнал преобразуется цифроаналоговым преобразователем 14 и через УМ 15 управляет электродвигателем 16. При этом происходит компенсация воздействия регулярного возмущающего момента в течение каждого последующего оборота ротора электродвигателя.

Задатчик скорости 1 реализован в виде переключателей со схемой формирования стандартных цифровых сигналов.

Формирователь задающих импульсов 2 представляет собой преобразователь код-частота.

Алгоритм работы цифрового фильтра 13 представлен на блок-схеме фиг. 3. В процедуре 17 осуществляется ввод и накапливание текущих значений ошибок в массиве по номерам n (перед началом работы цифрового фильтра значение n устанавливается равным шестнадцати). В операторах 18 и 19 происходит уменьшение значения n на единицу и сравнение полученного значения с нулем. Если значение n не равно нулю, то это означает, что массив текущих значений ошибок не заполнен. Происходят выход из программного блока и ожидание, пока не возникает необходимость ввода следующего значения текущей ошибки, при этом опять процедура 17 и операторы 18, 19. Если значение n равно нулю, массив текущих значений ошибок заполнен и в процедуре 20 происходит определение средней ошибки по углу путем нахождения среднего арифметического из шестнадцати, записанных в массиве, текущих значений ошибки. Далее в процедуре 21 определяется разность между полученным средним значением и средним значением ошибки, вычисленным для предыдущих шестнадцати значений текущей ошибки. Полученное значение делится на шестнадцать, тем самым вычисляется приращение ошибки по углу. Оператором 22 устанавливается значение n равным шестнадцати. В процедуре 23 происходит суммирование n-ого значения ошибки с приращением. В процедуре 24 осуществляется запись компенсирующего сигнала в ЗУ 3. В операторах 25 и 26 происходит уменьшение значения n на единицу и сравнение с нулем. Если n не равно, то осуществляется переход на процедуру 23, иначе оператором 27 переменной n присваивается значение, равное шестнадцати, и осуществляется выход из программного блока цифрового фильтра.

Импульсный датчик 4 и датчик нулевого положения 12 фотоэлектрического типа вырабатывают z импульсов при повороте вала датчика на один оборот. При этом для датчика нулевого положения z=1. Датчики 4 и 12 могут быть индукционного типа.

Экспериментальные исследования макета системы показали, что в предлагаемой цифровой системе стабилизации скорости систематическая ошибка стабилизации скорости, вызванная регулярной составляющей возмущающего момента, уменьшается не менее чем в 5 раз. Тем самым повышается точность стабилизации скорости электродвигателя без повышения коэффициента усиления системы.

Формула изобретения

ЦИФРОВАЯ СИСТЕМА СТАБИЛИЗАЦИИ СКОРОСТИ, содержащая последовательно соединенные задатчик скорости, формирователь задающих импульсов, формирователь ошибки по углу, сумматор, цифроаналоговый преобразователь, усилитель мощности и электродвигатель с импульсным датчиком на валу и формирователь ошибки по скорости, включенный между выходом задатчика скорости и вторым входом сумматора, причем выход импульсного датчика подключен к вторым входам формирователей ошибки по углу и по скорости, отличающаяся тем, что между выходом формирователя ошибки по углу и третьим входом сумматора включены последовательно соединенные цифровой фильтр, запоминающее устройство и регистр сдвига, между выходом задатчика скорости и вторым входом регистра сдвига включен формирователь сигнала сдвига, между адресным входом запоминающего устройства, и выходом импульсного датчика включен счетчик импульсов, между входом управления запоминающего устройства и выходом формирователя ошибки по скорости включен задатчик режима, а вторые входы задатчика режима и счетчика импульсов подсоединены к выходу датчика нулевого положения, связанного с валом электродвигателя.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к регуляторам скорости, в которых в процессе работы необходимо поддерживать минимальный уровень натяжения в транспортируемом материале

Изобретение относится к автоматическому управлению и может быть использовано в системах стабилизации скорости электропривода алфавитно-цифровых печатающих устройств, в которых предусмотрена возможность отключения от привода динамической нагрузки

Изобретение относится к регуляторам скорости, например, транспортирования пленки в проявочных машинах, используемым в полиграфическом производстве, Цель изобретения - повышение точности регулирования скорости и упрощение конструкции

Изобретение относится к гидротурбостроёнию, может быть использовано в микрогидроэлектростанциях, а также электрических ветроагрегатах различной мощности

Изобретение относится к ядерной технике и может быть использовано в электроприводах, преимущественно для управления вертикальным перемещением регулирующего органа ядерного реактора в режимах регулирования мощности, компенсации избыточной реактивности и быстрой остановки ядерного реактора при возникновении аварийной ситуации

Изобретение относится к регуляторам скорости вращения объектов и может быть использовано в приборах автоматического управления, телемеханике, в приборах записи и воспроизведения информации, в оптических и вычислительных устройствах

Изобретение относится к регулированию двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к конструкции противоблокировочных устройств тормозных систем транспортных средств

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано в системах стабильного вращения, в частности при звуко-и видеозаписи

Изобретение относится к системам управления и может быть использовано, в частности, в системах управления силовыми установками летательных аппаратов, например, вертолетов

Изобретение относится к области автоматики и может быть использовано для управления техническими объектами, в частности системами управления многомерными объектами, например последовательным соединением отдельных колебательных звеньев, входящих в состав объекта, например манипулятора промышленного робота

Изобретение относится к области цифрового управления трехфазным вентильным двигателем

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах передачи и воспроизведения информации

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам управления летательными аппаратами. Электронная система (1) управления полетом летательного аппарата (100), выполненного с возможностью висения и имеющего, по меньшей мере, один винт (102; 104), выполнена с возможностью работать в ручном режиме управления полетом и в двух автоматических режимах управления полетом, соответствующих режимам полета летательного аппарата. В ручном режиме система (1) управления полетом управляет скоростью вращения винта в ответ на прямые команды от пилота. В автоматических режимах работы система (1) управления полетом автоматически управляет скоростью вращения винта на основе условий полета. Система (1) управления полетом выполнена с возможностью запоминать для каждого автоматического режима управления полетом соответствующую таблицу полета, связывающую различные значения скорости вращения винта с различными значениями, по меньшей мере, одного показателя полета и автоматически управлять скоростью вращения винта в автоматических режимах управления полетом на основе соответствующих таблиц полета. Обеспечивается безопасное автоматическое управление скоростью вращения одного или более винтов летательного аппарата. 2 н. и 9 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к автоматической системе стабилизации скорости вращения по меньшей мере одного подвешенного груза, прикрепленного к вертолету. Автоматическая система содержит по меньшей мере одно аэродинамическое средство - крыло (9), причем крыло (9) по меньшей мере частично закреплено на подвешенном грузе, по меньшей мере одну систему перемещения, выполненную с возможностью перемещения по меньшей мере части крыла (9), по меньшей мере один датчик угловой скорости, определяемый здесь как первичный датчик, по меньшей мере одно программное обеспечение или компьютерную программу и по меньшей мере один процессор, на котором по меньшей мере установлено программное обеспечение. Посредством системы, на основании по меньшей мере величины по меньшей мере части по меньшей мере одного компонента угловой скорости подвешенного груза, причем упомянутая величина является обнаруживаемой первичным датчиком, автоматически создается физическое воздействие посредством взаимодействия между аэродинамическим средством и каналом потока, расположенным ниже по потоку от лопастей вертолета, и посредством процессора. Физическое воздействие является моментом или вращающим моментом, действующим по меньшей мере на часть подвешенного груза, стремящегося стабилизировать и уменьшить скорость вращения этого подвешенного груза. Система может быть особенно полезной в спасательных операциях, выполняемых с помощью вертолета, особенно во время этапов подъема или опускания, соответственно, подвешенного груза, состоящего главным образом из спасателя, носилок и пострадавшего, лежащего на них. Технический результат: обеспечение системы стабилизации по меньшей мере одного подвешенного груза, предпочтительно для операций спасения с помощью вертолета, которая требует меньшего количества энергии для работы по отношению к уже известным устройствам и имеет лучшую эффективность, также когда подвешенный груз приближается к вертолету. 3 н. и 8 з.п. ф-лы, 11 ил.
Наверх