Стояночный противооткатный тормоз автомобиля

 

Использование: применяется в области транспортного машиностроения, в частности в тормозных системах горных машин. Сущность изобретения: стояночный противооткатный тормоз машины, снабженной трансмиссией, содержит тормозной механизм, связанный с валом трансмиссии, соединенным с ведущими органами машины, и тормозной привод. Тормозной механизм выполнен в виде корпуса с боковыми крышками, в которых установлен вал трансмиссии, причем на валу трансмиссии закреплены винты зеркально расположенных кинематических пар винт-гайка. Гайки выполнены подпружиненными с возможностью осевого перемещения в корпусе и связаны кинематически через дополнительные пружины с органом управления. 3 ил.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к тормозным системам горных машин.

Известен стояночный тормоз машины, включающий тормозной механизм, связанный с валом трансмиссии машины, и тормозной привод. Вал трансмиссии соединен с колесами машины.

Недостатком известных тормозов является то, что при остановке груженной машины на склоне известны случаи отказа стояночного тормоза с последующим скатом транспортного средства с уклона, а также то, что при трогании вверх по склону водитель вынужден проводить большую работу тормозным приводом, при которой малейшее запаздывание реакции ведет к откату транспортного средства с осложнением торможения.

Целью изобретения является повышение безопасности и экономичности работы машины на склоне.

Указанная цель достигается тем, что в стояночном противооткатном тормозе машины, снабженной трансмиссией, состоящем из тормозного механизма, связанного с валом трансмиссии, соединенным с ведущими органами машины, и тормозного привода, согласно изобретению тормозной механизм выполнен в виде корпуса с боковыми крышками, в которых установлен вал трансмиссии, причем на валу трансмиссии закреплены винты зеркально расположенных кинематических пар винт-гайка, при этом гайки выполнены подпружиненными с возможностью осевого перемещения в корпусе и связаны кинематически через дополнительные пружины с органом управления.

Упрощение управления машиной на склоне происходит вследствие того, что исключена необходимость одновременного согласованного управления при трогании трансмиссией и стояночным тормозом. Повышение безопасности обусловливается тем, что исключен откат машины при трогании вверх по склону.

На фиг. 1 показана схема стояночного противооткатного тормоза машины; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 разрез Б-Б на фиг. 1.

Стояночный противооткатный тормоз машины содержит корпус 1 с боковыми крышками 2, 3, в которых установлен вал 4 трансмиссии, соединенный с ведущими органами машины (не показаны). На валу трансмиссии закреплены винты 5, 6 зеркально расположенных кинематических пар винт-гайка. Гайки 7, 8 связаны концентрически симметрично установленными пружинами 9, 10 с соответствующими боковыми крышками 2, 3. Между гайками 7, 8 в корпусе 1 установлены два вала 11, 12 с симметрично прикрепленными к ним рычагами 13 с помощью шарниров, дополнительно рычаги 13 связаны с валами 11, 12 пружинами 14. Валы 11, 12 соединены между собой шестернями 15. В свою очередь шестерни 15 соединены кинематически с органом управления (схема привода тормозного управления не показана).

Стояночный противооткатный тормоз машины работает следующим образом.

При остановке машины на склоне рабочими тормозами (не показаны) под действием органа управления стояночного противооткатного тормоза (не показан) шестерни 15 поворачиваются с валами 11, 12. Вместе с валами 11, 12 поворачиваются рычаги 13 до соприкосновения с соответствующими гайками 7, 8. Затем рычаги 13 перемещают гайки 7, 8 в осевом направлении к соответствующим винтам 5, 6 по корпусу 1, преодолевая сопротивление пружин 9, 10, при этом деформируются дополнительные пружины 14, через которые передается усилие от органа управления. Перемещение гаек 7, 8 идет до контакта винтовых кромок гаек 7, 8 с соответствующими кромками винтов 5, 6. Стояночный противооткатный тормоз приведен в рабочее положение. После этого водитель отпускает машину с главных тормозов и машина перемещается под уклон. Вал 4 трансмиссии начинает вращаться в соответствующую сторону, при этом происходит захват гайки 8 винтом 6. Гайка 8 перемещается по поверхности винта 6 до упора в боковую крышку 3 и происходит стопорение вала 4 трансмиссии. Так как вал 4 трансмиссии связан с ведущими органами машины, то она останавливается. После этого орган управления стояночного противооткатного тормоза переводится в нейтральное положение, гайка 7 возвращается в прежнее положение под действием пружин 9, рычаги 13 выводятся из контакта с гайками 7, 8.

При трогании в гору кинематическая пара винт-гайка, участвующая в стопорении вала 4 трансмиссии, саморастормаживается. Гайка 8 перемещается винтом 6 до прекращения контакта винтовых поверхностей гайки 8 и винта 6 с возвращением гайки 8 в прежнее положение под действием пружин 10.

При трогании под гору нужно проехать на машине в гору до растормаживания стояночного противооткатного тормоза, а затем можно двигаться в нужном направлении. В особых случаях водитель управляет только двигателем посредством акселератора, не участвуя непосредственно в работе стояночного противооткатного тормоза.

Технико-экономическая эффективность предлагаемого решения заключается в облегчении труда водителя на горном склоне, повышении безопасности работы. Кроме того, использование предлагаемого тормоза позволяет уменьшить износ фрикционных элементов трансмиссии и систем управления (для исключения отката машины с известными тормозами водитель задерживает выключение тормоза, в результате чего на трансмиссию передается повышенный крутящий момент, обеспечивающий не только трогание машины вверх по склону, но и проскальзывание фрикционных элементов тормоза, этот процесс сопровождается повышенной пробуксовкой сцепления), а также уменьшить расход топлива и повысить надежность и долговечность машины.

Формула изобретения

СТОЯНОЧНЫЙ ПРОТИВООТКАТНЫЙ ТОРМОЗ АВТОМОБИЛЯ, снабженный трансмиссией, содержащий тормозной механизм, кинематически связанный с валом трансмиссии, связанным с ведущими органами автомобиля, и тормозной привод, отличающийся тем, что тормозной механизм выполнен в виде корпуса, снабженного торцевыми крышками, через сквозные отверстия которых проходит вал трансмиссии, на котором в корпусе зеркально симметрично установлены пары винт гайка, причем винт своим торцом упирается в крышку корпуса, а гайка выполнена подпружиненной относительно крышки с возможностью осевого перемещения в корпусе и связаны кинематически через дополнительные пружины с органом управления.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к тормозам автотранспортных средств, а именно к тормозам прицепов

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к устройствам автоматического торможения подвижного состава при сходе вагона с рельсов

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к способам регистрации схода вагона подвижного состава с рельсов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам, обеспечивающим повышение проходимости автотранспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроения, а именно к тормозным системам транспортных средств

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к тормозному управлению автомобилей

Изобретение относится к бронированным боевым машинам, в частности к устройствам их защиты от оружия массового поражения

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для идентификации схода с рельсов вагона подвижного состава

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для идентификации схода с рельсов вагона подвижного состава

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности конструкции ручного привода тормоза
Наверх