Устройство для правки ободов колес

 

Используется при ремонте ободов ступиц колес легковых автомобилей, получивших деформации при эксплуатации автомобиля. На станине смонтирована приводная оправка для установки на ней исправляемого колеса и механизм правки в виде установленного на опорах центрального профилирующего ролика и двух боковых правильных роликов, консольно установленных на поворотных рычагах, соединенных траверсой. Опора механизма правки выполнена в виде вилкообразного рычага, одна ось которого закреплена на станине с возможностью покачивания, другая несет центральный профилирующий ролик. В боковых поворотных рычагах выполнены сквозные продольные прорези, в которых перемещается ось центрального ролика. Привод боковых роликов ручной, выполнен в виде ходового винта, соединенного резьбой с траверсой, которая свободно установлена на опоре. На ходовом винте установлены коромысло с упором в боковую поверхность вилкообразного рычага и рукоятка вращения винта. Обод колеса, вращаясь, обкатывается между прижатыми с усилием друг к другу центральным и боковыми роликами, в результате чего происходит правка. 3 ил.

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к устройствам для правки, и может быть использовано при ремонте ободов ступиц колец, преимущественно легковых автомобилей, получивших деформации при эксплуатации автотранспорта.

Известно устройство для правки ободов колеc, содержащее смонтированные на станине оправку для установки выправляемого диска колеса и правильный механизм в виде установленного на опорах профилирующего ролика и двух боковых роликов с приводом от гидроцилиндров. В этом устройстве оправка имеет электромеханический привод вращения, а профилирующий и боковые ролики поднимаются и выправляемому ободу посредством гидроцилиндров. При этом регулировка установочного положения роликов производится перестановкой опор и винтовыми механизмами, о подвод правильных роликов к ободу осуществляется перемещением плиты ручной винтовой передачей [1] Наиболее близким к заявляемому устройству является стенд для правки колес, выбранный в качестве прототипа [2] Стенд содержит станину, на которой смонтированы боковые правильные ролики, центральный профилирующий ролик, узел привода, узел для закрепления колеса, гидравлическая система управления с гидронасосом. Для прижима к ободу и отвода от него центральный профилирующий ролик перемещается по направляющим, боковые ролики также имеют возможность перемещения вдоль станины. Для проверки радиального и бокового биения на станине установлен узел проверки.

При правке обода на описанном стенде на диск колеса, ступицу и шпиндель действует радиальное усилие правильного центрального ролика, которое передается на упорный подшипник, вал и в итоге на червячный редуктоp в течение всего процесса правки. Постоянно действующее боковое усилие в итоге отрицательно сказывается на работе вышеназванных узлов.

Независимые приводы всех роликов правильного устройства необходимо регулировать по отношению к ступице колеса при начальной их установке, а также в процессе правки, для чего используется дополнительное устройство индикатор для проверки биений.

Для обеспечения удобства в работе и упрощения установки исходного положения роликов правильного узла предлагается заявляемое устройство для правки ободов колес симметричного типа с ручным приводом. Оно содержит станину, смонтированные на ней оправку для установки на ней обрабатываемого колеса, механизм правки в виде установленных на опорах центрального профилирующего ролика и двух боковых роликов, каждый из которых закреплен на одном из концов поворотного рычага. Привод нажимного механизма центрального и боковых роликов совмещен. Центральный ролик установлен на оси между разведенными концами вилкообразного рычага с возможностью покачивания последнего в результате того, что другой конец рычага закреплен на станине и может поворачиваться. Боковые ролики закреплены консольно на поворотных рычагах и соединены траверсой, свободно установленной на опоре, которая жестко закреплена на станине. В боковых рычагах выполнены сквозные продольные пpоpези, в которых перемещается, пропущенная сквозь прорези обеих рычагов, ось центрального профилирующего ролика. Привод боковых рычагов может быть выполнен ручным в виде ходового винта, соединенного резьбой с траверсой. Для создания усилия правки ходовой винт снабжен упором в боковую поверхность вилкообразного рычага. Обод колеса вращается, располагаясь между прижатыми друг к другу с усилием центральным профилирующим роликом и боковыми роликами, которые симметрично расположены на траверсе и являются нажимными. Боковые ролики перемещаются посредством вращения рукоятки ходового винта.

В механизме правки заявляемого устройства конструктивная взаимосвязь осей центрального профилирующего ролика и двух боковых роликов при операции установки исходного положения роликов создает удобство в работе. Выполнение опоры механизма правки в виде качающегося рычага позволяет исключить механизмы для перемещения правильного устройства вдоль станины. В результате этого уменьшаются габариты всего правильного устройства. Наличие винтового привода обеспечивает надежный контакт рабочих органов правильного устройства с ободом и позволяет производить плавную правку обода. Боковые ролики располагаются в устройстве по симметричной схеме и вместе с центральным роликом образуют замкнутый параллелограмм, что снимает боковое усилие на шпинделе устройства, предотвращает заклинивание обода и повышает надежность работы.

На фиг. 1 изображено устройство для правки, вид сбоку; на фиг. 2 вид сверху; на фиг. 3 вид по стрелке А на фиг. 1.

Устройство для правки колес содержит станину 1, на которой укреплен качающийся рычаг 2 в виде вилки, один конец которого закреплен к станине 1 на щеке 3 с возможностью покачивания вокруг оси 4. Между раздвоенными концами рычага 2 на оси 5 установлен центральный профилирующий ролик 6 с возможность вращения вокруг оси 5. Боковые правильные ролики 7 установлены с возможностью осевого вращения на рычагах 8. В рычагах 8 выполнены прорези 9 для свободного пропускания оси 5 ролика 6. С обоих концов оси 5 установлены гайки 10, причем диаметры гаек больше поперечного размера прорези 9. Рычаги 8 имеют утолщения 11 для контакта с гайками 10. Рычаги 8 связаны между собой траверсой 12, которая опирается на П-образную стойку 13 станины 1 с возможностью горизонтального перемещения по стойке 13. В траверсе 12 выполнено резьбовое отверстие для установки ходового винта 14 с рукояткой 15. На конце винта 14 шарнирно закреплено коромысло 16, размещенное между рычагами 8 с возможностью упора концами в боковые поверхности вилкообразного рычага 2. Выправляемое колесо 17 установлено на приводной оправке 18 и закреплено гайкой 19. Под станиной 1 установлен электродвигатель 20, соединенный передачей 21 с редуктором 22, расположенным на станине 1. Для каждого типа колес имеется сменный набор роликов. На щеках 3 выполнены отверстия 23 с возможностью постановки в них оси 4 рычага 2 для правки колес разных диаметров.

Устройство работает следующим образом.

Освобождают гайки 10, отводят рычаги 8 вдоль оси 5, отводит рычаг 2 в сторону от оправки 18. Устанавливают колесо 17 на оправку 18 и закрепляют гайкой 19. Рычаг 2 приближают к колесу 17. Подводят ролики 7 к внутренней поверхности обода колеса 17 до касания с ободом. Контролируют совпадение центра выступа ролика 6 и впадины обода колеса 17. Затягивают гайки 10 при условии, что колесо 17 от руки свободно вращается. Подают от электродвигателя 20 через передачу 21 крутящий момент на диск колеса 17. Вращают рукоятку 15 ходового винта 14, доводят ролик 6 до соприкосновения с ободом колеса 17. Продолжают вращать pукоятку 15, винт 14 упирается через коромысло 16 в боковую поверхность рычага 2, траверса 12 по винту 14 перемещается от колеса 17, увлекая рычаги 8 с роликами 7 к центральному ролику 6. Обод колеса 17, вращаясь, обкатывается между прижатыми с усилием друг к другу центральным профилирующим роликом 6 и боковыми роликами 7, которые являются нажимными и в процессе правки прижимают обод 17 к ролику 6. Привод роликов осуществляется вращением ходового винта 14 вручную посредством рукоятки 15 в течение всего процесса правки.

Освобождение исправленного обода осуществляется в порядке, обратном установке его на устройство.

При установке на оправку разных типов ободов может быть заменен центральный профилирующий ролик 6, путем освобождения оси 5 и установки на нее соответствующего ролика. Правильный механизм также может представляться в отверстие 23 щеки 3. Для этого освобождают ось 4, переносят механизм правки к отверстию 23 и, пропуская через него щеку 3 и вилку 2, закрепляют названную ось.

Формула изобретения

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРАВКИ ОБОДОВ КОЛЕС, содержащее смонтированные на станине оправку для закрепления выправляемого обода и правильный механизм в виде вилкообразного рычага, в проушинах которого на оси расположен центральный профилирующий ролик, двух боковых профилирующих роликов, закрепленных на свободных концах поворотных рычагов, и привода перемещения роликов, отличающееся тем, что хвостовик вилкообразного рычага шарнирно закреплен на станине с возможностью поворота в плоскости, перпендикулярной оси центрального ролика, а в поворотных рычагах выполнены сквозные прорези, в которых свободно расположены концы оси центрального ролика, при этом привод перемещения роликов выполнен в виде траверсы, установленной на станине с возможностью радиального перемещения относительно центрального ролика, и проходящего через траверсу ходового винта, на котором шарнирно закреплено коромысло, упирающееся своими концами в вилкообразный рычаг.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при обработке поверхностным пластическим деформированием нежестких валов

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к правке деталей из хрупких материалов, например, к правке чугунных коленчатых валов

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к оборудованию для сферы автосервиса, и может быть использовано для правки стальных дисков автомобильных колес в автоматизированном режиме обработки в условиях даже самой маленькой мастерской автосервиса
Наверх