Водометный движитель транспортного средства

 

Использование: транспортная техника, а именно движители плавающих машин. Сущность изобретения: водометный движитель транспортного средства имеет механический привод и состоит из рабочего колеса, крышки водомета с соплом, планетарного редуктора, эпицикла, находящегося в зацеплении с сателлитами, которые установлены на осях водила, размещенного в корпусе редуктора и валу привода рабочего колеса и связанного, с одной стороны с крышкой водомета, а с другой со стопорным устройством, включающим в себя муфту с наружным зубчатым венцом, установленную на шлицах проходного валика, два внутренних зубчатых венца, выполненных в корпусе колесного редуктора, и привод, причем муфта и внутренние зубчатые венцы имеют несимметричное расположение зубьев. При включении водометного движителя муфта стопорного устройства входит в зацепление с одним из внешних зубчатых венцов, выполненных в корпусе колесного редуктора, фиксирует водило планетарного редуктора и крышку водометра с соплом в положении для движения вперед или назад. 1 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к движителям транспортных средств.

Известен принятый в качестве ближайшего аналога автомобиль-амфибия (заявка Японии N 62-166102, кл. В 60 F 3/00, 1987), оснащенный водоходным движителем, представляющим собой лопастное колесо, установленное с внутренней стороны колеса автомобиля и приводимое от него в движение.

Недостатком данного решения является низкая эффективность водоходного движителя, незащищенность от повреждений при движении по грунтовым дорогам, ухудшение проходимости автомобиля-амфибии.

Предложенное изобретение предназначено для решения задачи повышения надежности водометного движителя и упрощения его конструкции.

Технический результат достигается тем, что водометный движитель транспортного средства, расположенный в ведущем колесе, имеет механический привод и состоит из рабочего колеса, крышки водомета с соплом и привода, который оснащен планетарным редуктором, закрепленным на ступице колеса и состоящим из солнечной шестерни, выполненной заодно с валом рабочего колеса водомера и установленной на подшипниках в водиле и крышке редуктора, эпицикла, жестко связанного с корпусом редуктора, и находящегося в зацеплении с сателлитами, которые установлены на осях водила, размещенного на подшипниках в корпусе редуктора и валу привода рабочего колеса и связанного, с одной стороны с крышкой водомета, а с другой, посредством проходного валика, установленного на подшипниках, внутри вала привода ведущего колеса, со стопорным устройством, включающим в себя муфту с наружным зубчатым венцом, установленную на шлицах проходного валика, два внутренних зубчатых венца, выполненных в корпусе колесного редуктора, и привод, причем муфта и внутренние зубчатые венцы имеют не симметричное расположение зубьев.

За счет установки планетарного редуктора вместо электродвигателя привод рабочего колеса водометного движителя становится более надежным. Механический привод проще в исполнении, чем электрический, хорошо компонуется в ограниченном пространстве колеса и не требует применения цветных металлов. Кроме того, стопорное устройство совмещает в себе функции механизма включения и механизма управления водометным движителем, что также упрощает конструкция водомерного движителя.

На чертеже представлена схема водомерного движителя транспортного средства.

Движитель расположен в ведущем колесе 1, состоящем из рабочего колеса 2, крышки водомера 3 с соплом и планетарного редуктора.

Планетарный редуктор закреплен на ступице ведущего колеса 4 и состоит из солнечной шестерни 5, эпицикла 6, водила 7, сателлитов 8, корпуса 9 и крышки 10 планетарного редуктора. Солнечная шестерня 5 выполнена заодно с валом привода рабочего колеса 2 и установлена на подшипнике 11 в водиле 7 и подшипнике 12 в крышке 10 планетарного редуктора. Эпицикл 6 жестко закреплен в корпусе 9 планетарного редуктора. Водило 7 планетарного редуктора, установленное в корпусе планетарного редуктора 9 на подшипнике 13 и на подшипнике 14, расположенном внутри вала привода рабочего колеса 2, посредством проходного валика 15 связано со стопорным устройством. Кроме того, на водиле 7 жестко закреплена крышка водомета 3 с соплом. Проходной валик 15 расположен внутри вала 16 привода ведущего колеса 1 и установлен в нем на подшипниках 17 и 18.

Стопорное устройство состоит из муфты 19, имеющей наружный зубчатый венец, внутреннего зубчатого венца 20, внутреннего зубчатого венца 21, выполненных в корпусе 22 колесного редуктора и привода 23. Муфта 19 установлена на шлицах проходного валика и имеет три фиксированных положения. Зубчатые венцы 20 и 21 имеют несимметричное расположение зубьев. В связи с этим, муфта 19 может входить в зацепление с зубчатыми венцами только в определенных положениях. Зацепление муфты с внутренним зубчатым венцом 20 соответствует расположению сопла водомета для обеспечения движения вперед, а зацепление с зубчатым венцом 21 соответствует движения назад. Среднее положение нейтральное.

Водометный движитель работает следующим образом.

При включении водометного движителя для движения вперед муфта 19 стопорного устройства перемещается с помощью привода 23 по шлицам проходного валика 19 и входит в зацепление с внешним зубчатым венцом 20. В результате этого водило 7 планетарного редуктора и крышка водомета 3 с соплом фиксируются в строго определенном положении, так как муфта 19 стопорного устройства посредством проходного валика 15 жестко связана с ними, а внутренние венцы выполнены в корпусе 22 колесного редуктора.

При вращении ведущего колеса 1, крутящий момент передается от ступицы колеса 4 на корпус планетарного редуктора 9 и эпицикл 6, жестко связанный с ним, который находясь в зацеплении с сателлитами 8, вращает их вокруг своих осей, зафиксированных вместе с водилом 7 при помощи стопорного устройства, и передает крутящий момент на солнечную шестерню 5 планетарного редуктора, выполненную заодно с валом привода рабочего колеса водомета 2. При вращении рабочего колеса водомета 2, происходит всасывание воды через заборное отверстие крышки водомета 3 в его рабочую полость и выбрасывание воды через сопло в сторону, противоположную движению машины. Для изменения направления движения муфта 19 сначала устанавливается в нейтральное положение, а затем вводится в зацепление с внутренним зубчатым венцом 21. Работа движителя при движении назад аналогична, но сопло крышки водомета 3 направлено в противоположную сторону.

Формула изобретения

ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, расположенный в его ведущем колесе, содержащий рабочее колесо, крышку водомета с соплом и привод, отличающийся тем, что на ступице ведущего колеса закреплен планетарный редуктор с солнечной шестерней, соединенной с валом рабочего колеса, установленным на подшипниках в водиле и крышке редуктора, эпициклом, жестко связанным с корпусом редуктора и находящимся в зацеплении с сателлитами, которые установлены на осях водила, закрепленных в подшипниках в корпусе редуктора и валу привода рабочего колеса и связанных с одной стороны с крышкой водомета, а с другой посредством проходного валика, установленного на подшипниках, внутри вала привода ведущего колеса со стопорным устройством, выполненным в виде установленной на шлицах проходного валика муфты с наружным зубчатым венцом, двумя внутренними зубчатыми венцами, размещенными в корпусе редуктора, и приводом, при этом муфта и внутренние зубчатые венцы имеют несимметричное расположение зубьев.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению

Изобретение относится к судостроению, а именно к движителям для маломерных судов

Изобретение относится к судостроению

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, именно к водометным движителям амфибий

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для лодок прогулочного, спортивного, туристического и народно-хозяйственного назначения

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для лодок прогулочного, спортивного, туристического и народно-хозяйственного назначения

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для лодок прогулочного, спортивного, туристического и народно-хозяйственного назначения

Изобретение относится к судостроению

Изобретение относится к судостроению
Наверх