Способ транспортирования горной массы
Сущность изобретения: изобретение относится к транспортным процессам открытых горных работ и, в частности, может быть использовано при подъеме горной массы с глубоких горизонтов карьера. Предлагается в известном способе транспортирования горной массы, включающем соединение горизонтов канатом, запассованным на лебедке, расположенный на верхнем горизонте, крепление к канату емкости с аэростатом, загрузку емкости на нижнем горизонте порцией горной массы и ее перемещение снизу вверх, разгрузку и возврат емкости, вес порции горной массы принимать равным свободной грузоподъемности аэростата, а перемещение емкости производить лебедкой.
Изобретение относится к транспортным процессам открытых горных работ и, в частности, может быть использовано при подъеме горной массы с глубоких горизонтов карьера.
Известен способ транспортирования горной массы, включающий соединение горизонтов канатом, крепление к нему емкости с аэростатом, загрузку емкости и ее перемещение подъемной силой аэростата, регулируемой весом груженой емкости, разгрузку и возврат емкости [1] Недостатком известного способа являются большие удельные затраты на подъем горной массы. Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является способ транспортирования горной массы, включающий соединение горизонтов канатом, запассованным на лебедке, расположенной на верхнем горизонте, крепление к канату емкости с аэростатом, загрузку емкости на нижнем горизонте порцией горной массы с превышением величины подъемной силы аэростата над весом груженой емкости и ее перемещение снизу вверх совместным действием канатной лебедки и подъемной силы аэростата, регулируемой весом груженой емкости, разгрузку и возврат емкости [2] Однако использование способа связано с большими затратами на транспортирование в связи с наличием аэростата большой грузоподъемности и необходимостью значительных энергозатрат на преодоление подъемной силы аэростата при его возврате на нижний горизонт погрузки. Основная задача изобретения заключается в снижении затрат на тpанспоpтиpование. Поставленная задача достигается тем, что согласно способу транспортирования горной массы, включающему соединение горизонтов канатом, запассованным на лебедке, расположенной на верхнем горизонте, крепление к канату емкости с аэростатом, загрузку емкости на нижнем горизонте порцией горной массы и ее перемещение снизу вверх, разгрузку и возврат емкости, вес порции горной массы принимают равным величине свободной грузоподъемности аэростата, а перемещение емкости производят лебедкой. Сущность изобретения заключается в уменьшении необходимого объема аэростата и, следовательно, его стоимости, а также снижении энергозатрат на преодоление силы воздушного сопротивления и подъемной силы аэростата меньшего объема, при сохранении заданной производительности транспортного процесса. Способ транспортирования горной массы может быть осуществлен следующим образом. На нижнем погрузочном горизонте производят загрузку транспортной емкости, соединенной с аэростатом и канатной лебедкой, порцией горной массы, вес которой равен свободной подъемной силе аэростата (полная подъемная сила минус вес оболочки, силовых элементов, нижней подвески, транспортной емкости и пр. ). После загрузки намоткой основного и смоткой возвращающего канатов с помощью лебедки производят перемещение емкости с горной массой на верхний разгрузочный горизонт. При этом энергия на подъем горной массы затрачивается лишь на преодоление сил сопротивления воздушной среды и трения в шкивах и механизмах лебедки (основной и возвращающий канаты, образуя бесконечный замкнутый контур, уравновешивают друг друга). После разгрузки на верхнем горизонте емкость с аэростатом возвращают на погрузку смоткой основного и намоткой возвращающего канатов. Для предотвращения отрицательных воздействий ветровых нагрузок на аэростат, а также для компенсации перегруза или недогруза транспортной емкости возможно дополнительное крепление транспортной емкости к направляющему (несущему) канату (канатам), растянутому между горизонтами. Предлагаемый способ позволяет осуществлять транспортный процесс с помощью аэростата меньшего объема, в связи с чем значительно снижаются энергозатраты, основная часть которых связана с опусканием аэростата. В целом достигается значительный экономический эффект. (56) 1. Авторское свидетельство СССР N 1776795, E21 C 41/26, 1990. 2. Бойко Ю.С. Грузовые аэростаты для открытых горных разработок // Промышленный транспорт. 1980. N 10. c. 17-18.Формула изобретения
СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ГОРНОЙ МАССЫ, включающий соединение горизонтов канатом, запассованным на лебедке, расположенной на верхнем горизонте, крепление к канату емкости с аэростатом, загрузку емкости на нижнем горизонте порцией горной массы и ее перемещение снизу вверх, разгрузку и возврат емкости, отличающийся тем, что вес порции горной массы равен свободной грузоподъемности аэростата, а перемещение емкости производят лебедкой.