Холодильно-нагревательная установка

 

Использование: в холодильной технике, в системах кондиционирования воздуха, на транспортных средствах при использовании в качестве источника энергии выхлопных газов. Сущность изобретения: устройство содержит ротор 6 с высокотемпературными 7 и низкотемпературными 8 металлогидридными контейнерами, расположенными между продольными радиальными перегородками параллельно оси ротора 6, и статор 1 с цилиндрической внутренней поверхностью 2 корпуса 3 и патрубками для подвода и отвода высокотемпературного, среднетемпературного и низкотемпературного теплоносителя, выполненными на боковой поверхности статора 1. Ротор 6 разделен на две части теплоизоляционным экраном 18, а высокотемпературные 7 и низкотемпературные 8 контейнеры расположены по разные стороны от экрана 18. Между перегородками ротора 6 стотором 1 выполнены радиальные уплотнения с образованием высокотемпературного, среднетемпературных и низкотемпературных секторов, через которые обеспечивается непрерывная подача соответствующих теплоносителей. Такая конструкция не содержит клапанов, обеспечивает автоматическое удаление конденсируемой влаги из охлаждаемого объема и удовлетворяет требованиям эффективного теплообмена. 1 з. п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к холодильной технике, системам кондиционирования воздуха, отопления помещений и может быть применено на транспортных средствах при использовании в качестве источника энергии выхлопных газов.

Известно холодильно-нагревательное устройство, содержащее ротор с высокотемпературными и низкотемпературными контейнерами, статор с цилиндрической внутренней поверхностью корпуса и зоны высокотемпературного, среднетемпературного и низкотемпературного теплоносителей. Устройство недостаточно эффективно в связи с значительным термическим сопротивлением между теплоносителем и металлогидридом (стенки статора, контактное сопротивление между ротором и статором).

Известна холодильно-нагревательная установка, содержащая ротор с продольными радиальными перегородками и расположенными между ними параллельно оси ротора высокотемпературными и низкотемпературными металлогидридными контейнерами, статор с цилиндрическим корпусом и патрубками для подвода к контейнерам и отвода от них высокотемпературного, среднетемпературного и низкотемпературного теплоносителей. Ротор установки имеет два положения относительно статора, различающихся углом поворота 90о, а патрубки подвода и отвода теплоносителей установлены на торцевых поверхностях статора. Это техническое решение выбрано в качестве прототипа.

Недостатком прототипа является прерывистый характер выработки в нем холода, так как в конструкции отсутствует переходная зона, в которой температура низкотемпературного контейнера уменьшается от среднего уровня (Тm) до нижнего уровня (Tl), прерывается также и подача низкотемпературного теплоносителя, для чего требуются дополнительные органы регулирования. К недостаткам прототипа можно отнести и то, что металлогидридные контейнеры характеризуются при работе неравномерным распределением температуры по длине вследствие изменения температуры теплоносителей в процессе теплообмена с контейнерами.

Общим недостатком известных металлогидридных установок, включая прототип, является необходимость использования клапанов или гидрораспределителей потоков теплоносителей, что связано с циклическим характером самого физического процесса выделения-поглощения водорода в металлогидридах. Поэтому металлогидридные устройства с непрерывной выработкой холода и содержат органы переключения потока с одного генератора холода на другой при перезарядке первого.

Предлагаемое изобретение направлено на создание эффективной бесклапанной металлогидридной холодильно-нагревательной установки с непрерывной подачей всех теплоносителей в неизменных направлениях. Это необходимо для создания конкурентоспособной металлогидридной транспортной установки, работающей на теплоте выхлопных газов двигателя и служащей для получения холода.

Указанный технический результат достигается в установке, содержащей ротор с продольными перегородками и расположенными между ними параллельно оси ротора парами высокотемпературных и низкотемпературных металлогидридных контейнеров, статор с цилиндрическим корпусом и патрубками для подвода к контейнерам и отвода от них высокотемпературного, среднетемпературного и низкотемпературного теплоносителей, ротор установки снабжен поперечным теплоизоляционным экраном, а статор перегородками и цилиндрическими обечайками, установленными внутри ротора, патрубки подвода и отвода теплоносителей выполнены на цилиндрической поверхности корпуса статора, в каждой паре высокотемпературный и низкотемпературный металлогидридный контейнеры установлены соосно друг другу по разные стороны от экрана с образованием высокотемпературного и низкотемпературного блоков контейнеров и поперечных каналов между контейнерами, причем перегородки и обечайки статора со стороны высокотемпературного блока установлены с образованием высокотемпературного и среднетемпературного секторов и радиальных уплотнений между перегородками ротора с обечайками статора в зонах, разграничивающих высокотемпературный и среднетемпературный секторы, а перегородки к обечайки статора со стороны низкотемпературного блока контейнеров установлены с образованием среднетемпературного, переходного и низкотемпературного секторов и радиальных уплотнений между перегородками ротора и обечайками статора в переходном секторе и зоне, разграничивающих среднетемпературный и низкотемпературный секторы, причем длина дуги каждой обечайки превышает минимальное расстояние между перегородками ротора. Кроме того, пара металлогидридных контейнеров выполнена в виде единой трубы, заглушенной с двух концов, при этом высокотемпературный и низкотемпературный металлогидриды разделены в середине трубы, проницаемой для водорода перегородкой.

Причинно-следственная связь существенных признаков и технического результата появляется в цепочке: описанная выше конструкция ротора, вращающегося в одном направлении, обеспечение квазистационарного температурного поля в пределах корпуса статора непрерывная подача теплоносителей в одни и те же соответствующие секторы статора.

На фиг.1 представлена предлагаемая установка, смонтированная на кузове, общий вид; на фиг.2 то же, продольный разрез; на фиг.3 и 4 схематично изображены соответственно поперечный разрез установки со стороны низкотемпературного блока и со стороны высокотемпературного блока металлогидридных контейнеров; на фиг. 5 показаны металлогидридные контейнеры, разрез; на фиг.6 представлен график термодинамического цикла работы пары металлогидридов.

Холодильно-нагревательная установка содержит неподвижный статор 1 с цилиндрической внутренней поверхностью 2 корпуса 3, закрытого по торцам днищами 4, 5, а также ротор 6 с высокотемпературными 7 и низкотемпературными 8 металлогидридными контейнерами, выполненными в едином корпусе бесшовной трубе 9 с заглушенными концами. Патрубки для подвода и отвода высокотемпературного теплоносителя соответственно 10, 11, патрубки для подвода и отвода среднетемпературного теплоносителя соответственно 12, 13 и 14, 15, а также патрубки для подвода и отвода низкотемпературного теплоносителя соответственно 16, 17 выполнены на боковой поверхности корпуса 3. Патрубки 11, 15 и верхний патрубок 14 ориентированы в осевом направлении. Ротор снабжен поперечным теплоизоляционным экраном 18 и продольными радиальными перегородками 19, а статор содержит элементы внутри ротора: перегородки 20 и обечайки 21, при этом образуются высокотемпературный сектор 22, среднетемпературный сектор 23 высокотемпературного блока 24 металлогидридных контейнеров и среднетемпературный сектор 25, переходный сектор 26 и низкотемпературный сектор 27 низкотемпературного блока 28 металлогидридных контейнеров. Между цилиндрической поверхностью 2 корпуса 3 и радиальными перегородками 19 с одной стороны и обечайками 21 с другой стороны выполнены радиальные уплотнения (контактные или бесконтактные), при этом протяженность обечаек 21 по длине дуги превышает минимальное расстояние между перегородками 19 с целью образования шлюзовых зон 29, 30 и переходного сектора 26, разграничивающих секторы для предотвращения перетекания теплоносителя из одного сектора в другой.

Предлагаемая холодильно-нагревательная установка может быть использована для целей отопления, однако более целесообразно ее применение в качестве холодильного агрегата (кондиционера) авторефрижератора (автобуса, грузового автомобиля). Поэтому вариант установки, изображенный на фиг.1-4 предусматривает использование выхлопных газов в качестве высокотемпературного теплоносителя, для чего от выхлопной трубы 31 выполнено ответвление 32, снабженное клапаном 33, подключающим или отключающим установку. В качестве среднетемпературного теплоносителя используется воздух внешней среды, для чего установлены вентиляторы 34, 35. Воздух внутри кузова 36 является охлаждаемой средой и для его циркуляции установлен вентилятор 37. Для повышения интенсивности теплообмена между теплоносителями и металлогидридными контейнерами последние оребрены по внешней поверхности (см. фиг.5) с образованием каналов 38 между ребрами 42.

Металлогидридные контейнеры 7, 8 выполнены в виде трубы-пенала 9, заполненной с одной стороны высокотемпературным металлогидридом 39, например LaNi4,65Al0,35Hx с другой низкотемпературным металлогидридом 40, например Ti0,8Zr0,2CrMnHx. По оси трубы 9 установлены водородные коллекторы-фильтры 41, выполненные из пористой нержавеющей стали. Труба 9 оребрена изнутри для улучшения теплообмена между металлогидридом и стенкой трубы (ребра не показаны).

Установка работает следующим образом. При работе двигателя автомобиля в выхлопную трубу 31 поступают газы с температурой 200-350оС, которые несут тепловую энергию (применительно к грузовому автомобилю) 40-60 кВт. Благодаря открытому клапану 33 выхлопные газы поступают в газовод-ответвление 32 и далее через патрубок 10 на высокотемпературные контейнеры 7, обтекая которые по каналам 38, покидают высокотемпературный сектор 22 через отводной патрубок 11. В это время соответствующие высокотемпературным низкотемпературные контейнеры 8 охлаждаются атмосферным воздухом, подаваемым вентилятором 36 через патрубок 13 в среднетемпературный сектор 25. Водород, содержащийся в металлогидриде 39, в соответствии с термодинамическим циклом (см. фиг.6) выделяется из него, перетекает в низкотемпературный металлогидрид 40, где поглощается, а теплота абсорбции водорода отводится с воздухом в атмосферу.

Ротор 6 при работе установки вращается со скоростью 1 оборот за 10-30 мин постоянно или импульсами по часовой стрелке, причем скорость вращения увязана с темпом нагрева высокотемпературных контейнеров 7 и темпом охлаждения низкотемпературных контейнеров 8 таким образом, что последние, находящиеся в одной секции между перегородками 19, покидают среднетемпературный сектор при полном поглощении всего активного водорода в них. При этом соответствующие высокотемпературные контейнеры 7 покидают высокотемпературный сектор 22 и, переместившись через зону 30, выполняющую роль шлюза, попадают в среднетемпературный сектор 23, где охлаждаются атмосферным воздухом, который нагнетается вентилятором 34 в сектор 23 и, охлаждая контейнеры 7, отводится в атмосферу через патрубки 14. Низкотемпературные контейнеры 8, попадающие в переходный сектор 26, охлаждаются от температуры Tm 40-60оС до температуры Tl (-10)-(-25)оС вследствие эндотермического перетекания водорода из них в соответствующие высокотемпературные контейнеры, находящиеся при этом в начале среднетемпературного сектора 23 (см. термодинамический цикл согласно фиг.6). Низкотемпературные контейнеры, имеющие температуру (-10)-(-25)оС и попадающие далее при вращении ротора в низкотемпературный сектор 27, подготовлены для выработки холода (точка D термодинамического цикла) при подаче низкотемпературного теплоносителя вентилятором 37. Циркуляцией воздуха в кузове 36 обеспечивается охлаждение последнего до уровня температур 0 +5оС и ниже. Низкотемпературные контейнеры 8 покидают низкотемпературный сектор 27, когда весь активный водород уже перетек обратно в высокотемпературный металлогидрид 39. Далее цикл повторяется.

Таким образом, предлагаемое техническое решение не требует использования клапанов или других распределительных органов, а теплоносители непрерывно подаются в неизменных направлениях. Этим во многом и обеспечивается достижение предлагаемого технического результата. Другим важным преимуществом предлагаемой установки является эффективность, которая поясняется ниже.

В известных металлогидридных преобразователях тепла, исключая системы с транспортированием металлогидридного порошка шнеками, низкотемпературные контейнеры при начальной температуре в фазе выработки холода (-25)-(-10)оС к концу фазы нагреваются низкотемпературным теплоносителем на некоторую величину t. Тем самым средняя температура низкотемпературных контейнеров в фазе выработки холода равна tср.нт= tнач+ .

Это значит, что при самом совершенном теплообмене низкотемпературного теплоносителя с низкотемпературными контейнерами средняя конечная температура теплоносителя в фазе охлаждения будет выше чем tнач на величину Т.е. если tнач= -20оС и t 15oC, невозможно получить среднюю температуру теплоносителя ниже -12,5оС при средней холодопроизводительности в течение фазы больше нуля. В итоге наиболее ценный нижний уровень температуры -20оС не используется.

В предлагаемой установке достигается уровень температуры теплоносителя около -20оС, так как теплообмен организован по аналогии с противоточным теплообменником. Воздух, засасываемый из кузова и имеющий 0оС, натекая на покидающий низкотемпературный сектор контейнер с температурой -5оС в конце обтекания контейнеров соприкасается уже с контейнером, только вышедшим из переходного сектора и имеющим температуру -20оС. Поэтому схема теплообмена, реализованная в предлагаемой установке, значительно более совершенна, чем в прототипе и других известных решениях. В реальной установке, как показывает расчет, при достижении минимальной температуры контейнеров -25оС может быть обеспечена температура в кузове до (-15)-(-20)оС.

Вращение высокотемпературных контейнеров в направлении от выхлопного патрубка 11 к входному патрубку 10 и направление течения высокотемпературного теплоносителя способствуют более равномерному нагреву контейнеров, чем в установке-прототипе, где неравномерность нагрева значительна даже для одного высокотемпературного контейнера. Действительно, периферийный высокотемпературный контейнер, попадая из наименее нагретой области выхлопного патрубка 11 в наиболее высокотемпературную зону патрубка 10, получает в среднем то же количество теплоты, что и ближайший к оси ротора контейнер.

Преимуществом предлагаемого технического решения является также автоматический, т. е. достигаемый без дополнительных конструкторских мероприятий вынос влаги, намерзающей на контейнерах в процессе циркуляции низкотемпературного теплоносителя в окружающую среду. Обычно в традиционных холодильных агрегатах авторефрижераторов намерзание влаги на воздухоохладителе является трудноразрешимой проблемой.

Формула изобретения

1. ХОЛОДИЛЬНО-НАГРЕВАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА, содержащая ротор с продольными радиальными перегородками и расположенными между ними параллельно оси ротора парами высокотемпературных и низкотемпературных металлогидридных контейнеров, статор с цилиндрическим корпусом и патрубками для подвода и отвода теплоносителей в высокотемпературной, среднетемпературной и низкотемпературный секторы, отличающаяся тем, что ротор снабжен поперечным теплоизоляционным экраном, а статор - перегородками и цилиндрическими обечайками, установленными внутри ротора, патрубки подвода и отвода теплоносителей выполнены на цилиндрической поверхности корпуса статора, в каждой паре высокотемпературный и низкотемпературный металлогидридный контейнеры установлены соосно друг с другом по разные стороны от экрана с образованием высокотемпературного и низкотемпературного блоков контейнеров и поперечных каналов между контейнерами, причем перегородки и обечайки статора со стороны высокотемпературного блока установлены с образованием радиальных уплотнений между перегородками ротора и обечайками статора в зонах, разграничивающих высокотемпературный и среднетемпературный секторы, а перегородки и обечайки статора со стороны низкотемпературного блока установлены с образованием переходного сектора и радиальных уплотнений между перегородками ротора и обечайками статора в переходном секторе и зоне, разграничивающей среднетемпературный и низкотемпературный секторы, причем длина дуги каждой обечайки превышает минимальное расстояние между перегородками ротора.

2. Установка по п.1, отличающаяся тем, что каждая пара металлогидридных контейнеров выполнена в виде единой трубы, заглушенной с двух концов.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к холодильной технике, к сорбционным машинам, установкам и системам, в частности к соpбционным термотрансформаторам, и может быть использовано в энергомашиностроении, в бытовых холодильниках, промышленных и торговых стационарных холодильных установках, кондиционерах, системах обогрева и охлаждения зданий, системах утилизации тепла, в медицинских и биологических термостатах, в одежде для pаботы в среде с высокой температурой при выполнении аварийных и ремонтных работ

Изобретение относится к холодильной технике и может быть использовано при разработке экономичных, иепрерывнодействующих адсорбционных холодильных установок

Изобретение относится к холодильной технике, в частности к аппаратам солнечных сорбционных холодильных машин периодического действия для охлаждения фруктохранилищ, кондиционирования помещений и получения льда в районах с жарким климатом

Изобретение относится к холодильной технике, в частности к аппаратам солнечных сорбционных холодильных установок периодического действия
Изобретение относится к сорбционной технике, а именно к сорбентам паров метанола, и может быть использовано в адсорбционных холодильных машинах и тепловых насосах

Изобретение относится к самоохлаждающейся упаковке для напитков, содержащей первую полость, которая содержит предназначенный для охлаждения напиток; вторую полость, которая образует теплообменник и которая содержит жидкий хладагент и его пары; третью полость, которая содержит средство перекачивания путем адсорбции указанных паров и средство сообщения между второй полостью и третьей полостью

Изобретение относится к способу охлаждения продукта и устройству для его осуществления, которые могут быть применены, в частности, для сжижения природного газа

Изобретение относится к холодильной технике, в частности к солнечным сорбционным холодильным установкам периодического действия для хранения, замораживания и охлаждения продуктов питания, получения льда в районах с жарким климатом

Изобретение относится к тепловому насосу адсорбционного типа. Тепловой насос включает множество полых элементов, имеющих адсорбент. В полых элементах заключено рабочее вещество с возможностью перемещения между адсорбентом и областью фазового перехода. Полые элементы установлены с возможностью обтекания теплопередающей жидкостью в изменяющемся посредством вентильного устройства контуре (101) жидкости, благодаря чему полые элементы в области адсорбента вводятся в термический контакт с жидкостью. Обтекание полых элементов жидкостью чередуется циклически. В каждом положении вентильного устройства, по меньшей мере, два полых элемента обтекаются жидкостью параллельно и, по меньшей мере, два полых элемента обтекаются жидкостью последовательно друг за другом. В каждом положении вентильного устройства, по меньшей мере, две группы из множества полых элементов обтекаются параллельно. По меньшей мере, одна группа из множества полых элементов расположена непосредственно до или после теплообменника (105, 106). Количество одновременно параллельно обтекаемых полых элементов составляет, по меньшей мере, одну четверть, предпочтительно, по меньшей мере, одну треть от количества последовательно обтекаемых полых элементов. Изобретение направлено на расширение области применения теплового насоса. 2 н. и 16 з.п. ф-лы, 17 ил.
Наверх