Судно на подводных крыльях

 

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования судов и кораблей на подводных крыльях с водометными движителями. Сущность изобретения: соединительное устройство выполнено в виде единой стойки кормового подводного крыла, а корпус выполнен с вертикальной нишей, в которой размещена верхняя часть этой стойки, причем боковые стенки ниши и стойки выполнены с окнами, сообщающими водометные движители с забортным пространством посредством водовода. 4 ил.

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования судов и кораблей на подводных крыльях с водометными движителями.

Известно судно на подводных крыльях, содержащее корпус с расположенными в нем водометными движителями с водозаборниками, сообщенными с забортным водным пространством посредством водовода, проходящего через кормовое подводное крыло и его соединительное устройство, крепящее его к корпусу судна, к которому присоединено также носовое подводное крыло.

Недостатком является то, что известное судно обладает повышенным сопротивлением движению и является сложным по конструкции.

Целью изобретения является понижение сопротивления движению судна с водометными движителями и подъемными крыльевыми устройствами и упрощение его конструкции.

Это достигается тем, что соединительное устройство выполнено в виде единой стойки кормового подводного крыла, а корпус выполнен с вертикальной нишей, в которой размещена верхняя часть этой стойки, причем боковые стенки ниши и стойки выполнены с окнами, сообщающимися упомянутые водометные движители с забортным пространством посредством упомянутого водовода.

На фиг. 1 изображен боковой вид кормовой оконечности судна на подводных крыльях с опущенным в рабочее положение и поднятым кормовым крыльевым устройством; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 вид по стрелке Б на фиг. 1, на судно с опущенным кормовым крыльевым устройством; на фиг. 4 разрез В-В на фиг. 1.

Судно по подводных крыльях содержит корпус 1, подъемное кормовое крыльевое устройство, включающее несущее крыло 2 со стойкой 3, расположенные в корпусе 1 водометные движители 4 и механизмы подъема и стопорения 5 кормового крыльевого устройства, образующие соединительное устройство, крепящее крыло 2 к корпусу 1 судна. Верхняя часть единой стойки 3 размещена в вертикальной нише 6, выполненной в кормовой части корпуса 1, и закреплена в районе главной палубы с помощью шарниров 7 с поперечной горизонтальной осью. В опущенном рабочем положении кормовое крыльевое устройство фиксировано в районе киля с помощью клинового замка 8, размещенного в корпусе 1 и входящего в зацепление с сухарем 9, шарнирно закрепленным в носовой части стойки 3 на ее опорной площадке 10. В районе киля стойка 3 дополнительно фиксируется от боковых перемещений с помощью распорных устройств 11, размещенных в корпусе 1. В стойке выполнен водовод 12 и в местах его прохода в корпус в боковых стенках стойки 3 и ниши 6 корпуса выполнены окна 13, через которые вода проходит в каналы 14 и далее в движители 4. На фиг. 1 и 4 направление движения воды показано стрелкой V. Для предотвращения прососа воды за пределы водовода (т. е. для предотвращения потерь напора) в районе окон 13 установлены уплотнения 15. Для предотвращения возможного уменьшения сечения каналов водовода в месте сопряжения окон в стойке и в корпусе (из-за технологических отклонений при сборке) размеры сечения каналов водовода в корпусе увеличены на величину a 0 мм по сравнению с каналами в стойке (см. фиг. 4). На днище корпуса в носовой части движителей 4 сформированы дополнительные водозаборники 6 для подачи воды в движители при поднятом кормовом крыльевом устройстве (т. е. при движении судна в водоизмещающем режиме), а также при разгонах и в режиме движения на крыльях на волнении при касаниях днищем корпуса гребней крупных волн. Для управления по курсу на стойке 3 установлен руль 7 направления.

На фиг. 1 и 3 приняты следующие обозначения: ВЛI ватерлиния в водоизмещающем режиме; ВЛ2 ватерлиния при движении на крыльях. В кормовой части корпуса 1 в вертикальной нише 6 в опущенном положении закреплено кормовое крыльевое устройство, включающее несущее крыло 2 и стойку 3. В верхней части в районе палубы оно закреплено шарнирами 7, а в районе киля клиновым замком 8 и распорными устройствами 11. Судно готово к движению. При подключении главной энергетической установки к движителям вода по водоводу 12, пройдя через окна 13 и каналы 14, а также по дополнительным водозаборникам 16, поступает на рабочие органы движителей и судно начинает разгоняться. После набора скорости судна (выхода на крылья) вода в движители поступает только по водоводу 12, проходя через окна 13 и каналы 14. Дополнительные водозаборники 16 захватывают воду при движении судна в крыльевом режиме лишь когда крупные волны замывают днище (в местах расположения водозаборников), т. е. когда и требуется дополнительная тяга при увеличении сопротивления движению. Управление по курсу во время разгона судна и при движении на крыльях осуществляется с помощью руля 17, установленного в кормовой части стойки 3.

Гидродинамические силы и моменты, возникающие на несущем крыле 2 и стойке 3, передаются на корпус 1 через шарниры 7, опорную поверхность 10 и распорные устройства 11, причем сила, действующая в плоскости стойки 3, воспринимается корпусом 1 через шарниры 7 и опорную площадку 10, а боковые силы, изгибающие и крутящие моменты через шарниры 7, сухарь 9 и распорные устройства 11. Необходимая прочность и жесткость стойки обеспечивается за счет включения в работу на изгиб и кручение части стойки, находящейся носовее окон 13.

Для осмотра, очистки и мелкого ремонта крыла 2 и стойки 3, а также при движении судна в водоизменяющем положении в условиях незначительного волнения или на мелководье кормовое крыльевое устройство может быть поднято из воды. С этой целью стойка 3 освобождается от замка 8 и от распорных устройств 11, после чего механизмом подъема и стопорения 5 поворачивается на шарнирах 7 в направлении назад-вверх и стопорится в поднятом положении. Приведение кормового крыльевого устройства в исходное нижнее рабочее положение производится в обратном порядке.

Формула изобретения

СУДНО НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ, содержащее корпус с расположенными в нем водометными движителями с водозаборниками, сообщенными с забортным водным пространством посредством водовода, проходящего через кормовое подводное крыло и его соединительное устройство, крепящее его к корпусу судна, к которому присоединено также носовое подводное крыло, отличающееся тем, что упомянутое соединительное устройство выполнено в виде единой стойки кормового подводного крыла, а корпус выполнен с вертикальной нишей, в которой размещена верхняя часть этой стойки, причем боковые стенки ниши и стойки выполнены с окнами, сообщающими упомянутые водометные движители с забортным пространством посредством упомянутого водовода.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к движителям транспортных средств

Изобретение относится к судостроению

Изобретение относится к судостроению, а именно к движителям для маломерных судов

Изобретение относится к судостроению

Изобретение относится к судостроению и касается проектирования форм обводов корпусов водоизмещающих судов

Полимаран // 2053155
Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при создании многокорпусных судов-полимаранов

Полимаран // 2051061
Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при создании многокорпусных судов-полимаранов

Полимаран // 2051060

Тримаран // 2049014
Изобретение относится к судостроению и касается конструирования многокорпусных судов

Корпус // 2048369
Изобретение относится к судостроению и водному транспорту и может быть реализовано при конструировании корпусов судов для перевозки жидких грузов в цилиндрических поплавках звеньев, а сухих грузов в помещениях над поплавками и в контейнерах

Катамаран // 2101207
Изобретение относится к водным средствам перемещения, а именно к плавсредствам для туризма, водного слалома и спортивного сплава по горным рекам
Наверх