Светозащитные жалюзи

 

Использование: в строительстве и может быть использованы как для полного, так и частичного перекрытия светового проема, например окна жилого или общественного помещения. Сущность изобретения: жалюзи содержат несущий корпус, набор горизонтальных ламелей, нижнюю рейку - груз, гибкие лесенки, на которых установлены ламели и нижняя рейка, устройство для подъема ламелей с нижней рейкой, тормозное устройство, фиксирующее ламели и нижнюю рейку на заданной высоте, и механизм разворота ламелей в горизонтальных плоскостях с приводом. Механизм разворота ламелей выполнен в виде винтовой пары - поворотного вала и каретки. Указанный механизм имеет элементы крепления поворотного вала каретки, гибких лесенок, а также элементы соединения с ним привода. Поворотный вал смонтирован на барабанах, которые уложены в опоры. Элементы крепления лесенок выполнены на барабанах, в элементы соединения привода с механизмом разворота ламелей, выполненного в виде двух гибких тяг, - на каретке. Другие геометрические параметры заложены в винтовые поверхности сопрягаемых частей винтовой пары. Величина угла подъема винтовой линии больше величины угла трения в этой паре, что обеспечивает условие самоторможения при передаче усилия винт-гайка. 6 ил.

Изобретение относится к устройствам типа светозащитных жалюзи с подъемно-поворотными ламелями.

Известно подъемно-поворотное устройство солнцезащитного жалюзи, содержащее горизонтальный вал с катушками поворота, огибаемыми тягами поворота, соединяющими затеняющие пластины (ламели) с нижней рейкой, и прикрепленные к нижней рейке две тяги подъема. На горизонтальном валу смонтирован диск, имеющий ступицу. В диске выполнено отверстие, расположенное эксцентрично относительно продольной оси горизонтального вала. Через указанное отверстие пропущены тяги подъема, огибающие ступицу диска с противоположных сторон. Каждая из тяг подъема обогнута через свой ролик и пропущена через пазы ламелей к месту крепления с нижней рейкой. Горизонтальный вал с катушками, опорами и диском, а также ролики размещаются в несущем корпусе, закрепляемом в верхней части затемняемого светового проема, например окна. Свободные концы тяг подъема выпущены наружу и снабжены ручками. Оказывая силовое воздействие одновременно на оба конца этих тяг, можно поднимать или опускать ламели с нижней рейкой, а, действуя на один из концов, разворачивать ламели в горизонтальных плоскостях в соответствующую сторону. Данное устройство отличается большой простотой. Однако для фиксации ламелей этого устройства как по высоте затемняемого проема, так и по углу их разворота в горизонтальных плоскостях необходимо закреплять тяги подъема на одном из элементов ограничивающих затемняемый проем (например подвязывать к подоконнику), что и определяет несовершенство известной конструкции [1] Известен пластинчатый занавес, концы подъемных тяг в котором выведены из несущего корпуса в районе одного из торцов этого корпуса, а концы поворотных тяг в районе другого его торца. Поворотные тяги обогнуты через ролик, насаженный на червяк, введенный в сцепление с червячным сектором, смонтированным на горизонтальном валу. Такое устройство обеспечивает надежную фиксацию ламелей в любом их положении, определяемом углом разворота ламелей в горизонтальных плоскостях [2] Однако и эта конструкция не обеспечивает фиксацию ламелей по высоте их подъема. Для удержания ламелей на заданной высоте (кроме крайнего нижнего положения) необходимо подвязывать тяги подъема к стенке, что вносит определенные эксплуатационные неудобства.

Имеются жалюзи, конструкция которых позволяет устранить указанный недостаток. Примером этого устройства могут служить жалюзи со шнуровым замком по патенту США N 4722383. Тяги подъема ламелей этого устройства перед выходом из концов из несущего корпуса обогнуты по ролику и пропущены через зазор, образованный между указанным роликом и плавающим зубчатым роликом, поддерживаемым рычагом, который закреплен на оси с возможностью качания. При приложении к тягам подъема усилия, действующего вниз и в сторону в плоскости, параллельной вертикальной плоскости симметрии ламелей, они воздействуют на рычаг. Последний разворачивается вокруг своей оси и перемещает зубчатый ролик, прижимая тяги к огибаемому ими ролику. При снятии усилия с тяг ламели и нижняя рейка стремятся опуститься вниз под действием собственной массы, натягивая подъемные тяги. Последние же, контактируя с зубчатым роликом, стремятся развернуть его и поднять еще выше. Это ведет к дальнейшему уменьшению зазора между роликами и еще большему поджатию тяг к огибаемому ими ролику, что обеспечивает надежную фиксацию ламелей по высоте.

Узлы крепления верхних концов лесенок имеют также много разновидностей.

Среди известных устройств находят применение светозащитные жалюзи с поворотным устройством по патенту ФРГ N 3313833, которые и приняты прототипом изобретения. Жалюзи-прототип имеют корытообразный несущий корпус, закрепленный в верхней части затемняемого светового проема, набор горизонтальных ламелей с нижней рейкой грузом, подвешенных по меньшей мере на двух гибких лесенках, устройство вертикального перемещения ламелей и механизм разворота ламелей в горизонтальных плоскостях. Последний выполнен в виде размещенной в несущем корпусе винтовой пары винта, соединенного с приводом этого механизма, и каретки (гайки), смонтированной с возможностью перемещения вдоль несущего корпуса. Винтовая пара смонтирована у одного из торцов несущего корпуса, через который и введен в этот корпус вал электропривода механизма разворота ламелей. Винт снабжен упорами, ограничивающими ход каретки в ту и другую сторону. В качестве опоры для каретки служат внутренние стенки несущего корпуса. В теле каретки жестко закреплена штанга, например цилиндрический стержень, расположенная параллельно ее винтовой поверхности и проходящая через весь несущий корпус. На удаленном от каретки торце штанга может иметь опору. На штанге насажены две пары кронштейнов с гнездами для заделки верхних концов гибких лесенок. Расстояние между близлежащими торцами кронштейнов, входящих в одну и ту же пару, равно ходу каретки из одного крайнего положения в другое, что обеспечивает разворот ламелей примерно на угол 90оотносительно их нейтрального положения в ту и другую сторону. Однако пара кронштейнов расположена у торца каретки, наиболее удаленного от того торца несущего корпуса, где находится эта каретка, а вторая пара у противоположного торца несущего корпуса. Оба верхних конца каждой из гибких лесенок введены во внутреннюю полость несущего корпуса через отверстия в донышке корпуса, причем каждый конец пропущен через свое отверстие. Один верхний конец гибкой лесенки заделан в гнезде одного кронштейна, а другой в гнезде другого кронштейна, образующих пару кронштейнов. Продольные оси отверстий под концы лесенок размещены в плоскости, перпендикулярной продольной оси штанги и являющейся плоскостью симметрии между близлежащими торцами кронштейнов, входящих в пару, при нейтральном положении ламелей. Угол подъема винтовой линии у резьбовых поверхностей винта и каретки упомянутой винтовой пары меньше угла трения в этой паре, что обеспечивает надежность фиксации ламелей как в нейтральном положении, так и в любом из промежуточных положений.

Общим между известным и предлагаемым устройствами является то, что каждое из них содержит в своем составе каналообразный несущий корпус, монтируемый в верхней части светового проема, набор подвижных в вертикальном направлении горизонтальных ламелей, закрепленных по меньшей мере на двух гибких лесенках, и механизм разворота ламелей в горизонтальных плоскостях с приводом, размещенный в несущем корпусе. В каждом из этих устройств механизм разворота ламелей выполнен в виде винтовой пары, поворотный вал которой сочленен с подвижной вдоль несущего корпуса кареткой, расположенной в районе одного из торцов этого корпуса. В том и другом случае механизм разворота ламелей имеет элементы крепления поворотного вала, каретки и лесенок, а также элементы соединения с ним привода.

Достоинством известного устройства является то, что оно обеспечивает надежность фиксации ламелей по углу их разворота в любом из желаемых положений.

Для того, чтобы убедиться в наличии недостатков у известного устройства, рассмотрим принцип его действия. Вращательное движение от привода механизма разворота ламелей передается поворотному валу и далее каретке, которая получая прямолинейное вдоль несущего корпуса движения. Каретка перемещается вместе с штангой, имеющей большую протяженность (по всей длине несущего корпуса), что требует наличия опоры для штанги, размещенной в районе торца несущего корпуса, наиболее удаленного от каретки. Это, в свою очередь, требует высокой точности взаимного расположения каретки, штанги и опоры последней, иначе могут возникнуть дополнительные силы трения в местах контакта перемещающихся относительно друг друга элементов. Преодоление же дополнительных сил обусловливает необходимость в увеличении мощности привода. Это один из недостатков известного устройства, влекущий за собой увеличение эксплуатационных затрат, т.е. отрицательно влияющий на его эксплуатационные качества.

Нетрудно заметить также, что величина угла между изогнутыми участками любого верхнего конца гибкой лесенки составляет 90о (угла между участками, лежащими до и после отверстия в донышке несущего корпуса), что значительно меньше величины угла в аналогичных известных конструкциях. Это обстоятельство создает худшие условия эксплуатации для верхних концов гибкой лесенки у устройства-прототипа, чем условия эксплуатации для других известных конструкций. Поэтому верхние концы гибких лесенок устройства-прототипа подвержены усиленному износу. Это второй эксплуатационный недостаток известного устройства.

Следует отметить и то, что простота в осуществлении процесса разворота ламелей на желаемый угол зависит от скорости перекладки (то не относится к развороту ламелей в крайние положения, так как наличие упоров на винте обеспечивает получение таких положений автоматически), т.е. от шага винтовой пары или скорости вращения привода механизма разворота ламелей. Однако уменьшение шага до определенной величины препятствует возможности использования в качестве материала каретки пластмасс, ухудшая тем самым технологичность конструкции, повышая себестоимость ее изготовления. Обеспечение же малой угловой скорости вращения винта обусловливает необходимость в использовании дорогостоящих приводов широким диапазоном регулирования скорости вращения, например вентильных электродвигателей, или введения в состав устройства дополнительного элемента редуктора. Все это усложняет конструкцию, повышает себестоимость ее изготовления. Это является третьим недостатком известного устройства.

Кроме всего сказанного, необходимо отметить, что в известном устройстве предусмотрено использование в качестве привода механизма разворота ламелей агрегата, работающего автоматически, электродвигателя. Данная конструкция не позволяет применять ручного привода для механизма разворота ламелей, что позволило бы еще раз снизить себестоимость ее изготовления. Это, безусловно, не является недостатком известного устройства, так как при его создании, очевидно, и была поставлена задача управлять механизмом разворота ламелей от автономного привода.

Авторы изобретения в данном случае лишь констатируют возможность создания устройства с ручным приводом для механизма разворота ламелей, что позволило бы упростить конструкцию, снизить ее себестоимость. Они считают также, что при некоторых конструктивных мероприятиях недостатки известного устройства, отмеченные выше, можно устранить.

Цель изобретения снижение себестоимости изготовления известного устройства при улучшении его эксплуатационных качеств.

Поставленная цель достигается тем, что в известном устройстве, содержащем каналообразный несущий корпус, монтируемый в верхней части светового проема, набор подвижных в вертикальном направлении горизонтальных ламелей, закрепленных по меньшей мере на двух гибких лесенках, и механизм разворота ламелей в горизонтальных плоскостях с приводом, размещенный в несущем корпусе и выполненный в виде винтовой пары, поворотный вал которой сочленен с подвижной вдоль несущего корпуса кареткой, расположенной в районе одного из торцов последнего, имеющий также элементы крепления поворотного вала, каретки, лесенок, а также элементы соединения с ним привода, иначе смонтирован поворотный вал и по другому размещены элементы крепления лесенок и элементы соединения привода с механизмом разворота ламелей.

Поворотный вал в предлагаемом устройстве смонтирован на барабанах, а последние уложены в опоры. Элементы крепления лесенок выполнены на указанных барабанах, а элементы соединения привода с механизмом разворота ламелей на каретке. Эти признаки позволили осуществить передачу управляющего движения механизма разворота ламелей в предлагаемом устройстве от каретки винтовой пары к поворотному валу, а не наоборот, что имеет место в известном устройстве.

Для того, чтобы обеспечить надежную фиксацию ламелей по углу их разворота при новой пеpедаче движения выбрана и другая величина угла подъема винтовой линии сопрягаемой винтовой пары. Так, величина угла подъема винтовой линии в предлагаемом устройстве больше величины угла трения в винтовой паре, а не меньше его, что наблюдается в известном устройстве. Этот признак как раз и позволяет выполнить условие самоторможения при передаче усилия в направлении винт-гайка. В то же время, данный признак дает возможность использования винтовой пары с большим углом подъема винтовой линии, например, превышающим 45о. Так, в опытном образце предлагаемого устройства указанный угол превышает 88о.

Поставленная цель достигается также и тем, что в состав предлагаемого устройства введен ролик, а несущий корпус этого устройства снабжен отверстием, расположенным между кареткой и близлежащим к ней торцом этого корпуса. Ролик же предложено установить по другую сторону каретки по сравнению с местом расположения указанного отверстия.

Иначе выполнен и привод механизма разворота ламелей. Он выполнен в виде двух гибких тяг, введенных в несущий корпус через упомянутое отверстие. Причем одна из этих тяг обогнута по ролику, введенному в состав предлагаемого устройства. Совокупность этих признаков дает возможность осуществить ручное управление работой механизма разворота ламелей.

Из анализа существующей техники следует, что известные в технике светозащитные жалюзи содержат в своем составе несущий корпус, монтируемый в верхней части светового проема, набор подвижных в вертикальном направлении горизонтальных ламелей, закрепленных по меньшей мере на двух гибких лесенках, и механизм разворота ламелей в горизонтальных плоскостях с приводом. У одних из известных устройств управление подъемом-опусканием и разворотом ламелей осуществляется вручную от одних и тех же двух тяг, а у других подъем-опускание ламелей выполняется за счет одной пары тяг, а разворот ламелей за счет другой пары тяг. Механизм разворота ламелей у известных устройств выполнен также по-разному. Так, в известном устройстве, на поворотный вал насажен диск, имеющий ступицу. Через отверстие в диске, эксцентричное относительно продольной оси вала, пропущены тяги, огибающие ступицу диска с разных сторон. В известном устройстве поворотные тяги обогнуты через надетый на червяк ролик, червяк же введен в сцепление с червячным сектором, смонтированным на поворотном валу. В каждом из двух последних устройств на поворотный вал насажены барабаны или коромысла для закрепления на них верхних концов гибких лесенок, а сами поворотные валы уложены в опоры.

Имеются и также конструкции светозащитных жалюзи, у которых механизм разворота ламелей выполнен в виде винтовой пары, поворотный вал которой сочленен с подвижной вдоль несущего корпуса кареткой, расположенной в районе одного из торцов этого корпуса. Составные части механизма разворота ламелей имеют элементы крепления поворотного вала, каретки и лесенки и элементы для соединения привода с соответствующей частью этого механизма. В качестве опоры для каретки служат внутренние стенки несущего корпуса, а поворотный вал центрируется по сочлененным с ним резьбовым поверхностям каретки. Верхние концы лесенок закреплены на кронштейнах, насаженных на штангу, смонтированную на каретке, и введены по одному в несущий корпус через отверстия в его донышке.

Вал автономного привода механизма разворота ламелей (электродвигателя) введен в несущий корпус через торец этого корпуса и соединен с поворотным валом. Величина угла подъема винтовой линии (по среднему диаметру резьбы) в винтовой паре этого устройства выбрана меньше величины угла трения в этой паре.

Однако среди всех известных конструкций светозащитных жалюзи не существует такой, у которой бы поворотный вал винтовой пары механизма разворота ламелей был смонтирован на уложенных в барабаны опорах, а на барабанах были бы размещены элементы крепления верхних концов гибких лесенок.

Такая совокупность признаков встречается лишь в устройствах без наличия винтовой пары в механизме разворота ламелей. Не известно и о наличии на каретке элементов для присоединения к приводу механизма разворота ламелей. Нет никаких сведений о наличии такого механизма разворота ламелей, винтовая пара которого была бы выполнена с углом подъема винтовой линии, величина которого превышала бы величину угла трения в винтовой паре. При осуществлении патентного поиска не было обнаружено также такого механизма разворота ламелей с винтовой парой, привод которого был бы выполнен в виде двух гибких тяг, а следовательно, не известно о тех признаках, которые характеризуют подвод этих тяг к механизму разворота ламелей. Авторами предложено в несущем корпусе выполнить отверстие, расположенное в промежутке между кареткой и близлежащим к ней торцом этого корпуса, а в состав предлагаемого устройства ввести ролик, установив его по другую сторону каретки по сравнению с местом расположения указанного отверстия.

Гибкие тяги в предлагаемом устройстве введены в несущий корпус через упомянутое отверстие, причем одна из этих тяг обогнута по указанному выше ролику.

Совокупность всех этих признаков является новой, не описанной до сих пор в источниках патентной и научно-технической литературы. Поскольку перечисленные новые отличительные признаки предлагаемого устройства позволяют осуществить поставленную авторами цель изобретения, снижение себестоимости его изготовления при улучшении эксплуатационных качеств, то это позволяет сделать вывод об улучшении части технических характеристик известного устройства. Это свидетельствует о том, что предлагаемое устройство находится на новом, более совершенном техническом уровне, по сравнению с тем, который присущ устройству-прототипу. Иначе говоря, технический уровень предлагаемого устройства соответствует изобретательскому уровню.

На фиг.1 показаны предлагаемые жалюзи, продольный разрез; на фиг.2 разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 разрез Б-Б на фиг.1; на фиг.4 разрез В-В на фиг. 1; на фиг.5 разрез Г-Г на фиг.1; на фиг.6 вид по стрелке Д на фиг.1.

В корытообразном несущем корпусе 1 (фиг.1 и 2) смонтированы подъемное устройство ламелей 2 вместе с нижней рейкой-грузом 3, тормозное устройство для фиксации ламелей в вертикальной плоскости (по высоте затемняемого светового проема, например, окна), механизм разворота ламелей в горизонтальных плоскостях, постели 4 и 5 (см. фиг.1), а также по меньшей мере две опоры 6.

В представленном конкретном случае изображены три таких опоры. Количество опор зависит от ширины светового проема. В состав подъемного устройства входят две подъемные гибкие тяги 7 и 8, два ролика 9, установленные поворотно на размещенных в крайних опорах 6 осях 10, и ролик 1, насаженный с возможностью вращения на ось 12, закрепленную в теле постели 4. Каждая из тяг гибких подъемных тяг 7 и 8 закреплена одним из своих концов на держателе 13, смонтированном в гнезде, расположенном на днище нижней рейки 3, пропущена через центральные пазы всех ламелей 2 и введена во внутреннюю полость несущего корпуса 1 через паз, имеющийся в днище опор 6, в районе расположения роликов 9 (фиг.1 и 2). Подъемные тяги обогнуты по своим роликам 9 (см. фиг. 1) подведены к ролику 11, обогнуты по этому ролику и выведены из внутренней полости несущего корпуса 1 наружу через пазы, имеющиеся в днище постели 4. При этом подъемные тяги пропущены через пространство, ограниченное торцовой поверхностью 14 выреза рычага 15 и плавающим зубчатым роликом 16. На выпущенных из несущего корпуса 1 свободных концах подъемных тяг 7 и 8 укреплена ручка 17.

Тормозное устройство выполнено в виде рычага 15, закрепленного в стенке постели 4 при помощи оси 18 с возможностью качания вокруг этой оси, и плавающего зубчатого ролика 16, опирающиеся на поверхности паза рычага 15.

Зубчатый ролик 16 снабжен торцовыми цилиндрическими выступами (фиг.3), которые введены в наклонные пазы 19, имеющиеся в боковых стенках постели 4, с обеспечением свободы перемещения вдоль этих пазов и вращения вокруг собственной оси. Сама постель 4 выполнена с нижним центрирующим выступом, которым она установлена в паз, прорезанный в днище несущего корпуса, и зафиксирована от вертикального смещения пружинной планкой 20. Механизм разворота ламелей выполнен в виде винтовой пары поворотного вала 21 и каретки 22 (см. фиг.1).

Винтовая поверхность поворотного вала и сочленненная с нею каретка размещены в промежутке, образованном двумя опорами 6, находящимися в районе расположения постели 5. Величина угла подъема винтовой линии на среднем диаметре винтовой поверхности указанной пары больше величины угла трения в этой паре. Поворотный вал смонтирован на барабанах 23, которые уложены в опоры 6, имеющие П-образную форму. Причем гнезда под барабаном 23 выполнены в вертикальных стенках опоры 6. Поперечное сечение гнезда представляет собой сегмент окружности с центральным углом, превышающим 180о на столько, что ширина б горловины меньше диаметра сопрягаемой с гнездом поверхности барабана на 0,3-0,8 мм (фиг.4). В стенке опоры вырезан паз 24. Своим центрирующим нижним выступом опора 6 установлена в паз на днище несущего корпуса 1, аналогично тому, как установлена постель 4 (см. фиг. 1 и 5). Пружинная планка 20 фиксирует опору 6 в несущем корпусе, предотвращая ее смещение в вертикальном направлении. Две опоры 6, между которыми размещена каретка 22, соединены между собой стержнем 25, который служит в качестве направляющей для каретки, надетой на этот стержень своим пазом, прорезанным со стороны ее днища (см. фиг.1).

Промежуточный валик 26 является продолжением поворотного вала 21. Один его конец закреплен в том же барабане 23, в котором расположен конец поворотного вала, а другой в барабане 23, уложенном в опору 6, расположенную в районе выхода из несущего корпуса 1 тяги 7 подъема.

На некотором расстоянии от торцов несущего корпуса установлены две гибкие лесенки 27 (фиг.1 и 5), на ступеньки которых уложены ламели 2 и нижняя рейка 3. Верхние концы этих лесенок введены во внутреннюю полость несущего корпуса 1 через пазы, прорезанные в днище крайних опор 6. Каждый конец лесенки подведен к наружной поверхности 28 центральной части барабана 23 с взаимно-противоположной стороны, обогнут по этой поверхности и закреплен на ней. Причем крепление осуществлено путем размещения узла, выполненного на конце лесенки в пазу 29 барабана 23 (см. фиг.5).

В стенке несущего корпуса 1 выполнено отверстие 30 (см. фиг.1 и 6), расположенное в промежутке между торцом 31 этого корпуса и кареткой 22. Напротив этого отверстия внутри корпуса 1 установлена постель 5, имеющая два паза 32 (фиг.6). В опоре 6, которая является второй при отсчете опор от торца 31, смонтирован ролик 33 (см. фиг.1). На каждом из торцов каретки 22 выполнен выступ с отверстием 34, а в стенке опоры 6, находящейся в районе торца 31 несущего корпуса, имеются отверстия 35 и 36 (фиг.6).

Привод механизма разворота ламелей выполнен в виде двух гибких тяг 37 и 38, введенных в несущий корпус через отверстие 30. Тяги 37 и 38 уложены по одной в пазы 32 постели 5. Конец тяги 37 пропущен через отверстие 35 опоры 6 и закреплен с помощью узла в отверстии 34 одного из торцовых выступов каретки 22 (см. фиг.1). Конец тяги 38 пропущен через отверстие 36 (см. фиг.6) опоры 6, обогнут по ролику 33 (см. фиг.1) и закреплен при помощи узла в отверстии 34 другого торцового выступа каретки 22. На выходящих из несущего корпуса концах гибких тяг 37 и 38 закреплены ручки 39. Через отверстие 30 в несущий корпус может быть вставлена коробка с отверстием под тяги 37 и 38 и с пазами 32 вместо постели 5, что является вариантом конструкции ввода гибких тяг 37 и 38 в несущий корпус 1.

Предлагаемые светозащитные жалюзи работают следующим образом.

Прикладывая усилие к ручке 17, направленное вертикально вниз, смещаем ее вниз, одновременно вытягивая из несущего корпуса подъемные тяги 7 и 8. Последние приводят во вращение ролики 11 и 9. При этом нижние концы тяг 7 и 8, закрепленные на держателях 13, поднимаются вверх, тем самым смещая вверх нижнюю рейку 3. По мере подъема нижней рейки 3 уменьшается расстояние между этой рейкой и несущим корпусом 1. Ламель 2, близлежащая к нижней рейке 3, укладывается на эту рейку и продолжает вместе с ней смещаться вверх. Затем ламели поочередно одна за другой, начиная снизу, укладываются друг на дружку, смещаясь вверх до тех пор, пока не сложатся в стопку, что соответствует полному открытию светового проема. Если при указанном крайнем верхнем положении ламелей или при любом их промежуточном положений снять усилие с ручки 17, то под действием суммарной силы тяжести, возникающей от масс вертикально перемещающихся деталей (нижней рейки 3 держателей 13, ламелей 2), указанные детали начинают опускаться и занимают крайнее нижнее положение, при котором нижняя рейка 3 будет находиться либо ниже нижней рейки 3 и ламелей, либо на нужной высоте (в любом крайнем или промежуточном положении). Затем необходимо отвести ручку 17 в сторону направления стрелки Е, не снимая с нее усилия, поддерживающего указанные детали на заданной высоте. При этом подъемные тяги 7 и 8 входят в соприкосновение с торцовой поверхностью 14 выреза рычага 15 и разворачивают этот рычаг в направлении стрелки Ж вокруг оси 18. Рычаг 15 смещает зубчатый ролик 16 наклонно вверх по пазу 19 до того положения, когда подъемные тяги 7 и 8 оказываются зажатыми между роликом 11 и зубчатым роликом 16. Если теперь снять усилие с ручки 17, то суммарная сила тяжести от масс вертикально перемещающихся деталей стремится опустить эти детали вниз, перемещая подъемные тяги в направлении стрелок 3. Под действием сил трения, возникающих между соприкасающимися поверхностями подъемных тяг 7 и 8 и зубчатого ролика 16, последний, разворачиваясь вокруг своей продольной оси, начинает подниматься вверх по пазу 19, еще более заклинивая подъемные тяги 7 и 8. За счет этого происходит фиксация вертикально перемещающихся деталей в любом заданном по высоте светового проема положении. Чтобы опустить нижнюю рейку с ламелями из зафиксированного положения, необходимо приложить к ручке 17 усилие, направленное вертикально вниз. В этом направлении начинают смещаться и подъемные тяги. Возникшие при этом силы трения между подъемными тягами и зубчатым роликом заставляют последний опуститься вниз по наклонному пазу 19. Снимая усилие с ручки 17, нижняя планка 3 и другие вертикально перемещающиеся детали начинают опускаться вниз.

Для того, чтобы перекрыть полностью или частично световой проем при положении вертикально перемещающихся деталей, зафиксированных при помощи тормозного устройства на любой высоте относительно нижней плоскости светового проема, необходимо привести в действие механизм разворота ламелей 2. Для этого следует потянуть вниз одну из ручек 39 (см. 1 и 5), например за ручку, закрепленную на тяге 38. Усилие натяжения тяги 38 будет воспринято кареткой 22, которая начинает смещаться в направлении торца 31 и двигается до тех пор, пока не будет снято усилие с ручки 39 или не упрется в опору 6. Усилие от винтовой поверхности каретки будет передано на сочлененную с нею винтовую поверхность поворотного вала 21. Осевая составляющая этого усилия уравновешивается опорой 6, а тангенциальная начинает разворачивать поворотный вал 21 и промежуточный валик 26 вместе с барабанами 23 в направлении стрелки И (вполне возможен разворот и в противоположном направлении, что зависит от направления винтовых поверхностей поворотного вала и каретки). Указанный разворот осуществляется до тех пор, пока двигается каретка. Стержень 25 препятствует возможности углового смещения каретки. В процессе разворота верхний конец одной из стоек каждой гибкой лесенки 27 наматывается на барабан 23, а другой сматывается с него. За счет этого одна из стоек гибкой лесенки втягивается в несущий корпус (перемещается вертикально вверх), а вторая выходит из этого корпуса (опускается вертикально вниз). При этом поднимаются и опускаются и соответствующие концы ступенек гибких лесенок, разворачивая вокруг горизонтальных осей ламели. При положении каретки 22, соответствующем моменту ее соприкосновения с правой опорой 6, ламели будут находиться в крайнем положении, соответствующем полному перекрытию светового проема на участке, ограниченном нижней рейкой 3 и верхней плоскостью этого проема (см. фиг. 2 и 5), (изображение штрих-пунктирными линиями). Если движение каретки остановится до момента ее соприкосновения с правой опорой 6, то между каждой парой соседних ламелей будет образована щель, что соответствует частичному перекрытию соответствующего участка светового проема. В данном случае стенки, образующие щели, будут направлены сверху вниз при взгляде по стрелке К на жалюзи из заменяемого помещения. Если усилие, приложенное к ручке 39, находящейся на тяге 38, снять и приложить его к ручке 39, надетой на тягу 37, то направление движения стоек гибких лесенок 2 изменится на противоположное, а каретка 22 изменит направление своего движения: она будет перемещаться, удаляясь от правой опоры 6 в сторону другой такой же опоры до момента ее соприкосновения с этой опорой или прекращения действия усилия, приложенного к ручке 39. Изменят направление своего вращения и детали 21, 23 и 26. По мере перемещения каретки ламели 2 будут постепенно возвращаться в исходное нейтральное положение, соответствующее открытому световому проему. Затем ламели снова начнут перекрывать световой проем, переворачиваясь другими своими стенками к внутреннему объему затемняемого помещения, и при соприкосновении каретки с опорой 6 перекроют световой проем полностью. При частичном перекрытии светового проема стенки ламелей, образующие щели, будут направлены по стрелке Л снизу вверх, при взгляде на жалюзи из затемняемого помещения. При отсутствии управляющих разворотом усилий на ручках 39 гибких тяг 37 и 38 ламели будут удерживаться в соответствующем фиксированном положении даже в том случае, если к ламелям или стойкам лесенок будет приложена случайная сила. Это обеспечивается за счет самоторможения винтовой пары в направлении винт-каретка.

В процессе эксплуатации жалюзи поворотный вал 21 и промежуточный валик 26 вместе со своими барабанами 23 будут удерживаться опорами 6 в горизонтальном положении, так как ширина горловины гнезда под посадочный цилиндр барабана меньше сопрягаемого с ним диаметра барабана.

Для того, чтобы собрать предлагаемые светозащитные жалюзи, необходимо закрепить нижние концы гибких подъемных тяг 7 и 8 в держателях 13, а последние установить в гнезда нижней рейки 3 с выводом тяг из внутренней полости нижней рейки через противоположную от ее днища стенку. Ламели 2 и нижнюю рейку 3 вставляют в ступеньки гибких лесенок 27, а свободные концы гибких подъемных тяг 7 и 8 пропускают через центральные пазы всех ламелей. Торцовые цилиндрические выступы зубчатого ролика 16 вводят снизу в наклонный паз 19 постели 4. В прорезь постели 4 вводят рычаг 15 и закрепляют его при помощи оси 18 с возможностью качания вокруг нее. Причем рычаг 15 устанавливают таким образом, чтобы поверхности его выреза поддерживали зубчатый ролик 16 от выпадания из паза 19. Закрепляют поворотно ролик 11 в пазу постели 4 при помощи оси 12. В одной из опор 6 монтируют поворотно на оси 10 ролик 33, а в остальных опорах ролики 9 при помощи той же оси 10. Две опоры 6, которые должны быть размещены в районе торца 31 несущего корпуса 1, необходимо своими отверстиями на торцы стержня 25. Левую опору 6, а также опоры 6, насаженные на стержень 25, вместе с установленными в них деталями вводят во внутреннюю полость несущего корпуса 1 через его открытые торцы. Совмещая центральный нижний выступ каждой из опор с пазом в днище несущего корпуса 1, прикладывают усилие к опорам, направленное вертикально вниз, и вводят их выступы в пазы корпуса. Причем опору 6 с роликом 33 устанавливают второй при отсчете от торца 31 несущего корпуса. Фиксируют опоры 6 от вертикальных перемещений при помощи пружинных планок 20. Постель 4 вместе с установленными в нее деталями, а также постель 5 вводят во внутреннюю полость несущего корпуса 1 через его открытые торцы и закрепляют в этом корпусе с помощью пружинных планок 20, аналогичны тому, как были закреплены опоры 6. Выпущенные из ламелей 2 концы подъемных гибких тяг 7 и 8 вводят во внутреннюю полость несущего корпуса 1 через пазы, имеющиеся в днище опор 6 в районе расположения роликов 9. Тяги 7 и 8 необходимо обогнуть по наружной поверхности роликов 9 и 11, ввести в зазор между торцовой поверхностью 14 рычага 15 и зубчатым роликом 16 и выпустить из внутренней полости несущего корпуса 1 через пазы, имеющиеся в днище постели 4. На выступающих из несущего корпуса 1 концах подъемных гибких тяг 7 и 8 закрепляют ручку 17. Каретку 22 необходимо навернуть на винтовую поверхность поворотного вала 21. На концы поворотного вала 21 и один из концов промежуточного вала 26 надевают барабаны 23, а второй конец промежуточного валика устанавливают в тот же барабан 23, в который установлен конец поворотного вала. Совмещают шейки барабанов 23 с горловинами опор 6, а паз, имеющийся на донышке каретки 22, со стержнем 25. Надевают на барабаны 23 направленным вниз усилием такой величины, чтобы стенки опор 6, упруго деформируясь, отгибают, обеспечивая вхождение цилиндров барабанов 23 в впрягаемые с ними гнезда опор 6, а стержня 25 в паз каретки 22. При этом ширина пазов 24 уменьшается на такую же величину, на которую увеличивается ширина горловины гнезд под барабаны 23. После вхождения барабанов 23 в свои гнезда стенки опор принимают свое первоначальное положение и препятствуют смещению поворотного вала 21 и промежуточного валика 26 в вертикальном направлении. Верхние концы стоек гибких лесенок 27 вводят во внутреннюю полость несущего корпуса 1. Через пазы, прорезанные в днищах опор 6, конец каждой стойки подводят к наружной поверхности 28 центральной части барабана 23 с взаимно противоположных сторон, отгибают по этой поверхности и, завязывая узел, вводят его в соответствующий паз 29 барабана 23. (Вместо узла можно выполнить любое другое утолщение, например оплавить конец стойки). Фиксируют нижнюю рейку 3 и ламели 2 в верхнем крайнем положении, используя тормозное устройство. Закрепляют несущий корпус собранных жалюзи у верхнего среза затемняемого проема. Предлагаемые жалюзи готовы к работе на месте их эксплуатации.

Предлагаемые светозащитные жалюзи, по мнению авторов предполагаемого изобретения, совершеннее устройства-прототипа. Такое мнение обусловлено тем, что благодаря предлагаемой конструкции удалось не только снизить себестоимость ее изготовления, но и улучшить эксплуатационные качества. Предлагаемые авторами признаки, относящиеся к реализации замены направления передачи управляющего движения при развороте ламелей от винта к каретке на направление от каретки к винту, позволили увеличить величину угла подъема винтовой линии сопрягаемой винтовой пары. Это, в свою очередь, открывает возможности для увеличения ширины поперечного сечения сопрягаемых винтовых выступа и паза, а следовательно, позволяет использовать в качестве материала каретки литьевые пластмассы. Это и позволяет улучшить технологичность конструкции и снизить затраты на изготовление. Точность же регулировки в предлагаемом устройстве не ухудшается, так как условия регулирования улучшаются с увеличением угла подъема винтовой линии. Условия работы предлагаемого устройства улучшены и за счет замены длинной, перемещающейся поступательно штанги на вращающийся вокруг своей продольной оси промежуточный валик. Упразднение штанги позволило также увеличить величину угла, заключенного между участками верхних концов стоек гибкой лесенки, лежащими до и после их вывода из несущего корпуса. Благодаря этому удалось уменьшить силы трения между стойками лесенок и несущим корпусом (или опорами, как в предлагаемом случае), уменьшить износ лесенок, увеличивая их срок службы. Упрощение конструкции и снижение ее себестоимости достигнуто и благодаря замене дорогостоящего автономного привода механизма разворота ламелей на гибкие тяги, управляемые вручную.

Формула изобретения

СВЕТОЗАЩИТНЫЕ ЖАЛЮЗИ, содержащее каналообразный несущий корпус, монтируемый в верхней части светового проема, набор подвижных в вертикальном направлении горизонтальных ламелей, закрепленных по меньшей мере на двух гибких лесенках, и механизм разворота ламелей в горизонтальных плоскостях с приводом, размещенный в несущем корпусе, выполненный в виде винтовой пары, поворотный вал которой связан с подвижной вдоль несущего корпуса кареткой, расположенной в районе из торцов последнего, и имеющий элементы крепления поворотного вала, каретки, лесенок и элементы соединения с ним привода, отличающиеся тем, что несущий корпус выполнен с отверстием, расположенным между кареткой и близлежащим к ней торцом этого корпуса, и ролики, установленным по другую сторону от каретки по сравнению с местом расположения указанного отверстия, поворотный вал закреплен на барабанах, а элементы соединения привода с механизмом разворота ламелей - на каретке, привод выполнен в виде двух гибких тяг, входящих в несущий корпус через упомянутое отверстие, одна из гибких тяг огибает ролик, при этом величина угла подъема винтовой линии сопрягаемой винтовой пары выбрана с превышением величины угла трения в этой паре.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области строительства, а именно к конструкции оконных светозащитных устройств

Изобретение относится к покрывным средствам для архитектурных отверстий

Жалюзи // 2571030
Изобретение относится к жалюзи, в частности к механизму подъема для жалюзи. Механизм подъема для жалюзи, имеющих пары шнуров (7) подъема для подъема или опускания пластин (2) жалюзи, содержит два барабана (9, 10). Один шнур из пары шнуров подъема наматывается на наружную периферийную поверхность одного барабана (9) при вращении этого барабана (9) в первом направлении и разматывается с указанной поверхности при вращении этого барабана (9) в противоположном втором направлении. Другой шнур из пары шнуров подъема наматывается на наружную периферийную поверхность другого барабана (10) при вращении этого барабана (10) в указанном первом направлении и разматывается с указанной поверхности при вращении этого барабана (10) в указанном противоположном втором направлении. Два барабана (9, 10) соединены посредством центрального соединения с возможностью вращения друг с другом. Механизм имеет центральную часть, в которой с указанным центральным соединением функционально соединены шнуры (6) наклона. Обеспечивается надежность эксплуатации жалюзи без риска запутывания шнуров. 2 н. и 14 з.п. ф-лы, 45 ил.

Блок управления оконной шторы содержит приводной вал, втулку, закрепленную на приводном валу, стопорное устройство, установленное вокруг втулки. Стопорное устройство имеет блокирующее состояние, в котором оно блокирует вращательное перемещение втулки и приводного вала, чтобы удерживать затеняющую конструкцию оконной шторы в желаемом положении, и разблокированное состояние, в котором обеспечивается вращение втулки и приводного вала для вертикального регулирования затеняющей конструкции. Узел освобождения включает привод, оперативно соединенный со стопорным устройством. Привод включает в себя стержень, имеющий вытянутую форму, проходящую по существу вертикально вдоль продольной оси. Блок включает барабан для шнура и управляющий шнур, соединенные друг с другом; и муфту, оперативно соединенную с барабаном для шнура. Муфта выполнена с возможностью соединения и разъединения барабана для шнура относительно приводного вала. Управляющий шнур вытягивается для приведения барабана для шнура во вращение и переключения муфты в соединяющее состояние, чтобы вращение барабана для шнура передавалось через муфту в соединяющем состоянии, чтобы приводить втулку и приводной вал во вращение для поднятия затеняющей конструкции. Стержень выполнен с возможностью поворота вокруг продольной оси для переключения стопорного устройства из блокирующего состояния в разблокированное состояние для снижения затеняющей конструкции под действием силы тяжести. Оконная штора содержит верхний рельс, затеняющую конструкцию, нижнюю часть, подвесные шнуры, соединенные с узлами намотки шнура, и блок управления. Обеспечивается удобство и безопасность в эксплуатации. 2 н. и 19 з.п. ф-лы, 34 ил.

Блок управления оконной шторы содержит приводной вал, втулку, закрепленную на приводном валу, стопорное устройство, установленное вокруг втулки. Стопорное устройство имеет блокирующее состояние, в котором оно блокирует вращательное перемещение втулки и приводного вала, чтобы удерживать затеняющую конструкцию оконной шторы в желаемом положении, и разблокированное состояние, в котором обеспечивается вращение втулки и приводного вала для вертикального регулирования затеняющей конструкции. Узел освобождения включает привод, оперативно соединенный со стопорным устройством. Привод включает в себя стержень, имеющий вытянутую форму, проходящую по существу вертикально вдоль продольной оси. Блок включает барабан для шнура и управляющий шнур, соединенные друг с другом; и муфту, оперативно соединенную с барабаном для шнура. Муфта выполнена с возможностью соединения и разъединения барабана для шнура относительно приводного вала. Управляющий шнур вытягивается для приведения барабана для шнура во вращение и переключения муфты в соединяющее состояние, чтобы вращение барабана для шнура передавалось через муфту в соединяющем состоянии, чтобы приводить втулку и приводной вал во вращение для поднятия затеняющей конструкции. Стержень выполнен с возможностью поворота вокруг продольной оси для переключения стопорного устройства из блокирующего состояния в разблокированное состояние для снижения затеняющей конструкции под действием силы тяжести. Оконная штора содержит верхний рельс, затеняющую конструкцию, нижнюю часть, подвесные шнуры, соединенные с узлами намотки шнура, и блок управления. Обеспечивается удобство и безопасность в эксплуатации. 2 н. и 19 з.п. ф-лы, 34 ил.

Изобретение относится к гаечному механизму (1) складывания, предназначенному для перемещения ламелей между зоной (L2) складывания и зоной (L1) скольжения, содержащему ходовой винт (2), по которому может перемещаться гайка (3) между зоной (L2) складывания и зоной (L1) скольжения, поворотный стопорный элемент (4), образующий в зоне (L1) скольжения, в направлении вращения ходового винта (2), препятствие для перемещения гайки (3), и складывающий элемент (5), образующий в зоне (L2) складывания, в продольном направлении ходового винта (2), препятствие для перемещения гайки (3), в котором при перемещении по меньшей мере части поворотного стопорного элемента (4) и складывающего элемента (5), между зоной (L2) складывания и зоной (L1) скольжения, в продольном направлении ходового винта (2), создается подвижная граница. 2 н. и 44 з.п. ф-лы, 7 ил.
Наверх