Сферический шарнир равных угловых скоростей

 

Использование: для соединения валов машин и механизмов, передающих крутящий момент в условиях изменения угла между ними и при сохранении равенства угловых скоростей. Сущность изобретения: шарнир содержит соединенные с валами охватывающую и охватываемые основные детали со сферическими рабочими поверхностями и элементами скользящего зацепления на них, направляющее кольцо и промежуточное звено. Промежуточное звено состоит из двух концентрично расположенных между основными деталями чашек с наружными и внутренними элементами скользящего зацепления на сферических поверхностях. На наружной поверхности внешней чашки выполнены пальцы. Направляющее кольцо содержит кольцевую канавку, в которой смонтированы пальцы внешней чашки с возможностью скольжения. При этом чашки выполнены неразъемными. 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для соединения валов машин и механизмов, передающих крутящий момент в условиях изменяющихся углов между валами при сохранении равенства угловых скоростей.

Известна шарнирная муфта, содержащая по меньшей мере две дифференциальные направляющие, каждая из которых содержит два кольцевых шарнира, соединенных с обоими концами валов и расположенных зеркально симметрично относительно оси симметрии (заявка ЕПВ 0122947, кл. F 16 D 3/30, 1984).

Данный шарнир обеспечивает равенство угловых скоростей, но конструктивно сложен и не обеспечивает достижения угла между валами 90о и более.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является универсальный шарнир, содержащий шаровую головку с диаметральными выступами, концентрично расположенные разъемные сферические чашки с диаметральными выступами на наружной сферической поверхности и разъемную вилку с пазами для выступов наружной чашки.

Известный шарнир технологичен в изготовлении, обеспечивает равенство угловых скоростей и достаточно большой угол поворота между валами, однако обхватывающий элемент (вилка) покрывает более половины обхватываемого элемента (шаровой головки), что препятствует возможности достижения угла между валами 90о и более.

Задачей изобретения является расширение функциональных возможностей шарнира путем увеличения диапазона изменения углов между валами в процессе работы до 90о и более при сохранении абсолютного равенства угловых скоростей.

Поставленная задача достигается благодаря тому, что шарнир, содержащий обхватывающую и обхватываемую основные детали с элементами скользящего зацепления и промежуточное звено в виде концентрично расположенных чашек с элементами скользящего зацепления на наружных поверхностях, дополнительно снабжен направляющим кольцом, постоянно находящимся в биссекторной плоскости соединенных валов и содержащим на внутренней поверхности кольцевую канавку, а чашки выполнены неразъемными и содержат на внутренних сферических поверхностях элементы скользящего зацепления, перпендикулярные элементам зацепления наружных сферических поверхностей, причем торец каждой чашки выполнен с двумя диаметрально расположенными в плоскости наружного элемента зацепления выступами, выходящими за ось шарнира, и двумя диаметрально расположенными в плоскости внутреннего элемента зацепления впадинами, глубина которых, определяемая от оси шарнира, выполнена равной расстоянию от центра шарнира до торца обхватывающей основной детали и равна не менее половины диаметра вала, соединенного с охватываемой деталью, а на наружной поверхности внешней чашки в плоскости наружного элемента зацепления диаметрально и перпендикулярно оси вращения вала, соединенного с охватывающей деталью размещены пальцы, установленные с возможностью скольжения по кольцевой канавке упомянутого направляющего кольца.

На чертеже представлен шарнир, общий вид.

Сферический шарнир равных угловых скоростей содержит входной вал 1 с обхватываемой основной деталью 2, на наружной поверхности которой диаметрально и в плоскости, параллельной оси вращения вала 1, выполнен элемент скользящего зацепления в виде гребня 3, и выходной вал 4 с обхватывающей основной деталью 5, на внутренней сферической поверхности которой диаметрально и в плоскости, параллельной оси вращения вала 4, выполнен элемент скользящего зацепления в виде паза 6.

Между основными деталями 2 и 5 установлено промежуточное звено, состоящее из двух концентрично расположенных неразъемных чашек 7 и 8. Чашка 7 содержит на внутренней сферической поверхности паз 9, ответный гребню 3 детали 2, а на наружной поверхности перпендикулярно пазу 9 гребень 10, входящий в зацепление с пазом 11, расположенным на внутренней сферической поверхности чашки 8.

На наружной сферической поверхности чашки 8 перпендикулярно пазу 11 размещен гребень 12, ответный пазу 6 основной детали 5. Торцы чашек 7 и 8 выполнены соответственно с выступами 13, 14 в плоскостях наружных элементов зацепления (гребней) 10 и 12, выходящими за центр шарнира, и впадинами 15, 16 в плоскостях внутренних элементов зацепления (пазов) 9 и 11, глубина которых, определяемая от центра шарнира, выполнена равной расстоянию от центра шарнира до торца охватывающей основной детали 5 и равна не менее половины диаметра вала 1, а на наружной сферической поверхности внешней чашки 8 в плоскости наружного элемента зацепления (гребня) 12 диаметрально и перпендикулярно оси вращения вала 4 расположены пальцы 17, скользящие по кольцевой канавке 18 направляющего кольца 19, постоянно находящегося в биссекторной плоскости валов 1 и 4. Плоскости зацепления основных деталей и чашек поочередно перпендикулярны между собой, а деталь 5 покрывает менее половины детали 2.

Выступы 13 и 14 обеспечивают наибольший контакт гребней 10, 12 с пазами 11, 6 при максимальном уле поворота между валами 1 и 4.

Впадины 15, 16 имеют глубину, определяемую расстоянием от центра шарнира до дна впадин, которое должно быть не менее половины диаметра вала 11 для угла наклона между валами 90о. Для достижения большего угла поворота расстояние увеличивается.

Торец детали 5 находится на расстоянии от осей 0-0 и 0'-0' не менее половины диаметра вала 1 для обеспечения угла между валами 90о, а для достижения большего угла поворота расстояние также увеличивается.

Для увеличения нагрузочной способности сопряженные детали шарнира могут содержать по два и более параллельных между собой элементов скользящего зацепления, геометрические формы которых могут быть самыми разнообразными. Пальцы внешней чашки могут быть заменены шариками или эквивалентными элементами скользящего зацепления.

Работает шарнир следующим образом.

Вращение от ведущего вала 1 с охватываемой деталью 2 передается гребнем 3, входящим в зацепление с пазом 9, чашке 7, а затем посредством гребня 10, входящим в зацепление с пазом 11, чашке 8, а от чашки 8 посредством гребня 12, входящим в зацепление с пазом 6, охватывающим детали 5 и выходному валу 4.

Пальцы 17 чашки 8, скользя по кольцевой канавке 18 направляющего кольца 19, обеспечивают необходимое пространственное расположение чашки 8, а чашки 7 и 8 скользят по сопряженным сферическим поверхностям, совершая движения по сложной траектории. Направляющее кольцо 19 постоянно удерживается в биссекторной плоскости угла поворота между валами 1 и 4, что достигается любым известным в технике способом.

Для обеспечения работоспособности шарнира он устанавливается в корпус, удерживающий все детали в единой точке начала координат, конструкция которого может быть разнообразной.

Заявляемый шарнир позволяет при сохранении абсолютного равенства угловых скоростей обеспечить возможность изменения угла между валами до 90о и более, что значительно расширяет его функциональные возможности.

Формула изобретения

СФЕРИЧЕСКИЙ ШАРНИР РАВНЫХ УГЛОВЫХ СКОРОСТЕЙ, содержащий соединенные с валами охватывающую и охватываемую основные детали со сферическими рабочими поверхностями и элементами скользящего зацепления на них, промежуточное звено, состоящее из концентрично расположенных между основными деталями внутренней и внешней чашек с наружными элементами скользящего зацепления на наружных сферических поверхностях, отличающийся тем, что он снабжен постоянно находящимся в биссекторной плоскости угла соединенных валов направляющим кольцом, на внутренней поверхности которого выполнена кольцевая канавка, размещенными на наружной поверхности внешней чашки в плоскости наружного элемента зацепления диаметрально и перпендикулярно к оси вращения вала, соединенного с охватывающей основной деталью, пальцами, установленными в кольцевой канавке направляющего кольца с возможностью скольжения, при этом чашки выполнены неразъемными с внутренними элементами скользящего зацепления на внутренних сферических поверхностях, перпендикулярными наружным элементам скользящего зацепления, на торце каждой чашки выполнены два выступа, диаметрально расположенных в плоскости наружного элемента скользящего зацепления, выходящих за центр шарнира, и две впадины, диаметрально расположенные в плоскости внутреннего элемента скользящего зацепления, глубина которых, определяемая от оси шарнира, выполнена равной расстоянию от соответствующих внутренним элементам зацепления осей шарнира, перпендикулярных осям вращения обоих валов при их соосном расположении, до торца охватывающей основной детали и равна не менее половины диаметра вала, соединенного с охватывающей основной деталью.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности для карданных валов грузовых автомобилей

Кардан // 1831602

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных механизмах для соединения валов, оси которых расположены в пересекающихся плоскостях

Изобретение относится к машиностроению , предназначено для соединения валов , расположенных под углом друг к другу

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для соединения преимущественно несоосных валов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных механизмах для соединения валов, оси которых расположены в пересекающихся плоскостях

Изобретение относится к машиностроению , в частности к шарнирным муфтам

Изобретение относится к машиностроению , в частности к соединению валов при компенсации их угловых, осевых и радиальных смещений, и позволяет расширить функциональные возможности муфты

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для соединения валов машин и механизмов, передающих крутящий момент в условиях изменяющихся углов между валами при сохранении равенства угловых скоростей

Изобретение относится к соединительным муфтам между валами, и в частности - к универсальным шарнирам, и конкретнее - к муфтам, имеющим равные мгновенные угловые скорости входного вала и выходного вала или обеспечивающим приблизительно таковые скорости

Изобретение относится к шарнирам равных угловых скоростей и предназначено в основном для транспорта

Изобретение относится к муфтам, обеспечивающим вращение валов под углом друг к другу, и, в частности, к шарнирам равных угловых скоростей

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к средствам передачи вращающихся моментов в условиях, когда оси соединяемых валов расположены под углом друг к другу, а угловые скорости вращения ведущего и ведомого вала должны совпадать, и может быть использовано в приводах машин

Изобретение относится к узлам сельскохозяйственных, транспортных и других машин

Изобретение относится к шарнирам равных угловых скоростей с продольно-подвижными обоймами. Шарнир состоит из наружной (2) и внутренней (4) обойм, шариков (3) и сепаратора, причем вал (5) внутренней (4) обоймы продольно-подвижно крепится в ней на шлицах, шпонках, шариках или роликах. По второму варианту в шарнире наружная (2) обойма продольно- подвижно крепится в стакане (1), соединенном с рабочим валом. Крепление может осуществляться посредством шлицов, шпонок, шариков или роликов. Шпонки могут быть цилиндрическими, а шарики могут иметь сепараторы, в частности, в виде вставок из антифрикционного материала, например фторопласта или бронзы. Ролики также могут иметь сепараторы в виде вставок из антифрикционного материала или сепараторы в виде пластины с прямоугольными отверстиями. Технический результат: увеличение в несколько раз ресурса шарнира равных угловых скоростей с продольно- подвижными обоймами. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к сферическим устройствам типа механизма Гука или двойного механизма Кардана, и может использоваться в качестве аналога шарнира равных угловых скоростей, а также в качестве замены шарнира неравных угловых скоростей в приводах тракторов и мини-тракторов, автомобилей и других транспортных средств, иных машин и механизмов для передачи вращения между валами. Шарнир содержит ведущий (1) и ведомый валы с вилками (3) на концах, имеющими одинаковые размеры, две части, симметричные относительно оси вала, плоские параллельные опорные поверхности, задающие толщину h вилки (3), внешние поверхности, паз с внутренними поверхностями, перпендикулярными опорным поверхностям, с прямолинейным участком шириной q, 2h≤q≤2,3h, и участком в форме дуги окружности радиуса 0,5q, и канавки (4) на опорных поверхностях шириной 0,1…0,15q и глубиной 0,05…0,15q, средние линии канавок (4) равноудалены на 0,2…0,3q от линий пересечения опорных поверхностей с внутренними поверхностями паза вилки (3), бурт (5) у основания вилки (3) сплошной кольцевой формы, поверхность которого с противоположной стороны выполнена перпендикулярной оси вала, опорно-центрирующий шар (6) радиуса R, 0,9q≤R≤1,2q, с двумя кольцевыми взаимно перпендикулярными пазами прямоугольного профиля шириной h. Поверхности оснований пазов шара (6) представляют собой пересечение поверхностей двух цилиндров радиуса 0,5q, оси которых взаимно перпендикулярны, проходят через центр шара (6) и перпендикулярны каждая соответствующей плоскости симметрии, и с двумя сквозными отверстиями (7) радиуса 0,08…0,15h, оси которых совпадают с осями цилиндров. Вилки (3) входят в пазы шара (6) с противоположных сторон с образованием разъемного шарнирного соединения, обеспечивающего угол передачи вращения более 30°. Технический результат - повышение надежности работы шарнирного механизма. 3 ил.

Изобретение относится к механизмам типа карданного шарнира и может использоваться в приводах автомобилей и других машин для равномерной передачи вращения между валами. Шарнир равных угловых скоростей содержит ведущий (1) и ведомый (2) валы с вилками на концах, имеющими одинаковые размеры, две части, симметричные относительно оси вала (1, 2), плоские параллельные поверхности, задающие толщину вилки h, внешнее основание, пазы с внутренними поверхностями, перпендикулярными наружным поверхностям, прямолинейным участком и участком в форме дуги окружности радиуса q, равного половине ширины паза вилки, опорно-центрирующее звено (3) с двумя кольцевыми взаимно перпендикулярными пазами одинакового размера прямоугольного профиля, ширина пазов звена (3) равна толщине вилки h. Боковые поверхности пазов звена (3) симметричны относительно двух взаимно перпендикулярных плоскостей симметрии, линия пересечения которых проходит через центр звена (3). Поверхности, ограничивающие геометрическую форму оснований пазов звена (3), представляют собой пересечение поверхностей двух цилиндров радиуса q, оси которых взаимно перпендикулярны, проходят через центр звена (3) и перпендикулярны каждая соответствующей плоскости симметрии. Поверхность, ограничивающая геометрическую форму звена (3), представляет собой пересечение поверхности сферы радиуса R, центр которой совпадает с центром звена (3), поверхностей двух цилиндров радиуса r, , оси цилиндров радиуса r совпадают с осями цилиндров радиуса q, и двух секущих плоскостей, параллельных плоскости, образованной осями цилиндров радиусов r и q, и расположенных симметрично от нее на расстоянии 0,80…0,98 r. Вилки валов (1, 2) входят в пазы звена (3) с противоположных сторон с образованием разъемного шарнирного соединения, обеспечивающего угол передачи вращения более 30°. Технический результат: повышение надежности работы карданного шарнира равных угловых скоростей. 2 ил.

Изобретение относится к устройствам для передачи вращения между валами, которые могут совершать плоское угловое смещение относительно друг друга, в том числе во время вращения, и может быть использовано в машиностроении. Шарнир равных угловых скоростей включает ведущий вал (1), установленный в корпусе (2) и связанный с водилом (Н) планетарной передачи. Зубчатые сателлиты (3) водила (H) входят в зацепление с центральными зубчатыми колесами (4, 5), свободно установленными на валу (1) и имеющими дополнительные зубчатые венцы (6, 7). Колесо (4) своим венцом (6) входит в зацепление под прямым углом с промежуточным зубчатым колесом (8), которое своим дополнительным зубчатым венцом (9) или напрямую входит в зацепление под прямым или иным углом с зубчатым колесом (10) ведомого вала (11). Вал (11) находится на цапфе (12). Поворотный вал (13) цапфы (12) установлен в корпусе (2) перпендикулярно валу (1) и перпендикулярно или под иным углом валу (11). На валу (11) находится колесо (8) и зубчатое колесо (14), входящее в зацепление с венцом (7) колеса (5) планетарной передачи, при этом колесо (8) установлено на валу (13) свободно, а цапфа (12) и колесо (14) жестко. Передаточные числа зубчатых колес заявленного шарнира имеют следующие значения. Между венцом (6) и колесом (8) - u=1, между колесом (14) и венцом (7) - u=1, между колесом (5) и колесом (4) при неподвижном водиле (H) - u=1, между венцом (9) и колесом (10) вала (11) - u=2. Технический результат: разработка устройства для соединения валов, передающих вращение с высокой скоростью, позволяющего осям валов совершать неограниченное плоское угловое смещение относительно друг друга, без изменения положения оси углового смещения, без зависимости нагрузки на узлы шарнира от величины углового смещения валов, с возможностью применения для ведущего управляемого моста транспортного средства. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх