Устройство управления летательным аппаратом

 

Использование: в ракетной и космической технике, в частности в маневрирующих в атмосфере гиперзвуковых летательных аппаратах (ЛА). Сущность изобретения: по сигналу от системы управления 5 в соответствии с программой подается напряжение от бортового источника питания ЛА на привод вращения 2, который поворачивает устройство хранения и подачи твердотопливных зарядов 1 на определенный угол, обеспечивая соединение периферийного выхода устройства 1 с гибким трубопроводом 3 одной из камер сгорания 4. Под действием давления сжатого газа твердотопливный заряд движется по центральному каналу, гибкому трубопроводу 3 выбранной камеры сгорания 4 и, попадая в камеру сгорания 4, воспламеняется, создавая необходимую управляющую силу. Программная последовательность включения запирающих устройств вертикальных каналов обеспечивает поддержание общего центра масс в районе продольной оси ЛА. 3 ил.

Изобретение относится к области ракетной и космической техники. Преимущественная область использования маневрирующие в атмосфере гиперзвуковые летательные аппараты (ЛА).

Известно также устройство управления ЛА [1] содержащее камеры сгорания в виде кольцевой ленты с размещенными в них зарядами твердого топлива и сопло, установленное на заднем торцевом шпангоуте аппарата. Данное устройство обеспечивает многоразовое включение управляющего двигателя за счет подвода очередного заряда топлива в камере сгорания к соплу.

Недостатками указанного устройства являются низкие маневренные возможности, а также низкая надежность из-за сложности обеспечения герметичности камер сгорания и сопла.

Наиболее близким к предлагаемому устройству является устройство управления летательным аппаратом [2] содержащим камеру сгорания с соплом, запирающим устройством и воспламенителем, установленные в заднем торцевой шпангоуте аппарата, устройство хранения и подачи твердотопливных зарядов с приводом вращения и систему управления. В указанном устройстве твердотопливные заряды выполнены сферической формы, камера сгорания с соплом расположена в плоскости, параллельной продольной оси ЛА. Устройство хранения и подачи твердотопливных зарядов выполнено в виде центрального трубопровода, расположенного на продольной оси ЛА, на котором закреплены цилиндрический барабан с размещенными в нем зарядами твердого топлива и механизм их перемещения и подачи в центральный трубопровод, и снабжено распределителем, обеспечивающим попадание зарядов топлива в камеру сгорания управляющего двигателя. Заряды движутся по тракту за счет давления сжатого воздуха, находящегося в баллоне.

Указанное устройство имеет ряд существенных недостатков. Так, наличие вращательного движения цилиндрического барабана на центральном трубопроводе, невозможность обеспечения герметичности в месте соединения барабана и трубопровода снижают надежность функционирования устройства в целом. Кроме того, большое количество составных элементов увеличивает массогабаритные характеристики и усложняет конструкцию устройства.

Технической задачей изобретения является повышение надежности функционирования при одновременном уменьшении массогабаритных характеристик и упрощении конструкции.

Это достигается тем, что устройство управления ЛА, содержащее камеру сгорания с соплом, запирающим устройством и воспламенителем, установленным в заднем торцевом шпангоуте аппарата, устройство хранения и подачи твердотопливных зарядов с приводом вращения и систему управления, снабжено дополнительными камерами сгорания с соплами и гибкими трубопроводами, установленными на периферии, а устройство хранения и подачи твердотопливных зарядов выполнено в виде герметичного корпуса с размещенными в нем емкостью для сжатого газа, соединенной через клапан с центральным каналом, другой конец которого изогнут и имеет периферийный выход и перпендикулярными оси каналами с размещенными в них твердотопливными зарядами сферической формы, закрытыми крышками с поджимающими пружинами и снабженными запирающими устройствами.

На фиг. 1 показано размещение устройства управления в корпусе ЛА; на фиг. 2 конструкция устройства для хранения и подачи твердотопливных зарядов; на фиг. 3 сечение А-А на фиг. 2.

В задней части корпуса ЛА на шпангоутах крепится устройство хранения и подачи твердотопливных зарядов 1 с приводом вращения 2, к периферийному выходу которого подсоединены гибкие трубопроводы 3, соединяющие устройство хранения с камерами сгорания 4, установленными в заднем торцовом шпангоуте корпуса аппарата и снабженными соплами, запирающими устройствами и воспламенителями, причем продольные оси сопл расположены перпендикулярно продольной оси ЛА. Работу устройства управления осуществляет система управления 5, установленная спереди устройства.

Устройство 1 состоит из корпуса 6 цилиндрической формы, в котором размещаются внутренний центральный канал 7, емкость для сжатого газа и каналы 9, закрытые крышками 10 с поджимающими пружинами и снабженные запирающими устройствами 11. Продольные оси каналов 9 перпендикулярны продольной оси ЛА. В них размещаются твердотопливные заряды 12 сферической формы, которые прижимаются к запирающему устройству 11 пружиной, закрепленной на крышке 10. Внутренний центральный канал 7 с одной стороны соединен с емкостью для сжатого газа 8 через клапан 13, а с другой стороны изогнут и имеет периферийный выход 14. Периферийным выходом 14 устройство хранения и подачи твердотопливных зарядов 1 соединяется с гибкими трубопроводами 3 камер сгорания 4.

Функционирует устройство следующим образом.

По cигналу от системы управления 5 в соответствии с программой подается напряжение от бортового источника питания ЛА на привод вращения 2, который поворачивает устройство для хранения и подачи твердотопливных зарядов 1 на определенный угол, обеспечивая соединение периферийного выхода 14 устройства 1 с гибким трубопроводом 3 одной из камер сгорания 4. Срабатывает запирающее устройство 11 и твердотопливный заряд 12 под действием поджимающей пружины крышки 10 проталкивается во внутренний центральный канал 7, запирающее устройство 11 закрывает канал 9, предотвращая попадание второго заряда 12 в канал 7. Под действием высокого давления сжатого газа, находящегося в емкости для сжатого газа 8 устройства 1, твердотопливный заряд 12 движется по центральному каналу 7, гибкому трубопроводу 3 выбранной камеры сгорания 4 и, попадая в камеру сгорания 4, воспламеняется, создавая необходимую управляющую силу. Программная последовательность включения запирающих устройств 11 каналов 9 обеспечивает поддержание общего центра масс в районе продольной оси ЛА, что является необходимым условием обеспечения статической устойчивости и исключения создания эксцентриситета центра масс.

Формула изобретения

УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ, содержащее камеру сгорания с соплом, запирающим устройством и воспламенителем, установленным в заднем торцевом шпангоуте аппарата, устройство хранения и подачи твердотопливных зарядов с приводом вращения и систему управления, отличающееся тем, что оно снабжено дополнительными камерами сгорания с соплами и гибкими трубопроводами, установленными по периферии, а устройство хранения и подачи твердотопливных зарядов выполнено в виде герметичного корпуса с размещенными в нем емкостью для сжатого газа, соединенной через клапан с центральным каналом, другой конец которого изогнут и имеет периферийный выход, и перпендикулярными оси каналами с размещенными в них твердотопливными зарядами сферической формы, закрытыми крышками с поджимающими пружинами и снабженными запирающими устройствами.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к конструкции жидкостных ракетных двигательных установок (ЖРДУ) и может быть использовано в ракетном двигателестроении

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для создания управляющей реактивной силы за счет разности тяг относительно центра масс ракет, в особенности ракет-носителей , собранных в пакет

Изобретение относится к системам управления самолетов

Изобретение относится к системам управления самолетов
Изобретение относится к авиации

Изобретение относится к области авиационного транспорта

Изобретение относится к летательным аппаратам, транспортируемым другими летательными аппаратами

Изобретение относится к авиационно-космической технике, а именно к конструкции несущего блока летательного аппарата

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании РДТТ многоразового включения

Изобретение относится к ракетно-космической технике

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано в двигательных и энергетических установках перспективных средств межорбитальной транспортировки, предназначенных для доставки космических аппаратов на различные высокоэнергетические орбиты и отлетные от Земли траектории

Изобретение относится к области двигательных установок на криогенном топливе, и в частности к криогенной двигательной установке (1), содержащей по меньшей мере один маршевый двигатель (6) многократного запуска, первый криогенный бак (2), соединенный с маршевым двигателем (6) для его питания первым компонентом топлива, первый газовый бак (4), по меньшей мере один осаждающий топливо двигатель (7, 8) и первый питающий контур (16) для питания первого газового бака (4). Изобретение также относится к способу питания первого газового бака (4) первым компонентом топлива в газообразном состоянии. Указанный первый питающий контур (16) первого газового бака (4) соединен с первым криогенным баком (2) и содержит теплообменник (19), использующий тепло, выделяемое по меньшей мере одним осаждающим топливо двигателем (7, 8), для испарения потока жидкого первого компонента топлива, отводимого от первого криогенного бака (2), для питания первого газового бака (4) указанным первым компонентом топлива в газообразном состоянии. Изобретение обеспечивает повторный наддув криогенного бака, питание двигателя малой тяги и/или питание рулевых двигателей. 3 н. и 7 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх