Надводное судно для очистки от радиоактивной жидкости

 

Использование: изобретение относится к судостроению и касается областей техники, связанных с решением вопросов экологии моря или иных водоемов, с созданием технических средств,обеспечивающих экологически чистые способы подъема затонувших судов - подводных лодок, атомных ледоколов, кораблей с ядерным оружием. Сущность заключается в том, что оно выполнено с тросами и лебедками для опускания на глубину упомянутых выше отсеков-могильников, имеет гибкий шланг, соединенный с ним снаружи через вентиль, при этом каждая из упомянутых выше ниш корпуса судна образована герметичной оболочкой с днищем и крышкой, эта оболочка выполнена с бракетным продольным и поперечным набором, связывающим ниши между собой, с бортами, днищем и палубами корпуса судна, а также с устройством закрепления штока-могильника внутри соответствующей ему ниши корпуса судна, которое оборудовано самоходным глубоководным аппаратом для поиска затонувшего объекта, доставки к нему гибкого шланга одного из опускаемых на глубину отсеков-могильников и подачи этого шланга внутрь затонувшего объекта, системой поиска затонувшего объекта, системой связи с упомянутым глубоководным аппаратом, автоматической системой удержания корпуса судна в заданной точке над поверхностью акватории в процессе приема радиоактивной жидкости, ЭВМ для управления упомянутой системой удержания, трос-кабелем для дистанционного управления вышеуказанным вентилем, рельсовыми палубными тележками для транспортировки отсеков-могильников и устройствами для их погрузки в вышеупомянутые ниши корпуса судна. 2 ил.

Изобретение относится к судостроению и касается областей техники, связанных с решением вопросов экологии моря или иных водоемов, с созданием технических средств, обеспечивающих экологически чистые способы подъема затонувших судов подводных лодок, атомных ледоколов, кораблей с ядерным оружием и других подобных объектов.

Известно надводное судно для очистки от радиоактивной жидкости затонувшего объекта, имеющее корпус, снабженный, по крайней мере, одним погружаемым герметичным отсеком-могильником одноразового пользования для приема, транспортировки и захоронения радиоактивной жидкости, выполненного в виде полого цилиндрического резервуара с днищами с возможностью его размещения в нише корпуса этого судна [1] Однако такое судно не имеет достаточной автоматизации обработки радиоактивных отходов и не может многократно использоваться при их обезвреживании.

Цель изобретения повышение эксплуатационных качеств судна путем устранения вышеуказанных недостатков.

Это достигается тем, что оно выполнено с тросами и лебедками для опускания на глубину отсеков-могильников, которые выполнены из железобетона, а каждый из этих отсеков-могильников имеет гибкий шланг, соединенный с ним снаружи через вентиль, при этом каждая из ниш корпуса судна образована герметичной оболочкой с днищем и крышкой, эта оболочка выполнена с бракетным продольным и поперечным набором, связывающим ниши между собой, с бортами, днищем и палубами корпуса судна, а также с устройством закрепления отсека-могильника внутри соответствующей ему ниши корпуса судна, которое оборудовано самоходным глубоководным аппаратом для поиска затонувшего объекта, доставки к нему гибкого шланга одного из опускаемых на глубину отсеков-могильников и подачи этого шланга внутрь затонувшего объекта, системой поиска затонувшего объекта, системой связи с упомянутым глубоководным аппаратом, автоматической системой удержания корпуса судна в заданной точке над поверхностью акватории в процессе приема радиоактивной жидкости, ЭВМ для управления упомянутой системой удержания, трос-кабелем для дистанционного управления вышеуказанным вентилем, рельсовыми палубными тележками для транспортировки отсеков-могильников и устройствами для их погрузки в вышеупомянутые ниши корпуса судна.

На фиг.1 показаны надводное судно для очистки затонувшего объекта от радиоактивной жидкости и сам затонувший объект; на фиг.2 поперечный разрез корпуса надводного судна.

Надводное судно 1 для очистки затонувшего объекта 2 от радиоактивной жидкости 3 имеет грузовые стрелы с лебедками 4 и тросами 5, снабжено одноразовыми отсеками-могильниками 6, спускаемыми на глубину с помощью указанных лебедок и тросов и снабженными каждый гибким шлангом 7, соединенным одним концом с отсеком через вентиль 8 и размещенным в контейнере 9 на корпусе отсека 6. Судно оснащено установленным на специальном штатном основании 10 самоходным глубоководным аппаратом 11, имеющим манипуляторы 12, осветители 13 и предназначенным для поиска затонувшего объекта 2, доставки к нему гибкого шланга 7 и подачи его внутрь объекта 2 через отверстие 14. Кроме того, судно оборудовано системой 15 связи с глубоководным аппаратом, бортовой системой 16 поиска затонувшего объекта, автоматической системой удержания судна в заданной точке, включающей в себя гидроакустические буи 17, приемники-пеленгаторы 18 сигналов буев, движители 19, якоря 20, управляющей системой удержания ЭВМ 21 и трос-кабелем 22 для дистанционного управления вентилем 8 отсека-могильника 6.

На судне имеются также герметические ниши 23 с откидными крышками 24 для размещения и транспортировки отсеков-могильников 6, соединенные с корпусом судна бракетным набором 25 и оснащенные устройствами 26 для раскрепления отсеков-могильников внутри ниши 23, и расположенная симметрично бортам шахта 27 для спуска и подъема отсеков-могильников. На палубе судна предусмотрены рельсовые пути 28 для тележки 29 с поворотным устройством, предназначенной для перемещения вдоль судна от шахты и к шахте 27 отсеков-могильников 6.

Операция по очистке от радиоактивной жидкости затонувшего объекта выполняется в следующей последовательности.

Надводное судно 1 с помощью бортовой системы 16 производит поиск затонувшего объекта 2, фиксирует его положение на грунте гидроакустическими буями 17, становится над ним в рабочее положение движителями 19 по данным, полученным с буев 17 приемниками-пеленгаторами 18, и отдает якоря 20. В процессе операции положение судна автоматически корректируется системой удержания, управляемой ЭВМ 21.

Со штатного основания 10 на борту судна грузовыми стрелами с лебедками 4 и тросами 5 снимается и опускается на воду самоходный глубоководный аппарат 11, тросы 5 отдаются. Погрузившись, аппарат 11 уточняет местоположение и состояние объекта 2, сообщает полученную информацию на судно с помощью системы 15 и докладывает о готовности к операции.

На борту судна открывается крышка 24 одной из ниш 23, извлекается с помощью лебедок 4 и тросов 5 отсек-могильник 6, транспортируется по путям 28 на тележке 29 к шахте 27, вывешивается в шахте, к нему подсоединяется кабель-трос 22 и отсек опускается на заданную глубину.

Глубоководный аппарат, используя осветители 13, с помощью манипуляторов 12 открывает контейнер 9 на отсеке могильника 6, захватывает манипуляторами гибкий шланг 7, вытягивает из контейнера 9 и заводит конец шланга в отверстие 14 на корпусе затонувшего объекта и подает его внутрь объекта. После сообщения с аппарата 11 о завершении заводки шланга 7 на объект по команде судна по кабель-тросу 22 открывается вентиль 8 и радиоактивная вода 3 начинает транспортироваться в отсек-могильник 6.

Когда отсек заполняется, вентиль 8 закрывается, шланг 7 извлекается аппаратом из объекта и укладывается в контейнер 9, отсек-могильник поднимается на борт судна и помещается в соответствующую нишу-хранилище 23, раскрепляется в нише с помощью устройства 26, крышка ниши 21 закрывается. Далее операция повторяется со следующим отсеком-могильником 6. По завершении операции судно направляется к месту приемки заполненных отсеков-могильников 6 и производит их выгрузку из ниш 23 своими средствами или средствами базы.

Далее операция повторяется со следующим отсеком-могильником. По завершении работ глубоководный аппарат 11 всплывает, поднимается на штатное основание 10, и судно 1 направляется на базу приемки заполненных отсеков-могильников 6, производит их выгрузку из ниш 23 своими средствами или средствами базы.

Формула изобретения

НАДВОДНОЕ СУДНО ДЛЯ ОЧИСТКИ ОТ РАДИОАКТИВНОЙ ЖИДКОСТИ, преимущественно затонувшего объекта, имеющее корпус, снабженный по крайней мере одним погружаемым герметичным отсеком-могильником одноразового пользования для приема, транспортировки и захоронения радиоактивной жидкости, выполненного в виде полого цилиндрического резервуара с днищами с возможностью его размещения в нише корпуса этого судна, отличающееся тем, что оно выполнено с тросами и лебедками для опускания на глубину отсеков-могильников, которые выполнены из железобетона, а каждый из этих отсеков-могильников имеет гибкий шланг, соединенный с ним снаружи через вентиль, при этом каждая из ниш корпуса судна образована герметичной оболочкой с днищем и крышкой, эта оболочка выполнена с бракетным продольным и поперечным набором, связывающим ниши между собой, с бортами, днищем и палубами корпуса судна, а также с устройством закрепления отсека-могильника внутри соответствующей ему ниши корпуса судна, которое оборудовано самоходным глубоководным аппаратом для поиска затонувшего объекта, доставки к нему гибкого шланга одного из опускаемых на глубину отсеков-могильников и подачи этого шланга внутрь затонувшего объекта, системой поиска затонувшего объема, системой связи с упомянутым глубоководным аппаратом, автоматической системой удержания корпуса судна в заданной точке над поверхностью акватории в процессе приема радиоктивной жидкости, ЭВМ для управления упомянутой системой удержания, трос-кабелем для дистанционного управления указанным вентилем, рельсовыми палубными тележками для транспортировки отсеков-могильников и устройствами для их погрузки в упомянутые ниши корпуса судна.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для выгрузки твердеющих материалов, например пека, которые загустевают в сливном патрубке

Изобретение относится к средствам хранения и нефти и нефтепродуктов на водной подушке

Изобретение относится к модульной системе производства, хранения и погрузки углеводородов вблизи берегов

Контейнер // 1279918

Изобретение относится к категории сухопутных хранилищ и может быть использовано для хранения нефти и нефтепродуктов, других легкоиспаряющихся жидкостей в различных областях народного хозяйства

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к самоходным транспортным средствам повышенной проходимости

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для повышения эксплуатационных качеств и уменьшения осадки плавсредств

Изобретение относится к спорту, в частности гребле на байдарках

Изобретение относится к переправочно-мостовым средствам, а более конкретно - к наплавным мостам и паромам

Изобретение относится к переправочно-мостовым средствам, а более конкретно - к наплавным мостам и паромам
Наверх