Способ возведения примыкания перегонного тоннеля строящейся линии метрополитена к перегонному тоннелю действующей линии

 

Использование: в метростроении и может быть использовано при сооружении камер съездов, а также возведении примыкания перегонного тоннеля строящейся линии метрополитена к перегонному тоннелю действующей линии. Сущность изобретения: в способе, включающем возведение конструкций примыкания, на головном участке перегонного тоннеля путем выполнения в тоннеле действующей линии вертикальной опорной стены с демонтажом участков его обделки и опиранием на опорную стену элементов обделки тоннеля строящейся линии по мере его возведения и приближения к тоннелю действующей линии и последующее возведение остального участка примыкания путем выполнения обделки, объемлющей обе линии с демонтажом обделки тоннеля действующей линии на этом участке, перед возведением обделки, объемлющей обе линии, на участке расположения этой обделки внутри тоннеля действующей линии со стороны, противоположной примыканию тоннеля строящейся линии, выполняют впритык к обделке тоннеля действующей линии ленточную железобетонную опору с обеспечением совместной ее работы с прилегающим к ней участком обделки тоннеля действующей линии, а при возведении обделки, объемлющей обе линии, ее опирают со стороны действующей линии на ленточную железобетонную опору, причем при демонтаже обделки тоннеля действующей линии участок ее, прилегающий к ленточной железобетонной опоре, сохраняют в качестве участка обделки, объемляющей обе линии. 1 з. п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к метростроению и может быть использовано при строительстве камер съездов глубокого заложения. Известен способ возведения примыкания перегонного тоннеля строящейся линии метрополитена и перегонному тоннелю действующей линии, включающий возведение конструкции примыкания на головном его участке путем выполнения в тоннеле действующей линии вертикальной опорной стены с демонтажом его обделки и опиранием на опорную стену элементов обделки тоннеля строящейся линии по мере его возведения и приближения к тоннелю действующей линии и последующее возведение остального участка примыкания путем выполнения обделки, объемлющей обе линии с демонтажом обделки тоннеля действующей линии на этом участке (см.источник).

Это техническое решение является наиболее близким к предлагаемому и принято в качестве прототипа. Недостатком известного решения является большая трудоемкость работ, связанная с поной вырубкой путевого бетона и полной разборкой обделки перегонного тоннеля действующей линии, а также большая металлоемкость возводимой обделки, объемлющей обе линии.

Целью изобретения является значительное сокращение металлоемкости и трудоемкости при возведении примыкания перегонного тоннеля строящейся линии метрополитена к перегонному тоннелю действующей линии.

Это достигается тем, что в способе, включающем возведение конструкций примыкания на головном его участке путем выполнения в тоннеле действующей линии вертикальной опорной стены с демонтажом участков его обделки и опиранием на опорную стену элементов обделки тоннеля строящейся линии по мере его воздействия и приближения к тоннелю действующей линии и последующее возведение остального участка примыкания путем выполнения обделки, объемлющей обе линии с демонтажом обделки тоннеля действующей линии на этом участке, перед возведением обделки, объемлющей обе линии, на участке расположения этой обделки внутри тоннеля действующей линии со стороны, противоположной примыканию тоннеля строящейся линии, выполняют впритык к обделке тоннеля действующей линии ленточную железобетонную опору с обеспечением совместной ее работы с прилегающим к ней участком обделки тоннеля действующей линии, а при возведении обделки, объемлющей обе линии, ее опирают со стороны действующей линии на ленточную железобетонную опору, причем при демонтаже обделки тоннеля действующей линии участок ее, прилегающий к ленточной железобетонной опоре, сохраняют в качестве обделки, объемлющей обе линии.

При отсутствии гидростатического давления лоток обделки, объемлющей обе линии, выполняют плоским с опиранием его концов на нижнюю часть ленточной железобетонной опоры со стороны обделки действующей линии, а со стороны обделки строящейся линии на нижнюю поверхность металлического башмака, также входящего в состав обделки, объемлющей обе линии.

При наличии гидростатического давления лоток обделки, объемлющей обе линии, выполняют в виде обратного свода из чугунных тюбингов с опиранием его на нижнюю часть ленточной железобетонной опоры со стороны обделки действующей линии, а со стороны обделки строящейся линии на нижнюю поверхность металлического башмака, входящего в состав обделки, объединяющей обе линии.

Примыкание перегонного тоннеля строящейся линии метрополитена к перегонному тоннелю действующей линии представлено на чертеже, где на фиг.1 изображено примыкание в плане; на фиг.2 вид А-А на фиг.1; на фиг.3 вид Б-Б на фиг.1 (при отсутствии гидростатического давления на лоток); на фиг.4 вид В-В на фиг.1 (при наличии гидростатического давления на лоток).

Способ возведения примыкания перегонного тоннеля строящейся линии к перегонному тоннелю действующей линии осуществляют следующим образом.

В перегонном тоннеле 1 действующей линии метрополитена на головном участке 2 примыкания выполняют вертикальную опорную стену 3 с демонтажом участков 4 его обделки и опиранием на вертикальную опорную стенку 3 элементов обделки 5 тоннеля строящейся линии по мере его возведения и приближения к тоннелю 1 действующей линии.

Затем на участке 6 внутри тоннеля 1 действующей линии со стороны, противоположной примыканию тоннеля 5 строящейся линии выполняют впритык и обделке тоннеля 1 действующей линии ленточную железобетонную опору 7 с обеспечением совместной ее работы с прилегающим к ней участком 8 обделки тоннеля 1 действующей линии. Совместная работа ленточной железобетонной опоры 7 и прилегающего к ней участка 8 обделки тоннеля 1 действующей линии достигается известным способом: например, заведением опорных арматурных сеток (на чертежах не показаны) ленточной железобетонной опоры 7 в ячейки тюбингов прилегающего к опоре участка 8 обделки тоннеля 1 действующей линии с последующим закреплением арматурных сеток к ребрам тюбингов участка 8.

Затем известным способом (типа пилот-тоннель) возводят обделку 9, объемлющую обе линии, причем верхний свод обделки 9 опирают со стороны действующей линии на ленточную железобетонную опору 7 и участок 8 обделки тоннеля 1 действующей линии, а с противоположной стороны на металлический башмак 10, входящий в состав обделки 9.

Одновременно с монтажом обделки 9 производят демонтаж части обделки тоннеля 1 действующей линии, а участок 8 ее сохраняют в качестве участка обделки 9.

После выполнения вышеуказанных строительных операций на всем участке тоннеля 6, на котором расположена обделка 9, объемлющая обе линии, известным способом сооружают либо железобетонный плоский лоток 11, либо при наличии гидростатического давления обратный свод 12 из чугунных тюбингов. Причем и лоток 11 и обратный свод 12 опирают со стороны действующего тоннеля на нижнюю часть ленточной железобетонной опоры 7, а со стороны строящегося тоннеля на нижнюю плоскость металлического башмака 10, входящего в состав обделки 9.

Таким образом, возведенная конструкция примыкания состоит из обделки на головном участке 2 и объемлющей обе линии на участке 6.

Обделка на головном участке 2 представляет собой два разомкнутых тоннеля 1 и 5 из чугунных тюбингов, опирающихся на смежную с ними вертикальную опорную стену 3.

Объемлющая обе линии обделка на участке 6 представляет собой обделку 9 из чугунных тюбингов, опирающихся со стороны действующего тоннеля на верхнюю часть железобетонной ленточной опоры 7 и участок 8 обделки тоннеля 1 действующей линии, а с противоположной стороны на верхнюю часть металлического башмака 10, входящего в состав обделки 9.

Конструкция лотка 11 обделки, объемлющей обе линии при отсутствии гидростатического давления представляет собой железобетонную плиту, опирающуюся со стороны действующего тоннеля на нижнюю часть железобетонной ленточной опоры 7, а с противоположной стороны на нижнюю поверхность металлического башмака 10, входящего в состав обделки 9.

Конструкция лотка 12 обделки, объемлющей обе линии при наличии гидростатического давления представляет собой обратный свод из чугунных тюбингов, опирающийся со стороны действующего тоннеля на нижнюю часть железобетонной ленточной опоры 7, а с противоположной стороны на нижнюю поверхность металлического башмака 10, входящего в состав обделки 9.

Такое выполнение примыкания обеспечивает значительное сокращение металлоемкости в трудоемкости при возведении примыкания перегонного тоннеля строящейся линии метрополитена к перегонному тоннелю действующей линии.

Изобретение может быть использовано при строительстве камер съездов подземных сооружений глубокого заложения.

Формула изобретения

1. СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ПРИМЫКАНИЯ ПЕРЕГОННОГО ТОННЕЛЯ СТРОЯЩЕЙСЯ ЛИНИИ МЕТРОПОЛИТЕНА К ПЕРЕГОННОМУ ТОННЕЛЮ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ЛИНИИ, включающий возведение конструкций примыкания на головном его участке путем выполнения в тоннеле действующей линии вертикальной опорной стены с демонтажом участков его обделки и опиранием на опорную стену элементов обделки тоннеля строящейся линии по мере его воздействия и приближения к тоннелю действующей линии и последующее возведение остального участка примыкания путем выполнения обделки, объемлющей обе линии с демонтажом обделки тоннеля действующей линии на этом участке, отличающийся тем, что перед возведением обделки, объемляющей обе линии, на участке расположения этой обделки внутри тоннеля действующей линии со стороны, противоположной примыканию тоннеля строящейся линии, выполняют впритык к обделке тоннеля действующей линии ленточную железобетонную опору с обеспечением совместной ее работы с прилегающим к ней участком обделки тоннеля действующей линии, а при возведении обделки, объемлющей обе линии, ее опирают со стороны действующей линии на ленточную железобетонную опору, причем при демонтаже обделки тоннеля действующей линии участок ее, прилегающий к ленточной железобетонной опоре, сохраняют в качестве участка обделки, объемлющей обе линии.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что обделку, объемлющую обе линии, выполняют с металлическим башмаком, расположеннным в ней со стороны строящейся линии, а лоток либо плоским, либо в виде обратного свода с опиранием его со стороны строящейся линии на нижнюю поверхность металлического башмака, а со стороны действующей линии на нижнюю часть ленточной железобетонной опоры.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горой промышленности, а именно к способам и устройствам для управления движением проходческого щита

Изобретение относится к подземному строительству, преимущественно к тоннелестроению, а именно к проходческим щитам

Изобретение относится к области горного дела и может быть использовано при проходке горных выработок

Изобретение относится к железнодорожному транспорту

Изобретение относится к подземному строительству, а именно к проходческим щитам, предназначенным для строительства тоннелей в водонасыщенных грунтах

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при сооружении станций метрополитена глубокого заложения

Изобретение относится к строительству и касается возведения заглубленных подземных сооружений

Изобретение относится к подземному строительству и может быть использовано при строительстве подводящих тоннелей к опускным колодцам и другим заглубленным сооружениям

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при строительстве тоннелей, мостов и других подобных сооружений

Изобретение относится к строительству тоннелей и может быть использовано при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом на карьерах с комбинированным транспортом

Изобретение относится к области строительства подземных сооружений и позволяет снизить материалоемкость и повысить надежность конструкции

Изобретение относится к области .тоннелеи метростроения и может быть использовано при строительстве городских подземных сооружений.Цель снижение материалоемкости подземной конструкции

Изобретение относится к области строительства, в частности к строительству заглубленных подземных сооружений промышленного и гражданского назначения и прокладке инженерных коммуникаций
Наверх