Судовое маловязкое топливо

 

Сущность: топливо судовое маловязкое содержит 5,0 - 30,0% фракции при массовом соотношении в ней фракций 240 - 360oС и 360 - 450oС, равном 80 - 90: 20:10, 240 - 450 oС атмосферной перегонки, 5,0 - 15,0% фракций 240 - 550 oС вторичной перегонки мазута при массовом соотношении в ней фракции, выкипающих в интервале 240 - 360oС и 360 - 550 oС, равном (80 - 90):(20 - 10), и до 100% фракции 160 - 360 oС атмосферной перегонки. 5 табл.

Изобретение относится к углеводородным топливным композициям на основе продуктов переработки нефти и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.

Топливо судовое маловязкое (ТСМ) предназначено для использования в среднеоборотных и высокооборотных дизельных двигателях, потребляющих значительное количество дефицитного дизельного топлива по ГОСТ 305-82. В табл. 1 представлены требования к дизельному топливу марки "Л-0,5", вырабатываемому по ГОСТ 305-82 и предлагаемому взамен его TСМ, вырабатываемому по ТУ 38.101567-87. Из данных табл. 1 следует, что по сравнению с дизельным топливом марки "Л-0,5" нормы на топливо TСМ менее жесткие (табл. 1). Однако к ТСМ предъявляются жесткие требования по эксплуатационным характеристикам. Одним из таких являются смазывающие свойства топлива и его коррозионная агрессивность в условиях конденсации воды.

От этих двух показателей зависит продолжительность работы двигателей и надежность их в эксплуатации. Смазывающие свойства топлива зависят от его фракционного, а коррозионная агрессивность от компонентного состава топлива.

Топливо маловязкое судовое может вырабатываться на основе продуктов вторичного происхождения, характеризующихся высоким содержанием непредельных нестабильных соединений, в связи с тем, что в состав его могут вовлекаться значительное количество тяжелых дистиллятов прямогонного и вторичного происхождения.

В табл. 2 представлены данные по влиянию компонентного и фракционного состава на смазывающие свойства и коррозионную агрессивность топлива.

Из представленных данных видно, что вторичные продукты переработки нефти (дистилляты коксования и термического крекинга) вне зависимости от их фракционного состава отрицательно влияют на коррозионную агрессивность топлива.

Смазывающая способность имеет наилучшие характеристики при определенном соотношении в составе топлива дизельных и (160-360) и тяжелых фракций. Продукты вторичного происхождения оказывают менее заметное влияние на смазывающую способность топлива. Однако она все-таки несколько улучшается при использовании прямогонных фракций.

Известно топливо для судовых двигателей, содержащее фракции прямой перегонки нефти, выкипающие в пределах 200-360оС, легкого газойля каталитического крекинга (190-280оС) и коксования (180-270оС) в соотношении 1:1:1 [1] Для улучшения цетанового числа проводят селективную очистку топлива. Недостатком данного метода является использование легких фракций, что приводит к снижению выхода топлива.

Известно также топливо для судовых двигателей, которое получается путем компаундирования легкого газойля коксования с установки 21-10/6, дизельных фракций с АВТ, вакуумного газойля с АВТ и дистиллята прямогонного с комбинированной установки КГФ-АТ-ТК. Однако используемые фракции характеризуются также низкой перегонкой топлива и большим запасом качества по показателю кинематической вязкости. Топливо характеризуется низким цетановым числом и выходом [2] Оно содержит, мас. смесь продуктов первичной перегонки и вторичной переработки нефти фракции 110-500оС 2-15; фракция 240-500оС вакуумного дистиллята переработки нефти 1-20; фракция 130-400оС вторичной перегонки мазута при производстве масел 10-40; фракция 160-400оС газойля каталитического крекинга до 100% Однако используемые фракции каталитического крекинга, а также продукты прямогонные с н.к. 110оС приводят к снижению смазывающей способности топлива и повышению его коррозионной активности.

Целью изобретения является получение топливной композиции, обладающей улучшенными показателями по смазывающей способности топлива и его коррозионной агрессивности.

Судовое маловязкое топливо по изобретению получено следующим образом: нефть подвергают перегонке с выделением на установке АТ фракций 160-360оС, 240-450oС и на установке вторичной перегонки мазута фракции 240-550оС.

Однако выделяемые на АТ и вторичной перегонки мазута фракции должны иметь определенное соотношение в них дизельных и мазутных (выше 360оС) фракций. Это достигается регулированием режима и коэффициента рециркуляции фракций на установке. Таким образом в дистиллятах 240-450оС атмосферной перегонки и 240-550оС вторичной перегонки мазута соотношение фракций 160-360оС и выше 360оС должно составлять (80-90):(20-10).

Топливо маловязкое судовое получают компаундированием фракций при следующем соотношении компонентов, мас.

Фракции 240-450оС атмос- ферной перегонки 5-30 Фракции 240-550оС вторичной перегонки мазута 5-15 Фракции 160-360оС атмосферной перегонки до 100 В табл. 3 представлен компонентный состав, в табл. 4-5 показатели качества компонентов и маловязкого судового топлива по прототипу и предлагаемому техническому решению.

Из приведенных данных следует, что получаемое топливо по сравнению с прототипом характеризуется более низкой коксуемостью, йодным числом и более высоким цетановым числом. Результаты эксплуатационных испытаний показали, что оно имеет более высокую смазывающую способность и более низкую агрессивность в условиях конденсации воды. Кроме того, предлагаемое топливо характеризуется более высокой стабильностью при хранении, теплотой сгорания. Показатель горючести также несколько увеличивается. Применение тяжелых дистиллятов в составе топлива с более высоким выходом фракции выше 360оС, чем рекомендуемое, приводит к повышению содержания серы в топливе, его коксуемости и ухудшению эксплуатационных характеристик. Снижение этих фракций способствует уменьшению выхода топлива, ухудшению смазывающей способности и коррозионной агрессивности топлива.

Формула изобретения

СУДОВОЕ МАЛОВЯЗКОЕ ТОПЛИВО, содержащее смесь дистиллятов нефти, отличающееся тем, что в качестве смеси дистиллятов оно содержит фракции 160 - 360oС, 240 450oС атмосферной перегонки при массовом соотношении во фракции 240- 450oС фракций, выкипающих в интервале 240 360oС и 360 450oС, равном (80 90) (20 10), фракцию 240 550oС вторичной вакуумной перегонки мазута при массовом соотношении в ней фракций 240 360oС и 360 550oС, равном (80 90) (20 10), при следующем соотношении компонентов, мас.

Фракция 240 450oС атмосферной перегонки 5 30
Фракция 240 550oС вторичной вакуумной перегонки мазута 5 15
Фракция 160 360oС атмосферной перегонки До 100

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к моторным топливам, преимущественно авиационным, используемым в газотурбинных двигателях, в частности вертолетах

Изобретение относится к углеводородным композициям на основе продуктов переработки нефти и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к процессам получения углеводородных топлив и может быть использовано в нефтегазовой, газовой, нефтяной и химической промышленностях для получения углеводородных топлив, имеющих бытовое назначение

Изобретение относится к нефтепереработке и может быть использовано в товарных цехах заводов при непрерывном смешении мазутов путем каскадного смешения набора нефтепродуктов, предварительно сформированных из отдельных компонентов

Изобретение относится к жидким углеводородным топливам с присадками в виде органических соединений, сополимеров этилена и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к составу топлива, предназначенному для использования в быстроходных дизелях

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, а именно к композициям неэтилированного бензина, имеющим октановые числа не менее 76 и используемым в качестве автомобильного и авиационного бензинов

Изобретение относится к топливным композициям, используемым в качестве котельного топлива

Изобретение относится к нефтепереработке и может быть использовано для получения нефтяных маловязких котельных топлив

Изобретение относится к производству моторных топлив и может быть использовано для получения высокооктанового бензина из отходов производства

Изобретение относится к области производства товарных нефтепродуктов в отраслях нефтепереработки и нефтехимии и может быть использовано в товарно-сырьевых производствах, на нефтебазах и танкерах-смесителях для смешения товарных мазутов (котельных и технологических топлив, судовых мазутов) на стационарных установках и передвижных смесительных модулях

Изобретение относится к жидким углеводородным топливам и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к нефтепереработке и может быть использовано для получения нефтяных маловязких котельных или печных топлив
Наверх