Способ определения стойкости рельсов к образованию контактно-усталостных дефектов

 

Использование: для контроля качества стали на металлургических заводах, производящих рельсы. Сущность способа: осуществляют измерение количества кислорода, выделяющегося из образца исследуемого рельса в интервале температур 1700 - 1950 К при его непрерывном нагреве в графитовом тигеле, и определение стойкости рельсов к образованию контактно-усталостных дефектов сравнением измеренного количества кислорода с количеством кислорода, выделенного в том же температурном интервале из эталонного образца с известной стойкостью к образованию контактно-усталостных дефектов.1 табл.

Изобретение относится к методам контроля качества стали и может быть использовано на металлургических заводах, производящих рельсы.

Известно, что срок службы рельсов во многом определяется стойкостью рельс к образованию контактно-усталостных дефектов, причиной появления которых служат скопления оксидных включений.

Известен способ определения стойкости рельсов к образованию контактно-усталостных дефектов путем испытания на 9-позиционной машине конструкции ВНИИПП при чистом качении четырех шариков по плоскому образцу, вырезанному из верхнего слоя головки рельсов. Однако способ отличается значительной трудоемкостью и длительностью определения.

Наиболее более близким к изобретению по технической сущности является способ определения стойкости рельсов к образованию контактно-усталостных дефектов путем ультразвукового контроля загрязненности рельсов скоплениями неметаллических включений. Однако метод недостаточно надежен поскольку при ультразвуковом способе контроля за скопления неметаллических включений могут быть приняты дефекты макроструктуры. Кроме того, способ требует специальных мер по стабилизации акустической связи, что делает его труднореализуемым при массовом производстве рельсов на металлургическом заводе.

Цель изобретения повышение точности определения стойкости рельсов к образованию контактно-усталостных дефектов.

Поставленная цель достигается тем, что измеряют количество кислорода, выделяющегося из образца исследуемого рельса в интервале температур 1700-1950 К при его непрерывном нагреве в графитовом тигле, стойкость рельсов к образованию контактно-усталостных дефектов определяют сравнением измеренного количества кислорода с количеством кислорода, выделенного в том же температурном интервале из эталонного образца, с известной стойкостью к образованию контактно-усталостных дефектов. Чем больше термодинамическая прочность оксида, тем при более высокой температуре происходит его восстановление углеродом с образованием окиси углерода. Наиболее вредные неметаллические включения, возле которых происходит зарождение трещин, восстанавливаются в интервале температур 1700-1950К, поэтому измерение количества кислорода, выделяющегося в этом температурном интервале, характеризует стойкость рельсов к образованию контактно-усталостных дефектов.

Предлагаемый способ осуществляется следующим образом.

Из пробы рельсовой стали вырезают образец металла для фракционного газового анализа методом горячей экстракции в токе несущего газа. В процессе анализа фиксируют количество кислорода, выделяющегося в интервале температур 1700-1950 К. Измеренное количество кислорода сравнивают с количеством кислорода, выделяющегося из образца рельса аналогичного способа производства с известной эталонной стойкостью.

Результаты серии анализов образцов металла, отобранных от рельсов с известной эксплуатационной стойкостью, приведены в таблице.

В таблице использованы следующие обозначения: Оэксп. содержание кислорода, выделяющегося из экспериментального образца в интервале температур 1700-1950 К; Оэталон содержание кислорода, выделяющегося из эталонного образца в интервале температур 1700-1950 К; Ообщ. общее содержание кислорода в экспериментальных образцах.

Формула изобретения

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОЙКОСТИ РЕЛЬСОВ К ОБРАЗОВАНИЮ КОНТАКТНО-УСТАЛОСТНЫХ ДЕФЕКТОВ, включающий нагрев исследуемого образца до заданной температуры и измерение показателей стойкости рельсов, отличающийся тем, что образец непрерывно нагревают в графитовом тигле до 1700 1950К, измеряют количество выделяющегося из образца кислорода и сравнивают с количеством кислорода, выделенного в том же температурном интервале из эталонного образца с известной стойкостью к образованию контактно-усталостных дефектов.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к металлургической промышленности, в частности к термической обработке железнодорожных рельсов из углеродистой и легированной до- и заэвтектоидных сталей, и может быть использовано на металлургических комбинатах, производящих железнодорожные рельсы или другой прокат

Изобретение относится к термической обработке металлических изделий и может быть использовано для индукционной закалки железнодорожных рельсов

Изобретение относится к способу и устройству для термической обработки профилированного проката, в частности рельсов

Изобретение относится к устройствам упрочнения рельсов в районе сварных стыков

Изобретение относится к рельсам высокой прочности из высокоуглеродистых перлитных сталей, имеющих высокую прочность и износостойкость, предназначенных для железнодорожных рельсов и промышленных агрегатов и способам их производства

Изобретение относится к стальному рельсу, имеющему повышенные износостойкость и внутреннее сопротивление усталостному разрушению, необходимые для тяжелогрузных железнодорожных путей, и способу его изготовления

Изобретение относится к области черной металлургии, в частности к производству рельсов

Рельс // 2122056
Изобретение относится к рельсам, в частности к рельсам с увеличенной прочностью, твердостью и вязкостью

Изобретение относится к термической обработке металлов и предназначено для создания упрочненного поверхностного слоя мартенсита в изделиях из малоуглеродистых или низколегированных сталей, преимущественно работающих в условиях повторяющегося ударного взаимодействия с другими изделиями, в частности в рельсовых подкладках, применяемых в верхнем строении железнодорожного пути

Изобретение относится к выполнению соединений двух изделий из стали различного химического состава методом сварки, преимущественно рельса, изготовленного из высокоуглеродистой стали и железнодорожной крестовины

Изобретение относится к машиностроению, связанного с термической обработкой ответственных деталей верхнего строения пути - остряковых и рамных рельсов
Наверх