Измеритель вертикального градиента силы тяжести

 

Использование: измерительная техника, в частности для измерения вертикального градиента ускорения силы тяжести. Сущность изобретения: устройство содержит два груза, каждый из которых размещен в отдельном корпусе и снабжен двумя датчиками сил, усилителем и датчиком перемещения. Дополнительно измеритель вертикального градиента содержит контактное устройство, включающее три контактные группы по два контактных переключателя, с двумя контактами в каждом переключателе. 1 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для измерения вертикального градиента ускорения силы тяжести WZZ.

Известен вертикальный гравитационный градиентометр [1] содержащий вакуумированный корпус с размещенными в нем массами, усилитель, регистратор и подставку.

Недостатком этого градиентометра является то, что его чувствительность к измеряемому градиенту практически равна нулю, так как их перемещение практически будет происходить по одному и тому же закону.

Наиболее близким к изобретению является вертикальный градиентометр [2] содержащий чувствительную систему из коромысла, двух грузов, расположенных на разных высотах, и измерительного устройства.

Однако этому градиентометру присущи значительные методические погрешности от ускорения силы тяжести g, так как разделить влияние на выходной сигнал вертикального градиента WZZ и g в этой схеме невозможно и компенсации влияния g на выходной сигнал градиентометра осуществляется за счет "жестких" допусков на конструктивные параметры измерителя и весьма точной его настройкой (юстировкой). Например, для измерения WZZ с точностью до 1 Э требуется m/m 10-11 где m массы грузов; m разность масс грузов.

Это в настоящее время не реализуемо.

Недостатком этого градиентометра является также наличие методической и инструментальной погрешности из-за несбалансированности коромысла.

Целью изобретения является повышение точности измерения WZZ.

Для этого в чувствительной системе предлагаемого измерителя датчики перемещения основных электрических пружин первого и второго груза через блок усилителя соединены с дополнительно предусмотренными датчиками силы второго и первого груза соответственно, предусмотрено измерительное устройство в виде дополнительных электрических пружин для каждого груза и контактные переключатели с основной пружины одного груза на основную пружину другого груза и с дополнительной электрической пружины измерительного устройства одного груза на дополнительную электрическую пружину другого груза.

В результате в предлагаемом измерителе за счет дополнительных датчиков силы первого и второго грузов, измерительного устройства в виде дополнительных электрических пружин грузов и контактных переключателей с основной пружины одного груза на основную пружину другого груза и с одной дополнительной электрической пружины на другую получаем два соотношения (вместо одного у прототипа), связывающих g и WZZ, происходит разделение g и WZZ, исчезает методическая погрешность от g и не требуется для компенсации влияния g "жестких" допусков на конструктивные параметры измерителя.

Поскольку вместо коромысла грузы снабжены основными электрическими пружинами с дополнительными датчиками силы, то исчезает методическая и инструментальная погрешность в сравнении с прототипом от несбалансированности коромысла.

Таким образом, предлагаемый измеритель в сравнении с прототипом имеет более высокую точность измерения вертикального градиента.

На чертеже представлена принципиальная схема предлагаемого измерителя вертикального градиента.

В корпусе 1 размещен первый груз чувствительной системы в виде постоянного магнита 2, магнитопровода 3 и полюсного наконечника 4. На другой высоте в корпусе 5 размещен второй груз в виде магнита 6, магнитопровода 7 и полюсного наконечника 8. Грузы снабжены основными электрическими пружинами в виде датчиков 9, 10 перемещения, блока усилителя 11, обмоток 12, 13, магнитов 2, 6, магнитопроводов 3, 7 и полюсных наконечников 4, 8.

Датчик 9 перемещения основной электрической пружины первого груза через блок усилителя 11 соединен с дополнительно предусмотренным датчиком силы второго груза в виде обмотки 13, которая в зависимости от положения контактных переключателей играет роль либо датчика силы основной электрической пружины, либо роль дополнительного датчика силы. Датчик 10 перемещения основной электрической пружины второго груза через блок того же усилителя 11 соединен с дополнительно предусмотренным датчиком силы в виде обмотки 12 (тоже выполняет двоякую роль в зависимости от положения контактных переключателей).

Установлено измерительное устройство в виде дополнительных электрических пружин (первого и второго грузов из датчиков 9, 10 перемещений (используются одни и те же датчики перемещения в основных и дополнительных электрических пружинах соответствующим переключением контактных переключателей, как показано ниже), усилителя 14, обмоток 15, 16, постоянных магнитов 2, 6, магнитопроводов 3, 7, полюсных наконечников 4, 8. В зависимости от положения контактных переключателей включается одна из двух дополнительных электрических пружин). Установлены контактные переключатели 17, 18, 19 и 20, 21, 22. При замкнутых 17, 18, 19 и разомкнутых 20, 21, 22 контактах включены основная электрическая пружина первого груза, дополнительный датчик силы и дополнительная электрическая пружина второго груза. При разомкнутых 17, 18, 19 и замкнутых 20, 21, 22 контактах включены основная электрическая пружина второго груза, дополнительный датчик силы и дополнительная электрическая пружина первого груза.

Обмотки 12, 13, 15, 16 установлены в каркасах 23, 24, закрепленных в корпусах 1, 5 в магнитном зазоре между полюсными наконечниками 4, 8 и магнитопроводами 3, 7.

Выход с блока усилителя 14 (т.е. входы обмоток 15, 16) соединен со счетно-решающим блоком 25.

Предусмотрены устройства для центрирования грузов, например, в виде электромагнитного центрирования. Для каждого из двух грузов оно состоит из статоров 26, установленных в корпусах 1, 5 и имеющих четыре полюса 27, между которыми находятся центрируемые алюминиевые трубки 28, 29, закрепленные на первом и втором грузе. Обмотки полюсов 27 питаются током повышенной частоты 1000-2000 Гц и включены последовательно друг с другом так, что полюса статора чередуются.

Центрирование грузов может осуществляться и по-иному: механическими направляющими (или направляющей) с "оживлением" грузов подачей переменного напряжения в обмотки электрических пружин или направляющей в виде упругих элементов малой жесткости.

В блоках усилителей 11, 14 могут быть предусмотрены интегрирующие звенья.

Корпуса 1, 5 закреплены на основании 30.

В нерабочем положении градиентометра предусматривается арретирование грузов с помощью арретиров, не показанных на чертеже.

В рабочем положении ось чувствительности градиентометра расположена по направлению силы тяжести.

В качестве грузов могут использоваться и каркасы обмоток, когда магнитная система закрепляется в корпусе неподвижно, а каркасы подвешиваются.

Измеритель работает следующим образом.

Измерение производится в два такта.

Первый такт. Контакты 17, 18, 19 замкнуты, контакты 20, 21, 22 разомкнуты. Работают основная электрическая пружина первого груза, дополнительный датчик силы и дополнительная электрическая пружина второго груза.

Имеем F11 m1go; (1) F21 m2(go + WZZH) n1F11, (2) где F11 сила датчика силы основной электрической пружины первого груза; m1 масса первого груза; gо ускорение силы тяжести в центре масс первого груза; F21 сила датчика силы дополнительной электрической пружины второго груза; m2 масса второго груза; WZZ вертикальный градиент;
Н расстояние между центрами масс первого и второго груза;
n1 коэффициент пропорциональности между силой датчика силы основной электрической пружины первого груза и силой дополнительного датчика силы второго груза;
n1F11 сила дополнительного датчика силы второго груза.

Из (1) и (2) получим
F21 m2(go + WZZH) n1m1go. (3)
Значение силы F21 (по току, протекающему в обмотке 16) поступает в запоминающее устройство счетно-решающего блока 25.

Второй такт. Контакты 17, 18, 19 разомкнуты, контакты 20, 21, 22 замкнуты. Работают основная электрическая пружина второго груза, дополнительный датчик силы и дополнительная электрическая пружина первого груза.

Имеем
F22 m2(go + WZZH); (4)
F12 m1go n2F22, (5) где F22 сила датчика силы основной электрической пружины второго груза;
F12 сила дополнительной электрической пружины первого груза;
n2 коэффициент пропорциональности между силой датчика силы основной электрической пружины второго груза и силой дополнительного датчика силы первого груза;
n2F22 сила дополнительного датчика силы первого груза.

Из (4) и (5) получим
F12 (m1 n2m2)go n2m2WZZH. (6)
Значение силы F12 (по току, протекающему в обмотке 15) поступает в запоминающее устройство счетно-решающего блока 25.

Приведем (3) и (6) к виду:
, (7) где A11 m2 n1m1; (8)
A12 m2H; (9)
A21 m1 n2m2; (10)
A22 n2m2H. (11) Если (случайно, но мало вероятно)
A11 0; (12)
A21 0; (13)
A11 A21 0, (14) то Wzz= (15) или
Wzz= . (16)
Если (12), (13) и (14) не выполняется (реальный случай), то WZZвычисляется счетно-решающим блоком по (7). При этом видим, что в отличие от прототипа WZZ и go разделяются, поэтому выполнение условия, как в прототипе, A11go << AnWZZ не требуется, A11go и A12WZZ могут иметь один и тот же порядок, откуда нетрудно усмотреть, что требования к допустимой относительной погрешности конструктивных параметров измерителя будет иметь порядок требуемой относительной погрешности измерения WZZ.

Например, при
10-5 относительная погрешность 10-5, а не 10-11, как в прототипе.

Таким образом, в сравнении с прототипом исключается методическая погрешность и инструментальная погрешность от g (инструментальная от наличия коромысла в прототипе), т. е. повышается точность измерения WZZ и появляется реальная возможность создать вертикальный градиентометр, который можно использовать в эксплуатационных условиях гравиметрических измерителей.


Формула изобретения

ИЗМЕРИТЕЛЬ ВЕРТИКАЛЬНОГО ГРАДИЕНТА СИЛЫ ТЯЖЕСТИ, содержащий чувствительную систему, включающую две пружины и расположенные на разных высотах два груза, и регистрирующую систему, отличающийся тем, что каждый груз расположен в отдельном корпусе и снабжен первым и вторым датчиками сил, усилителем и датчиком перемещений, а измеритель вертикального градиента силы тяжести дополнительно содержит контактное устройство, включающее три контактные группы по два контактных переключателя с двумя контактами в каждом переключателе, контактные переключатели в контактной группе соединены между собой с образованием общей точки и имеют свободными первый контакт, являющийся нормально замкнутым с общей точкой, и второй контакт, являющийся нормально разомкнутым с общей точкой, при этом общая точка первой контактной группы соединена с датчиком перемещения первого груза, первый контакт первой контактной группы соединен с вторым контактом третьей контактной группы и через соответствующий усилитель с первым датчиком силы первого груза, второй контакт первой контактной группы соединен с первым контактом третьей контактной группы и входом усилителя второго груза, выход которого соединен с входом регистрирующего устройства и с общей точкой второй контактной группы, первый контакт которой соединен с первым датчиком силы второго груза, а второй с вторым датчиком силы первого груза, а общая точка третьей контактной группы соединена с датчиком перемещения второго груза.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для измерения вертикального градиента ускорения силы тяжести Wzz и двух составляющих градиента кривизны уровенной поверхности потенциала силы тяжести Wxx, Wyy

Изобретение относится к измерительной технике, предназначено для измерения вертикального градиента ускорения силы тяжести Wzz и ускорения силы тяжести g

Изобретение относится к области гравиметрии и может быть использовано в баллистических лазерных гравиметрах для измерения абсолютных значений ускорения свободного падения (g)

Изобретение относится к области гравиметрии, а именно к средствам абсолютных измерений ускорения свободного падения (ускорения силы тяжести)

Изобретение относится к гравиметрии и может быть использовано для измерений абсолютных значений ускорения свободного падения

Изобретение относится к геофизическому приборостроению, а именно к области гравиметрии, и предназначено для выставления вертикали лазерного луча в баллистическом гравиметре при проведении высокоточных абсолютных измерений силы тяжести или ее приращений. Сущность способа заключается в отслеживании смещения лазерного луча отраженного от свободно падающего тела в процессе его движения с помощью видеокамеры, вычисления по данным видеозаписи угла отклонения лазерного луча от вертикали и коррекции направления луча в требуемую сторону. Технический результат заключается в обеспечении возможностей повышения точности выставления вертикали лазерного луча в баллистическом гравиметре, уменьшения погрешности измерения абсолютного значения ускорения силы тяжести, уменьшения чувствительности к вибросейсмическим помехам. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области гравиметрии и касается способа выставки в вертикаль лазерного луча баллистического гравиметра. Способ заключается в том, что проводят серию бросков пробного тела при различных наклонах платформы гравиметра, в каждом броске определяют ускорение свободного падения, находят минимальное значение ускорения в серии бросков и соответствующий ему наклон платформы, при этом наклоне фиксируют платформу. Для реализации способа предлагается лазерный баллистический гравиметр, содержащий платформу, акселерометры и двигатели. В гравиметр введена система управления выставкой в вертикаль лазерного луча, содержащая блок соответствия, имеющий структуру матрицы, построчные ячейки которой представляют собой величины измеренных ускорений свободного падения, углы наклона платформы, сигналы управления и выключатели, а столбцы представляют собой ячейки сопоставления. Система управления также содержит общую шину, блок поиска, блок стратегий и сумматор. Технический результат заключается в повышении точности абсолютного измерения ускорения свободного падения, упрощении обслуживания гравиметра и сокращении времени полевых измерений. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области гравиметрии и может быть использовано для измерения в морских условиях абсолютных значений ускорения свободного падения. Сущность: на корабле устанавливают абсолютный лазерный и относительный гравиметры. Измеряют множество интервалов пути и времени лазерным интерферометром абсолютного гравиметра. Выделяют переменную составляющую сигнала относительного гравиметра. Вырабатывают команду на бросок пробного тела. Причем бросок пробного тела осуществляют при минимальной скорости вертикального перемещения основания, которую вычисляют по интегралу от составляющей сигнала относительного гравиметра, вызванной качкой корабля. Рабочий участок траектории полета пробного тела разбивают на кванты интерференционного сигнала. По разности интервалов времени прохождения соседних квантов вычисляют мгновенные значения суммы ускорений свободного падения и движения основания. Указанные значения осредняют и получают измеренную в броске сумму ускорений. На интервале времени полета пробного тела осредняют переменную составляющую сигнала относительного гравиметра. Среднее значение переменной составляющей вычитают из измеренной в броске суммы ускорений и сохраняют разность как измеренное в броске ускорение свободного падения. Проводят несколько бросков. Осредняют ускорения свободного падения по множеству бросков. По полученному истинному значению ускорения свободного падения корректируют показания относительного гравиметра. Для осуществления способа на основании (4) устанавливают абсолютный гравиметр (1), содержащий катапульту (2) и счетчик интерференционных импульсов (3). Рядом устанавливают относительный гравиметр (5). Оба гравиметра (1, 5) соединены с вычислителем (6). В вычислитель (6) введены блок (7) мгновенных суммарных ускорений, блок (8) среднего суммарного ускорения, фильтр (9), интегратор (10) выработки скорости основания, блок (11) среднего ускорения основания, две схемы сравнения (12, 13), накопитель (14), блок (15) истинного значения ускорения свободного падения и командный блок (16). Технический результат: повышение точности измерения ускорения свободного падения в условиях вертикальных перемещений основания, соизмеримых с длиной траектории полета пробного тела. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области гравиметрических измерений и касается способа определения абсолютного значения ускорения свободного падения. Измерения проводят баллистическим лазерным гравиметром с помощью нескольких непараллельных лазерных лучей, которые образуют плоскости в виде треугольников. Технический результат заключается в повышении точности измерений. 1 ил.
Наверх