Способ обучения детей плаванию

 

Способ обучения детей плаванию относится к области образования и обучения. Способ заключается в том, что проводят адаптацию обучающихся к водной среде, добиваются, чтобы они занимали правильное положение тела в воде, обеспечивающее наименьшее сопротивление при перемещении, обрабатывают скоординированные движения рук и ног, обеспечивающее перемещение в требуемом направлении, занимаются постановкой дыхания, скоординированного с движениями рук и ног, проводят корректирование правильности выполнения скоординированных движений и дыхания, добиваются автоматизма всех движений и действий. В процессе обучения используют маску, предохраняющую глаза и нос от прямого контакта с водой, дыхательную трубку и ласты, а по мере овладения всеми действиями способа последовательно отказываются от применения сначала ласт, потом дыхательной трубки, и, в последнюю очередь, маски, не теряя при этом приобретенные навыки.

Изобретение относится к области обучения плаванию и в основном может быть применено для обучения плаванию детей дошкольного возраста, начиная с 4-х лет, в бассейнах и естественных открытых водоемах.

Известен способ обучения плаванию (1), заключающийся в том, что обучают детей самостоятельному перемещению в воде без использования поддерживающих средств, добиваются при этом правильного положения тела в воде, скоординированных движений рук и ног с одновременным правильным дыханием, совершенствуют эти действия, добиваясь автоматизма всех движений.

Известен также способ (2) обучения детей плаванию, заключающийся в том, что проводят адаптацию детей к водной среде, учат детей занимать правильное положение тела в воде, обеспечивающее наименьшее сопротивление при перемещении, отрабатывают скоординированные движения рук и ног с одновременным правильным дыханием, добиваясь самостоятельного перемещения детей в воде в заданном направлении. При обучении детей плаванию по этому способу широко используют игровые методики, а при ускоренном обучении дополнительно используют ласты. Этот способ по своим действиям наиболее близок к заявленному и поэтому принят за прототип.

Недостатком известного способа является значительное количество детей в группах обучения, которые бросают процесс обучения из-за напряженных нервных состояний и стрессов, возникающих во время обучения. Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является максимальное увеличение отношения числа детей научившихся плавать к общему числу детей начавших обучение плаванию.

Рассмотрим факторы, которые влияют на процесс обучения детей плаванию. К числу таких факторов относятся: а) уровень мотивации действий, способствующих обучению катализатор процесса обучения, б) беспокойство, напряжение, стресс факторы, замедляющие или вообще прекращающие процесс обучения, в) методики преподнесения изучаемых упражнений факторы, могущие или ускорять, или замедлять процесс обучения. При обучении плаванию пытаются повысить уровень мотивации к обучению и применять прогрессивные методики. При обучении детей таковыми являются различные игровые методики, включающие отдельные элементы плавательных упражнений, а иногда и целые упражнения, непосредственно игры, проводимые в воде.

Однако и повышение уровня мотивации и применение прогрессивных методик не устраняют, а иногда только приуменьшают влияние негативных факторов на процесс обучения плаванию. Попытки насильно, волевым путем преодолеть влияние этих факторов часто приводит к обратным результатам, а именно: ребенок отказывается обучаться плаванию и перестает посещать занятия.

Основными факторами, вызывающими беспокойство, напряжение и стресс, являются: попадание воды в носоглотку и дыхательные пути, а также раздражение слизистой оболочки глаз при прямом контакте с водой. В свою очередь опускание головы с открытыми глазами в воду является обязательным элементом правильного обучения плаванию, т.к. при этом тело занимает положение в воде, обладающее наименьшим сопротивлением при перемещении, а открытые глаза выполняют в воде свои прямые функции, хоть и со значительно меньшим коэффициентом полезного действия. Сложность волевого преодолевания этих факторов, особенно у детей младшего возраста, является основной причиной отказа детей от предложения процесса обучения. Значительно уменьшить, а иногда и полностью исключить влияние этих факторов можно, если использовать при обучении детей маску и дыхательную трубку, которые позволяют при выполнении упражнений, связанных с опусканием лица в воду, максимально уменьшить возможность попадания воды в носоглотку и дыхательные пути, исключить контакт воды со слизистой оболочкой глаз и значительно улучшить видимость под водой. Маска и трубка, используемые при обучении детей плаванию, представляют собой подвергшиеся незначительной модификации маску и трубку, широко применяемые у пловцов-ныряльщиков и подводных охотников. Маска представляет собой устройство из прозрачного материала, надеваемое на лицо таким образом, что оно закрывает глаза и нос, плотно прилегая к коже лица с обеспечением герметичности, и закрепляемое на голове ребенка при помощи резинового оголовника. Дыхательная трубка выполнена в виде полой изогнутой трубки, закрепляемой на голове ребенка и снабженной со стороны конца, вставляемого в рот, резиновым загубником. Длина трубки выбирается, исходя из требований непопадания в нее воды через верхний конец при перемещении пловца по поверхности, а внутренний диаметр с учетом потребляемого при нагрузке объема вохдуха за единицу времени.

Заявляемый способ включает в себя следующие действия. Адаптация детей к водной среде, которая состоит из вхождения в воду, хождения по воде, брызгания, приседания, прыжков, а также прыжков и приседаний с погружением в воду. Во время адаптации используют маску, особенно при брызгании, прыжках и приседаниях с погружением в воду. Ознакомление детей с выталкивающей силой воды, плавучестью и обучение детей занимать правильное положение тела при плавании на груди с опущенным в воду лицом и на спине. При освоении этого действия используют маску и дыхательную трубку. Обучение движениям рук и ног, как раздельно, так и скоординированно. При разучивании и отработке упражнений этого действия используют маску, трубку и ласты. Отработка правильного дыхания. Обучение выдоху в воду без перемещения. Обучение дыханию в движении как при раздельных, так и при скоординированных движениях рук и ног. При освоении дыхании используют маску, трубку, ласты. Отработка автоматизации всех движений с одновременным дыханием на фоне увеличения нагрузок, с целью наиболее эффективного перемещения ребенка по воде в заданном направлении. Последовательный отказ от использования ласт, затем трубки и потом маски по мере овладения всеми действиями способа. При правильном выполнении этого действия приобретенные в предыдущих действиях навыки не теряются. Обучение и отработка всех действий происходит с обязательным применением игровых методик.

Формула изобретения

Способ обучения детей плаванию, заключающийся в том, что проводят адаптацию обучающихся к водной среде, обучают их занимать правильное положение тела в вода, отрабатывают скоординированные движения рук и ног с периодическим использованием ласт, обеспечивающие перемещение в воде в требуемом направлении, и одновременно отрабатывают дыхание, корректируют правильность выполнения всех движений и дыхания, добиваются их автоматизма, отличающийся тем, что в процессе обучения используют маску, предохраняющую глаза и нос от прямого контакта с водой и одновременно улучшающую видимость под водой и дыхательную трубку, обеспечивающую свободное дыхание с опущенным в воду лицом, и последовательно отказываются от применения сначала ласт, потом трубки, и в последнюю очередь маски, не теряя при этом приобретенный в предыдущих действиях навык.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к спорту, а именно к устройствам для обучения плаванию в бассейне

Изобретение относится к спортивному инвентарю

Изобретение относится к устройству для обучения плаванию

Изобретение относится к устройствам спортивного назначения

Изобретение относится к устройствам для тренировки пловцов в воде и позволяет повысить эффективность совершенствования техники гребковых движений

Изобретение относится к спорту, а именно к спортивным сооружениям, предназначенным для индивидуальных тренировок пловцов, а также в качестве оздоровительного средства
Изобретение относится к области медицины, а именно к восстановительному лечению, может быть использовано для формирования двигательных функций ребенка

Изобретение относится к области спорта и позволяет повысить эффективность развития силовой выносливости рук при совершении тренировочных заплывов

Изобретение относится к спортивным приспособлениям для обучения плаванию

Изобретение относится к спорту, в частности к устройствам для проведения тренировок горнолыжников в условиях вне гор и при отсутствии снежного покрова

Изобретение относится к спортивному инвентарю, в частности к устройствам для подготовки пловцов

Изобретение относится к спортивному инвентарю, в частности к устройствам для подготовки пловцов

Изобретение относится к области спортивного плавания, а именно к способам оценки качества техники гребковых движений
Наверх