Пластичная смазка

 

Сущность изобретения: смазка содержит, %: в литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты 6-12, продукт взаимодействия металлилхлорида с диэтилдитиокарбаматом натрия 1-6, диалкилдитиофосфат цинка 1-4, синтетический каучук 0,5-4 и минеральное масло до 100. 2 табл.

Изобретение относится к области пластичных смазок, предназначенных для высоконагруженных узлов трения металлургического и машиностроительного промышленного оборудования с централизованной системой подачи смазки.

Тяжелые жесткие условия эксплуатации смазки в опорах качения и скольжения отводящих рольгангов прокатного оборудования, а также в подшипниках качения и скольжения направляющих кузнечно-прессового, литейного оборудования /прессы, молоты, пресс-ножницы и др./ предъявляют к смазке ряд требований: высокие смазочные свойства, высокую стойкость к размыву водой и стойкость к коррозии в условиях контакта с ней, трибохимическую стабильность и высокую работоспособность в диапазоне температур от минус 30 до плюс 130oС.

Известные смазки общего назначения, которые до сих пор применяются в вышеуказанных узлах, такие как солидол С, салидол ЖИП-1, ЦИАТИМ -201, Лита, Униол -2М и др. из-за недостаточно высоких противоизносных, противозадирных свойств, низкой стойкости к размыву водой, механической стабильности, узкого температурного диапазона работоспособности во многих случаях не могут обеспечить надежную работу современных высокопроизводительных машин и механизмов. Так близка к заявляемой по назначению смазка ИП-1/Л, 3/, представляющая собой вязкое цилиндровое масло 11, загущенное кальциевым мылом хлопкового масла и саломаса в соотношений 3:1 (15) и содержащая воду (до 2%) и серу (не менее 0,3). Она характеризуется неудовлетворительными низкотемпературными свойствами и плохо прокачивается по мазепроводам металлургического оборудования (низкий температурный предел применения минус 10oС). Следует отметить также, что и верхний температурный предел работоспособности известной смазки до плюс 70oС, температура каплепадения в пределах +75-85oС, а противозадирные и противоизносные свойства недостаточно высоки.

Указанные недостатки смазки ИП-1 не позволяют обеспечить падежный и длительный ресурс работы высоконагруженных узлов трения как металлургического, так и машиностроительного промышленного оборудокопия с централизованной системой подачи смазки.

Наиболее близкой по составу к предлагаемой является пластичная смазка ЛС-1П, которая содержит в масс. противозадирные присадки ЛЗ-23Х 0,6 Хлорэф 40 1,0 антиокислительную присадку дифениламин 0,5 литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты 8,0 минеральное масло до 100 [2] Наличие в составе известной смазки компонентов с высоким содержанием серы и хлора (ЛЗ-2ЗК продукт взаимодействия изопропилксантогената калия с дихлорэтаном и хлорэф-40 0,0-дибутиловый эфир трихлорметилфосфоновой кислоты) делает ее экологически опасной и обуславливает коррозию металлических поверхностей при контакте с водой. Кроме этого, следствием нестабильности трибохимических характеристик указанных присадок, смазки, их содержащие, не обеспечивает надежную работоспособность ее при работе в высоконагруженных узлах прокатного, машиностроительного и др. видах оборудования, перечисленных выше.

Задачей изобретения является создание морозоустойчивой пластичной смазки с высокими противоизносными и противозадиирными свойствами и улучшенными антикоррозионными свойствами, что в конечном счете обеспечит ее работоспособность в высоконагруженных узлах трения прессового и др. оборудования с централизованной системой подачи смазки. Поставленная задача решена заявляемым изобретением составом пластичной смазки на основе минерального масла и литиевого мыла 12-оксистеариновой кислоты, которая отличается тем, что она дополнительно содержит продукт взаимодействия металлилхлорида с диэтилдитиокарбаматом натрия, диалкилдитиофосфат цинка и синтетический каучук в масс.

литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты 6 12 продукт взаимодействия металлилхлорида с диэтилдитиокарбаматом натрия 1 6 диалкилдитиофосфат цинка 1 4 каучук синтетический 0,5 4,0
минеральное масло до 100.

Ниже показано (см.табл. 2), что введение в состав смазки на основе минерального масла и литиевого мыла 12-оксистеариновой кислоты указанной композиции присадок и найденное количественное соотношение компонентов обеспечило создание смазки, которая превосходит известные по противозадирным и противоизносным свойствам, обладает повышенной морозоустойчивостью, улучшенными показателями антикоррозионных свойств, а по остальным показателям удовлетворяет современным требованиям.

Для изготовления предлагаемой смазки в качестве жирового сырья может быть использовано литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты, которое получают в процессе изготовления смазки из 12-оксистеариновой кислоты (ТУ 38.101721-73) и гидроксида лития (ГОСТ 8595-83), выпускаемых промышленностью. В качестве присадок вовлекаются в смазку продукт взаимодействия металлилхлорида с диэтилдитиокарбаматом натрия, производимая под товарным названием ИХП-14М (ТУ 38.401-58-59-93), а также диалкилдитиофосфат цинка, который производится под товарным названием ДФ-11 (ТУ 38.590l254-90). В качестве синтетического каучука может быть, в частности, использован сополимер изобутилена с изопреном ( ТУ 38.303-02-58-92) или продукт сополимеризации бутадиена с небольшим количеством дивинилбензола (ТУ 38.303-02-50-91).

Смазку получают по технологии, принятой в производстве пластичных смазок на мыльных загустителях. В реактор загружают минеральное масло, нагревают до 85-90oС и загружают 12-оксистеариновую кислоту, плавят ее, омыляют гидроксидом лития, обезвоживают, после чего подвергают термообработке,затем вводят присадки и подвергают механической обработке гомогенизации.

Состав образцов смазки, изготовленной в соответствии с изобретением, приведен в табл. 1 (образцы 1-4). Характеристика показателей качества изготовленных образцов заявляемой смазки и известных смазок приведена в табл. 2.

Как видно из приведенных данных (табл.2), предлагаемая смазка превосходит по качественным показателям известные товарные смазки. Улучшенные по сравнению с товарными смазками эксплуатационные свойства подтвердились проведенными испытаниями предлагаемое смазки в условиях ряда промышленных предприятий, которые показали, что при применении, в частности, на станах холодной прокатки труб с централизованной системой подачи смазки расход заявляемой смазки в сравнений с товарной ИП-1(Л,3) сокращается на 10-20% уменьшается трудоемкость операции на всех видах технологического оборудования и частота его текущего ремонта.


Формула изобретения

Пластичная смазка, содержащая минеральное масло и литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты, отличающаяся тем, что смазка дополнительно содержит продукт взаимодействия металлилхлорида с диэтилдитиокарбаматом натрия, диалкилдитиофосфат цинка и синтетический каучук, мас.

Литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты 6 12
Продукт взаимодействия металлилхлорида с диэтилдитиокарбаматом натрия 1 6
Диалкилдитиофосфат цинка 1 4
Синтетический каучук 0,5 4
Минеральное масло До 100

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к металлоплакирующим пластичным смазкам, и может быть использовано для повышения износостойкости узлов трения сталь-сталь за счет реализации избирательного переноса

Изобретение относится к составам нефтяных масел с присадками и может быть использовано для смазывания пневматических перфораторов буровых установок

Изобретение относится к химии полимеров, более точно к фторсодержащим добавкам к смазочным маслам

Изобретение относится к полужидким смазкам для смазывания тяжелонагруженных узлов трения, в частности тяговых редукторов локомотивов, для снижения коэффициента трения и предотвращения износа деталей тяжелонагруженного узла трения и повышения срока его службы

Изобретение относится к составу смазочной композиции для осевых шарниров (ОШ) винтов вертолетов

Изобретение относится к смазкам для холодной и теплой обработки металлов давлением и может быть использовано при оправочном и безоправочном волочении труб из различных сталей

Изобретение относится к продуктам нефтепереработки, в частности к консервационным смазкам, и может быть использовано для защиты металлических поверхностей от коррозии

Изобретение относится к смазывающим составам, в частности к твердому самосмазывающемуся материалу, который может использоваться в опорных подшипниках винтового транспорта производства сажи

Изобретение относится к смазочным материалам, в частности к смазкам для резьбовых соединений труб нефтяного оборудования

Изобретение относится к смазкам, используемым для борьбы с шумом, вызываемым работающими машинами и механизмами, и может быть использовано в тяжелой промышленности в узлах трения, работающих в режимам больших удельных нагрузок

Изобретение относится к технологическим смазкам для холодной деформации металлов, в частности при оправочном и безоправочном волочении , в основном особотонкостенных труб,из нержавеющих сталей

Изобретение относится к составам нефтяных масел с присадками и может быть использовано для смазывания пневматических перфораторов буровых установок
Наверх