Паровой котел
Использование: энергетика, котлостроение, пароэнергетические установки с водотрубными котлами. Сущность изобретения: котел содержит пароводяной барабан 1, к нижней части стенки 2 которого подключен пучок опускных труб 7, расположенных соосно внутри заглушенных труб 3. Торцы труб 3 и 7 заведены внутрь барабана 1. Каждая опускная труба выполнена в зоне торца с гибом, имеющим косой срез. Между осями труб пучка размещены радиальные перегородки 5 Т-образной формы, образующие со стенкой барабана 1 сепарационные камеры, в нижней части каждой из которых размещен косым срезом гиб опускной трубы. Каждая перегородка 5 выполнена с высотой, превышающей высоту размещенного внутри барабана 1 участка подъемной трубы на величину, равную либо превышающую диаметр трубы 3. Опускные трубы 7 выполнены из фторопласта. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к области котлостроения для транспортных средств, в частности для судовых пароэнергетических установок с водотрубными котлами с пучками соосных двухстенных водяных труб, присоединенных одним концом к корпусу котла или пароводяного барабана и обеспечивающих циркуляцию и теплопередачу при противотоке.
Известен паровой котел, включающий два барабана, связанные между собой трубными пучками в виде обогреваемых подъемных труб и необогреваемых опускных (Хряпченков А.С. Судовые вспомогательные котлы. Л. Судостроение, 1968. - С. 156-158). Недостатком этого котла является большая тепловая инерционность вследствие большого водосодержания, определяемого внутренним объемом барабанов и высоким уровнем раздела сред, располагаемым выше трубной доски, пароводяного барабана. Использование холодной или слабо подогретой питательной воды ведет к росту термических напряжений в пучках подъемных и опускных труб, поэтому запуск этого котла в работу осуществляют в течение длительного времени для обеспечения равномерного прогрева металлоконструкций. Указанные недостатки препятствуют использованию этого котла в энергетических установках с резким изменением нагрузки, в частности, в качестве главного, обеспечивающего движение судна. Необходимость поддержания уровня воды в пароводяном барабане в минимальных пределах от верхнего, определяющего допустимую влажность пара, до нижнего, определяющего надежность циркуляции, и зависящую от диаметра и места установки опускных труб, предопределяет сложность средств автоматического регулирования питания котла и увеличивает их стоимость. Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому решению является "Котлоагрегат" (паровой котел), содержащий пароводяной барабан, к нижней части стенки которого подключен пучок опускных труб, расположенных внутри глухих подъемных обогреваемых труб на части их длины (а.с. СССР N 488045, F 22 В 21/02, опубл. в 1975 г.). Недостатком этого котла является также большая тепловая инерционность из-за большого водосодержания барабана, определяемого значительной высотой уровня раздела сред. Использование холодной или слабо подогретой питательной воды в этом котле также недопустимо, поскольку ведет к возникновению термических напряжений в местах контактов патрубков с барабаном, опускными и подъемными трубами. Кроме того, крепление опускных труб к пароводяному барабану увеличивает размеры трубной доски, что приводит к увеличению диаметра барабана и его тепловой инерционности. Таким образом, котел-прототип также имеет существенные ограничения для использования его в транспортных энергетических установках при резких изменениях нагрузки. Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является устранение указанных недостатков, а именно уменьшение тепловой инерционности котла, позволяющее использовать его в энергетических установках при резких изменениях нагрузки. Поставленная задача достигается тем, что в известном паровом котле, содержащем пароводяной барабан, к нижней части стенки которого подключен пучок опускных труб, расположенных внутри подъемных обогреваемых труб, в отличие от него, заявляемый дополнительно снабжен радиальными перегородками, каждая из которых выполнена Т-образной формы, а каждая из опускных труб в заявляемом котле размещена соосно внутри подъемной в месте их подключения к барабану. При этом торцы упомянутых опускных и подъемных труб заведены внутрь барабана, а опускная труба в зоне торца выполнена с гибом, имеющим косой срез. Перегородки установлены между осями труб пучка с образованием со стенкой барабана сепарационных камер, в нижней части каждой из которых размещен косым срезом гиб опускной трубы. Каждая перегородка выполнена с высотой, превышающей высоту размещенного внутри барабана участка подъемной трубы на величину, равную либо превышающую диаметр подъемной трубы. При этом сами опускные трубы выполнены из фторопласта. Заявленная совокупность ограничительных и отличительных признаков обеспечивает уменьшение тепловой инерционности котла, позволяющее использовать его в энергетических установках, работающих при резких изменениях нагрузки. Благодаря установке радиальных перегородок, каждая из которых выполнена T-образной формы и с высотой, превышающей высоту размещенного внутри барабана участка подъемной трубы на величину, равную либо превышающую диаметр подъемной трубы, внутри барабана образуются многочисленные сепарационные камеры, каждая из которых в совокупности со стенкой барабана, опускными и подъемными трубами данного ряда определяет независимые контуры циркуляции. Количество воды в таком контуре определяется внутренним объемом опускных и подъемных труб и объемом сепарационной камеры, что значительно меньше по сравнению с дополнительным объемом воды в пароводяном барабане, и поэтому такой котел обладает малыми инерционными свойствами. Т-образная форма радиальных перегородок, кроме того, предотвращает вытекание воды из сепарационной камеры при наличии качки судна и тем самым обеспечивает ее заполнение и надежную циркуляцию. Выполнение опускных труб в зоне их торцов с гибом, имеющим косой срез, предотвращает попадание пара в опускные трубы и срыв циркуляции воды в контурах котла, в том числе и ее уменьшение при возможности смещения опускной трубы вниз и касания ею стенки барабана. Пароводяной поток, поступая в сепарационную камеру с относительно большим поперечным сечением, замедляется, что создает благоприятные условия для выхода паровых пузырей к поверхности раздела сред и подвода воды к нижней полости сепарационной камеры. Выполнение радиальных перегородок Т-образной формы с высотой, превышающей высоту размещенного внутри барабана участка подъемной трубы на величину, равную либо превышающую диаметр подъемной трубы, способствует, кроме того, эффективному отделению пара от воды в пароводяном потоке на выходе из подъемных труб. Установка опускной трубы соосно внутри подъемной в месте ее подключения к барабану, т. е. на всей длине подъемной (а не на части длины), позволяет использовать, не вызывая термических напряжений, недогретую питательную воду, т. к. до поступления в подъемные трубы происходит существенный подогрев ее при движении в опускных трубах. Кроме того, такое размещение труб исключает крепление опускных труб непосредственно к стенке барабана, что, в свою очередь, исключает термические напряжения в барабане и самих трубах и поэтому позволяет использовать опускные трубы из облегченного инертного материала, в частности из фторопласта. Такое выполнение опускных труб из неметаллического материала устраняет химическое и электрическое их взаимодействие как с водой, так и с металлическими элементами конструкции, позволяет снизить металлоемкость котла в целом. Заявляемое изобретение поясняется чертежом, на котором приведена схема предлагаемого парового котла. Котел содержит пароводяной барабан 1, в нижней части 2 стенки которого закреплены обогреваемые подъемный трубы 3, противоположные концы которых снабжены спускными пробками 4. Между осевыми линиями труб 3 на внутренней поверхности нижней части 2 стенки барабана установлены радиальные перегородки 5 Т-образной формы с высотой, превышающей высоту размещенного внутри барабана участка подъемной трубы на величину, равную либо превышающую диаметр подъемной трубы. Эти перегородки в совокупности с внутренней поверхностью нижней части 2 стенки барабана образуют сепарационные камеры 6. Внутри подъемных труб 3 по всей их длине соосно установлены опускные трубы 7, выполненные из инертного материала фторопласта. Верхние концы опускных труб 7 выполнены с гибом 8 и косым срезом 9 и заведены в нижнюю полость сепарационных камер 6. К пароводяному барабану 1 подсоединен трубопровод питательной воды 10, расположенный над верхней сепарационной камерой. Минимальное заполнение пароводяного барабана водой соответствует индивидуальным уровням раздела сред 11, определяемым положением верхних частей перегородок 5 сепарационных камер 6. Котел используют следующим образом. Питательную воду, возможно достаточно холодную, вплоть до температуры 40oС, подают по трубе 10 в верхнюю сепарационную камеру 6. Излишняя вода из верхней камеры 6 при достижении уровня перелива 11 перетекает в нижерасположенные камеры 6, обеспечивая их постоянное заполнение до индивидуальных уровней 11 всех камер. При подводе теплоты со стороны газового потока в подъемных трубах 3 образуется пар, который в виде пароводяного потока движется в пространстве между трубами 3 и 7. Питательная вода из сепарационной камеры 6 поступает к косому срезу 9 и далее по гибу 8 и трубе 7 опускается к пробке 4 и в виде пароводяной смеси поднимается по трубе 3 к нижней части 2 стенки барабана, вытекая в полость сепарационной камеры 6, где пар отделяется от воды и выходит в пароводяной барабан 1 через уровень раздела сред 11, а циркуляционная вода вместе с питательной вновь поступает в опускную трубу 7. Таким образом обеспечивается циркуляция воды и пароводяной смеси в независимых контурах циркуляции сепарационных камер 6 в пределах перегородок 5. Во время ремонтных работ удаляют опускные пробки 4 и производят осушение котла и механическую очистку внутренней поверхности подъемных труб 3 от отложений без вскрытия самого пароводяного барабана.Формула изобретения
1. Паровой котел, содержащий пароводяной барабан, к нижней части стенки которого подключен пучок опускных труб, расположенных внутри заглушенных с одного торца подъемных обогреваемых труб, отличающийся тем, что он снабжен радиальными перегородками, каждая из которых выполнена Т-образной формы, каждая из опускных труб размещена соосно внутри подъемной в месте их подключения, к барабану, при этом торцы упомянутых труб заведены внутрь барабана, причем опускная труба в зоне торца выполнена с гибом, имеющим косой срез, а перегородки установлены между осями труб пучка с образованием со стенкой барабана сепарационных камер, в нижней части каждой из которых размещен косым срезом гиб опускной трубы, при этом каждая перегородка выполнена с высотой, превышающей высоту размещенного внутри барабана участка подъемной трубы на величину, равную либо превышающую диаметр подъемной трубы. 2. Котел по п. 1, отличающийся тем, что опускные трубы выполнены из фторопласта.РИСУНКИ
Рисунок 1