Кресло-каталка

 

Использование: в качестве транспортного средства для инвалидов. Сущность изобретения: кресло-каталка включает два больших опорных колеса 1, установленных с обеих сторон центрального каркаса, одна часть которого служит опорой для сидения 3, а другая образует опору для ног, или подножку 4, оснащенную направляющими колесами 5. В соответствии с изобретением обод 8, на который уложена пневматическая шина 10, составляет внешнее кольцо периферического двигательного механизма, внутреннее кольцо которого 7, имеющее большой диаметр, полностью лишено ступицы, оси и спиц, причем указанный каркас с каждой стороны крепится к внутpенней кольцу 7 соответствующего опорного колеса разъемными средствами крепления. 15 ил.

Настоящее изобретение относится к креслу-каталке типа, включающего два больших опорных колеса, устанавливаемых с обеих сторон центрального каркаса, часть которого служит опорой для сиденья, а другая часть представляет собой опору для ног, снабженную направляющими колесами.

Кресла-каталки такого типа чаще всего представляют собой складывающуюся конструкцию, которая может быть помещена в ограниченном пространстве, и в частности в багажник автомобиля.

Однако из-за применяемого для них способа складывания, основанного, как правило, на принципе токоприемника, ныне известные кресла-каталки сохраняют в сложенном виде существенное неудобство, которое в сочетании с тем фактом, что некоторые части продолжают выступать, делает достаточно затруднительной их переноску вручную.

Настоящее изобретение имеет целью устранить этот недостаток и для достижения этой цели имеет своим объектом кресло-каталку типа, который отличается тем, что каждое из его опорных колес образуется из обода, несущего на себе пневматическую шину, который непосредственно составляет внешнее кольцо периферического двигательного механизма, к внутреннему кольцу которого, имеющему большой диаметр и полностью свободному от ступицы, оси и спиц, с помощью разъемных креплений крепится каркас.

Таким образом, имеется кресло-каталка, все элементы которой разбираются, в том числе опорные колеса, полностью лишенные внутренней оснастки, которые будучи уложены друг на друга могут образовать ложемент, способный вместить целиком или частями другие составные части кресла, ощутимо сокращая в результате габариты сложенного кресла. Более того, для максимального уменьшения этих габаритов предусмотрен целый ряд дополнительных устройств.

Так, например, в соответствии с дополнительным признаком изобретения сидение кресла-каталки и часть конструкции, служащая ему опорой, образуют отдельный узел опоры для ног, который представляет собой складывающуюся конструкцию, замысел и размеры которой позволяют после снятия ее с колес и складывания превратить ее в упаковку, полностью помещающуюся внутри обоих опорных колес, уложенных друг на друга.

Кроме того, не зависимая от остальной конструкции подножка имеет форму замкнутой дуги, выступающей впереди опорных колес и укрепленной между ними в своей задней части в соединении с их внутренним кольцом посредством разъемных креплений, и преимуществом является то, что эта дуга имеет во всех направлениях внешние размеры, не превышающие пределы того пространства, которое образуют оба уложенных друг на друга опорных колеса, а также внутренние длину и ширину, предпочтительно превышающие соответствующие размеры упаковки, образованной снятыми и сложенными сидением и его опорой.

Наконец, каждое из направляющих колес кресла преимущественно поддерживается вращающимся костылем, установленным на соответствующем боковом колене дуги с помощью шарнира, ось которого перпендикулярна оси вращения костыля, и оснащенным съемным устройством для его фиксации в развернутом положении.

Действительно, благодаря этим устройствам представляется возможным, после полной разборки кресла, уложить все составные элементы его центральной части внутри обоих больших опорных колес, положенных друг на друга, в результате чего получается упаковка, внешние размеры которой ограничиваются величиной колес и которую с этого момента можно легко переносить как плоскую и не затрудняющую движение ручную кладь.

Кроме того, чтобы облегчить разборку кресла-каталки, еще одним признаком изобретения предусмотрено, чтобы средства, закрепляющие дугообразную подножку на внутренних кольцах опорных колес, имелись на каждой оконечности ее заднего колена и чтобы они имели форму щеколды, снабженной пазом, которая движется в гнезде с эластичной внутренней защелкой, скрепленном с внутренним кольцом соответствующего опорного колеса, и чтобы с каждой стороны опорной части сидения конструкции средства, прикрепляющие ее к соответствующему внутреннему кольцу, включали две группы, находящиеся от него на одинаковом расстоянии по всей его окружности, из двух скрепляющих элементов, защелкивающихся при вхождении одного в другой, причем один из этих элементов исполнен с внутренней стороны внутреннего кольца, а другой с противоположной стороны указанной опорной части сидения конструкции.

Помимо этого, сборка кресла облегчается, если в каждой из указанных групп один из скрепляющих элементов представляет собой выступающий кулачок, заканчивающийся сферической цапфой, а другой захват, имеющий гнездо, в которое входит этот кулачок, и эластичную защелку, причем захватный элемент по крайней мере в одной из групп имеет форму тисков, в которые выступающий кулачок входит сбоку.

Чтобы гарантировать должную жесткость соединений собранного кресла, сверх того было бы предпочтительно, чтобы выступающий кулачок, по крайней мере частично по своей длине, имел многоугольное поперечное сечение и, чтобы паз захватного элемента, в который входит этот кулачок, имел поперечное сечение, соответствующее поперечному сечению кулачка.

Наконец, положение по крайней мере одного из скрепляющих элементов в каждой группе должно подвергаться регулировке вдоль внутреннего края соответствующего внутреннего кольца и/или соответственно с противоположной стороны опорной части сидения конструкции, чтобы можно было достаточно легко осуществлять регулировку высоты сидения или его наклона вбок или назад.

Кроме того, складное кресло-каталка в соответствии с изобретением может стать самоходным, не теряя при этом вышеуказанные преимущества, а именно, главным образом, возможностей быстрой сборки и разборки и размещения его различных составных частей таким образом, чтобы они занимали минимально возможное место, что облегчало бы его переноску.

С этой целью каждое из двух опорных колес кресла благоприятно оснащено мотором, устанавливаемым на одном из его колец и приводящим во вращение второе кольцо посредством трансмиссионного механизма, соединенного с этим вторым кольцом, причем мотор и, в случае необходимости, его источник питания энергией удерживался бы (удерживались бы) внутри центральной полости указанного колеса, не вторгаясь в пространство, представляющее в плоскости указанного колеса меньшие размеры, чем поперечные и продольные размеры дуги.

В соответствии с предпочтительным способом исполнения этого самоходного кресла, мотор и, в случае необходимости, его источник питания энергией устанавливается на внутренней кольцеобразной поверхности внутреннего кольца рассматриваемого колеса и внешнее кольцо имеет закраину, кольцеобразная часть которой, загнутая перед внутренним кольцом, взаимодействует с указанным трансмиссионным механизмом мотора.

Предпочтительно указанный трансмиссионный механизм образуется шестеренкой или комплектом шестеренок, входящих в зацепление с внутренним зубчатым венцом, установленным на указанной загнутой кольцеобразной части внешнего кольца. Как вариант он может быть образован роликом фрикционной передачи или комплектом роликов фрикционной передачи, взаимодействующим с покрытием указанной кольцеобразной части, имеющим высокий коэффициент трения.

В соответствии с еще одним признаком изобретения в направлении, параллельном оси колеса, мотор с его трансмиссионным механизмом и, в случае необходимости, источником питания энергией имеет размер, меньший удвоенной толщины колеса, и не выходит за пределы боковой плоскости габаритных размеров колеса.

Наконец, оба скрепляющих элемента по меньшей мере одной из групп благоприятно оснащены соответственно внутренними электропроводящими частями, находящимися в контакте друг с другом, каждая из которых изолирована от внешнего корпуса, образующего массу рассматриваемого скрепляющего элемента, что необходимо при сборке кресла, для того, чтобы они могли сыграть роль автоматических электрических разъемов, используемых в случае установки электромотора, для включения электрической цепи, соединенной с этим мотором.

Далее будет более подробно описан способ предпочтительного исполнения кресла-каталки в соответствии с изобретением, но единственно в качестве неограничительного примера, со ссылками на данные в приложении чертежи.

На фиг. 1 дан вид в перспективе этого кресла-каталки; на фиг. 2 вид сбоку этого кресла, данный схематически; на фиг. 3 частичный разрез в плоскости III-III, показанной на фиг. 2; на фиг. 4 увеличенный вид складной основы сидения кресла; на фиг. 5 7 увеличенные перспективные виды захватывающих устройств различных элементов конструкции, соединяющихся с внутренними кольцами двигательного механизма опорных колес; на фиг. 8 и 9 - способ сборки опорных костылей направляющих колес, причем на фиг. 9 показан разрез в плоскости IX-IX, показанной на фиг. 8; на фиг. 10 и 11 полностью разобранное кресло, помещенное в чехол для переноски вручную; на фиг. 12 - схематически изображенный в крупном масштабе вид сбоку кресла-каталки, усовершенствованного в соответствии с изобретением; на фиг. 13 увеличенный вид взятого в отдельности захватывающего устройства, аналогичного показанному на фиг. 5, которым оснащено кресло-каталка, показанное на фиг. 12; на фиг. 14 увеличенный разрез в плоскости XIV-XIV, показанной на фиг. 12; на фиг. 15 - вид в разрезе, осуществленном в той же плоскости, обоих больших колес кресла-каталки, показанного на фиг. 12, установленных одно в другом после разборки.

Известным способом образец кресла, представленный на фиг. 1, включает два опорных колеса 1, 2 большого диаметра, сидение 3 и подножку 4, имеющую перед опорными колесами два боковых направляющих колесика 5.

В соответствии с первым признаком изобретения, который совместно иллюстрируют фиг. 2 и 3, каждое из опорных колес 1 или 2 образовано, подобно двигательному механизму, двумя кольцами большого диаметра 7, 8, удерживаемыми в тесном соприкосновении концентрично одно вокруг другого посредством роликов 9, периферически изолированных между собой, оси которых перпендикулярны к плоскости колеса. Кольцеобразные внутренние кольца 7 обоих опорных колес 1, 2 образуют таким образом неподвижные элементы, полностью лишенные центральной части, удерживающие между собой опору сидения 3 и отдельную подножку (опору для ног) 4, тогда как внешнее кольцо 8 каждого колеса 1 или 2 образует собственно обод с пневматической шиной 10, лежащей по его окружности, и поручнем 11, выступающим с его внешней стороны.

Что касается опоры сидения 3, то она главным образом образуется двумя боковыми элементами Г-образной формы, вертикальные колена которых 12a и 13a удерживают полотняную спинку 14 сидения, а горизонтальные колена 12b и 13b - отдельно закрепленное основание также из полотна. В каждом из боковых элементов 12 или 13 опоры спаренная складная поперечина 16 или 17, образующая подлокотник, шарнирно присоединена с одной стороны к вертикальному колену, а с другой к горизонтальному колену, которые, кроме того, соединяются между собой шарнирным соединением 18, которое автоматически блокируется, когда оба колена раскрываются до прямого угла. Еще следует отметить со ссылкой на фиг. 4, что оба горизонтальных колена 12b и 13b элементов опоры 12, 13 соединены между собой крестовиной, образованной двумя штангами 19, 20, шарнирно сочлененными одна поверх другой в своей средней части 21, и соответственно с задними оконечностями колес 12b, 13b, как это указано цифрами 22 и 23. Своими передними оконечностями обе штанги 19, 20 перемещаются скользя каждая в имеющей желобок детали 24 или 25, приваренной с внутренней стороны соответствующего горизонтального колена. Такая же конструкция из складывающейся крестовины имеется между двумя вертикальными коленами 12а, 13а элементов опоры 12, 13 сидения 3.

В соответствии с еще одним признаком изобретения каждый элемент опоры 12, 13 скреплен с внутренней кромкой свободного от центральной части внутреннего кольца 7 опорного колеса соответственно 1 или 2 посредством двух устройств точечного крепления, первое из которых находится на горизонтальном колене 12b или 13b, а второе на вертикальном колене 12а или 13а.

Фиг. 5 изображает первое из этих закрепляющих устройств, которое идентично для обоих элементов опоры. Оно состоит, с одной стороны, из кулачка 26, выступающего на внутренней стороне кольца 7 перпендикулярно к его плоскости и по внутренней касательной к ней и заканчивающегося сферической цапфой 27, и, с другой стороны, из элемента 28, обычно имеющего форму параллелепипеда, который крепится к горизонтальному колену 12b или 13b, имеющему прямоугольное сечение, элементов опоры 12 или 13 захватом 29 дополнительной формы, который изнутри оснащен эластической защелкой 30, блокирующей элемент 28. На стороне, противоположной захвату 29 элемента 28, пробит внутренний паз 31 этого элемента, в который по оси вставляется кулачок 26 с цапфой. Защелка 32, вращающаяся на шпоньке 33 и прижимаемая не изображенной на чертеже пружиной или вследствие эластичности самого материала, слегка выступает внутрь паза 31, чтобы после вхождения в паз кулачка 26, заблокировать его, проникнув в шейку 34, выделанную между кулачком и его цапфой 27.

Второе закрепляющее устройство, видимое на фиг. 6, представляет в целом такую же конструкцию, как и у первого, за исключением того, что элемент в форме параллелепипеда 35 представляет собой нечто вроде тисков, имеющих неподвижную часть 36 с захватом 37 и подвижную зажимную щеку 38, шарнирно закрепленную вокруг продольной оси 39 и получающую усилие от нажима пружины или вследствие эластичности самого материала. Эти тиски открыты с задней стороны 55 и кулачок с цапфой 40 входит в них сбоку, чтобы быть заблокированным зажимной щекой внутри элемента 35.

Если вернуться к фиг. 1, то еще можно видеть, что подножка 4, не соединенная с сидением 3, образуется замкнутой дугой, несущей на каждой оконечности своего заднего колена 4а щеколду 41, которая почти перпендикулярна по отношению к этому колену; щеколда 41 изображена на фиг. 7. Эта щеколда 41, имеющая выемку 42, входит в скобу 43, закрепленную на внутреннем кольце 7 соответствующего опорного колеса, в положении, слегка сдвинутом вовнутрь по своему радиусу по отношению к внутренней периферии этого колеса, причем скоба 43, кроме того, оснащена эластичной защелкой 44, входящей в выемку 42 щеколды, чтобы блокировать ее.

Здесь следует отметить, что самые большие внешние размеры по длине и ширине дуги подножки 4 максимум равны внутреннему диаметру каждого из внутренних колец 7, не имеющих центральной части, и что протяженность того пространства, которое он ограничивает, по своей длине превосходит длину каждого из колен 12а, 12b, 13a, 13b элементов опоры сидения 3. Внутренняя кольцеобразная поверхность внутренних колец 7, не имеющих центральной части, имеет, кроме того, слегка обозначенную форму конуса, открытого в сторону внутренней части кресла, как это показано элементом с обозначением 7а на фиг. 3, и при показанном способе исполнения внешняя длина дуги 4 равна внутреннему среднему диаметру каждого из колец 7.

На каждом из боковых колен 4b, 4c дуги 4, кроме того, находится соединенный с ним шарниром костыль 45, наклоненный назад, который поддерживает соответствующее направляющее колесико 5. Как показано на фиг. 8 и 9, каждый костыль 45 состоит из короткого верхнего элемента 46, соединенного посредством шарнира с внутренней стороной дуги 4 вокруг оси А, параллельной оси колесика 5, и более длинной лапки 47, вращающейся под элементом 46 вокруг второй оси В, которая перпендикулярна первой оси А. Подвижный шип 48, находящийся под давлением пружины 49, входит в отверстие 50 бокового колена 4 дуги, чтобы блокировать костыль по отношению к его оси А в его функциональном положении, показанном сплошной чертой на фиг. 8.

Все вышеописанные составные элементы кресла-каталки, а именно оба опорных колеса 1, 2, сидение 3 и дуга подножки 4, могут быть легко отделены друг от друга посредством легкого натяжения на уровне их устройств взаимного захвата с помощью защелок, которые показаны на фиг. 5 7. Будучи разобрано таким образом, кресло может быть уложено следующим образом в виде упаковки, имеющей минимальные габариты.

В первую очередь, утопив рукой шип 48 костыля, следует повернуть последовательно вверх и вбок вокруг их осей А и В костыли 45 с колесиками 5, чтобы их положить плашмя на дугу 4 и внутри ее контура, как показано пунктирными линиями на фиг. 8. Затем полностью складывается опора сидения 3, поворачиваясь вокруг шарнирного сочленения 21 штанг 19, 20 крестовины, как показано пунктирными линиями на фиг. 4, и вокруг шарнирных сочленений 18 его боковых элементов опоры 12, 13, и куски полотна 14, 15 сворачиваются вокруг опоры сидения, которое также складывается, в результате чего образуется упаковка 51. Положив колесо горизонтально на поручень, затем внутрь его полости укладывают дугу 4 со сложенными колесиками 5. Таким образом, дуга оказывается во внутреннем кольце 7 колеса, опираясь на его поверхность 7а, имеющую достаточно выраженную конусообразную форму, чтобы удержать ее. Затем вовнутрь дуги и на откинутые вверх колесики 5 кладется пакет 51, как представлено на фиг. 10, на которой для ясности рисунка убрано верхнее опорное колесо, причем следует уточнить, что при его укладывании плотно приложенные друг к другу оба колеса 1 и 2 взаимно удерживают друг друга, препятствуя сдвигу, благодаря кулачкам 26 и 40, которые соприкасаются до легкого трения между ними конические поверхности 7а их внутренних колец 7.

После того, как такая упаковка готова и жестко скреплена благодаря соприкосновению между обоими колесами и возникающему трению, она может быть помещена в кольцеобразный круглый чехол 52, застегивающийся вокруг опорных колес 1, 2, U-образный в сечении, снабженный ручками 53, подобный тому, который изображен на фиг. 11. В таком виде упаковка может легко переноситься в виде малогабаритной ручной клади. Разумеется, кольцеобразный чехол 52 может быть заменен круглым чехлом, полностью застегивающимся в центре.

Здесь уточняется, что опорные колеса 1 и 2 могут благоприятно, в соответствии с фиг. 3, иметь внешний диск 56, находящийся внутри поручня и занимающий всю его поверхность, который, будучи съемным или нет, закрепляется таким образом, что получаемый таким образом объем между двумя дисками 56 обоих уложенных друг на друга колес ограничивает вместилище, способное заключить в себе все вышеописанные элементы. Таким образом, оба колеса 1, 2 со своими дисками 56 образуют жесткий и полностью закрытый корпус для переноски, который сам по себе может быть помещен в чехол 52.

Так же легко, как и разборка, может быть произведена его сборка с использованием защелок.

Сборка начинается с присоединения обоих опорных колес 1, 2 к предварительно развернутым боковым элементам 12, 13 опоры сидения 3. Для этого сначала надо защелкнуть выступающие кулачки 26 их внутреннего кольца 7, вставив их по оси в соответствующие дополнительные элементы 28 горизонтальных колен боковых элементов 12, 13, затем, используя ось, образованную обеими кулачками 26, следует опрокинуть назад комплекс сидения, чтобы оно защелкивалось автоматически элементами с зажимными щеками 35 вертикальных колен его боковых элементов опоры на соответствующих кулачках 40 внутренних колец. Последняя операция будет заключаться в том, чтобы защелкнуть спереди на внутренних кольцах 7 колес 1, 2 дугу, на которой до этого были бы предварительно вставлены в свое функциональное положение колесики 5.

Хотя опорные колеса 1, 2 полностью лишены своей центральной части (спицы, ступица и ось), кресло-каталка в соответствии с изобретением, в собранном виде представляет собой совершенно жесткую конструкцию, которая обеспечивается его центральным каркасом, а именно опорой сидения 3 и другой подножки 4, скрепленными между внутренними кольцами 7 в трех равноудаленных точках вдоль каждой из них.

Если вернуться к фиг. 2, то можно также оценить возможность простой регулировки высоты сидения 3 по отношению к подножке 4, а также его наклона назад, которая достигается благодаря захватам 29 и 37 элементов с защелками 28 и 35, которые позволяют легко изменять их положение вдоль соответствующих колен опорных элементов 12, 13 сидения 3. Наконец, также необходимо, чтобы соответствующие кулачки 26 и 40 перемещались вдоль каждого обода 7 или чтобы их число было увеличено. На фиг. 2 сидение 3 представлено просто опущенным и наклоненным назад, что показано пунктиром, но также предполагается, благодаря предоставляемой возможности регулировки возможным наклонять его налево или направо, чтобы компенсировать специфические морфологические характеристики пациента и, таким образом, комфортность его нахождения в кресле.

Кроме того, разборное кресло-каталка в соответствии с изобретением может стать самоходным благодаря ряду простых устройств, которые никоим образом не затронут вышеназванные преимущества.

Фиг. 12 иллюстрирует предпочтительный способ исполнения такого самоходного кресла-каталки, у которого прежде всего каждое из больших опорных колес 1, 2 может быть оснащено небольшим электромотором 57, работающим на постоянном токе, известного типа. Как можно лучше видеть на фиг. 14, для колеса 1 этот мотор 57 крепится за свой внешний каркас 58 на внутренней кольцеобразной поверхности 59 внутреннего кольца 7 этого колеса. Мотор 57, крепление которого к внутреннему кольцу 7 будет предпочтительно усиленно с помощью не показанных здесь боковых опор, устанавливается таким образом, чтобы его вал был параллелен оси колеса 1 и направлялся бы к внешней стороне колеса 1.

На фиг. 14 также показано, что внешнее кольцо 8 колеса 1 по всей своей окружности имеет радиальный выступ 61, который складывается перед внутренним кольцом 7, будучи слегка отведен в сторону от него. На внешней поверхности складываемого колена 62, кольцеобразного и сплошного, этого выступа 61 имеется внутренний зубчатый венец 63, центрированный на оси колеса 1, в зацеплении с которым находится зубчатое колесо 64, свободно установленное во вращении на передней стороне каркаса 58 мотора 57, причем само это зубчатое колесо 64 находится в зацеплении с вторым зубчатым колесом 65, заклиненным на валу 60 мотора.

Миниатюрные аккумуляторные батареи 66 такого типа, который имеется в продаже, устанавливаются с обеих сторон мотора 57, на его каркасе 58, чтобы обеспечить подачу электрического тока через четырехпозиционный коммутатор, расположенный на стойке 16 сидения 3 кресла, являющейся самой близкой к рассматриваемому колесу 1, где он приводится в действие посредством рычага управления 67 (см. фиг. 12).

Электрическое соединение, осуществляемое по классической схеме между батареями 66, мотором 57 и рычажковым коммутатором 67, ведется по проводкам, которые на пути от колеса 1 к сидению 3 проходят через места соединения кулачков со сферическими цапфами 26 или 40 и соответствующих элементов 28, 35, которыми они захватываются, закрепляющих устройств сидения 3 на кольце 1. С этой целью у каждого кулачка, как это показано на фиг. 13 для кулачка 26 первого закрепляющего устройства, имеется электропроводный сердечник 68, имеющий на своей оконечности цапфу 27, окруженный изолирующей муфтой 69 внутри образующего массу корпуса 70 кулачка 26. Равным образом, защелка 32 имеет электроизоляцию, обозначенную цифрой 71, по отношению к внешней массе элемента 28.

Таким образом, электрическое соединение между батареей 68 и мотором 57 через рычажковый коммутатор 67 устанавливается автоматически при скреплении сидения 3 с колесами 1 и 2 кресла и не требует никакой дополнительной операции при почти мгновенной разборке кресла.

На фиг. 13 также можно заметить, что кулачок 26 первого захватывающего устройства имеет многоугольное сечение, здесь прямоугольное, и паз 31, в который он входит, имеет точно соответствующее ему сечение. Таким образом, гарантируется совершенная жесткость соединения, осуществленного между опорой сидения 3 и колесом 1, которое благодаря этим устройствам эффективно сопротивляется усилиям взаимного скручивания между обоими элементами 26 и 28, один из которых захватывает другой. Кроме того, оконечность 26а кулачка 26 слегка заострена, чтобы облегчить его центрирование при его введении в паз 31 элемента 28.

Здесь можно отметить, что вместо комплекта зубчатых колес 64, 65 можно использовать любое подходящее средство, чтобы осуществить кинематическое соединение между валом 60 мотора 57 и зубчатым венцом 63 внешнего кольца 8 колеса 1, благодаря которому это последнее приводится во вращение вокруг неподвижного внутреннего кольца 7 в том или другом направлении и со скоростью, которая выбирается с помощью рычажка управления 67. Так, например, комплект зубчатых колес может быть заменен роликом фрикционной передачи или комплектом таких роликов, входящих в соприкосновение с внутренней кольцеобразной поверхностью 62, которая в этом случае делается гладкой и исполняется с покрытием, имеющим высокий коэффициент трения, внешнего кольца 8 колеса 1.

Разумеется, второе опорное колесе 2 оборудуется таким же образом, как и первое, включая комплект мотор-батарея, электрические соединения и пульт управления, как это было описано выше.

Впрочем, само собой разумеется, что и на одном, и на другом колесе 1, 2 можно вместо показанного здесь электромотора 57 использовать мотор какого-либо другого типа, и в частности небольшой термический мотор, соединенный с баком для горючего, который тогда занял бы место батарей 66.

Также можно заметить, ссылаясь на фиг. 14, что на каждом колесе 1 или 2 вал 60 мотора 57 не выдается за внешнюю боковую плоскость Р колеса и что, с другой стороны, корпус мотора выступает за пределы внутреннего кольца 7 этого колеса, но на меньшую, чем толщина колеса, величину. Кроме того, каркас 58 мотора 57 очень незначительно отходит от поверхности 7а внутреннего кольца 7 колеса, к которой он приварен.

На фиг. 15 показано, что благодаря этим устройствам оба колеса 1 и 2 самоходного кресла-каталки, показанного на фиг. 21, могут быть вплотную наложены друг на друга, не оставляя каких-либо выступающих частей, таким же самым образом, как и колеса кресла-каталки, описанного ранее.

Кроме того, в каждом из колес 1 и 2 мотор 57 и его батареи 66 размещаются внутри ложемента, ограниченного внутренним кольцом 7 рассматриваемого колеса 1 или 2 и шнуром с этого кольца, который символически показан пунктирной линией 72 на фиг. 12. Этот шнур 72, который, впрочем, может быть материализован узкой пластинкой, еще более ужесточающей крепление мотора, находится в таком положении, что после наложения друг на друга обоих снятых колес 1, 2, как показано на фиг. 15, моторы 57 со своими батареями 66 не вторгаются в пространство 73, отведенное внутри обоих колес для размещения дуги 4, внутри которой затем укладывается пакет 51, образуемый сидением 3, сложенным и скатанным в рулон, как показано на фиг. 10 для первого, несамоходного, кресла-каталки. Поэтому, совершенно так же, как это последнее, самоходное кресло-каталка, показанное на фиг. 12, несмотря на дополнительные приспособления, может после разборки быть уложено в виде упаковки минимальных размеров, легко переносимой в сумке, имеющей форму кольцеобразного чехла, такой, например, как показана на фиг. 11.

Формула изобретения

1. Кресло-каталка, содержащее складывающееся сиденье, подножку, направляющие колеса и два опорных колеса, связанных между собой с возможностью разъема, при этом каждое опорное колесо выполнено в виде двигательного механизма, представляющего собой два концентрично установленных с возможностью вращения одно относительно другого кольца, внешнее из которых образует обод опорного колеса, отличающееся тем, что сиденье и подножка связаны с внутренними кольцами опорных колес, а направляющие колеса с подножкой, причем минимальный диаметр опорных колес больше габаритных размеров сложенного сиденья и подножки.

2. Кресло-каталка по п.1, отличающееся тем, что сиденье и подножка выполнены в виде отдельных деталей.

3. Кресло-каталка по пп.1 и 2, отличающееся тем, что подножка выполнена в виде замкнутой дуги, выступающей впереди опорных колес, и связанной с внутренними кольцами опорных колес своей задней частью.

4. Кресло-каталка по п.3, отличающееся тем, что наибольший внешний диаметр дуги равен внутреннему диаметру внутренних колец.

5. Кресло-каталка по п.3, отличающееся тем, что задняя часть дуги связана с соответствующим внутренним кольцом посредством закрепленной на ней щеколды с выемкой разъемного соединения подножки, включающего в себя также скобу с эластичной защелкой, жестко связанную с кольцом с возможностью соединения и фиксации с щеколдой, форма выемки которой соответствует форме защелки.

6. Кресло-каталка по пп.1 и 3, отличающееся тем, что каждое направляющее колесо связано с дугой посредством вращающегося костыля, закрепленного на соответствующей боковой части дуги при помощи шарнирного соединения, ось которого перпендикулярна к оси вращения костыля, выполненного со съемным элементом для закрепления костыля в развернутом положении.

7. Кресло-каталка по п.1, отличающееся тем, что по крайней мере одно из опорных колес снабжено мотором с источником питания, закрепленным в одном из колец в его внутренней полости и имеющим возможность приведения во вращение другого кольца посредством трансмиссионного механизма, кинематически связанного с этим кольцом, причем мотор и источник питания расположены таким образом, что пространство в плоскости колеса имеет размеры, которые меньше размеров подножки.

8. Кресло-каталка по п.7, отличающееся тем, что мотор и источник питания установлены на внутренней поверхности внутреннего кольца, а внешнее кольцо выполнено с закраиной, отогнутая к внутреннему кольцу кольцеобразная часть которой имеет возможность взаимодействия с трансмиссионным механизмом.

9. Кресло-каталка по п.7, отличающееся тем, что трансмиссионный механизм выполнен в виде шестерни или комплекта шестерен, имеющих возможность зацепления с внутренним зубчатым венцом, закрепленным на кольцеобразной части закраины внешнего кольца.

10. Кресло-каталка по п.7, отличающееся тем, что трансмиссионный механизм выполнен в виде ролика фрикционной передачи или комплекта роликов фрикционной передачи, установленных с возможностью контактирования с покрытием, имеющим высокий коэффициент трения и закрепленным на кольцеобразной части закраины внешнего кольца.

11. Кресло-каталка по пп.7 10, отличающееся тем, что мотор с источником питания и трансмиссионным механизмом в направлении, параллельном оси колеса, имеют размеры меньше, чем двойная толщина опорного колеса, и расположены в пределах боковых плоскостей, ограничивающих габариты этого колеса.

12. Кресло-каталка по п.1, отличающееся тем, что на каждой стороне опорной части сиденья закреплены элементы по крайней мере двух разъемных соединений.

13. Кресло-каталка по п.12, отличающееся тем, что каждое разъемное соединение представляет собой захватывающий элемент, в пазу которого имеет возможность размещения и фиксации посредством эластичной защелки захватывающий элемент, который выполнен в виде выступающего кулачка со сферической цапфой, при этом захватывающий элемент выполнен в виде тисков.

14. Кресло-каталка по п.13, отличающееся тем, что выступающий кулачок по своей длине имеет многоугольное поперечное сечение, которому соответствует поперечное сечение пара захватывающей детали.

15. Кресло-каталка по пп.13 и 14, отличающееся тем, что выступающие кулачки расположены перпендикулярно к плоскости соответствующего опорного колеса и по касательной к внутренней кольцеобразной поверхности внутреннего колеса.

16. Кресло-каталка по пп. 12 15, отличающееся тем, что по крайней мере один из элементов каждого разъемного соединения имеет возможность регулирования своего положения вдоль внутренней стороны соответствующего внутреннего кольца или соответственно на опорной части сиденья.

17. Кресло-каталка по пп.12 16, отличающееся тем, что у обоих соединяющихся элементов по крайней мере одного разъемного соединения соответствующие части выполнены электропроводящими с возможностью контакта между собой, причем каждая часть изолирована от внешнего корпуса.

18. Кресло-каталка по п.1, отличающееся тем, что внешнее кольцо каждого из опорных колец закрыто внешним диском.

19. Кресло-каталка по п.1, отличающееся тем, что оно снабжено сумкой для переноса его в сложенном виде, выполненной в виде кольцеобразного круглого чехла с ручками и U-образным поперечным сечением.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к складываемому передвижному стулу, состоящему из двух боковых рам, соединенных между собой с помощью механизма складывания, при этом нижняя часть снабжена колесами, а верхняя часть складывающимся сиденьем

Изобретение относится к транспортным средствам для инвалидов

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано для перемещения инвалидов в домашних и дорожных условиях с применением ручного привода

Изобретение относится к колесным транспортным средствам с мускульным приводом и может быть использовано инвалидами
Наверх