Смазка для лубрикации рельсов

 

Изобретение относится к смазочным материалам и может быть использовано при смазывании рельсов в кривых пути. Цель - повышение антифрикционных свойств смазки. Смазочный материал, состоящий из полужидкой смазки Трансол-200 согласно изобретению содержит дополнительно жидкое стекло и графит при следующем содержании компонентов, мас.%: Жидкое стекло - 10 - 15 Графит - 5 Смазка Трансол-200 - Остальное 1 табл.

Изобретение относится к смазочным материалам, которые использовались при лубрикации рельсов в кривых пути.

С целью снижения бокового износа рельсов в кривых пути, используют смазки специального назначения типа: графитная УСсА ГОСТ 3333-74, состоящая из масла цилиндрового, гидратированного кальциевого мыла синтетических жирных кислот и графита (1); смазка СПЛ ТУ 32 ЦТ 2186-92, состоящая из минерального масла загущенного кальциевым мылом жирных кислот и противоизносной присадки.

Недостатками этих смазок является их низкие антифрикционные свойства при удельных нагрузках свыше 2000 МПа, что значительно увеличивает боковой износ рельсов при прохождении через кривую пути груженных составов.

Наиболее близкой к описываемому решению является полужидкая смазка Трансол-200 ТУ 38 201352-84, которую принимаем за прототип (2).

Состав смазки прототипа следующий, мас.

Масло И-50 ГОСТ 20795-88 73,0 Кислота 12-оксистеариновая ТУ 38101721-78 8,0 Присадки: КП-10 ТУ 38101209-72 6,895 ДФ-11 ОСТ-3801398-86 4,0 Фосан ТУ 381011812-88 4,0
Борин ТУ 381011003-87 2,0
КИНХ-2 ТУ 38101980-84 2,0
Октофор- ТУ 38 УССР 201415-78 0,1
ПМС-200А ОСТ 6-02-20-78 0,005.

Недостатками смазки прототипа являются низкие антифрикционные свойства при удельной нагрузке в контакте свыше 2000 МПа.

Технической задачей изобретения является улучшение антифрикционных свойств смазки.

Поставленная задача достигается тем, что полужидкая смазка Трансол-200 согласно изобретению дополнительно содержит жидкое стекло и графит при следующем соотношении компонентов, мас.

Жидкое стекло ГОСТ 13078-81 10-15,0
Графит С-1 ТУ 113-08-48-63-90 5,0
Трансол-200 ТУ 38 201352-84 Остальное.

Смазку готовят путем постепенного введения, при непрерывном перемешивании, в полужидкую смазку Трансол-200 жидкого стекла и графита до получения однородного полужидкого состава темно-серого цвета.

Введение в состав жидкого стекла улучшает антифрикционные свойства смазки, что подтверждается результатами испытаний.

Максимальным значением содержания жидкого стекла в составе предлагаемого смазочного материала следует считать 15 так как дальнейшее увеличение концентрации ведет к резкому снижению коллоидной стабильности состава. Минимальным значением жидкого стекла следует считать 10 так как дальнейшее уменьшение его концентрации ведет к снижению антифрикционных свойств смазки.

Введением в состав предлагаемого смазочного материала до 5 графита достигается необходимая вязкость жидкого стекла, сопоставимая с вязкостью Трансола-200, так как графит оказывает на раствор жидкого стекла загущающее действие.

Экспериментально установлено, что 5-ной концентрации графита достаточно, чтобы создать необходимый загущающий эффект. Уменьшение содержания графита не целесообразно ввиду снижения вязкости раствора жидкого стекла. Поэтому 5 концентрацию графита принимаем за граничное значение при дозировке состава смазки.

Для экспериментальной проверки предлагаемого состава были проведены испытания на установке, моделирующей процесс скольжения гребня колеса по головке рельса в кривой пути, со схемой контакта модельных образцов (выполненных из бандажей и рельсовой сталей) периферия диска шарик.

Режимы испытаний: удельное движение 2,2 ГПа, скорость скольжения 0,2 м/с.

При проведении испытаний непрерывно фиксировалось время испытаний и коэффициент трения. Антифрикционные свойства смазок оценивались по значению коэффициента трения в период установившегося трения до наступления заедания, при нанесенной разовой смазки на дисковый образец.

Моменту наступления заедания соответствовало резкое повышение коэффициента трения до величины соответствующей сухому трению 0,4, характерный звук и появление металлической стружки.

В процессе испытаний проверялись предлагаемые составы и состав - прототип. Результаты испытаний приведены в таблице.

Результаты испытаний показывают, что все предлагаемые составы превосходят смазку-прототип по антифрикционным свойствам.

Следовательно, процентное соотношение этих составов 1 6 можно использовать как граничное при дозировке оптимального состава.


Формула изобретения

Смазка для лубрикации рельсов, содержащая полужидкую смазку Трансол-200 на основе минерального масла, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит жидкое стекло и графит при следующем соотношении компонентов, мас.

Жидкое стекло 10-15
Графит 5
Полужидкая смазка Трансол-200 на основе минерального масла Остальное

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к составам смазочных материалов, а именно к пластичным смазкам, предназначено для улучшения их триботехнических характеристик и может применяться в узлах трения механизмов и машин

Изобретение относится к смазкам для механической обработки металлов и может быть использовано для улучшения процессов шлифования труднообрабатываемых материалов, например цементированных сталей

Изобретение относится к смазкам для механической обработки металлов и может быть использовано для улучшения процессов шлифования труднообрабатываемых материалов, например цементированных сталей

Изобретение относится к области технологических смазок и смазочно-охлаждающих жидкостей для обработки металлов и может быть использовано в процессах волочения прутков, проволоки и других профилей

Изобретение относится к области технологических смазок и смазочно-охлаждающих жидкостей для обработки металлов и может быть использовано в процессах волочения прутков, проволоки и других профилей

Изобретение относится к смазочным материалам и может быть использовано для смазывания тяжелонагруженных узлов трения различных механизмов, в частности при смазывании рельсов в кривых пути

Изобретение относится к составам пластичных смазок, реализующие эффект избирательного переноса, и может найти применение в подшипниковых опорах совмещенных и с встроенными подшипниками и других узлах трения с одноразовой заправкой смазки, работающих при повышенных скоростях (dn < 2105 мм мин-1), подверженных конструктивно неустранимому постоянному действию вибраций и интенсивному износу

Изобретение относится к области машиностроения и химии, конкретно к металлообработке и эксплуатации машин и механизмов, в том числе двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к смазкам для горячей обработки металлов давлением и может быть использовано при горячем прессовании прутков, профилей и труб, в частности труб из углеродистых и нержавеющих сталей

Изобретение относится к смазочным составам, в частности к смазке для горячей обработки металлов давлением

Изобретение относится к смазочным составам, в частности к смазке для резьбовых соединений
Наверх