Механизм поворота башни

 

Изобретение относится к боевым машинам, вооружение которых установлено в поворотных башнях. Задачей, на решение которой направлено изобретение, является улучшение условий использования механизма поворота башни путем выноса ручного привода механизма в рабочую зону оператора, обеспечения удобства сборки и технического обслуживания механизма при сохранении узлов существующего механизма поворота башни. Механизм поворота башни содержит заключенный в корпус червячный редуктор, кинематически связанный с зубчатым венцом погона башни, переключающее устройство связи с электродвигателем или ручным приводом, заключенное в его корпус. Механизм поворота башни снабжен двумя дополнительными редукторами, корпус которых выполнен в форме чаши с полым радиальным выступом и закреплен на корпусах переключающего устройства и червячного редуктора и установлен между ними. Установка дополнительных редукторов в чашеобразном и с радиальным выступом корпусе позволила вынести ручной привод механизма в рабочую зону оператора в наиболее удобное для использования привода место. 4 ил.

Изобретение относится к боевым машинам, вооружение которых установлено в поворотных башнях.

Известен механизм поворота башни (Руководство по материальной части и эксплуатации танка Т-54. М. Воениздат МО СССР, 1958, с. 35-39, рис. 18), содержащий заключенный в корпус червячный редуктор с входным валом, червяком и ведомым червячным колесом, при этом ведомое червячное колесо посредством его вертикального вала, фрикционный муфты и ведомой шестерни кинематически связано с зубчатым венцом погона башни, переключающее устройство связи с электродвигателем или ручным приводом, заключенное в его корпус.

Недостатком этого механизма поворота башни является то, что рукоятка ручного привода удалена от рабочей зоны оператора, что ухудшает условия его работы.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является улучшение условий использования механизма поворота башни путем выноса ручного привода в рабочую зону оператора, обеспечения удобства сборки и технического обслуживания механизма при сохранении узлов существующего механизма поворота башни.

Поставленная техническая задача достигается тем, что механизм поворота башни содержит заключенный в корпус червячный редуктор с входным валом, червяком и ведомым червячным колесом, при этом ведомое червячное колесо посредством его вертикального вала, фрикционной муфты и ведомой шестерни кинематически связано с зубчатым венцом погона башни, переключающее устройство связи с электродвигателем или ручным приводом, заключенное в корпус, снабжен двумя дополнительными редукторами, корпус которых закреплен на корпусах переключающего устройства и червячного редуктора и установлен между ними, причем корпус дополнительных редукторов выполнен в форме чаши с полым радиальным выступом, чаша и полый радиальный выступ снабжены монтажными крышками с опорными гнездами для осей шестерен дополнительных редукторов, монтажные крышки закреплены на донных частях чаши и радиального выступа, при этом первый из дополнительных редукторов установлен в чаше и кинематически связан с червячным редуктором, а второй дополнительный редуктор установлен в радиальном выступе и связан с электродвигателем, при этом в оси ведомой шестерни второго дополнительного редуктора выполнено стыковочное гнездо для вала электродвигателя и резьбовое отверстие под стопорный винт, а в радиальном выступе выполнено отверстие для доступа к стопорному винту.

Изобретение поясняется чертежами.

Фиг. 1 общий вид механизма поворота башни (переключающее устройство условно не показано).

Фиг. 2 сечение А-А фиг. 1 по второму дополнительному редуктору и частично по червячному редуктору.

Фиг. 3 сечение Б-Б фиг. 2 по первому дополнительному редуктору, переключающему устройству и частично по червячному редуктору.

Фиг. 4 кинематическая схема механизма поворота башни.

Механизм поворота содержит корпус 1 червячного редуктора с кронштейнами 2 крепления механизма к башне. В корпусе 1 установлен входной вал 3 (фиг. 2, 3) червяка 4, находящегося в зацеплении с ведомым червячным колесом 5, установленном на шлицах 6 вертикального вала 7. На вертикальном валу 7 концентрично установлены пружина 8 и фрикционные диски 9, образующие с корпусом 10 фрикционную муфту. На корпусе 10 фрикционной муфты выполнена ведомая шестерня 11, находящаяся в зацеплении с зубчатым венцом 12 нижнего погона 13 опоры башни.

Переключающее устройство связи с электродвигателем или ручным приводом смонтировано в корпусе 14, выполненном в виде горловины. В корпусе 14 установлена приводная ось 15, на которой через шпонку 16 установлена переключающая шлицевая втулка 17, имеющая два венца, через втулку 18 установлена большая шестерня 19, и через подшипник 20 установлен диск 21 с гнездом "а" под обращенный к нему венец шлицевой втулки 17. Диск 21 снабжен пустотелой рукояткой 22 и колпаком 23, в котором установлен противовес 24, расположенный с противоположной стороны от рукоятки 22. В полости рукоятки 22 установлена пружина 25 и подпружиненная ею ось 26, кинематически связанная с клавишей 27 и с двуплечим рычагом 28. Рычаг 28 шарниром 29 закреплен на диске 21 и связан со шлицевой втулкой 17. Один венец втулки 17 постоянно связан с большой шестерней 19, которая сцеплена с шестерней 30, связанной с вторым дополнительным редуктором электродвигателя 31, закрепленном на корпусе 14 посредством хомутов 32.

На корпусе 14 переключающего устройства и корпусе 1 червячного редуктора между ними закреплен корпус 33 дополнительных редукторов, выполненный в форме чаши с полым радиальным выступом "б". Корпус 33 имеет полый цилиндрический выступ "в", который введен в отверстие корпуса 1 вокруг входного вала 3 червяка 4. На торцах корпуса 33 установлены монтажные крышки 34, 35, 36, обеспечивающие доступ к шестерням дополнительных редукторов. На крышке 35 посредством болтов 37 закреплен корпус 14 переключающего устройства. Удлиненный конец приводной оси 15 введен в корпус 33 и установлен в ней на подшипниках 38. На оси 15 установлена шестерня 39 первого дополнительного редуктора, которая находится в зацеплении с промежуточной шестерней 40, ось которой установлена на подшипниках скольжения, размещенных в корпусе 33 и крышке 35. Ведомая шестерня 41 первого дополнительного редуктора установлена на входном валу 3 червяка 4 на подшипниках качения 42.

Шестерня 30 второго дополнительного редуктора установлена посредством шпонки 43 на валу-шестерне 44, связанной через промежуточную шестерню 45 с шестерней 46 и валом электродвигателя 31.

Шестерни 44, 45 и 46 второго дополнительного редуктора установлены посредством подшипников скольжения, размещенных в корпусе 33 и крышке 36. В оси шестерни 46 выполнено стыковочное гнездо "г" со стопорным винтом 48. В гнездо "г" входит вал электродвигателя и посредством шпонки 47 соединяется с валом шестерни 46. Для доступа к винту 48 в выступе "б" корпуса 33 выполнено отверстие "д".

Механизм поворота башни работает или в моторном, или в ручном режиме.

В моторном режиме вращающий момент передается (фиг. 4) от электродвигателя 31 на шестерни 46, 44, 30 второго дополнительного редуктора и далее на большую шестерню 19, через связанный с ней венец переключающей шлицевой втулки 17 и шпонку 16 на приводную ось 15, на шестерни 39, 40, 41 первого дополнительного редуктора. Шестерня 41 вращает через входной вал 3 червяка 4 и червячное колесо 5 вертикальный вал 7, от которого момент передается (фиг. 3) через фрикционные диски 9 и корпус 10 на шестерню 11, которая, перекатываясь по зубчатому венцу 12 погона 13, поворачивает башню.

В ручном режиме прижимают клавишу 27 к рукоятке 22, при этом ось 26 перемещается в сторону корпуса 14 и поворачивает двуплечий рычаг 28, установленный на шарнире 29. Рычаг 28 перемещает шлицевую втулку 17 по шпонке 16 и один из венцов втулки 17 входит в зацепление с гнездом "а" диска 21. Не отпуская клавишу 27, оператор вращает рукоятку 22. Усилие от рукоятки передается на диск 21, который через гнездо "а" и втулку 17 со шпонкой 16 поворачивает приводную ось 15. Далее крутящий момент передается как и в моторном режиме.

При приложении к башне значительных по величине внешних вращательных воздействий пробуксовывают фрикционные диски 9, поджатые пружиной 8, что предохраняет детали механизма поворота башни от поломок.

Формула изобретения

Механизм поворота башни, содержащий заключенный в корпус червячный редуктор с входным валом, червяком и ведомым червячным колесом, при этом ведомое червячное колесо посредством его вертикального вала, фрикционной муфты и ведомой шестерни кинематически связано с зубчатым венцом погона башни, переключающее устройство связи с электродвигателем или ручным приводом, заключенное в корпус, отличающийся тем, что он снабжен двумя дополнительными редукторами, корпус которых закреплен на корпусах переключающего устройства и червячного редуктора и установлен между ними, причем корпус дополнительных редукторов выполнен в форме чаши с полым радиальным выступом, чаша и полый радиальный выступ снабжены монтажными крышками с опорными гнездами для осей шестерен дополнительных редукторов, монтажные крышки закреплены на донных частях чаши и радиального выступа, при этом первый из дополнительных редукторов установлен в чаше и кинематически связан с червячным редуктором, а второй дополнительный редуктор установлен в радиальном выступе и связан с электродвигателем, при этом в оси ведомой шестерни второго дополнительного редуктора выполнено стыковочное гнездо для вала электродвигателя и резьбовое отверстие под стопорный винт, а в радиальном выступе выполнено отверстие для доступа к стопорному винту.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вооружению боевых машин

Изобретение относится к вооружению боевых машин

Установка содержит корпус тумбы со штырем и расположенными на нем опорными элементами, верхний станок, механизм горизонтальной наводки, включающий привод. Верхний станок снабжен прижимным устройством, размещенным на горизонтальной площадке штыря. Полость между трубой и штырем заполнена смазкой и закрыта крышкой, жестко закрепленной на фланце трубы. По центру крышки выполнено отверстие, в котором проходит штырь. Отверстие закрыто поджимной втулкой с герметизирующими элементами, в нижней части фланца трубы имеется радиальный паз, имеющий отверстия с винтами. По боковой поверхности фланца трубы расположены отверстия, в двух из которых расположены ограничители углов обстрела. К бобышке, расположенной в нижней части наклонного рычага, крепится стопор походного положения, выполненный с возможностью взаимодействия с отверстиями в трубе. Повышаются надежность и безопасность установки. 5 ил.

Изобретение относится к боевым машинам, в частности к механизмам поворота погона артиллерийских установок

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к механизмам поворота башни, в частности танков и боевых машин пехоты. Механизм поворота башни содержит редуктор. Редуктор имеет связанную с зубчатым венцом погона кинематическую цепь зубчатых пар шестерен, выполненную по двухпоточной схеме с силовым зацеплением двух потоков с зубчатым венцом погона. Два зубчатых колеса соосно установлены на выходе каждого потока, связаны торсионом и люфтовыбирающим устройством. Первое зубчатое колесо - выходное (коренная шестерня), второе зубчатое колесо - промежуточное. Выходное зубчатое колесо выполнено с возможностью разворота относительно промежуточного колеса. Люфтовыбирающее устройство установлено между торсионом и промежуточным зубчатым колесом, выполнено регулируемым по направлению и величине люфтовыбирания. Направление моментов люфтовыбирания первого и второго потоков встречное, момент люфтовыбирания выбирается равным величине момента нагрузки. Технический результат заключается в снижении износа погона, а также в улучшении эксплуатационных характеристик привода поворота. 1 ил.
Наверх