Система восстановления параметров движения корабля

 

Изобретение относится к области управления подвижными объектами, в частности управления движением кораблей. Цель изобретения - повышение качества и достоверности вырабатываемой системой информации о динамике движения корабля. Сущность изобретения состоит в том, что в систему восстановления параметров движения корабля введены блок деления 9, пять сумматоров 16-20 и пять реле 21-25. 1 ил.

Изобретение относится к области управления подвижными объектами, в частности к области управления движением кораблей.

Известны системы, в которых для повышения качества управления в виде основной информации используются не измеренные фазовые координаты состояния корабля, а их оценки (авт. св. СССР N 528546, кл. G 05 D 1/00, Б.И. N 34, 1976).

В этих системах не предусматривается использование избыточной информации, и поэтому достоверность и качество последней существенно повысить нельзя.

Устройство для управления курсом судна (авт. св. СССР N 1227546, Б.И. N 16, 1986), принятое нами в качестве прототипа, содержит измерители: угла курса, угловой скорости и угла перекладки руля; три сумматора, множитель, три интегратора (бл. модели движения корабля), электромагнитное реле. Устройство формирует сигналы, необходимые для управления движением корабля.

Недостатком этом системы является отсутствие диагностики неисправного элемента и выработки этих же сигналов, используя другую, в том числе и косвенную, "избыточную" информацию.

Целью изобретения является выработка достоверной и высококачественной информации о динамике движения корабля.

Цель достигается тем, что в систему восстановления параметров движения корабля, содержащую датчик глубины, датчик дифферента, датчик угла атаки, датчик угловой скорости, датчик угла перекладки руля и датчик скорости хода, выход которого через множитель подключен к первым входам первого и второго интеграторов, второй вход множителя соединен с выходом датчика угла перекладки руля, выход первого интегратора подключен к вторым входам первого и второго интеграторов и к первому входу первого сумматора, к второму входу которого подключен выход датчика угла атаки, выход второго интегратора подключен через второй сумматор к третьему входу второго интегратора и через третий интегратор к первому входу третьего сумматора, к второму входу которого подключен выход датчика дифферента, соединенный также с входом первого блока дифференцирования, вход второго блока дифференцирования соединен с выходом датчика глубины, а выход третьего сумматора соединен со вторым входом третьего интегратора, введены блок деления, четвертый, пятый, шестой, седьмой и восьмой сумматоры и пять реле, причем выход первого сумматора подключен к обмотке управления первого реле, второй вход второго сумматора соединен с третьим входом первого интегратора, четвертым входом второго интегратора и первым выходом системы, выход третьего сумматора соединен с обмоткой управления второго реле, выход первого блока дифференцирования через четвертый сумматор подключен к обмотке управления третьего реле, второй вход четвертого сумматора соединен с выходом датчика угловой скорости и через нормально-замкнутые контакты третьего реле с первым выходом системы, выход второго блока дифференцирования через блок деления, второй вход которого подключен к выходу датчика скорости хода, и последовательно соединенные пятый и шестой сумматоры соединен с обмоткой управления четвертого реле, вторые входы пятого и шестого сумматоров соединены соответственно с выходом датчика дифферента и выходом датчика угла атаки, выход пятого сумматора через последовательно соединенные нормально-разомкнутые контакты четвертого и первого реле соединен с вторым выходом системы, к которому через нормально-замкнутые контакты четвертого реле также подсоединен выход датчика угла атаки, выход датчика угловой скорости через седьмой сумматор соединен с обмоткой управления пятого реле, второй вход седьмого сумматора подключен к выходу второго интегратора, и через нормально-замкнутые контакты пятого реле, параллельно которым подсоединены последовательно соединенные нормально-разомкнутые контакты третьего и пятого реле, соединен с третьим выходом системы, к которому через последовательно соединенные нормально-разомкнутые контакты пятого реле и нормально-разомкнутые контакты третьего реле также подсоединен выход датчика угловой скорости, выход первого интегратора через восьмой сумматор, второй вход которого подключен к выходу пятого сумматора, и последовательно соединенные нормально-разомкнутые контакты первого и четвертого реле соединен с четвертым входом первого интегратора, а через нормально-замкнутые контакты первого реле с четвертым выходом системы, к которому через последовательно соединенные нормально-разомкнутые контакты первого и четвертого реле также подсоединен выход первого интегратора, а через последовательно соединенные нормально-разомкнутые контакты первого реле и нормально-замкнутые контакты четвертого реле выход датчика угла атаки, выход первого сумматора через нормально-замкнутые контакты четвертого реле соединен с четвертым входом первого интегратора, выход датчика дифферента через нормально-замкнутые контакты второго реле, параллельно которым подсоединены последовательно соединенные нормально-замкнутые контакты третьего реле и нормально-разомкнутые контакты второго реле, соединен с пятым выходом системы, к которому через последовательно соединенные контакты второго и третьего реле подсоединен выход третьего интегратора.

Существенными отличительными признаками в указанной выше совокупности являются введение избыточных источников информации и средств диагностирования неисправного (сильно зашумленного) канала информации и исключения его из системы оценивания фазовых координат состояния корабля: пять реле, блок деления, пять сумматоров, соединенные в соответствии со схемой, приведенной на чертеже. Указанные выше отличительные признаки в своей совокупности обеспечивают появление в заявляемой системе ряда новых свойств: выработки высококачественной и достоверной информации об угловой скорости и угле атаки корабля двух видов: первый вид более пригоден для задач управления, а второй для последующей обработки при решении задач идентификации.

На чертеже приведена блок-схема системы восстановления параметров движения судна.

Предлагаемая система содержит шесть датчиков: глубины 1, дифферента 2, угла атаки 3, угловой скорости 4, угла перекладки руля 5 и скорости хода 6, два блока дифференцирования 7, 8, блок деления 9, три интегратора 10-12, восемь сумматоров 13-20, четыре электромагнитных реле 21-25, множитель 26.

Принцип работы системы.

Данная система предназначена для выработки высококачественных фазовых координат состояния корабля в вертикальной плоскости с целью использования последних: при мореходных испытаниях для восстановления (уточнения) гидродинамических характеристик математической модели движения корабля; при управлении движением корабля в вертикальной плоскости.

Работа системы основана на наличии избыточных измерителей и непрерывного измерения невязки фазовых координат, выработанных с использованием разных физических принципов. При обнаружении недопустимых расхождений в измерениях одного и того же параметра (величина невязки более допустима на основании перебора разработанных логических условий) выбираются измерения, оптимальные в данный момент времени.

На выходе системы вырабатывается следующая информация (чертеж): для задач идентификации угловая скорость 1, угол атаки 1; для задач управления угловая скорость м, угол атаки м и угол дифферента .

Рассмотрим вид логических условий по выработке наименее зашумленной информации по углу атаки и угловой скорости корабля.

А. Выработка сигнала угла атаки корабля.

Используются измерения: а) угла атаки a, б) скорости изменения глубины , скорости движения корабля v, угла дифферента (), оценки угла атаки м (последняя, вырабатываемая электронной моделью движения корабля).

С целью исключения зашумленной информации либо сбоев в выработке параметров движения корабля используется три сигнала угла атаки: а) непосредственным измерением угла атаки (датчик типа "флюгарка"); б) по измерениям скорости хода корабля, скорости изменения глубины и угла дифферента восстанавливается угол атаки (в соответствии с кинематической зависимостью): где угол дифферента;
v скорость хода корабля;
скорость изменения глубины.

в) используя динамическую (электронную) модель движения корабля, получаем на выходе ее угол атаки (модельный):

где 1 измеренная угловая скорость корабля;
угол перекладки руля;
k1, k2, k3 коэффициенты, зависящие от скорости хода корабля;
f1 логическая функция от невязки двух углов атаки:

где разность измеренного угла атаки и модельного;
разность восстановленного по косвенным измерениям угла атаки и модельного.

Сигнал 1 вырабатывается в соответствии с условием:

где разность измеренной угловой скорости и полученной дифференцированием сигнала угла дифферента.

Как отмечалось выше, на выходе системы вырабатывается два сигнала угла атаки:
1 угол атаки для исследования гидродинамики

м u угол атаки для использования в системе управления движением корабля:

Б. Выработка сигнала угловой скорости корабля
В системе используются три сигнала угловой скорости:
а) с датчика угловой скорости,
б) сигнал производной угла дифферента вырабатывается в блоке дифференцирования

где угол дифферента,
в) восстановленная угловая скорость корабля:

где 1 сигнал угловой скорости с выхода системы;
сигнал угла атаки с выхода электронной модели;
угол перекладки руля.

На выходе системы вырабатывается два сигнала угловой скорости:
w1 сигнал для задач, связанных с исследованием гидродинамики корабля:

м сигнал оценки угловой скорости для задач управления движением корабля:

В. Выработка сигнала угла дифферента.

В системе используются два сигнала угла дифферента:
а) сигнал, вырабатываемый датчиком угла дифферента,
б) jк восстановлением сигнала по кинематическим зависимостям:

На выходе системы вырабатывается сигнал угла дифферента в соответствии с зависимостью:

Работа системы в динамике.

Рассмотрим работу системы для восстановления параметров движения корабля в динамике.

С датчиков 1-6 на вход системы поступает информация о фазовых координатах состояния корабля в вертикальной плоскости.

Для повышения качества и достоверности информация дополняется сигналами с электронной модели движения корабля в вертикальной плоскости.

Электронная модель движения корабля содержит три интегратора 10-12, где реализуются зависимости (2), (8), (11). Далее с использованием приведенных выше условий (1) (12) информация сжимается до минимальной необходимой и максимальной достоверной.

На выходе системы вырабатываются сигналы для использования:
а) в блоках формирования закона управления:
угол дифферента ,
угловая скорость корабля (м),
угол атаки (м);
б) в блоках восстановления гидродинамических коэффициентов математической модели движения корабля:
угловая скорость (1),
угол атаки (1)..

Отличие 1 от м и 1 от м в том, что м от м восстановленные и более сглаженные сигналы, которые эффективнее использовать при формировании закона управления исполнительным органом.

Рассмотрим различные варианты выработки фазовых координат движения корабля в зависимости от зашумления или сбоев в работе каких-либо измерителей.

а) Все измерители и электронная модель движения корабля исправлены и не зашумлены. Тогда все реле (21-25) обесточены и контактные группы их находятся в положении, показанном на чертеже:
угол дифферента с датчика 2 проходит на выход V ,
угловая скорость с датчика угловой скорости 4 проходит на выход 1 (1),
угол атаки с датчика 3 проходит на выход II (1),
оценка угловой скорости вырабатывается на выходе интегратора 11 в соответствии с зависимостью (8),
оценка угла атаки вырабатывается на выходе интегратора 10 в соответствии с зависимостью (1). Функция f1 вырабатывается на сумматоре 13 или 18; при выполнении первого логического условия зависимости (3) не срабатывания реле 24 или при выполнении второго условия зависимости (3) - срабатывают реле 22 и реле 24.

б) При сбое датчика угла атаки 3 срабатывают реле 21 и реле 24;
угол атаки 1=м формируется на выходе сумматора 17 или 1 0 при срабатывании только реле 24 в соответствии с зависимостью (5). Остальные сигналы вырабатываются как ранее по п. а).

При этом на вход интегратора 10 поступает вместо невязки невязка ;
в) При сбое в датчике угловой скорости 4 () срабатывает реле 23, т.к. на выходе сумматора 16 вырабатывается напряжение, большее напряжения срабатывания реле 23 и реле 25 (условие (7), на выходе сумматора 19 напряжение также превышает напряжение срабатывания реле 25.

угловая скорость на выходе системы w1 формируется в соответствии с зависимостью (7). Остальные выходные параметры формируются как в п. а).

в) сбой в датчике угла дифферента 2 (зависимость (12) условие II). Срабатывает реле 22, 23, при этом на V выходе системы

Сигнал м поступает с выхода интегратора 12 через нормально-разомкнутые контакты реле 22 и 23 вместо сигнала с датчика 2. Остальные сигналы вырабатываются аналогично описанному выше в п. а).

г) Сбой в работе электронной модели движения корабля имеет три разновидности:
1) отказ интегратора 12 приводит к срабатыванию только реле 22 и включится табло "Сбой" интегратора 12" (на чертеже эта индикационная связь не приведена). В этом случае в канале 1= (сохраняется подключение к датчику угла дифферента 2). Остальные связи соответствуют так же описанному в п. а).

2) отказ интегратора 11 приводит к срабатыванию только реле 25 и подключению канала к датчику угловой скорости 4.

3) отказ интегратора 10 приводит к срабатыванию только реле 21 и подключению канала к датчику угла атаки 3 (условие 5), т.е. взамен неисправного сглаженного сигнала угла атаки на выходе канала будет сигнал измеренного значения угла атаки, т.е. такой же, как на выходе канала 1.

Предложенная система может найти широкое применение в судостроительной промышленности как при разработке новых систем управления движением кораблей и систем обработки результатов мореходных испытаний, так и при модернизации уже эксплуатирующихся корабельных систем.


Формула изобретения

Система восстановления параметров движения корабля, содержащая датчик глубины, датчик дифферента, датчик угла атаки, датчик угловой скорости, датчик угла перекладки руля и датчик скорости хода, выход которого через множитель подключен к первым входам первого и второго интеграторов, второй вход множителя соединен с выходом датчика угла перекладки руля, выход первого интегратора подключен к вторым входам первого и второго интеграторов и первому входу первого сумматора, к второму входу которого подключен выход датчика угла атаки, выход второго интегратора подключен через второй сумматор к третьему входу второго интегратора и через третий интегратор к первому входу третьего сумматора, к второму входу которого подключен выход датчика дифферента, соединенный также с входом первого блока дифференцирования, вход второго блока дифференцирования соединен с выходом датчика глубины, а выход третьего сумматора соединен с вторым входом третьего интегратора, отличающаяся тем, что введены блок деления, четвертый, пятый, шестой, седьмой и восьмой сумматоры и пять реле, причем выход первого сумматора подключен к обмотке управления первого реле, второй вход сумматора соединен с третьим входом первого интегратора, четвертым входом второго интегратора и первым выходом системы, выход третьего сумматора с обмоткой управления второго реле, выход первого блока дифференцирования через четвертый сумматор подключен к обмотке управления третьего реле, второй вход четвертого сумматора соединен с выходом датчика угловой скорости и через нормально замкнутые контакты третьего реле с первым выходом системы, выход второго блока дифференцирования через блок деления, второй вход которого подключен к выходу датчика скорости хода, и последовательно соединенные пятый и шестой сумматоры соединен с обмоткой управления четвертого реле, вторые входы пятого и шестого сумматоров соединены соответственно с выходом датчика дифферента и выходом датчика угла атаки, выход пятого сумматора через последовательно соединенные нормально разомкнутые контакты четвертого и первого реле соединен с вторым выходом системы, к которому через нормально замкнутые контакты четвертого реле также подсоединен выход датчика угла атаки, выход датчика угловой скорости через седьмой сумматор соединен с обмоткой управления пятого реле, второй вход седьмого сумматора подключен к выходу второго интегратора и через нормально замкнутые контакты пятого реле, параллельно которым подсоединены последовательно соединенные нормально разомкнутые контакты третьего и пятого реле, соединен с третьим выходом системы, к которому через последовательно соединенные нормально разомкнутые контакты пятого реле и нормально замкнутые контакты третьего реле также подсоединен выход датчика угловой скорости, а выход первого интегратора через восьмой сумматор, второй вход которого подключен к выходу пятого сумматора, и последовательно соединенные нормально разомкнутые контакты первого и четвертого реле соединен с четвертым входом первого интегратора, а через нормально замкнутые контакты первого реле с четвертым выходом системы, к которому через последовательно соединенные нормально разомкнутые контакты первого и четвертого реле также подсоединен выход первого интегратора, а через последовательно соединенные нормально разомкнутые контакты первого реле и нормально замкнутые контакты четвертого реле выход датчика угла атаки, выход первого сумматора через нормально замкнутые контакты четвертого реле соединен с четвертым входом первого интегратора, выход датчика дифферента через нормально замкнутые контакты второго реле, параллельно которым подсоединены последовательно соединенные нормально замкнутые контакты третьего реле и нормально разомкнутые контакты второго реле, соединен с пятым выходом системы, к которому через последовательно соединенные нормально разомкнутые контакты второго и третьего реле также подсоединен выход третьего интегратора, к первому выходу системы через последовательно соединенные нормально разомкнутые контакты пятого и третьего реле подсоединен выход первого блока дифференцирования, а через последовательно соединенные нормально разомкнутые контакты пятого реле и нормально замкнутые контакты третьего реле выход датчика угловой скорости.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области автоматического управления подвижными объектами, в частности автономными обитаемыми и необитаемыми подводными аппаратами

Изобретение относится к газовой промышленности и может быть использовано при транспортировке и потреблении природного газа

Изобретение относится к технике управления судами на подводных крыльях (СПК)

Изобретение относится к спасательным средствам и может быть использовано в составе кислородного аппарата для защиты альпинистов от гипоксии в условиях высокогорья

Изобретение относится к области автоматики, в частности к регулирующим клапанам прямого действия, и может быть использовано в пищевой промышленности для регулирования давления в бродильных емкостях, а также для защиты от превышения давления, образующегося при брожении продукта

Изобретение относится к технике измерения массы и может быть использовано для регулирования процессов порционного дозирования сыпучих материалов

Изобретение относится к области гидроавтоматики и может быть использовано в системах автоматического регулирования

Изобретение относится к области неразрушающего контроля технологических процессов в строительной индустрии и может быть использовано для получения данных о параметрах предварительно напряженных арматурных элементов (стержней, канатов и т.д.) при изготовлении железобетонных конструкций, в частности, для определения требуемого удлинения арматурного элемента, измерения напряжений в арматурном элементе и корректировки его длины

Изобретение относится к технике антенных измерений и может быть использовано для измерения положения измерительного элемента для дефектоскопии стен строительных сооружений, для определения ближнего поля антенн с большой апертурой защищенных обтекателем сложной формы, например в виде полусферы ил конусообразной формы

Изобретение относится к двигателестроении, в частности, к газовым двигателям внутреннего сгорания, а более конкретно - к устройствам для регулирования давления топливного газа в газовых двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к области автоматического регулирования, предназначено для регулирования давления жидкости или газа и может быть использовано в системах гидропневмоавтоматики как звено, преобразующее входной электрический сигнал в давление жидкости или газа на выходе системы, управляющей гидравлическими и пневматическими исполнительными механизмами

Изобретение относится к регулятору скорости объекта производственного процесса для монотонного изменения от максимально возможной величины и обратно линейной скорости транспортируемого объекта

Изобретение относится к авиационным комплексам, обеспечивающим условия снижения аварийности при полетах по сложным маршрутам, в районах взлетно-посадочных полос (ВПП) и при посадке - наиболее ответственного этапа эксплуатации летательного аппарата (ЛА)

Изобретение относится к технике автоматического регулирования и может быть использовано в системах коммунального газоснабжения

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано в устройствах управления транспортными средствами

Изобретение относится к технике автоматического регулирования давления газа и может быть использовано как в промышленности, так и в быту
Наверх