Отсечной клапан

 

Использование: на газо- и гидротрассах, приводимых в действие в результате посторонних воздействий, например, при разгерметизации трубопровода. Сущность изобретения: тело запорного элемента выполнено обтекаемой формы и полым с отверстиями по продольной оси для приема окружающего давления и размещения пружин. Пружины закреплены на перегородке в стойках. Проходное сечение между корпусом и запорным элементом в исходном положении выполнено постоянным и равным проходному сечению магистрального трубопровода. 2 ил.

Изобретение относится к предохранительным клапанам, приводимым в действие в результате посторонних воздействий, например, при разгерметизации трубопровода.

Известен предохранительный запорный клапан, который срабатывает под действием изменения скорости потока или при повышении заданной величины расхода и содержит корпус с впускным и выпускными отверстиями, соединенными цилиндрическим каналом, по которому поступает поток. В цилиндрическом канале вдоль оси свободно перемещается клапан и предусмотрены впускные и выпускные отверстия, выполненные со смещением. Клапан в положении "закрыто" прижимается к кольцевому седлу. При повышении заданной величины расхода клапан перекрывает поток [1] Такой клапан сложен в конструктивном исполнении и обладает большим аэродинамическим сопротивлением в исходном положении.

Наиболее близким из известных по достигаемому результату и технической сущности является отсечной клапан, срабатывающий при изменении скорости или расхода рабочего газа и содержащий корпус с седлами, входным и выходным отверстиями, системой перепускных каналов и установленный в нем с возможностью перемещения запорный элемент, выполненный с перегородкой в середине в виде осесимметричного тела, симметрично расположенного относительно плоскости, перпендикулярной магистральному трубопроводу, проходящей через середину корпуса и нагруженного с обеих торцов пружинами относительно стоек, установленных на входе и выходе корпуса [2] Такой клапан обладает рядом недостатков. Он создает заметное аэродинамическое сопротивление потоку и сложен в конструктивном исполнении. Подвижный элемент не обеспечивается потоком, а лишь перекрывает отверстия свободных каналов, наличие которых создает дополнительное сопротивление потоку газа при исходном положении. Разбиение свободного канала на несколько каналов со смещенными по оси входами и выходами создает дискретное по давлению срабатывание, что не всегда удовлетворяет потребностям практики. Разбиение свободного канала на несколько каналов заметно усложняет конструкцию.

Задачей изобретения является повышение надежности в обеспечении перекрытия проходного канала трубопровода при его разгерметизации, обеспечении незначительного сопротивления в исходном положении и упрощении конструкции.

Технический результат достигается тем, что в отсеченном клапане, содержащем корпус с седлами, входным и выходным отверстиями и установленный в нем с возможностью перемещения запорный элемент, выполненный с перегородкой в середине в виде осесимметричного тела, симметрично расположенного относительно плоскости, перпендикулярной магистральному трубопроводу, проходящей через середину корпуса, и нагруженного с обоих торцов пружинами относительно стоек, установленных на входе и выходе корпуса, тело запорного элемента выполнено обтекаемой формы и полым с отверстиями до продольной оси для приема окружающего давления и размещения пружин, закрепленных на перегородке и стойках, при этом проходное сечение между корпусом и запорным элементом в исходном положении выполнено постоянным и равным проходному сечению магистрального трубопровода.

На фиг. 1 приведена схема отсечного клапана; на фиг. 2 размещение отсечных клапанов на газовой магистрали между емкостью источника газа и емкостью потребителя газа, случай разрыва газопровода и срабатывающие при этом клапаны К1 и К2.

Отсечной клапан содержит корпус 1, входной канал 2 и выходной канал 3. Входной и выходной каналы выполнены соосными. Подвижный запорный элемент 4 выполнен в виде обтекаемого полного тела, симметрично расположенного относительно плоскости, проходящей через середину корпуса перпендикулярно оси канала. В теле установлена герметичная перегородка 5.

Подвижный запорный элемент подпружинен с двух сторон, причем пружины 6 закреплены на перегородке 5, а другие концы обеих пружин закреплены на обтекаемых стойках 7 и 8, установленных на входе 2 и выходе 3 корпуса 1.

Для выравнивания давления до и после клапана до рабочих значений после устранения разрыва трубопровода предусмотрена трасса с каналом 9 малого проходного сечения, в рабочем состоянии кран всегда закрыт. При срабатывании клапана подвижный элемент упирается в седла (10 или 11).

Отсечные клапаны устанавливаются на магистральных газопроводах (или гидропроводах) (фиг. 2) для предотвращения утечки газа (или жидкости) в случае разрушения трубопровода. Из газовой сети газ поступает в отсечной клапан через вход 2, омывает стойку 7, подвижный запорный элемент 4 и корпус 1, и уходит через выход 3, омывая стойку 8 (кран 9 закрыт). Проходные сечения на входе, выходе и между подвижным элементом и корпусом примерно равны проходному сечению магистрального трубопровода. При нормальной работе скорости потока в трассе невелики, давление Р1 в сечении между подвижным элементом и седлом 10 и давление P2 в сечении между подвижным элементом и седлом 11 отличаются незначительно, поэтому подвижный элемент 4 будет смещен вправо на малую величину. Сила, действующая на подвижный элемент, обусловленная разностью давлений P1 P2, будет уравновешиваться натяжением пружины 6. Малое смещение подвижного элемента не будет создавать заметного сопротивления потоку.

При разгерметизации трубопровода справа от клапана начнет падать давление P2, что приведет к смещению подвижного элемента 4 вправо, при этом сечение между седлом 11 и подвижным элементом 4 уменьшается, а сечение между седлом 10 и подвижным элементом 4 увеличивается, что приведет к изменению скоростей и росту перепада давлений P1 P2, действующего на подвижный элемент. Увеличится натяжение пружины 6, размещенной между стойками 7, 8 и перегородкой 5. Подбором жесткости пружины всегда можно определить давление P2, при котором канал будет полностью перекрываться. При перекрытии канала клапаном произойдет отсечка трубопровода, из которого поступает газ. Дальнейшее падение давления P2 будет приводить только к более плотному прилеганию подвижного элемента к седлу 11.

После устранения разрыва трубопровода, при повышении давления P2 путем открытия крана 9 подвижный элемент под действием пружины 6 откроет канал до начального положения.

При разгерметизации трубопровода слева от клапана начнет падать давление P1, что приведет к изменению направления скорости течения газа в клапане, и при достижении определенного перепада давления P2 - P1 подвижный элемент 4 переместится влево и перекроет проходной канал слева, произойдет отсечка трубопровода, по которому наполняли объем потребителя газа.

Отсечной клапан выполнен симметричным относительно плоскости, перпендикулярной оси трубопровода и проходящей через его середину, что обеспечивает его срабатывание при разгерметизации трубопровода слева или справа от расположения клапана. При разгерметизации справа клапан перекроет трассу, подающую газ, а при разгерметизации слева клапан перекроет трассу, принимающую газ. Для защиты газопровода от утечек газа при авариях (разрыве труб) необходимо вдоль трассы, особенно в неблагополучных местах, располагать отсечные клапаны через определенные расстояния.

Формула изобретения

Отсечной клапан, содержащий корпус с седлами, входным и выходным отверстиями и установленный в нем с возможностью перемещения запорный элемент, выполненный с перегородкой в середине в виде осесимметричного тела, симметрично расположенного относительно плоскости, перпендикулярной магистральному трубопроводу, проходящей через середину корпуса, и нагруженного с обоих торцов пружинами относительно стоек, установленных на входе и выходе корпуса, отличающийся тем, что тело запорного элемента выполнено обтекаемой формы и полым с отверстиями по продольной оси для приема окружающего давления и размещения пружин, закрепленных на перегородке и стойках, при этом проходное сечение между корпусом и запорным элементом в исходном положении выполнено постоянным и равным проходному сечению магистрального трубопровода.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к арматуростроению, а именно к предохранительным устройствам для транспортных цистерн

Изобретение относится к вертикальным отсечным клапанам, предназначенным для автоматического перекрытия трубопровода при его разгерметизации и используемым как предохранительный клапан на газо- и гидротрассах, приводимый в действие в результате посторонних воздействий, например, при разгерметизации трубопровода

Изобретение относится к нефтегазодобывающей отрасли промышленности

Изобретение относится к нефтегазодобывающей, геологоразведочной промышленности и предназначено для перекрытия труб в аварийных ситуациях

Изобретение относится к запорно-предохранительной арматуре и предназначено для применения в химической и нефтяной промышленности, например в сосудах под давлением с опасными продуктами

Изобретение относится к области запорной арматуры и предназначено для использования в качестве комбинированного клапана, предотвращающего переполнение, в топливных баках транспортных средств

Изобретение относится к области авиационной техники и предназначено для герметизации кабины при аварийной посадке самолета на воду и может быть использовано там, где необходимо обеспечить свободное перетекание воздуха и предотвращение перетекания жидкости

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для защиты технологического оборудования

Изобретение относится к запорной арматуре и предназначено для использования в качестве перекидного продувочного клапана, предотвращающего переполнение, в топливных баках транспортных средств
Наверх